АТЭС и Казахстан - проблемы и перспективы развития
АТЭС (Организация
Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества), история создания,
характер деятельности, проблемы и перспективы развития.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................... 3
Глава I. АТЭС. История
создания, характер деятельности......................... 6
1.1. История создания
АТЭС......................................................................... 6
1.2. Характер
деятельности АТЭС................................................................. 9
Глава II. Проблемы и
перспективы развития Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического
сотрудничества................................................................. 14
2.1. Восьмая неформальная
встреча в верхах форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества
(АТЭС) 2000 г......................................... 14
2.2. Результаты
Шанхайского саммита стран - участниц межправительственного форума
"Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества" АТЭС (APEC) 17
Глава III.
Взаимодействие АТЭС с международным сообществом.......... 21
3.1. Влияние стран АТЭС
на ситуацию в регионе...................................... 21
3.2. Перспективы
развития АТЭС............................................................... 30
4.1. Основные аспекты
азиатской политики Казахстана............................. 30
3.3. Республика
Казахстан и АТЭС.............................................................. 55
Заключение................................................................................................... 70
Список использованной
литературы........................................................... 76
Введение
Понятие
"Азиатско-тихоокеанский регион" - сравнительно новое в нашем
политическом лексиконе. В АТР входят страны зарубежной Восточной и Юго-Восточной
Азии, географически тяготеющие к Тихому океану. Наряду с ними в АТР включают и
ряд государств двух других континентов - Австралию вместе с Новой Зеландией и
островными мини-государствами тихоокеанского Юга, западное побережье
Соединенных Штатов Америки и Канады. Гораздо реже как о части АТР говорят о
тихоокеанских странах Латинской Америки, хотя там со все большим интересом
присматриваются к тем процессам, которые происходят на западе Тихого океана.
Из этого перечня видно, что границы АТР во многом условны и вызывают
споры. Этот регион как определенная политическая и экономическая общность
находится в процессе становления. Его формирование еще далекой до своего
завершения.
В самом деле, с первого взгляда то, что называется АТР, поражает
исключительным многообразием составляющих его государств. Они резко отличаются
друг от друга своими географическими условиями, культурно-историческими
традициями, уровнем экономического развития, социально-политическим строем.
Между ними, казалось бы, гораздо больше различий нежели общего. Легко говорить
о регионе применительно к странам Западной Европы, Латинской Америки, Ближнего
Востока. Здесь налицо географическая компактность и общее
культурно-историческое наследие, зачастую выраженное в преобладающем языке,
религии, этническом составе населения, в тесных политических и экономических
связях.
Всего этого нет в АТР. Громадные расстояния отделяют тут многие страны
друг от друга. Очень разнятся исторические судьбы, скажем, так государств
Дальнего Востока, как Китай, Япония, Корея, сложившихся в глубокой древности
под сильным воздействием конфунцианской религиозно-культурной традиции, и так
называемых "белых доминионов" Англии - Австралии, Новой Зеландии,
Канады, заселенных преимущественно выходцами с Британских островов. Вместе с
США и Японией они относятся к числу промышленно развитых государств региона.
Наряду с ними здесь насчитывается более двух десятков развивающихся стран,
начиная с таких гигантов, как Индия, Индонезия, и кончая крошечными
мини-государствами тихоокеанского Юга с населением всего в несколько десятков
тысяч человек.
Своеобразие АТР состоит и в том, что практически только здесь,
сохранились коммунистические режимы и коммунистическая идеология (KНР,
КНДР). И хотя государства АТР избежали эскалации национализма, характерной для
некоторых других частей мира, налицо серьезные территориальные споры между
некоторыми из них (Япония - Россия - конфликтная зона в Южно-Китайском море).[1]
Что же объединяет эти столь несхожие между собой народы и государства в
один регион? Прежде всего, то, что еще в первое десятилетие XX в. несмотря на
рост экономической и военной мощи новых тихоокеанских держав - США и Японии, -
этот район земного шара продолжал представлять из себя колониальную периферию
европейских метрополий.
В середине 90-х годов на долю АТР приходилось свыше 60% промышленного
производства капиталистического мира, почти половина мировой торговли[2]. Концентрация внешнеторговых потоков в
регионе привела к тому, что за последние 12 лет внутрирегиональные обмены
возросли с 55 до 65 % всей внешней торговли стран региона. Между тем в
Европейском сообществе этот показатель не превышает 61%)[3]. Здесь производится 67% автомобилей, 77%
телевизоров и радиоприемников, 50% алюминия, 54% стали, две трети судов и
синтетических волокон.
