Кинематика и динамика поступательного движения
Общий физический практикум
Часть I
МЕХАНИКА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Указания к выполнению лабораторных работ по механике ………......4
Математическая обработка результатов измерений ................................6
Лабораторная работа №1. Изучение кинематики и динамики поступательного движения
на машине Атвуда ...........................................................13
Лабораторная работа №2. Изучение вращательного
движения твердого тела
........................................................................................................…........
17
Лабораторная работа №3. Определение момента инерции и проверка теоремы Гюйгенса –
Штейнера методом крутильных колебаний.
Трифлярный
подвес
....................................................................…................
21
Лабораторная работа №4. Определение момента инерции махового колеса и
момента силы трения в опоре ............……………………………… 26
Лабораторная работа №5. Изучение законов сохранения энергии и импульса
при ударе………..……………………………………….....................29
Лабораторная работа №6. Определение скорости полета пули методом баллистического
маятника ...................………………….............................. 34
Лабораторная работа №7. Изучение физического маятника....……........37
Лабораторная работа №8. Изучение колебательного движения с помощью
математического маятника.....................................................................
40
Лабораторная работа №9. Определение ускорения свободного падения при
помощи оборотного маятника
....................................…........................ 44
Лабораторная работа №10. Изучение сложения колебаний с помощью электронного
осциллографа ..................………………................................. 46
Лабораторная работа №11. Исследование собственных колебаний струны методом
резонанса
......................................................................................55
Лабораторная работа №12. Определение скорости звука в воздухе .......58
Лабораторная работа №13. Определение модуля сдвига методом крутильных колебаний
...........................................................................................60
Лабораторная работа №14. Изучение деформации растяжения ............. 64
Приложение 1. Формулы для вычисления погрешностей
..........................70
Приложение 2. Моменты инерции твердых тел, имеющих простую геометрическую
форму .........................................................................................71
Приложение 3. Упругие характеристики
некоторых металлов и сплавов………….....................................................................................................
72
УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ
РАБОТ ПО МЕХАНИКЕ
Глубокое усвоение физики вообще и механики в частности возможно путем изучения
теории и в процессе ее применения для решения различных расчетных, качественных
и экспериментальных задач.
С физическим экспериментом студент знакомится
уже на лекционных занятиях по физике. Но приобщение его к экспериментальным
методам и приемам начинается с лабораторного практикума по механике в курсе
«Физические лаборатории». Здесь применяются и теория, и, кроме того,
формируются практические умения и навыки в проведении физических измерений, в
обработке и представлении результатов.
Перечень работ, предлагаемых в данном
Практикуме, предназначен для студентов- физиков и отвечает требованиям,
предъявляемым к этому виду занятий, и имеет резерв работ и заданий к некоторым
из них. Это позволяет использовать его при постановке практикума по физике для
студентов других специальностей.
Практикум по механике содержит инструкции и
методические указания к выполнению работ, построенных единообразно, по
примерной форме: цель работы, идея эксперимента, теория, экспериментальная
установка, проведение эксперимента. В заданиях к работе подробно описана
методика эксперимента и даны указания к обработке результатов.
Качественное выполнение и успешная защита
результатов лабораторных работ студентами невозможны без самостоятельной
предварительной подготовки к лабораторным занятиям. В процессе подготовки к очередному
занятию, прежде всего, необходимо изучить по данному руководству описание
выполняемой работы. Однако, ограничиться только этим нельзя, так как
теоретическое введение к каждой работе, приведенное в данном пособии, не может
рассматриваться как достаточный минимум для глубокого понимания физических
основ работы. Поэтому необходимо к каждой работе читать материал,
соответствующий теме работы, по учебнику. Нельзя приступать к работе без
усвоения ее основных теоретических положений, не осознав логики процедуры
измерений, не умея пользоваться измерительными приборами, относящимся к этой
работе. Приступая к работе, студент должен твердо представлять цель данной
работы, общий план работы, т.е. последовательность действий при проведении
измерений. Это является главным основанием для допуска к работе при
собеседовании с преподавателем в начале занятия.
Приступая к выполнению лабораторной работы,
студент должен осуществить сборку и настройку установки, соблюдая при этом
указания настоящего руководства и правила техники безопасности. Тщательность в
подготовке приборов к измерениям и в проведении самих измерении является
залогом хороших окончательных результатов. Правильность сборки проверяется
преподавателем или лаборантом, после чего студент получает разрешения
приступить к работе.
