Меню
Поиск



рефераты скачать Автоматизация работы экономических служб на ОАО "ВСЗ"


В развитии акционерного общества на следующие годы должно быть продолжено осуществление курса экономических и технических преобразований, направленных на достижение финансовой стабильности предприятия и, прежде всего на сокращение расхода всех видов материальных и трудовых ресурсов, снижение непроизводительных расходов и запасов, повышение производительности труда, качества продукции, внедрение новых форм управления и организации производства.

 3. АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ НА ОАО “ВСЗ”

 

3.1. Построение автоматизированной системы планирования производственных ресурсов

 

Необходимость планирования обусловлена тем, что основная масса задержек в процессе производства связана с запаздыванием поступления отдельных комплектующих, в результате чего, как правило, параллельно с уменьшением эффективности производства, на складах возникает избыток материалов, поступивших в срок или ранее намеченного срока. Кроме того, вследствие нарушения баланса поставок комплектующих, возникают дополнительные осложнения с учетом и отслеживанием их состояния в процессе производства, т.е. фактически невозможно определить, например, к какой партии принадлежит данный составляющий элемент в уже собранном готовом изделии. С целью предотвращения подобных проблем, предлагается к использованию автоматизированная система планирования. Реализация системы представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки комплектующих в производственный процесс, контролируя запасы на складе и саму технологию производства. Главной задачей системы является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов и комплектующих в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а следовательно разгрузкой склада.

Т.к. в ОАО “Вологодский станкостроительный завод” процесс планирования поставлен не на высоком уровне, из-за чего предприятие работает недостаточно эффективно, то предлагается к внедрению автоматизированная система планирования производственных ресурсов, направленная на улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности, сокращение трудовых и материальных затрат, повышение оперативности принятия решений во многих аспектах управления. Проектом предусматривается функционирование системы на базе использования средств вычислительной техники, локальных компьютерных сетей, а также ее соответствие элементам концепции MRPII (Manufacturing Resource Planning — “Планирование производственных ресурсов”), т.е. предусматривается возможность доработки системы до уровня MRPII за счет внедрения блоков оперативного управления производством, управления спросом.

Основные источники проблем при планировании в ОАО “ВСЗ” заключаются в:

·        неопределенности целей;

·        отсутствии четких критериев эффективности плановых решений;

·        в принятии необоснованных решений, которые противоречат планам.

·        планирование является очень трудоемким процессом из-за неэффективного использования средств вычислительной техники;

·        процесс планирования затянут во времени;

·        плановые данные значительно отличаются от фактических значений;

·        калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции;

·        при планировании преобладает затратный механизм ценообразования;

·        экономическое планирование не доводится до финансового планирования.

Таким образом, работы по планированию на предприятии не имеют вид законченной системы, само планирование неэффективно и направлено, в основном, на калькуляцию себестоимости продукции. Планированием по сути занимаются только 2 человека —сотрудники планово-экономического отдела, долгосрочное и стратегическое планирование не применяется.

Предлагается построить систему планирования производственных ресурсов, в которой были бы задействованы сотрудники планово-экономического отдела, отдела маркетинга, отдела материально-технического обеспечения, складского хозяйства. Укрупненная схема системы планирования представлена на рисунке 3.1.

Рис. 3.1. Укрупненная схема системы планирования

производственных ресурсов ОАО “ВСЗ”.


Проектируется, что процесс планирования начинается с выработки различных прогнозов, т.е. прогнозирование является первым шагом в построении плана (Рис. 3.2).

Для управления деятельностью предприятия наиболее важными моментами при прогнозировании являются:

• иерархия прогнозов;

• структура формирования прогнозов;

• качественные методы прогнозирования;

• количественные методы прогнозирования;

• сочетание прогнозирования и планирования.


Рис. 3.2. Предлагаемая укрупненная схема формирования и использования прогноза в качестве первого шага в планировании.


Предлагается использовать следующую иерархию прогнозов:

1. Долгосрочное прогнозирование. Горизонт прогнозирования — период времени от одного года и далее. Объект прогнозирования: потребности рынка в новых видах продукции (в стоимостном или натуральном выражении); потребности рынка в старой, т.е. выпускающейся сегодня, продукции (в стоимостном или натуральном выражении); требуемая производительность предприятия; капиталовложения; потребности в производственных мощностях предприятия.

2. Среднесрочные прогнозы. Горизонт прогнозирования — период времени от одного месяца до года. О6ъекты прогнозирования: новые типы или группы продукции; производительность отдельных цехов и участков; потребности в кадрах; потребности по закупкам материалов; оценка запасов.