В течение последних 30 лет в АТР идет интенсивный процесс формирования нового
центра мировой экономики. Именно здесь произошло большинство
"экономических чудес" современности и зафиксированы рекордные, самые
высокие в мире (в отдельных странах двузначные -10-13%) темпы экономического
роста, по которым АТР в целом опережает практически все остальные районы
земного шара.
Наибольшим динамизмом развития отличаются 15 стран АТР, которые особенно
активно включились в региональное экономическое сотрудничество. Сюда входят
"старые" промышленно развитые капиталистические государства (Тихоокеанские
штаты США, Австралия, Новая Зеландия и Япония), четыре так называемые новые
индустриальные страны (НИС) Восточной Азии (Южная Корея, Гонконг, Тайвань,
Сингапур), пять развивающихся стран Юго-Восточной Азии из группировки АСЕАН
(Бруней, Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины), Папуа - Новая Гвинея, а
также Китай. Уже к началу 80-х годов на их долю приходилась четверть всей
производимой в мире продукции.
Экономический динамизм региона в решающей степени и явился результатом
выхода ведущих стран АТР на лидирующие позиции в наиболее перспективных
направлениях НТП - в области электроники, производства микропроцессоров,
промышленных роботов, разработки новых источников энергии и освоения богатств
мирового океана, аэрокосмической технологий и т.д. Нельзя не учитывать и такой
факт, как наличие огромных глобальный запасов полезных ископаемых и
стратегического сырья в АТР: более 50% урана, 90% - олова, 80% натурального
каучука, 40% - никеля, кобальта, цинка.
Самую надежную основу для упрочения мира и добрососедства создают
торгово-экономические связи. В настоящее время во внешнеполитической
деятельности республики все большее значение придается расширение
торгово-эхономического сотрудничества со странами АТР.
Глава I. АТЭС. История создания, характер деятельности.
1.1.
История создания АТЭС
Региональный
рынок Азиатско-Тихоокеанского региона в современных условиях — наиболее
динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному экономическому росту
азиатских новых индустриальных стран (НИС). Различия в уровне развития и
международной специализации обусловливают взаимодополняемость экономик бассейна
Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной активности.
В 1989 г. была
образована организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества
(АТЭС). Несмотря на некоторую противоречивость и несмолкающие споры об
эффективности АТЭС, это одна из самых влиятельных региональных организаций в
мире. Ее главная долгосрочная цель — углубление внутрирегиональных
экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и
технологическом взаимодействии.
На протяжении
всего ХХ в. Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы
крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70-летнее противостояние
капиталистической и социалистической систем (в основном СССР и США), здесь во
второй половине столетия происходил экономический взлет Японии, новых индустриальных
стран и Китая.
Переплетение
противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило
возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать ситуацию в
бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и трудно: предлагались
различные варианты ее осуществления, разнящиеся как по составу участников, так
и по целям. США ставили во главу угла военно-политические интересы и предлагали
создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония разрабатывала идею
организации на экономических основах. Тихоокеанское объединение, Тихоокеанская
зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского кольца — вот некоторые
предполагавшиеся названия организации. В 1967 г. был образован Экономический
совет стран Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin Economic Council), в 1968 г.
проведена первая Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development
Conference), в 1980 г. учрежден Тихоокеанский совет экономического сотрудничества (Pacific Economic Cooperation
Council).
Однако ни одна из
этих организаций не выполняла функций координирующей региональной экономической
структуры. В 1989 г. по инициативе Австралии и при поддержке ведущих
экономических держав региона была создана качественно новая организация,
сумевшая путем синтеза разнообразных концепций сформулировать конкретные задачи
и направления работ объединения — форум Азиатско-Тихоокеанского экономического
сотрудничества (Asia-Pacific Economic Cooperation — APEC; соответствующая
русская аббревиатура — АТЭС).
Организация была
основана как форум для обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора
экономической жизни региона. Среди направлений работы — проведение консультаций
и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами
либерализации, выработка правил ведения бизнеса в Тихоокеанском бассейне.
При создании в
АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия,
Республика Корея и 6 стран Юго-Восточной Азии — Бруней, Индонезия, Малайзия,
Сингапур, Таиланд, Филиппины), ныне участниками форума являются уже 21 страна и
территория: в 1991 г. присоединились Сянган (Гонконг)1, КНР и о.
