Прогресс
экспортных производств, стимулирующий развитие сопряженных отраслей, позволил
крупным восточноазиатским странам (Япония, Южная Корея, Тайвань) создать
диверсифицированные промышленные комплексы. Гонконг, Сингапур, где формирование
полного набора индустриальных отраслей экономически нецелесообразно, создали
разветвленный финансовый сектор, превратившись в крупнейшие центры
международных расчетов в АТР.
В
первые же годы своего суверенитета Казахстан установил дипломатические
отношения с такими странами региона, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия,
Сингапур, Таиланд, Филиппины, Камбоджа и с момента обретения независимости
динамично развивает двустороннее сотрудничество с ними при надлежащей
договорно-правовой базе, практически во всех сферах. Поддерживаются активные
контакты'на высшем уровне. Президент Н.Назарбаев посетил Индонезию, Таиланд,
Сингапур, дважды Малайзию. В нашей стране с официальным визитом побывали руководители
Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Сингапура. Установлен режим активного диалога
между внешнеполитическими ведомствами.
В
настоящее время, несмотря на общую тенденцию к росту, товарооборот Казахстана
со странами ЮВА не отвечает экспортно-импортным возможностям страны. В 1997 г.
объем внешней торговли с рядом стран АСЕАН (Вьетнам, Индонезия, Малайзия,
Сингапур, Таиланд, Филиппины) составил 127 млн. долларов США. Из них 95%
приходится на экспорт из Казахстана.
Присоединение
к интеграционным процессам в АТР помогло бы Казахстану решить проблему выхода
на внешние рынки. Параллельно с вхождением во Всемирную торговую организацию,
участие в таких процессах, как Азиатско-Европейский форум в рамках саммита
"Азия - Европа", зона свободной торговли АСЕАН, Организация
азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Совет
азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества позволило бы РК
осуществлять торговлю со странами региона на льготных условиях. С учетом роста
потребностей региона в энергетических ресурсах Казахстан, наряду с Россией,
мог бы стать основным экспортером углеводородов в АТР.
Исследования
последнего времени свидетельствуют о том, что потребности стран региона в
энергоносителях возрастают быстрее, чем где бы то ни было в мире. К 2010 г.
они составят почти половину мирового потребления, даже если развитие науки позволит
увеличить использование альтернативных видов энергии. Потребность в нефти будет
возрастать ежегодно на три процента в течение первого десятилетия XXI века. В то же время ожидается, что
производство сырой нефти внутри региона несколько снизится, что значительно
увеличит зависимость АТР от импорта. Развивающиеся в регионе процессы
либерализации торговли создают благоприятные условия для казахстанских
экспортеров.
Прямые
торгово-экономические связи со странами АТР могут повысить эффективность
казахстанского импорта, поскольку в качественном отношении азиатские товары
соответствуют мировым стандартам при ценах ниже западноевропейских.
Договоренность
об использовании морского порта Ляньюнь-ган для транспортировки казахстанских
транзитных грузов, стыковка железных дорог Казахстана и Китая, а также участка
по маршруту Мешхед - Серахс - Теджен стали важными этапами становления новой
трансконтинентальной железнодорожной магистрали. Это позволит Казахстану
улучшить свое геоэкономическое положение. Однако существующие транспортные
магистрали используются недостаточно. Контакты казахстанских деловых кругов с
ЮВА сдерживает отсутствие постоянного прямого воздушного сообщения, хотя
необходимая правовая база заложена.
В
перспективе реальными путями транспортировки нефтепродуктов Казахстана в ЮВА
могут стать нефтепроводы через территорию Китая, Ирана, Афганистана и
Пакистана.
На
саммите "Азия - Европа" в Бангкоке в марте 1996 г. главами
государств-участников достигнута принципиальная договоренность о строительстве
трансазиатской железнодорожной магистрали, которая соединит Корейский
полуостров, Китай, страны Индокитая, Малайзию и Сингапур. В этой связи
приобретает реальные очертания перспектива строительства Трансевразийской
железной дороги из Европы в Южную и Юго-Восточную Азию, которая призвана
возродить Великий Шелковый путь. Прокладка магистрали через территорию
Казахстана может заметно снизить транспортные расходы и увеличить поток
транзитных грузов.