3. Краткосрочные прогнозы. Горизонт прогнозирования — от одной недели до месяца. Объекты прогнозирования: отдельные наименования продукции; работники определенных специальностей и квалификации; производительность оборудования на отдельных цехах и участках; уровень запасов.

Предполагается участие в выработке прогнозов работников планово-экономического отдела, отдела маркетинга, отдела материально-технического обеспечения, экспертов со стороны.

Предлагается использование качественных методов прогнозирования для выявления факторов, которые определяют объемы реализации продукции; затем для формирования суждения относительно вероятностей про­явления этих факторов в будущем:

1. Мозговой штурм. Рабочей группе предоставляется необ­ходимая информация по рассматриваемому объекту прогнозирования. Участники группы создают индивидуальные прогнозы. Крайние прогнозы от­брасываются, а роль компромиссного выполняет прогноз, основан­ный на оставшихся индивидуальных прогнозах.

2. Метод Делфи. В этом методе участники анонимно отвечают на вопросы, получают информацию об ответах всех участников, а затем процесс повторяется вновь до достижения согласия.

3. Обзор деятельности по продажам. Оценка продаж в будущем по региональному разделению получается здесь на основе оценок региональных представителей предприятия и работников отдела маркетинга.

4. Анализ информации от покупателей. Оценки будущих продаж получаются напрямую от покупателей. Индивидуальные оценки сводят воедино.

5. Исторические аналогии. Маркетинговые исследования, опросы, интервью, пробные продажи позволяют сформировать основу для проверки гипотез относительно поведения рынка.

Качественные методы основаны на несложных алгоритмах обработки информации, реализацию которых проводит служба АСУ предприятия. Однако объем информации может быть значительным; роль компьютерных систем заключается здесь в информационной поддержке и расчетах по заданным значениям экспертных оценок.

Количественные методы прогнозирования реализуются в системе с помощью математических моделей, базирующихся на предыстории. Подобные модели строятся в предположении, что данные о поведении процесса в прошлом могут быть распространены и на будущее. Поэтому в автоматизированную систему планирования включается методы, основанные на временных рядах, полученных посредством измерений в определенных временных периодах.

Результаты измерений поведения процесса в прошлом раскладываются на несколько компонент: тренд  (это постоянная, долговременная тенденция), циклическая составляющая (описывает ту часть процесса, которая повторяется с низкой частотой), сезонная составляющая (описывает циклы, повторяющиеся с высокой частотой в течение года), случайная флуктуация (случайное отклонение временного ряда от неслучайной функции, описываемой трендом, циклической и сезонной составляющими).

Прогнозирование на основе количественных методов заключается прежде всего в определении вида и параметров функций, описывающих неслучайные составляющие.

Предлагаемой системой предусмотрено применяются следующих количественных моделей прогнозирования с построением решений соответствующих алгоритмов на ЭВМ:

1. Линейная регрессия. Происходит выявление связи между зависимой переменной (прогнозируемой величиной) и одной или более независимыми переменными, которые представлены в виде данных о предыстории. В простой регрессии имеется только одна независимая переменная, а во множественной регрессии их несколько. Если предыстория представлена в виде временного ряда, то независимая переменная — это временной период, а зависимая — прогнозируемая величина, например, спрос на продукцию, объем продаж.

2. Методы скользящего среднего. Прогностическая модель для краткосрочных прогнозов, основанная на временных рядах. Среднее арифметическое фактических показателей, вычисленное для принятого числа последних прошедших временных периодов, принимается за прогноз на следующий временной период. Используется в системе для прогнозирования цен на материалы и комплектующие на краткосрочный период.

3. Метод взвешенного скользящего среднего. Эта модель работает подобно предыдущей модели, но в ней вычисляется не среднее, а средневзвешенное значение, которое и принимается за прогноз на ближайший временной период. Меньшие веса приписываются более отдаленным периодам.

4. Экспоненциальное сглаживание. Модель, использующая временные ряды и предназначенная для краткосрочных прогнозов. В данном методе величина, спрогнозированная для последнего периода, корректируется на основе информации об ошибке прогноза в последнем периоде. Скорректированный за последний период прогноз становится прогнозом на следующий период.

Функции прогнозирования и планирования могут пересекаться, поскольку пересекаются периоды прогнозирования и планирования, а объекты прогнозирования и планирования могут совпадать. В случае, если планируется продукция, то объектом планирования является та продукция, на которую есть заказы. Прогноз напрямую не связан с имеющимися заказами.