Тайвань2, в 1993 г. — Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 г. —
Чили, в 1998 г. — Вьетнам, Россия и Перу. Столь быстрое расширение привело к
объявлению организацией 10-летнего (до 2008 г.) моратория на прием новых
членов, несмотря на то, что Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а
также Латинской Америки выразили желание влиться в ее ряды.
Такое количество
государств, среди которых есть как главные промышленно развитые страны, так и
новые индустриальные страны, само по себе обусловливает экономическую мощь
организации, а учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и
их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших
группировок на международной экономической арене.
АТЭС составляет
почти половину мировой экономики. К началу ХХI в. на страны форума приходилось
42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а их совокупный валовой
продукт превышал 24 трлн долл., то есть 56% общемирового. К тому же создание
организации усилило экономические связи между странами.
За 1990—2000 гг.
доля экспорта стран — членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до
72,6% от общего объема экспорта этих стран, доля импорта — с 65,4 до 68,1%.
1.2.
Характер деятельности АТЭС
Первая встреча
министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС состоялась в ноябре
1989 г. в Канберре (Австралия). Были выработаны ключевые принципы организации,
важнейшими из которых являются неполитический характер форума, его
консультативный статус и равноправие всех участников; определены задачи:
создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие
дальнейшему экономическому росту.
В 1993 г. в США,
в городе Сиэтле (точнее, на острове Блэйк рядом с Сиэтлом) состоялась первая
неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором
саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 г., была
принята «Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС», в которой
официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации, а также сроки
ее осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого
торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для
развивающихся — к 2020 г.
Если Богорская
декларация определила стратегию форума, то Осакская программа действий, принятая
на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония, 1995 г.), определила
тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам — членам
АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения «богорских целей»:
тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия,
таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, политика в области
конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной
торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор
и анализ информации. Участникам форума также было поручено разработать
индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.
На манильском
саммите (Филиппины, 1996 г.) было решено, что реальные шаги по процессам либерализации
станут предприниматься в 1997 г. Однако разразившийся в 1997—1999 гг.
финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии притормозил
исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих ежегодных встреч
было изучение причин и поиск выходов из кризиса.
Главным
достижением встречи в Ванкувере (Канада, 1997 г.) было принятие Программы
ускоренной добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых к
2010 г. должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом
саммите (Куала-Лумпур, Малайзия, 1998 г.) было решено представить этот вопрос
на рассмотрение в ВТО.
Десятилетие
своего существования форум встретил в новозеландском городе Окленде, где были
подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная встреча лидеров государств
АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была посвящена обсуждению влияния
процесса глобализации, а также ее выгод и издержек в свете экономического
развития региона.
В октябре 2001
года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный саммит
глав государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была борьба с
международным терроризмом, что, впрочем, несмотря на неполитический характер
организации, вполне закономерно: большинство стран АТЭС — экспортно-ориентированные
державы, и поэтому сложившаяся после событий 11 сентября 2001 г. в США
неблагоприятная конъюнктура серьезнейшим образом воздействует на недавно
оправившийся от финансового кризиса регион. Было продолжено обсуждение
глобализационных процессов, эффективного использования людских ресурсов (что
особенно важно в свете того, что в АТЭС входят такие густонаселенные страны,
как Китай и Индонезия).
На ежегодных
саммитах глав государств и правительств стран АТЭС принимаются ключевые
документы, определяющие долгосрочную стратегию развития организации,
утверждается объем работ и их финансирование.
Встречи министров
иностранных дел, торговли и экономики и заседания на уровне министров по
конкретным областям сотрудничества служат форумами для обсуждения актуальных проблем.
Главный лозунг
организации — «APEC means business» («АТЭС значит дело») — подтверждается
круглогодичной работой ее многочисленных структурных подразделений.
В начале сентября 2002 г. во Владивостоке
состоялся симпозиум по вопросам инвестиций в рамках АТЭС
Образованный в
1993 г. Секретариат (расположен в Сингапуре) является, как это определено в его
рабочих документах, «основным механизмом поддержки идущих в АТЭС процессов». В
его ведении находится консультативное и материально-техническое обеспечение
работы организации: он формулирует проекты и отвечает за их оценку и
финансирование, осуществляет координацию действий, а также выполняет
информационные и общественные функции от имени АТЭС. Непосредственная работа по
исполнению Осакской программы ведется в узкоспециализированных рабочих органах:
комитетах, подкомитетах и рабочих группах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|