2-я особенность
– неэластичный спрос и, соответственно, большая крутизна его кривой D. Неэласт.спроса объясняется его уникальностью и незаменимастью,
отсутствием конкурирующих товаров, на которые мог бы переместится спрос.
При монополии
степень несовершенства рынка достигает максимального уровня. В третьих, высокая
степень несовершенства рынка, проявляется в том, что реализуются тут типичные
последствия несовершенной конкуренции.
1.
Сильное недопроизводство товаров, по сравнению с
конкурентным уровнем (Qm<<
Qo);
2.
Значительное завышение цен, которая сложилась бы
при совершенной конкуренции (Pm >>
Po);
3.
Тенденция к постоянному получению экономической
прибыли (Pm – ATCm > 0). График относится к краткосрочному периоду.
Появление
прибыли (п.3) может быть преходящим явлением. Появление новых фирм разрушает в
отрасли экон. прибыль в долгосрочном периоде.Периодически пропадает прибыль и у
олигополистов, особенно когда между ними нпчинаются конкурентные войны.
При монополии, в
силу неопредолимости барьеров (билет№40) для входа в отрасль, здесь помимо воли
монополиста не создаются новые производственные мощности, т е краткосрочный
период никогда не сменяется долгосрочным, если только это не обещает приносить
прибыль монополисту. Поэтому однажды возникнув, прибыль присваиваится
монополистом на постоянной основе.
43. Поведение
фирмы монополиста в краткосрочный и длгосрочный период.
P
MC (рис 2 a,b) P
MC
Q1
Q2 Q1 Q2
ATC
ATC
0 0
D
D
Q1 Q2 Q
Q1 Q2 Q
На графике обращает
на себя внимание кривая спроса D. Она удовлетворяет
критерию несоверш.конкуренции – спрос не является обсалютно эластичным, т е
кривая паралельна оси обсцисс, а имеет отрицательный наклон.
Причина-дифференциация продукта и благодаря ей на своем сигменте рынка она –
монополист. Отсюда и кривая спроса приобретает отрицательный наклон: рост
объема выпуска достичается за счет снижения цен. (а)-максимизация
своей прибыли).
Во вторых виден
механизм определения фирмой оптимального размера выпуска. Т.е фирма
максимизирует прибыль при таком объеме, при котором предельные издержки равны
предельному доходу.Это правило MC = MR. – фирма наращивает производство до тех пор,
пока дополнительные затраты, связанные с выпуском дополнительной
един.продукции, не начинает превышать выручку от ее реализац. Рис. а.) - Точка
пересеченя МС и MR задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене Ро она максимизирует прибыль или
минимизирует свои убытки Рис. b. Из графика видно, что Q1 меньше Q2, т. е.- таже самая цена Ро и те же
предельный затраты фирмы сложились бы на рынке совершенной конкуренции, то
фирма выбрала бы объем продаж Q2. Вывод – в краткосрочном
периоде заметны родовые черты, сближающие монополистическую конкуренцию с
другими видами несовершенной конкуренции.
Р
D1
P1
0 ATC
Pc
D2
D3
Q1 Qc Q Отчетливо специфика монопол-й. конкуренции проявляется в
долгосрочном периоде. Примем, что кривая затрат не меняется, фирма получает
экономическую прибыль. (линия D1) лежит выше минимального
уровня АТС. При такой ситуации чистая монополия имела бы тенденцию к
закреплению на длительное время, т к господствуящая фирма не допустила бына
рынок новых производителей. При монополистической конкуренции вход на рынок
сравнительно свободен. Новые фирма начнут производить товары, близкие к
продукции рассматриваемой фирмы. Кривая спроса тогда фирмы сторожилы снизится,
так как часть клиентов отойдут. Это буде продолжаться пока не исчезнит прибыль
и кривая спроса не займет положение касательной к кривой затрат D3 Финал таким же будет если фирма в начальный период несла убытки.
Только в этом случае компании будут сужать ассортимент убыточных товаров и
кривая спроса для той же фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться,
пока тоже не займет положение касательной.
44.
Социально-экономические последствия монополии.
Монополизм-
состояние экономики, позволяющее отдельным хозяйствующим субъектам навязывать
собственные интересы обществу и другим хозяйственным субъектам и игнорировать
интересы последних.
Проблема
монополий - мы видим, что монополии склонны ограничивать свой выпуск товаров
уровнями ниже крнкурентных фирм. Такого рода использование монопольной власти
обеспечивает соответствующим фирмам получение прибыли выше нормального
уровня. Однако власть монополий, создавая разницу между величиной предельных
издержек производства продукции и ценностью ее дополнительной единицы для
потребителя,приводит к потерям для общества. Монополии создают
рынки несовершенной конкуренции.
Р
Om
Pm
Pd D
MC
Po
0 ATC
M
K D
MR
Qm Qo Qo Q
При монополии
степень несовершенства рынка достигает максимального уровня. Высокая степень несовершенства
рынка, проявляется в том, что реализуются тут типичные последствия
несовершенной конкуренции.
4.
Сильное недопроизводство товаров, по сравнению с
конкурентным уровнем (Qm<<
Qo);
5.
Значительное завышение цен, которая сложилась бы
при совершенной конкуренции (Pm >>
Po); Ценовая дискриминация.
6.
Тенденция к постоянному получению экономической
прибыли (Pm – ATCm > 0). График относится к краткосрочному периоду.
Появление
прибыли (п.3) может быть преходящим явлением. Появление новых фирм разрушает в
отрасли экон. прибыль в долгосрочном периоде.Периодически пропадает прибыль и у
олигополистов, особенно когда между ними нпчинаются конкурентные войны.
