По каждому кассовому аппарату кассир-операционист ежедневно составляет
отчет, подписывает его и вместе с выручкой сдает старшему (главному) кассиру
или руководителю организации. При этом оформляется приходный кассовый ордер.
Отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6) составляется в одном экземпляре.
В небольших организациях кассир-операционист сдает деньги
непосредственно инкассатору банка. Сдача денег в банк отражается в отчете.
Выручка за рабочий день (смену) определяется по показаниям суммирующих
денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня (смены) за вычетом суммы
денег, возвращенных покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.
Эти суммы подтверждает своей подписью представитель администрации (например,
заведующий отделом).
Прием и оприходование денег в кассу заверяют в отчете своими подписями
старший кассир и руководитель организации. Отчет служит основанием для
составления сводного отчета "Сведения о показаниях счетчиков
контрольно-кассовых машин и выручке организации" (форма N КМ-7,
утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132).
Если кассовый аппарат передают в ремонт, в журнале делают
соответствующую отметку.
2.9.3. Журнал регистрации показаний суммирующих денежных
и контрольных счетчиков ККТ
Часто бывает, что чеки выбивает продавец или, скажем, официант. В таких
случаях заполняют журнал регистрации показаний суммирующих денежных и
контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без
кассира-операциониста (форма N КМ-5, утвержденная Постановлением Госкомстата
России от 25 декабря 1998 г. N 132).
В этом журнале учитывают приход наличных денег по одной
контрольно-кассовой машине. Аналогично форме N КМ-4 он должен быть прошнурован,
пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и
главного (старшего) бухгалтера организации и печатью.
Все записи в журнале ведет специалист (продавец, официант, приемщик),
работающий на ККТ, ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой
ручкой без помарок. Если в журнал вносятся исправления, то они должны
заверяться подписями кассира, контролера-кассира, продавца или официанта,
руководителя и главного бухгалтера организации.
В начале рабочего дня (смены) работник заполняет графу 6 журнала. Здесь
приводят показания суммирующего денежного счетчика машины на начало рабочего
дня (смены). Свою фамилию, имя и отчество он записывает в графе 3 журнала.
Графу 5 журнала заполняет работник налоговой инспекции или центра
технического обслуживания только при проверках, перерегистрации ККМ, снятии ККМ
с учета или при передаче машины в ремонт.
В конце рабочего дня (смены) контролер-кассир должен записать показания
суммирующего денежного счетчика на конец рабочего дня или смены (графа 7).
Сумма денежной выручки (графа 9) должна соответствовать разнице между
показаниями счетчика на начало и конец рабочего дня (смены).
В конце каждого рабочего дня (смены) журнал подписывают работники,
принимавшие в течение дня наличные деньги, и представитель администрации
организации.
2.9.4. Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых
машин и выручке организации
Форма N КМ-7 применяется для составления сводного отчета о показаниях
счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации за текущий рабочий
день и является приложением к справке-отчету кассира-операциониста на текущую
дату.
Такой сводный отчет составляется в одном экземпляре старшим кассиром
ежедневно и вместе с актами, справками-отчетами кассиров-операционистов,
приходными и расходными кассовыми ордерами передается в бухгалтерию организации
до начала работы следующей смены.
Согласно показаниям счетчиков на начало и на конец работы по каждой
контрольно-кассовой машине рассчитывается выручка, в том числе с распределением
ее по отделам. Суммы подтверждаются подписями соответствующих заведующих
отделами (секциями).
В конце таблицы подводятся итоги показаний счетчиков всех
контрольно-кассовых машин и итоговая выручка организации с распределением ее по
отделам (секциям). Согласно актам указывается итоговая сумма денег, выданных
покупателям (клиентам) по возвращенным ими кассовым чекам, на которую
уменьшается общая выручка организации. Сведения подписываются руководителем и
старшим кассиром организации.
2.10. Техническое обслуживание кассовых аппаратов
Как мы уже отмечали ранее, чтобы поставить ККТ на учет в налоговой
инспекции, вам придется, помимо прочего, представить договор на обслуживание
ККТ, заключенный с центром технического обслуживания.
Как правило, размер ежемесячной стоимости технического обслуживания ККТ
устанавливается договором между организацией (индивидуальным предпринимателем)
и ЦТО, но оплата производится авансом за несколько месяцев вперед.
В бухгалтерском учете расходы, связанные с техническим обслуживанием
ККТ, являются расходами по обычным видам деятельности. Это следует из п. 7
Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99,
утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
При этом такие расходы принимаются ежемесячно, по мере оказания услуг и
оформления соответствующего акта. До этого момента средства, перечисленные ЦТО
по договору, следует отразить на счете 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками" (субсчет "Расчеты по авансам выданным").