Поэтому в предлагаемой системе предусмотрена следующая логика определения потребностей в продукции при одновременном прогнозировании и планировании. Горизонт планирования делится на три временных зоны. Для каждой зоны используется свой вариант принятия решения о величине потребностей в продукции.

Вариант 1. Потребности вычисляются на основе фактического имеющегося спроса.

Вариант 2. Потребности вычисляются на основе спроса, за который принимается максимальное значение из двух величин — прогноза и фактического спроса.

Вариант 3. Потребности определяются на основе прогнозируемого спроса.

Выбор варианта взаимодействия фактического и прогнозируемого спроса определяется, исходя из наметившихся после выработки плана и прогноза тенденций. По умолчанию для временных зон устанавливаются варианты определения потребностей в порядке  следования вариантов, т.е. в первой зоне потребности равны фактическому спросу, сложившемуся за счет заказов на продукцию, а в последней — потребности в ресурсах определяются из прогнозных значений спроса.

Процесс планирования начинается с формирования трех портфелей заказов:

1. Стандартный портфель заказов, обеспеченных долгосрочными контрактами, то есть теми, в которых можно быть уверенным.

2. В дополнение к нему формируется прогноз, создаваемый на основании исторических данных, маркетинговых исследований, статистических исследований собственных продаж и т. д.

3. Третий компонент  — это изменения в продукции. При проектировании и производстве новой продукции, замене одного товара другим должны быть учтены последствия этих шагов для системы продаж в целом.

Информация о формировании трех портфелей заказов собирается в бизнес-план предприятия. Существенно то, что этот план имеет финансовые последствия, которые необходимо проанализировать, по крайней мере, на предмет удовлетворительного потока денежных средств. На основании бизнес-плана составляются финансовый и маркетинговый планы, поскольку продажи должны быть поддержаны маркетинговыми мероприятиями.

На этапе составления финансового плана (платежного календаря) происходит планирование потока денежных средств, исходя из бизнес-плана. Если планирование прошло удачно и нет необходимости привлекать заемные ресурсы (по крайней мере, сверх установленных норм), составляется план производства. Выполняется разбивка годового объема продаж на месячные периоды, возможно с учетом структурных изменений, связанных с изменениями в продуктовой линии или сезонным характером спроса. По ним вычисляются помесячные финансовые индикаторы. Если эти индикаторы в норме, план считается принятым и передается системой планирования дальше. В противном случае возможно перепланирование.

Долгосрочные планы, созданные на высшем уровне, отражают стратегические цели организации. Они становятся основой для средне- и краткосрочных планов. Среднесрочные планы включают в себя планы занятости, укрупненные планы образования запасов, производства, планы загрузки, планы модернизации мощностей, контракты с поставщиками. Эти укрупненные данные являются основой для построения краткосрочных планов, которые распространяются на период времени от нескольких недель до нескольких месяцев и включают графики выпуска продукции, графики производства компонентов, графики материального снабжения, оперативные производственные графики и графики использования мощностей. Графики производства — это краткосрочные планы производства конечной продукции.

Планирование производства в проектируемой системе включает следующие шаги:

1. Прогноз продаж и фиксация фактического спроса для каждого вида продукции. Он показывает количество продукции по видам, которое должно быть продано в каждый временной период (неделю, месяц, квартал) планового горизонта (обычно от 6 до 18 месяцев).

2. Сведение воедино в общий прогноз данных по всем отдельным видам продукции и услуг.

3. Преобразование суммарного спроса в каждом периоде в численность рабочих, оборудования и других составляющих производственных мощностей, требуемых для его удовлетворения.

4. Разработка альтернативных схем использования ресурсов, позволяющих обеспечить производственные возможности, удовлетворяющие суммарный спрос.

5. Отбор из альтернатив такого плана использования мощностей, который позволяет удовлетворить спрос и наилучшим образом отвечает целям организации (т.к. в ОАО “ВСЗ” спрос на продукцию в долгосрочном периоде предполагается меньшим производственных возможностей, то целесообразна ориентация на план использования мощностей, обеспечивающий меньшие затраты при удовлетворении прогнозируемого спроса).

Центральное место в автоматизированной системе планирования производства занимают следующие вопросы:

·        Сколько производственных ресурсов каждого вида имеется в наличии?

·        Какой уровень мощности обеспечивает ресурс каждого вида?

·        Каким образом определяется мощность исходя из имеющихся ресурсов?

·        Сколько стоит изменение мощностей в сторону увеличения или уменьшения?

Основными источниками для определения возможностей пред­приятия при разработке среднесрочных планов являются: основное и сверхурочное рабочее время; запасы продукции, образованные в предшествующие периоды; договоры на поставку продукции или выполнение работ внешними партнерами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.