При монополии, в
силу неопредолимости барьеров (билет№40) для входа в отрасль, здесь помимо воли
монополиста не создаются новые производственные мощности, т е краткосрочный
период никогда не сменяется долгосрочным, если только это не обещает приносить
прибыль монополисту. Поэтому однажды возникнув, прибыль присваиваится
монополистом на постоянной основе. Монополизм- состояние экономики, позволяющее
отдельным хозяйствующим субъектам навязывать собственные интересы обществу и
другим хозяйственным субъектам и игнорировать интересы последних.
45.
Характеристика простой монополии и монополии, проводящей ценовую дискриминацию.
Монополия-
состояние экономики, позволяющее отдельным хозяйствующим субъектам навязывать
собственные интересы обществу и другим хозяйственным субъектам и игнорировать
интересы последних. Это также большая доля рынка у отдельных производителей.
Уникальность
Единственая фирма-
продукции - гигант
Монополия
Непреодалимые
Полная
барьеры
информация
Это черты монополии.
Способ смягчения
недопроизводства без нарушения интересов монополиста является ценовая
дискримиеация
Р
Om
Pm
Pd D
MC
Po 0 ATC
M K D
MR
Qm Qo Qo Q
Треугольник Om ОМ-называется мертвым грузом, т.к. он представляет собой объем
производства, пропавшего как для потребителей,…. Так и для монополиста. Кривая
предельнфх издержек МС проходит на этом участке ниже кривой спроса D, т.е. для каждой дополнительной единицы продукции, в интервале от Qm до Qo, в принципе нашелся бы потребитель, готовый
заплатить больше, чем составляют издержки ее производства.
Но монополист
никогда не производит Qd –ю единицу продукции, ограничивая
выпуск количеством Qm. Здесь складывается парадоксальная ситуация
– нарушение интересов производителя и потребителя, Монополист не производит
продукцию, способную приносить прибыль, а платежеспособный покупатель не может
ее приобрести. Причина – Моноп-т был бы рад продать самому себе Qd- ю единицу прод. По цене Рd, но для реализациии
всего объема (от 0 до Qd) общий уровень цен пришлось бы
понизить с оптимальной велич. Pm до Po, но это сокращает прибыль. И здесь необходима ценовая дискриминация,
которая предлагает продажу одинаковых товаров по разным ценам.
46. Ценовая
дискриминация и ее разновидности.
Способ смягчения
недопроизводства без нарушения интересов монополиста является ценовая
дискримиеация
Р
Om
Pm
Pd
D
MC
Po 0 ATC
M K D
MR
Qm Qo Qo Q
Треугольник Om ОМ-называется мертвым грузом, т.к. он представляет собой объем
производства, пропавшего как для потребителей,…. Так и для монополиста. Кривая
предельнфх издержек МС проходит на этом участке ниже кривой спроса D, т.е. для каждой дополнительной единицы продукции, в интервале от Qm до Qo, в принципе нашелся бы потребитель, готовый
заплатить больше, чем составляют издержки ее производства.
Но монополист
никогда не производит Qd –ю единицу продукции, ограничивая
выпуск количеством Qm. Здесь складывается парадоксальная ситуация
– нарушение интересов производителя и потребителя, Монополист не производит
продукцию, способную приносить прибыль, а платежеспособный покупатель не может
ее приобрести. Причина – Моноп-т был бы рад продать самому себе Qd- ю единицу прод. По цене Рd, но для реализациии
всего объема (от 0 до Qd) общий уровень цен пришлось бы
понизить с оптимальной велич. Pm до Po, но это сокращает прибыль. И здесь необходима ценовая дискриминация,
которая предлагает продажу одинаковых товаров по разным ценам .
Разновидности
дискриминации –степени.
Дискрим. 1-й
степени это продажа единицы продукции по цене спроса, т.е.прямая дохода MR = D, следовательно в силу правила МС= MR выпеук продукции при такой монополии сравнится с конкурентным уровнем Qo. Здесь огромная прибыль.т. к. покупатель заплатит максим. цену; увеличитсч
число покупателей, которые способны покрыть предельные издержки и принести
продавцу хоть минимальную прибыль на каждой проданной единицы продукции. 1-я
степень является абстрактной т.к. у монополистов нет возможности тосно выявить
предельную сумму,которую может заплатить покупатель.Последствия: расширяется
выпуск и следовательно удовлетвор.потребности;увеличивается прибыль и доход у
монополиста; дополнительные прибыли возникают из-за того, что покупатели при
ценовой дискриминации более высокую цену, чем без нее. Здесь-более платежеспособные
платят больше, а менее платежеспособные – меньше.
Ценовая
дискриминация сводится обычно ко второй и третьей степени: Задача – выявление
клиентов ,способных заплатить больше. Принцип 2-й степени – Покупаешь больше
–платишь меньше (в основном это опт); Принцип 3-й степени Бедные платят
меньше. – засчет этого увеличивается клиентура.
47.
Отличительные черты олигополистического рынка.
Олигополия –
одна из распространеных структур рынка в современной экономике. (как правило
все отрасли тяжелой промышленности
-металлургия,химия,электроника,автомобилестроение,судо и самолетостроение и
т.д.
Черты
Олигополии:
Однородность
или Малочисленность
Разнородность и крупные размеры
Продукции
фирм
Олигополия
Крупные
барьеры Несовершенная инфор-
(размер
фирмы) информация (субъекти-
вный фактор)
Яркая черта –
немногочисленность их на рынке. Но и как в монополистической конкуренции,
наряду сними часто действуют и немало мелких фирм. Их большая суммарная часть
оборота отрасли определяет развитие событий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|