В целях исчисления налога на прибыль данные затраты по договору
учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией, что
предусмотрено пп. 2 п. 1 ст. 253 Налогового кодекса РФ.
"Входной" НДС принимается к вычету из бюджета на основании п.
2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ по мере того, как услуги будут
оказаны, на основании счета-фактуры, выставленного центром технического
обслуживания (если, конечно же, фирма или предприниматель является плательщиком
данного налога).
Пример 10. Торговая организация ООО "Магнолия" оплатила
центру технического обслуживания за поддержание в исправном состоянии
контрольно-кассовой машины предоплату за шесть месяцев вперед в сумме 3540 руб.
(в том числе НДС - 540 руб.). Отметим, что данная фирма является плательщиком
НДС. В целях налогообложения прибыли фирма применяет метод начисления.
Ежемесячная стоимость технического обслуживания ККТ составляет 590 руб.
(в том числе НДС - 90 руб.).
В учете ООО "Магнолия" бухгалтер отразит следующее:
Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"
Кредит 51
- 3540 руб. - произведена предоплата за техническое обслуживание ККТ.
Далее ежемесячно в течение шести месяцев бухгалтер будет отражать в
учете фирмы:
Дебет 44
Кредит 60 субсчет "Расчеты за техобслуживание ККТ"
- 500 руб. (590 - 90) - отражена в составе расходов стоимость
технического обслуживания ККТ;
Дебет 19
Кредит 60 субсчет "Расчеты за техобслуживание ККТ"
- 90 руб. - отражен "входной" НДС;
Дебет 60 субсчет "Расчеты за техобслуживание ККТ"
Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"
- 590 руб. - зачтена предоплата, произведенная ранее по договору с ЦТО;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"
Кредит 19
- 90 руб. - возмещен из бюджета "входной" НДС.
В целях налогообложения прибыли фирма будет ежемесячно списывать на
расходы по 500 руб.
Если фирма (предприниматель) работает по "упрощенке", то
расходы на техобслуживание ККТ принимаются в целях налогообложения на основании
пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. При этом
"входной" НДС по этим расходам будет списан на затраты по пп. 8 п. 1
ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.
Пример 11. Изменим данные предыдущего примера. На этот раз предположим,
что ООО "Магнолия" применяет упрощенную систему налогообложения.
Тогда фирма будет признавать в расходах по 590 руб. ежемесячно.
2.11. Ремонт
Кассовые машины передают в ремонт в центр технического обслуживания, с
которым у организации (индивидуального предпринимателя) заключен договор. При
этом оформляется акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных
счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении
ее в организацию (форма N КМ-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России
от 25 декабря 1998 г. N 132).
Акт составляется в одном экземпляре и подписывается членами комиссии с
обязательным участием представителя контролирующей организации (налогового
инспектора), руководителя, старшего кассира, кассира организации и специалиста
центра технического обслуживания ККМ.
Акт с накладной, оформленной на передачу кассового аппарата в центр
технического обслуживания для ремонта, сдаются в бухгалтерию организации не
позднее следующего дня. Соответствующие отметки об этом делаются в журнале
кассира-операциониста (форма N КМ-4, утвержденная Постановлением Госкомстата
России от 25 декабря 1998 г. N 132) в конце записей за рабочий день.
Ремонт контрольно-кассовых машин производится с разрешения
администрации организации только после снятия показаний суммирующих денежных и
контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти). После ремонта показания
суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти)
проверяются и фиксируются в акте, а кожух контрольно-кассовой машины
пломбируется.
Если необходим ремонт денежных контрольных счетчиков или электронной
части контрольно-кассовой машины, то делается соответствующая запись в журнале
учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N
КМ-8, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N
132). Этот журнал находится у руководителя организации или его заместителя, а
заполняет его специалист технического центра.
Записи о приемке работ по ремонту ККТ подтверждаются подписями
специалиста центра технического обслуживания и ответственного лица организации.
Кроме отметок о проведенных работах в журнале делается запись об опломбировании
и содержании оттиска клейма.
В бухгалтерском учете расходы, связанные с поддержанием основных
средств в исправном состоянии, являются расходами по обычным видам
деятельности. Это предусматривает п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы
организации". Если же кассовый аппарат по своей стоимости не включен в
состав основных средств, расходы по его ремонту также можно учесть по данной
статье затрат. Таким образом, расходы по ремонту ККТ признаются по мере
оказания услуг и оформления акта об их оказании.
В целях налогообложения прибыли данные расходы учитываются в составе
прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 1 ст. 260
Налогового кодекса РФ).
Суммы НДС, которые организация платит ЦТО за услуги по ремонту
кассового аппарата, можно принять к вычету из бюджета на основании п. 2 ст. 171
и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ. Правда, эта норма касается лишь тех фирм,
которые являются плательщиками НДС.
