9. Незначительные
объемы торговых отношений между СВА и АСЕАН
Незначительность объемов экспорта и импорта обусловлена тем, что подавляющая
часть торговых потоков проходит за пределами АСЕАН. Причем эти потоки проходят,
главным образом, между США, Японией и СВА, тем самым укрепляя их взаимоотношения.
Внутренние
факторы
Как показал
анализ данных основных статей внешней торговли Казахстана со странами СВА,
приоритетными направлениями в развитии торгово-экономического сотрудничества
являются отношения со следующими странами: Россией, Китаем, Южной Кореей и
Японией.
В соответствии с этим выявлены основные тенденции в двусторонних отношениях:
1. Доминирование
политики сильной стороны в двустороннем сотрудничестве
При резко
асимметричной взаимозависимости России и Казахстана друг от друга характер и направления
сотрудничества между ними задаются более сильной стороной . При этом Россия
остается важным экономическим, преимущественно торговым, партнером Казахстана.
2. Устойчивая
тенденция роста торгово-экономических отношений Казахстана с Китаем
По данным
таможенной статистики Казахстана за 2001 год, объем товарооборота между Китаем
и Казахстаном составил 678,1 млн долларов США или на 1,6% больше по сравнению с
данными 2000 года. Объемы экспорта Казахстана составили 658,3 млн долларов США,
импорта в Казахстан - 169,8 млн долларов США. Удельный вес Китая в общем объеме
товарооборота составляет 7%. По объему товарооборота с Китаем Казахстан среди
стран СНГ занимает второе место после России.
3. Устойчивый
рост объемов южнокорейского импорта в Казахстан
Объем товарооборота между Казахстаном и Южной Кореей за 2001 год составил более
150 млн долларов США, или на 22% больше по сравнению с предыдущим годом.
Экспорт Казахстана в 2001 году составил 45,5 млн долларов США, импорт - 106,5
млн долларов США. Доля Южной Кореи во внешней торговле Казахстана составляет
1,2%.
Несмотря на
резкое сокращение экспорта в 1998 году, связанное с финансово-экономическими
изменениями, уже в 1999 году началось оживление экспортно-импортных отношений
между странами - Южная Корея рассматривает внутренний рынок Казахстана
достаточно привлекательным, что подтверждается наличием высокого спроса на
южно-корейскую продукцию.
4. Умеренный рост
объемов торговли между Казахстаном и Японией при значительном дефиците
торгового баланса
В настоящее время
Япония сосредоточена на решении внутренних экономических проблем, что
обусловливает сложившийся характер казахстанско-японского сотрудничества.
Между тем, объем
товарооборота между Японией и Казахстаном в 2001 году составлял около 160 млн.
долларов США или на 27% больше по сравнению с предыдущим годом. Объемы экспорта
из Казахстана в 2001 году составляли около 19млн долларов США, импорта - 140
млн долларов США. Доля Японии во внешней торговле Казахстана составляет более
1%.
Основную долю в экспорте заняли сырьевые товары, в импорте - машины и
оборудование (в том числе транспортные средства).
В соответствии с
анализом торгово-экономических взаимоотношений рекомендуется определить
основные приоритеты реализации механизма взаимодействия в торгово-экономических
отношениях Казахстана со странами СВА:
Приоритет 1.
Рассмотрение и обеспечение оптимальных условий для интеграции Казахстана в
восточно-азиатскую систему торгово-экономических отношений.
Приоритет 2.
Формирование механизма регулирования торгово-экономической деятельности со
странами Восточной Азии.
Приоритет 3.
Создание более эффективного механизма привлечения
"восточно-азиатских" инвестиций в экономику Казахстана.
В целях эффективной реализации данных направлений целесообразно создать
"Центр развития торгово-экономических связей со странами Восточной
Азии" согласно Меморандуму между правительствами государств - участников
Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) "Об основных целях и
направлениях регионального сотрудничества и запуске процесса по созданию
благоприятных условий в области торговли и инвестиций" от 14 сентября 2001
года.
Создание Центра
может способствовать более эффективному использованию потенциала
государств-участников при:
установлении
удовлетворяющего их регионального экономического порядка;
реализации
долгосрочной Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества.
