Меню
Поиск



рефераты скачать АТЭС и Казахстан - проблемы и перспективы развития

Прогресс экспортных производств, стимулирующий развитие сопряженных отраслей, позволил крупным восточноазиатским странам (Япония, Южная Корея, Тайвань) создать диверсифици­рованные промышленные комплексы. Гонконг, Сингапур, где фор­мирование полного набора индустриальных отраслей экономи­чески нецелесообразно, создали разветвленный финансовый сек­тор, превратившись в крупнейшие центры международных расче­тов в АТР.

В первые же годы своего суверенитета Казахстан установил дипломатические отношения с такими странами региона, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппи­ны, Камбоджа и с момента обретения независимости динамично развивает двустороннее сотрудничество с ними при надлежащей договорно-правовой базе, практически во всех сферах. Поддер­живаются активные контакты'на высшем уровне. Президент Н.Назарбаев посетил Индонезию, Таиланд, Сингапур, дважды Ма­лайзию. В нашей стране с официальным визитом побывали ру­ководители Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Сингапура. Уста­новлен режим активного диалога между внешнеполитическими ведомствами.

В настоящее время, несмотря на общую тенденцию к росту, товарооборот Казахстана со странами ЮВА не отвечает экспорт­но-импортным возможностям страны. В 1997 г. объем внешней торговли с рядом стран АСЕАН (Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины) составил 127 млн. долларов США. Из них 95% приходится на экспорт из Казахстана.

Присоединение к интеграционным процессам в АТР помогло бы Казахстану решить проблему выхода на внешние рынки. Па­раллельно с вхождением во Всемирную торговую организацию, участие в таких процессах, как Азиатско-Европейский форум в рамках саммита "Азия - Европа", зона свободной торговли АСЕ­АН, Организация азиатско-тихоокеанского экономического со­трудничества (АТЭС), Совет азиатско-тихоокеанского экономи­ческого сотрудничества позволило бы РК осуществлять торговлю со странами региона на льготных условиях. С учетом роста по­требностей региона в энергетических ресурсах Казахстан, наряду с Россией, мог бы стать основным экспортером углеводородов в АТР.

Исследования последнего времени свидетельствуют о том, что потребности стран региона в энергоносителях возрастают быст­рее, чем где бы то ни было в мире. К 2010 г. они составят почти половину мирового потребления, даже если развитие науки по­зволит увеличить использование альтернативных видов энергии. Потребность в нефти будет возрастать ежегодно на три процента в течение первого десятилетия XXI века. В то же время ожидается, что производство сырой нефти внутри региона несколько снизит­ся, что значительно увеличит зависимость АТР от импорта. Раз­вивающиеся в регионе процессы либерализации торговли создают благоприятные условия для казахстанских экспортеров.

Прямые торгово-экономические связи со странами АТР могут повысить эффективность казахстанского импорта, поскольку в  качественном отношении азиатские товары соответствуют миро­вым стандартам при ценах ниже западноевропейских.

Договоренность об использовании морского порта Ляньюнь-ган для транспортировки казахстанских транзитных грузов, сты­ковка железных дорог Казахстана и Китая, а также участка по маршруту Мешхед - Серахс - Теджен стали важными этапами ста­новления новой трансконтинентальной железнодорожной маги­страли. Это позволит Казахстану улучшить свое геоэкономичес­кое положение. Однако существующие транспортные магистра­ли используются недостаточно. Контакты казахстанских дело­вых кругов с ЮВА сдерживает отсутствие постоянного прямо­го воздушного сообщения, хотя необходимая правовая база заложена.

В перспективе реальными путями транспортировки нефтепро­дуктов Казахстана в ЮВА могут стать нефтепроводы через терри­торию Китая, Ирана, Афганистана и Пакистана.

На саммите "Азия - Европа" в Бангкоке в марте 1996 г. глава­ми государств-участников достигнута принципиальная договорен­ность о строительстве трансазиатской железнодорожной магист­рали, которая соединит Корейский полуостров, Китай, страны Индокитая, Малайзию и Сингапур. В этой связи приобретает ре­альные очертания перспектива строительства Трансевразийской железной дороги из Европы в Южную и Юго-Восточную Азию, которая призвана возродить Великий Шелковый путь. Проклад­ка магистрали через территорию Казахстана может заметно сни­зить транспортные расходы и увеличить поток транзитных грузов.