Пример 12. Торговая организация ООО "Сигма" отдала свой
кассовый аппарат в ремонт в центр технического обслуживания, с которым у нее
заключен договор. Стоимость ремонта составила 1180 руб. (в том числе НДС - 180
руб.).
Отметим, что ООО "Сигма" является плательщиком НДС.
В учете организации бухгалтер отразит следующее:
Дебет 44 Кредит 60
- 1000 руб. (1180 - 180) - отражена стоимость ремонта ККТ;
Дебет 19 Кредит 60
- 180 руб. - отражен "входной" НДС;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"
Кредит 19
- 180 руб. - принят "входной" НДС к вычету из бюджета;
Дебет 60 Кредит 51
- 1180 руб. - оплачен ЦТО ремонт кассового аппарата.
Если организация (индивидуальный предприниматель) применяет
"упрощенку", то расходы по ремонту ККТ также можно будет учесть в
целях налогообложения. Так, расходы по ремонту кассовых аппаратов, которые
учитываются в составе основных средств, принимаются при "упрощенке"
на основании пп. 3 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ, а расходы по ремонту
кассовых аппаратов, которые не являются основными средствами, - на основании
пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.
2.12. Перерегистрация
Налоговые органы обязаны осуществить перерегистрацию кассового
аппарата, несмотря на его исключение из реестра, к примеру, если владелец ККМ
изменяет свое местонахождение (место жительства). Если же организация меняет
свое наименование или предприниматель - фамилию (имя, отчество), то не понадобится
даже снятие кассового аппарата с учета: в налоговом органе просто проведут так
называемую "перефискализацию" фискальной памяти и заменят
регистрационную карточку, приведя их содержание в соответствие с новыми
реквизитами. Однако в этом случае налоговики исходят из того, что для кассовых
аппаратов Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы,
установлен срок службы свыше 5 до 7 лет включительно (четвертая амортизационная
группа). Следовательно, организация не вправе применять исключенную из
Госреестра модель кассовой техники более 7 лет.
Правда, здесь тоже есть проблема: должен ли данный срок отсчитываться
от даты выпуска кассового аппарата или же от момента его ввода в эксплуатацию?
К счастью, организации теперь можно опереться на Постановление
Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2006 г. N
А82-9053/2005-31, в котором указано, что нормативный срок следует отсчитывать
от даты, начиная с которой кассовый аппарат введен в эксплуатацию, даже если до
этого он несколько лет стоял на складе. Собственно, суд вовсе не сделал
открытия, а просто внимательно прочитал Налоговый кодекс РФ. Ведь основное
средство нельзя включить в амортизационную группу, пока оно не введено в
эксплуатацию (п. 1 ст. 258, п. 2 ст. 259 Налогового кодекса РФ).
Можно не бояться отказа налоговых органов в перерегистрации кассовой
техники, исключенной из Госреестра, также в случае, если необходимость такой
перерегистрации вызвана реорганизацией прежнего владельца ККМ. Например, если
при выделении из состава юридического лица одной или нескольких организаций к
последним на основании разделительного баланса перешли устаревшие, но
недоамортизированные модели кассовых аппаратов. При возникновении сложностей
можно сослаться на Письмо ФНС России от 11 мая 2005 г. N 22-3-12/766, где
разъяснено, что отказ в перерегистрации в подобных обстоятельствах
неправомерен.
Таким образом, наличие остаточной стоимости у ККТ, исключенной из
Государственного реестра, гарантирует отсутствие проблем у владельца устаревшей
кассовой машины.
2.13. Снятие кассовых машин с учета
Чтобы снять кассовый аппарат с учета, в налоговую инспекцию нужно
представить ряд документов.
Во-первых, нужно подать заявление о снятии ККТ с учета.
Типовой бланк заявления о снятии с учета контрольно-кассовой машины не
предусмотрен. Поэтому его можно подать в произвольной форме, указав все
реквизиты организации, технические характеристики кассовой машины и т.д.
Примерный образец такого заявления приведен на с. 50.
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│
В инспекцию МНС России│
│
N 29 по ЮЗАО г. Москвы│
│
│
│
Заявление │
│
│
│
В соответствии со ст. ст. 5 и 7 Федерального закона от│
│22
мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники│
│при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с│
│использованием
платежных карт" общество с ограниченной│
│ответственностью
"Солнечный круг" просит снять с учета│
│контрольно-кассовую
машину в количестве одной штуки. │
│Для
снятия с учета указанной контрольно-кассовой машины сообщаем│
│следующие
сведения. │
│1.
Общество с ограниченной ответственностью "Солнечный круг";│
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|