Муниципальная собственность - социально-экономическая основа местного самоуправления
КУРСОВАЯ РАБОТА
МУНИЦИПАЛЬНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ – СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2003 г
О Г Л А В Л Е Н И Е:
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................... 3
Глава 1. Становление и развитие института муниципальной
собственности 5
1.1.Понятие
и состав муниципальной собственности....................................... 5
1.2.Порядок
формирования муниципальной собственности....................... 11
1.3.
Муниципальная собственность – основа местного самоуправления 16
Глава 2. Управление муниципальной собственностью в
современных условиях на примере деятельности органов местного самоуправления
г.Санкт-Петербурга................................................................................................................. 21
2.1.
Особенности института собственности в муниципальном праве Санкт-Петербурга................................................................................................................................... 21
2.2.
Компетенция органов местного самоуправления по вопросам управления
муниципальной собственностью................................................................................ 26
Заключение................................................................................................................................. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................................ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................................................. 38
Актуальность курсовой работы. Институт
собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих
принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть,
пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий
собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования
отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской
Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации «Право
собственности и другие вещные права» (ст. 209-306).
Институт собственности, имеющий
межотраслевой комплексный характер, еще не стал предметом общетеоретических
исследований, хотя неизменно привлекал и продолжает привлекать внимание
исследователей. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в отношениях
собственности воплощаются главные социальные связи и процессы.
Следует отметить большую разработанность
гражданского правового института собственности[1],
а также проблемы государственной охраны собственности[2], Вместе с тем в
юридической литературе неизменно подчеркивается, что отношения собственности
по своему характеру разнородны, регулируются различными отраслями
законодательства: конституционного, административного, гражданского, трудового,
земельного, уголовного и так далее. Это диктует необходимость общетеоретических
обобщений и выделения общих закономерностей, присущих развитию данного
института в различных сферах общества в условиях рыночных отношений. Особенно
это значимо применительно к становлению современной российской государственности,
где только еще формируется многовариантная модель собственности, складывается
рыночная экономика.
В Российской Федерации признается частная,
государственная, муниципальная и иные формы собственности. Гарантируя защиту
права собственности Гражданский кодекс РФ (глава 20) исходит из того, что право
собственности может быть нарушено как путем лишения собственника владения
имуществом, так и иным способом. Вместе с тем, в вопросах управления
муниципальной собственностью в России существует много проблем. Главным
образом, они касаются разграничения государственной собственности между
субъектами управления и полномочий по формированию доходов от использования
объектов собственности, а также методологии ценообразования на объекты
муниципальной собственности.
Цель данной курсовой работы состоит
в изучении муниципальной собственностью как социально-экономической основы
местного самоуправления.
В задачи работы входит:
1.Определить состав и объекты муниципальной
собственности в РФ.
2.Изучить порядок правового регулирования
управления муниципальной собственностью.
3.Показать особенности управления муниципальной
собственностью на примере г.Санкт-Петербурга.
Теоретической и информационной базой работы послужили законодательные
и нормативные акты Российской Федерации, г.Санкт-Петербурга, труды таких
авторов, как А.Амирбеков, Б.Андреев, Е.Г.Анимица, А.Т.Тертышный, В.Беленький, В.Васильев и др.
Собственность представляет собой
исторически определённую общественную форму присвоения материальных благ,
прежде всего, средств производства[3].
Желание присваивать и обладать всегда было присуще человеку по своей природе.
Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен преступления
против собственности составляли немалую часть всех преступных деяний,
совершаемых людьми.
Право собственности являясь гражданско-правовой категорией,
подробно урегулировано в гражданском законодательстве. Оно составляет основную
юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота.
Конституция РФ (ст.35) и Гражданский кодекс РФ
(ст.209), раскрывая содержание права собственности, определяет его как
совокупность прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственность в современном обществе является
ценностью, которая, безусловно, защищается различными отраслями права.
Муниципальное право в данном случае не исключение.
Со времени становления российской
государственности и вплоть до петровских времен управление государственными
имуществами находилось в ведомстве Приказов - органов центрального управления.
Реформы Петра Великого, направленные на централизацию и коллегиальность решения
вопросов управления Россией, привели к созданию Сената, и в помощь ему,
Коллегий, заменивших Приказы.
По вступлении на престол Император Александр 1
предпринимает ряд реформ во всех отраслях государственного управления, в том
числе в области государственного хозяйства России. В 1802 году на смену
Приказам приходят министерства.
При учреждении министерств создание отдельного
ведомства для надзора за государственными имуществами не предусматривалось. Эти
функции распределялись между подразделениями Министерства внутренних дел и
Министерства финансов.
Желая упорядочить управление государственными имуществами,
государственными крестьянами (землями, им принадлежавшими), Александр 1
учреждает 8 декабря 1811 при Министерстве финансов особый Департамент
Государственных имуществ.
Департамент явился началом сосредоточения
управления государственными имуществами и государственными крестьянами,
переданными из разных учреждений и ведомств.
26 декабря 1837 года вышел Указ Александра I об
учреждении Министерства государственных имуществ, которому передаются дела по
управлению государственными имуществами и государственными крестьянами.
В 1843 году в состав Министерства переходит из
финансового ведомства Лесной департамент вместе с Корпусом лесничих. В 1845
году образуется Департамент лесного хозяйства, который в 1866 году преобразован
в Департамент земледелия и сельской промышленности.