Опыт экономического и политического сотрудничества госу­дарств ЮВА полезен для сохранения политической стабильности и экономического развития Центральной Азии. Подключение к Региональному форуму АСЕАН по безопасности позволило бы Казахстану найти совместные интересы с государствами региона в сфере международной политики, в т.ч. в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Наиболее масштабным проектом глобальной экономической интеграции является АТЭС - Организация азиатско-тихоокеанс­кого экономического сотрудничества (ее участниками являются 21 государство). В силу различных исторических, географических и иных причин Австралия, Республика Корея и Япония оказа­лись вне вышеперечисленных региональных организаций. Несмотря на отсутствие институционального оформления, АТЭС имеет разветвленную структуру.

Подключение Казахстана к интеграционным процессам в Юго-Восточной Азии позволит привлечь в его экономику финансовые и технологические ресурсы региона, расширять двух- и многосто­роннее экономическое сотрудничество. В то же время и развива­ющаяся экономика стран Восточной Азии нуждается в альтерна­тивных источниках сырья и расширении своего присутствия на новых для себя рынках.

Особую актуальность приобретают вопросы обеспечения и укрепления стабильности и безопасности. Казахстан не только активно поддерживает идею установления тесного диалога по воп­росам безопасности в АТР, но и принимает непосредственное уча­стие в переговорном процессе.

Сотрудничество с АТР может стать существенным фактором экономического развития как Казахстана, так и других стран Цен­тральной Азии. Для этого имеются такие предпосылки, как дей­ствующее Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), единое экономическое пространство в регионе. Успеш­ная реализация проекта экономического сотрудничества между ЦАЭС и АТР позволит утвердиться новой форме трансрегиональ­ной кооперации на азиатском континенте. Необходимость такого сотрудничества диктуется соображениями межгосударственного и межрегионального разделения труда, а также перспективами выхода Казахстана и других государств Центральной Азии на внешние рынки товаров, капитала и рабочей силы.

Учитывая нынешнее экономическое положение страны, ос­новной задачей внешнеэкономической деятельности Казахстана в АТР должно быть привлечение ведущих компаний восточноази-атских стран к размещению производств обрабатывающих и вы­сокотехнологичных отраслей в Казахстане с последующим экс­портом готовой продукции. Это относится также к энергетичес­кой и горнорудной промышленности Казахстана, продукция ко-' торых перерабатывалась бы на месте и поставлялась в регион. При этом необходимо своевременно и адекватно определить свою эко­номическую специализацию в международном разделении труда и нишу в мировой номенклатуре продукции, товаров и услуг.

Большие перспективы для Казахстана открывает активное сотрудничество в сфере среднего и малого бизнеса. Имеющаяся в странах Восточной Азии развитая система малого и среднего биз­неса оказывает существенное влияние на общеэкономическую ситуацию и политическую стабильность общества. Для Казахста­на важна кооперация с предпринимательскими структурами это­го региона для решения проблемы занятости и насыщения своего внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами.

По оценке экспертов МВФ, срок для решения реабилитаци­онных задач в экономике стран этого региона составит 2-3 года. Поэтому перспективы установления и расширения инвестици­онного сотрудничества Казахстана со странами ЮВА сохраняют­ся. Казахстану также следует извлечь для себя уроки финансово­го кризиса в регионе, чтобы обеспечить свое экономическое при­сутствие в Юго-Восточной Азии, участие в масштабных регио­нальных и межрегиональных проектах в области науки, техни­ки, образования и культуры.


3.3. Республика Казахстан и АТЭС.


Активизация внешнеэкономической деятельности Казахстана в целях интеграции в мировые экономические зоны жизненно необходима.
Одной из таких мировых экономических зон является торгово-экономическая система стран Северо-Восточной Азии (далее - СВА). Ее значимость определена такими факторами, как:

 совокупный объем ВВП, составляющий более 14 трлн долларов США, что почти в два раза превосходит экономику Европейского Союза ;

 объем промышленной продукции стран СВА, составляющий более 60% от мирового объема;

 сосредоточение более 40% всех мировых инвестиций в регионе;

 общая численность населения, составляющая около 1/3 населения земного шара.