Результаты измерений должны быть оформлены в
виде краткого отчета. В учебной лаборатории имеются примерные формы отчетов по
каждой работе. В них показано, какие именно таблицы, графики, расчеты обязательны
в отчетах. Отчеты должны содержать выводы, сделанные на основании результатов
работы. Если есть необходимость, студент имеет право корректировать форму
отчета, добиваясь максимальной на-
глядности представления результатов. При обработке
результатов измерений следует уделять большое внимание расчету погрешностей
измерений и критическому анализу полученных результатов, который должен быть
представлен в выводах.
Наличие отчетов и их защита являются основанием
для зачета каждой работы и зачета по курсу «Физические лаборатории».
Рекомендуемая литература
Теория
1. Александров Н.В., Яшкин
Л.Я. Курс общей физики. Механика. - М.: Просвещение, 1978.
2. Архангельский М.М. Курс
физики. Механика. - М.: Просвещение, 1975.
3. Детлаф А.А., Яворский
Б.М. Курс физики, т. I. - М.: Высшая школа, 1973.
4. Савельев И.В. Курс общей
физики. Механика и молекулярная физика. - М.: Наука, 1986.
5. Савельев И.В. Курс
физики, т. I. - М.: Наука, 1973.
6. Сивухин Д.В. Общий курс
физики, т. I. - М.: Наука, 1975.
7. Стрелков С.П. Механика. - М.: Наука, 1975.
8. Хайкин С.Э. Физические
основы механики. - М.: Наука, 1971.
9. Фриш С.Э., Тиморева А.В.
Курс общей физики, т. I. - М.: Физматгиз, 1961.
Физические лаборатории
1. Александров Н.В.
Практикум по общему курсу физики. Механика и акустика. М.: Просвещение, 1964.
2. Каленков С.Г., Соломахо
Г.И. Практикум по физике. Механика. – М: Высшая школа, 1990.
3. Кортнев А.В., Рублев
Ю.В., Куценко А.Н. Практикум по физике. – М.: Высшая школа, 1965.
4. Лабораторный практику по
общей физики. / Под. ред. Гершензона и Малова Е.М. - М.: Просвещение, 1985.
5. Руководство к
лабораторным занятиям по физики. / Под. ред. Гольдена Л.Л. - М.: Наука, 1964.
6. Салецкий А.М., Слепков
А.И. Динамика твердого тела. Лабораторный практикум. – М.: издательство физического
факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997.
7. Физический практикум, ч.
I / Под. ред. Ромченко И.С. – М.: издательство Московского
инженерно-физического института, 1970.
8. Физический практикум./
Под. ред. Ивероновой В.И. - М.: Наука, 1967.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ИЗМЕРЕНИЙ
Под измерением понимают сравнение
измеряемой величины с другой величиной, принятой за единицу измерения.
Измерения подразделяются на прямые и косвенные.
При прямых измерениях определяемую
величину сравнивают с единицей измерения непосредственно или при помощи
измерительного прибора, проградуированного в соответствующих единицах.
При косвенных измерениях
искомая величина определяется (вычисляется) по результатам прямых измерений
других величин, которые связаны с измеряемой величиной определенной
функциональной зависимостью.
1. Погрешности результатов
измерений
Истинное значение физической величины обычно
точно определить нельзя. Корректный способ представления результатов любого
измерения состоит в том, что экспериментатор указывает свою наилучшую оценку
измеряемой величины xнаил и интервал, в котором, как он
уверен, она лежит:
(измеренная
величина)
(1)
Например: g=9,82±0,02м/с2.
Величину Dх называют абсолютной
погрешностью или доверительным интервалом определения х.
В студенческой лаборатории полученные
абсолютные погрешности обычно должны округляться до одной значащей цифры,
например Dg=0,02385м/с2»0,02м/с2.. Но, пожалуй, не стоит
делать округление типа 0,14»0,1, ведь это сразу на 40%
уменьшает погрешность.
Запись результата измерения в виде (1)
необходимо делать так, чтобы последняя значащая цифра должна быть того же
порядка (находиться в той же десятичной позиции), что и погрешность. Например:
92,8±0,3; 93±3; 90±30.
Очевидно, что качество измерения
характеризуется не только самой абсолютной погрешностью, но также и отношением Dx к xнаил,
т.е. относительной погрешностью измерения
.