В 1894 году ведомство было преобразовано в
Министерство земледелия и государственных имуществ. В мае 1905 года оно снова
меняет статус - реорганизуется в Главное управление землеустройства и земледелия,
в котором сосредоточилось все дело осуществления столыпинских аграрных
реформ.
В октябре 1915 года Главное управление
вновь преобразуется в Министерство.
Министерству государственных имуществ вверялось
управление государственными имуществами (казенными землями, казенными оброчными
статьями, лесами казенного ведомства); общий надзор за исполнением повелений о
сбережении лесов и поощрение лесоразведения и устройства лесов на землях
частных владельцев; заведование «предметами сельского хозяйства»; заведование
кустарными промыслами; попечение над некоторыми категориями населения,
организация управления государственными крестьянами, которое бы повысило их
благосостояние.[4]
В современной России институт муниципальной
собственности впервые получил свое закрепление в Законе «О собственности в РФ»
1990 г., Законе «О местном самоуправлении в РФ» 1991 г.,[5] в Конституции РФ
1993 г. (часть 2 статьи 8). В соответствии со статьей 8 Конституции Российской
Федерации признается и защищается наряду с другими формами собственности
муниципальная собственность. Статьей 132 Конституции России установлено право
органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной
собственностью.
В настоящее время понятие муниципальной
собственности, порядок ее образования, а также порядок владения, пользования и
распоряжения ею определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом
Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» и другими федеральными и региональными законами.
Согласно статье 215 Гражданского Кодекса
Российской Федерации: «имущество, принадлежащее на праве собственности
городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям,
является муниципальной собственностью».
Наличие муниципальной собственности - одно из
важных условий успешного существования муниципального образования.
Муниципальная собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной
собственности и переданным в управление органам местного самоуправления,
составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем в
соответствии со статьёй 61 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», отсутствие муниципальной
собственности на территории муниципального образования не является основанием
для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в
образовании нового муниципального образования.
Субъектом права муниципальной собственности
являются муниципальные образования. В соответствии с определением, содержащимся
в статье 1 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование это городское
или сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией,
часть поселения, иная населенная территория в пределах которых осуществляется
местное самоуправление. В Санкт-Петербурге субъектом права муниципальной
собственности являются города, муниципальные округа и поселки.
Объекты права муниципальной собственности. Круг
объектов права муниципальной собственности законодательно ограничен. К
муниципальной собственности не могут быть отнесен ряд объектов, изъятых из
оборота или ограниченных в обороте, например, боевое оружие.
Объекты права муниципальной собственности
возможно классифицировать по нескольким основаниям:
Во-первых:
Имущество составляющее муниципальную казну.
Имущество находящееся в оперативном
управлении и хозяйственном ведении.
Во-вторых:
Движимое имущество.
Недвижимое имущество.
Имущественные права.
Указанная классификация может быть использована
для создания реестра муниципальной собственности.
Пункт 1 статьи 29 Закон Российской Федерации «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:
-средства местного бюджета,
-муниципальные внебюджетные фонды,
-имущество органов местного самоуправления,
-муниципальные земли и другие природные
ресурсы,
-муниципальные предприятия и организации,
-муниципальные банки и другие
финансово-кредитные организации,
-муниципальные жилищный фонд и нежилые
помещения,
-муниципальные учреждения образования,
здравоохранения, культуры и спорта,
-другое движимое и недвижимое
имущество.
Статья 9 Конституция России выделяет в числе
возможных объектов муниципальной собственности землю и природные ресурсы.
Правовой режим муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской
Федерации. Правовой режим других природных ресурсов определяется Федеральными
законами «О недрах», «Об охране окружающей природной среды», Лесным и Водным
кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют
право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за
природопользование.
Содержание права муниципальной собственности
составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и
распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению
и в своем интересе.[6]
Полномочие владения - это юридически обеспеченная
возможность хозяйственного господства собственника над вещью.
Полномочие пользования - это юридически
обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее
потребления. Полномочие пользования обычно опирается на полномочие владения.
Полномочие распоряжения - это юридически
обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических
актов по отношению этой вещи.
Право муниципальной собственности, как и право
собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. Все лица
по отношению к муниципальной собственности выступают в качестве обязанных лиц.
Их обязанность состоит в том, что они не должны посягать на целостность
муниципальной собственности. В свою очередь, собственник может совершать в отношении
своего имущества любые действия, которые не противоречат закону и не нарушают
права и охраняемые законом интересы других лиц.
Муниципальной собственности отчасти присущ
властный характер, который выражается в способах ее осуществления. В то же
время властное начало муниципальной собственности никак не должно сказываться
на реализации права муниципальной собственности в гражданских
правоотношениях.
В законах многих субъектов РФ состав
муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как
унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания,
бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по
оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке
мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных
обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры
(Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное
в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями,
входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская,
Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен
в уставах муниципальных образований.
Процесс формирования муниципальной собственности
во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между
Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Порядок
формирования муниципальной собственности был определен в постановлении
Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении
государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».[7]
В соответствии с приложением №3 к названному постановлению в состав
муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства,
расположенные на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой
фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты
инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка разграничить
собственность муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов. В состав
муниципальной собственности также передавались объекты, находившиеся в
собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории
соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли,
общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты
здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские
мощности. Помимо этого в муниципальную собственность должны были быть переданы
предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового
обслуживания, находившиеся в ведении министерств и ведомств.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|