Рассмотрение
и обеспечение оптимальных условий для интеграции Казахстана в
восточно-азиатскую систему торгово-экономических отношений.
В настоящее время экономические взаимоотношения со странами Восточно-Азиатского
региона представляют собой одну из приоритетных задач внешнеэкономической
политики Казахстана.
В этих условиях
совершенно естественно, что Россия и Китай являются главными проводниками
вхождения Казахстана в систему торгово-экономических отношений Восточной Азии.
В связи с этим целесообразно усиление внешнеэкономических связей с этими
государствами.
При этом целесообразно выделить наиболее перспективные направления
сотрудничества с Россией и Китаем, способствующие эффективному развитию
торговли и кооперации:
1. Активизация
экономического сотрудничества с Россией в целях беспрепятственного
использования ее территории для выхода на внешние рынки: использование железных
дорог, трубопроводов и т.д.
2. Использование
возможностей ведущих мировых нефтегазовых корпораций, установивших контроль над
значительной частью природных ресурсов региона и подталкивающих государства к
более тесной кооперации.
3. Объединение
усилий с Россией в развитии горно-металлургического комплекса (далее ГМК).
4. Создание
благоприятного инвестиционного климата в агропромышленном комплексе Казахстана
для привлечения китайских инвестиций.
5. Создание
совместными усилиями специальных экономических зон вдоль казахстанско-китайской
границы, в целях увеличения объемов приграничной торговли и зарубежных
инвестиций.
6. Оснащение
Трансазиатской железнодорожной магистрали и активизация развития сети
транспортных коммуникаций.
Необходимость укрепления сотрудничества со странами СВА обусловливает
потребность в усилении экономической интеграции, которая может способствовать:
обеспечению
политической стабильности;
обеспечению
устойчивого развития;
- увеличению
притока инвестиций в Казахстан и одновременно развитию рынка инвестиций в
стране.
Процесс
интеграции отечественной экономики в торгово-экономическую систему не
предусматривает необходимости в создании некой жесткой наднациональной
экономической структуры. Наоборот, эта интеграция может способствовать развитию
конкуренции на началах относительных и абсолютных преимуществ.
При определении
приоритетности преимуществ анализируются показатели, характеризующие
способность страны к устойчивому экономическому росту, такие, как: емкость
рынка, природные ресурсы, капитал, инвестиционные товары, уровень технологий и
трудовые ресурсы .
Таким образом, в
регионе с неравномерным распределением факторов производства выделяются в
рамках развития экономических взаимоотношений Казахстана со странами СВА
следующие три группы стран:
Первая группа -
страны, обладающие преимуществом в трудовых ресурсах - Китай.
Вторая группа -
технологически развитые страны со значительным инвестиционным потенциалом -
Япония, Южная Корея.
Третья группа -
сырьевые страны - Россия, Казахстан.
В регионе создана
классическая ситуация неравномерной наделенности факторами производства, что
означает наличие объективных условий для развития многосторонних связей в форме
товарной торговли и обмена факторами производства.
Безусловно,
участие казахстанской стороны в процессе интеграции в рамках ее участия в
региональном наделении факторами экономического сотрудничества обусловлено
наличием ресурсов и их потенциальной экспортной квотой.
Очевидно, что
явное преимущество в части, касающейся запасов энергетических ресурсов, имеют Россия
и Казахстан. Это создает уверенность в том, что эффективная реализация
потенциала, заложенного в двух секторах экономики региона, -
топливно-энергетическом комплексе и сырьевом - окажет в перспективе позитивное
влияние на развитие национальной экономики, а также, с учетом значения фактора
внешнего спроса, сформировав инфраструктуру международного сотрудничества,
реально ускорит интеграцию Казахстана в торгово-экономическую систему в Восточно-Азиатском
регионе.
Наиболее важными
здесь являются формирование и реализация базовых инфраструктурных проектов
международного характера, основанных на создании экономической и инженерной
инфраструктуры, связывающей страны и регионы прежде всего в области энергетики
и транспорта.
Формирование
механизма регулирования торгово-экономической деятельности со странами
Восточной Азии.
|