(2)
По-видимому, простейший тип учебного
эксперимента - измерение величины, принятое значение которой известно.
Например, эксперимент по определению скорости звука в воздухе обычно
завершается сравнением измеренного значения скорости (допустим, 329±5м/с) с принятым (табличным)
значением 331м/с. Очевидно, что вывод в данном случае может быть таким: «Измеренное
значение скорости звука совпадает с табличным значением с точностью до
погрешности измерения». Измерение может рассматриваться как удовлетворительное,
даже если принятое значение слегка выходит за рамки измеренного интервала
(допустим, 325±5м/с).
Во многих экспериментах измеряют два значения,
которые, согласно теории должны быть равны. Две величины считаются равными,
если их измеренные интервалы перекрываются. Например, импульсы р1
= 1,51±0,04 кг×м/с и р2= 1,56±0,06 кг×м/с можно
считать «равными с точностью до погрешностей
измерений».
Все погрешности подразделяют на систематические,
случайные и промахи.
Систематической называют такую погрешность,
которая остается постоянной или закономерно изменяется при повторных измерениях
одной и той же величины. Такие погрешности возникают в результате
конструктивных особенностей измерительных приборов, неточности метода
исследования, каких-либо упрощений экспериментатора, применении для вычислений
неточных формул, округления констант. Систематические погрешности либо
увеличивают, либо уменьшают результаты измерений. В любом измерительном приборе
заложена та или иная систематическая погрешность, которую невозможно устранить,
но которую можно учесть.
Случайные погрешности – ошибки, появление
которых не может быть предупреждено, а их величина непредсказуема.
Поэтому случайные погрешности могут оказать определенное влияние на отдельное
измерение, но при многократных измерениях они подчиняются статистическим
законам и их влияние на результаты измерений можно учесть или значительно
уменьшить.
Промахи и грубые погрешности,
– чрезвычайно большие ошибки, явно искажающие результаты измерения. Этот класс погрешностей
вызван чаще всего неправильными действиями наблюдателя. Измерения, содержащие
промахи, следует отбросить.
Для оценки полной
погрешности необходимо знать и случайную и систематическую погрешности.
2. Оценка точности результатов одного прямого
измерения
Если при
повторении измерений в одних и тех же условиях 3 – 4 раза получено одно
и то же значение, то это означает, что измерения не обнаруживают случайных
изменений, а погрешность обусловлена только систематической погрешностью.
Систематическая погрешность в данном случае определяется погрешностями
измерительных приборов и часто называется инструментальной или приборной
погрешностью. Есть несколько способов задания этой погрешности:
а) Для
некоторых приборов инструментальная погрешность дается в виде абсолютной
погрешности. Например, для штангенциркуля, в зависимости от конструкции его
нониуса,– 0,1 мм или 0,05 мм, для микрометра – 0,01 мм.
б) Для характеристики большинства измерительных
приборов часто используют понятие приведенной погрешности dп (класса точности).
Приведенная
погрешность – это отношение абсолютной погрешности Dх к предельному значению хпр измеряемой
величины (т.е. к наибольшему её значению, которое может быть измерено по шкале
прибора). Приведенная погрешность обычно дается в процентах:
.
(3)
По величине
приведенной погрешности приборы разделяют на семь классов: 0,1; 0,2; 0,5;
1,0; 1,5; 2,5; 4.
Зная класс
прибора, можно рассчитать его абсолютную погрешность. Например, вольтметр имеет
шкалу делений в пределах от 0 до 300 В (хпр=300 В) и
класс точности 0,5. Тогда
.
в) В некоторых случаях используется смешанный
способ задания инструментальной погрешности. Например, весы технические (Т–200)
имеют класс точности 2. В то же время указывается, что при нагрузке до 20
г абсолютная погрешность равна 5 мг, до 100 г – 50 мг, до 200
г – 100 мг. Набор школьных гирь относится 4-му классу точности, а
допустимые погрешности масс гирь указаны в таблице 1.
Таблица 1
Номинальное
значение, г
|
100
|
50
|
20
|
10
|
5
|
2
|
1
|
Абсолютная погрешность,
мг
|
+40
|
+30
|
+20
|
+12
|
+8
|
+6
|
+4
|
Номинальное значение,
г
|
500
|
200
|
100
|
50
|
20
|
10
|
5
|
Абсолютная погрешность,
мг
|
±3
|
±2
|
±1
|
±1
|
±1
|
±1
|
±1
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|