Эти факторы определяют ряд основных задач, требующих незамедлительного решения.

Во-первых, развитие сотрудничества и активное участие в интеграционных процессах в СВА в целях обеспечения внешнеэкономической безопасности страны.

Во-вторых, дифференцирование внешнеэкономических связей в целях снижения степени торгово-экономической зависимости от России (доля в торговле с Казахстаном более 80%) и достижения экономической свободы - приоритетное направление в обеспечении экономической безопасности в целом.

В-третьих, поддержание преимущества Казахстана в природных, в частности энергетических, ресурсах перед странами СВА в целях обеспечения более активного продвижения отечественной продукции на "восточно-азиатские" рынки.

Влияние экономических процессов СВА на экономику Казахстана обусловлено ее потребностью в освоении "азиатского" рынка. С учетом складывающейся ситуации в СВА, необходимо выделить следующие основные факторы влияния:

Внешние факторы, независящие от Казахстана и связанные с торгово - экономической деятельностью в СВА.

Внутренние факторы, (контроль над которыми возможен для Казахстана), связанные с состоянием двусторонних отношений с основными участниками рынка СВА: Россией, Китаем, Японией и Южной Кореей.

Внешние факторы. Согласно результатам проведенного анализа определены основные тенденции развития экономической ситуации в СВА:

1. Значительная взаимозависимость США и Японии по торговым позициям

Данные по торговым позициям США и Японии отражают существенные доли каждой из сторон во взаимной торговле, а также их устойчивый уровень с небольшими колебаниями за последние 30 лет.

Доля Японии в экспорте США составляла 11% в 1970 году и те же 11% в 1995 году. В 2001 году доля уменьшилась почти на 4%, составив при этом около 7%. В импорте США доля Японии уменьшилась с максимального значения в 1980 году - 20%, до 11% в 2001 году.

Доля же США в экспорте Японии несколько понизилась с 32% в 1970 году до 29% в 2001 году. В импорте это понижение оказалось значительнее: за тот же период с 29% до 19% (в 1960 году она была равна 35%).

2. Высокая торгово-инвестиционная зависимость Японии от США
Степень зависимости Японии от США превышает аналогичную зависимость США от Японии: в экспорте на 22%, в импорте на 8%.
Однако эта зависимость нейтрализуется существующим дефицитом США в торговле с Японией, исчисляемым десятками миллиардов долларов. Кроме того, США зависимы от некоторых статей импорта товаров, которые они могут купить только в Японии. К такому типу товаров относится более 50% электронных изделий, импортируемых США из Японии.
Более 43% всех японских зарубежных прямых инвестиций в мире оказались сосредоточенными в США. Эта сумма составляла более 270 млрд долларов США в 2001 году, что позволяло Японии занять лидирующую позицию среди других инвесторов США.

За этими цифрами скрывается следующая картина. Согласно статистическим данным, в 2001 году более 600 тыс. американцев работало приблизительно в 1 500 компаниях, созданных японцами на территории США. Они охватывают фактически все сферы экономики, включая недвижимость и банки. По мнению многих экспертов, это число вырастет до 1 млн человек в течение первой декады XXI века. Количество работающих на американских фирмах в Японии составляет около 130 тыс. человек в основном в производственной сфере .

Кроме того, следует иметь в виду, что Япония является держателем нескольких сотен миллиардов долларов американских долгов, которые США не в состоянии ей выплатить.

3. Незначительные объемы зарубежных прямых инвестиций США в Японии

Объемы американских инвестиций на территории Японии незначительны. Доля Японии в зарубежных прямых инвестициях США в 2001 году не превышала 6% или суммарно около 37 млрд долларов США, в то же время, по данным японской статистики, эта сумма составляла всего лишь 12 млрд долларов США. Однако даже эта сумма составляла 41% от общей суммы зарубежных прямых инвестиций в Японии.

4. Значительное увеличение удельного веса стран СВА в торговле с США и Японией за последние 40 лет

Доля стран СВА в экспорте США увеличилась с 1,9% в 1960 году до 4% в 1970 году и до 12% в 1995 году. В 2001 году доля составила около 7%, что более чем в три раза меньше доли Японии (около 26%). В импорте США их доля была равна всего лишь 1% в 1960 году и уже 15% в 2001 году. Существенно эти доли увеличились в торговле с Японией: в экспорте с 9% в 1960 году до 26% в 2001году, в импорте соответственно с 3% до 24%.
Доля Японии в совокупной торговле со странами СВА значительно выше, по сравнению с США, что указывает на ее наибольшую вовлеченность в торговые операции со странами СВА и наибольшую заинтересованность в создании интегрированного экономического блока СВА.

5. Преобладание японских прямых инвестиций в СВА над инвестициями США

Общий объем зарубежных прямых инвестиций Японии в СВА составляет более 20% от общего объема, а объем зарубежных прямых инвестиций США в этом же районе - около 19% в 2001 году.
В то же время доли Японии и США в общих объемах зарубежных прямых инвестиций стран СВА составляли в 2001 году: в Китае - более 10%, в Гонконге - 34% и 28%, на Тайване - 29% и 27%, в Южной Корее - 40% и 29%.

6. Устойчивый рост удельного веса стран АСЕАН в торговых позициях США и Японии

В экспорте и в импорте США удельный вес АСЕАН увеличился с 3% в 1970 году до 10% и 8,5% в 2001 году, в экспорте и импорте Японии - соответственно с 9% и 10% до 18% и 21% за тот же период.

7. Преобладание инвестиционных позиций Японии над позициями США в АСЕАН

Состояние инвестиционной сферы аналогично торговой. Их доля в японских зарубежных прямых инвестициях равна более 10%, в американских - более 5% (2001 год); это соответствовало аккумулированным накоплениям к 2002 году для Японии в сумме более 50 млрд долларов США, для США - более 26 млрд долларов США.

Объемы же и доли зарубежных прямых инвестиций стран АСЕАН на рынках США и Японии ниже объемов стран СВА.
Инвестиционная активность Японии в ЮВА выражена объемами инвестиций в страны АСЕАН, которые за последние 20 лет составили около 33 млрд долларов США, что равнозначно годовому объему инвестиций в США в 1989 году. Именно США являлись главными "стимуляторами" японской экспансии в ЮВА, в результате чего в 1985 году произошла ревальвация иены, эффект от которой был следующим: экспортные отрасли дорожали, зарплата рабочих увеличивалась, капитал устремлялся в районы с дешевой рабочей силой. В итоге около 900 из 1 830 новых производственных предприятий Японии, т.е. 48,9%, были расположены в Азии.

С начала 90-х годов и до нашего времени большее предпочтение Японией отдается странам АСЕАН и южным районам Китая, а также Вьетнаму и Лаосу. Низкая заработная плата в ЮВА, связанная с повышением иены, а также высокая покупательская способность в основных развитых странах стали более привлекательны для японского капитала.

8. Устойчивый рост инвестиционной активности стран СВА в АСЕАН
Относительно высокая плотность взаимосвязей между странами СВА и АСЕАН и их наметившаяся тенденция увеличения инвестиционных потоков внутри Восточной Азии рассматриваются как усиление интеграционного процесса.

Общий объем зарубежных прямых инвестиций стран СВА в АСЕАН на 2000 год составлял более 36 млрд долларов США, а стран АСЕАН в СВА - всего лишь около 1,7 млрд долларов США. Доля Китая в первом и во втором случаях незначительна: на Китай как на инвестора в страны АСЕАН приходилось 300 млн долларов США, а как получателя инвестиций - более 400 млн долларов США.

При этом следует учесть, что доля зарубежных прямых инвестиций внутри стран Восточной Азии от общих зарубежных прямых инвестиций АСЕАН выросла с 25% в 1980 году до более чем 40% к концу 90-х годов.
Приведенные объемы инвестиционных потоков, как по масштабам, так и по долям, значительно уступают наплыву инвестиций из США и Японии. Это означает, что страны Восточной Азии в большей степени зависят от внешних инвесторов, чем от своей собственной инвестиционной активности, что подтверждает отсутствие интеграционной целостности в рамках СВА -АСЕАН.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.