Опыт
экономического и политического сотрудничества государств ЮВА полезен для
сохранения политической стабильности и экономического развития Центральной
Азии. Подключение к Региональному форуму АСЕАН по безопасности позволило бы
Казахстану найти совместные интересы с государствами региона в сфере
международной политики, в т.ч. в рамках Совещания по взаимодействию и мерам
доверия в Азии (СВМДА).
Наиболее
масштабным проектом глобальной экономической интеграции является АТЭС -
Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (ее
участниками являются 21 государство). В силу различных исторических,
географических и иных причин Австралия, Республика Корея и Япония оказались
вне вышеперечисленных региональных организаций. Несмотря на отсутствие институционального
оформления, АТЭС имеет разветвленную структуру.
Подключение
Казахстана к интеграционным процессам в Юго-Восточной Азии позволит привлечь в
его экономику финансовые и технологические ресурсы региона, расширять двух- и
многостороннее экономическое сотрудничество. В то же время и развивающаяся
экономика стран Восточной Азии нуждается в альтернативных источниках сырья и
расширении своего присутствия на новых для себя рынках.
Особую
актуальность приобретают вопросы обеспечения и укрепления стабильности и
безопасности. Казахстан не только активно поддерживает идею установления
тесного диалога по вопросам безопасности в АТР, но и принимает
непосредственное участие в переговорном процессе.
Сотрудничество
с АТР может стать существенным фактором экономического развития как Казахстана,
так и других стран Центральной Азии. Для этого имеются такие предпосылки, как
действующее Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), единое
экономическое пространство в регионе. Успешная реализация проекта экономического
сотрудничества между ЦАЭС и АТР позволит утвердиться новой форме трансрегиональной
кооперации на азиатском континенте. Необходимость такого сотрудничества
диктуется соображениями межгосударственного и межрегионального разделения
труда, а также перспективами выхода Казахстана и других государств Центральной
Азии на внешние рынки товаров, капитала и рабочей силы.
Учитывая
нынешнее экономическое положение страны, основной задачей внешнеэкономической
деятельности Казахстана в АТР должно быть привлечение ведущих компаний
восточноази-атских стран к размещению производств обрабатывающих и высокотехнологичных
отраслей в Казахстане с последующим экспортом готовой продукции. Это относится
также к энергетической и горнорудной промышленности Казахстана, продукция ко-'
торых перерабатывалась бы на месте и поставлялась в регион. При этом необходимо
своевременно и адекватно определить свою экономическую специализацию в
международном разделении труда и нишу в мировой номенклатуре продукции, товаров
и услуг.
Большие
перспективы для Казахстана открывает активное сотрудничество в сфере среднего и
малого бизнеса. Имеющаяся в странах Восточной Азии развитая система малого и
среднего бизнеса оказывает существенное влияние на общеэкономическую ситуацию
и политическую стабильность общества. Для Казахстана важна кооперация с
предпринимательскими структурами этого региона для решения проблемы занятости
и насыщения своего внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами.
По
оценке экспертов МВФ, срок для решения реабилитационных задач в экономике
стран этого региона составит 2-3 года. Поэтому перспективы установления и
расширения инвестиционного сотрудничества Казахстана со странами ЮВА сохраняются.
Казахстану также следует извлечь для себя уроки финансового кризиса в регионе,
чтобы обеспечить свое экономическое присутствие в Юго-Восточной Азии, участие
в масштабных региональных и межрегиональных проектах в области науки, техники,
образования и культуры.
3.3.
Республика Казахстан и АТЭС.
Активизация
внешнеэкономической деятельности Казахстана в целях интеграции в мировые
экономические зоны жизненно необходима.
Одной из таких мировых экономических зон является торгово-экономическая система
стран Северо-Восточной Азии (далее - СВА). Ее значимость определена такими
факторами, как:
совокупный объем
ВВП, составляющий более 14 трлн долларов США, что почти в два раза превосходит
экономику Европейского Союза ;
объем
промышленной продукции стран СВА, составляющий более 60% от мирового объема;
сосредоточение
более 40% всех мировых инвестиций в регионе;
общая
численность населения, составляющая около 1/3 населения земного шара.
Эти факторы
определяют ряд основных задач, требующих незамедлительного решения.
Во-первых,
развитие сотрудничества и активное участие в интеграционных процессах в СВА в
целях обеспечения внешнеэкономической безопасности страны.
Во-вторых,
дифференцирование внешнеэкономических связей в целях снижения степени
торгово-экономической зависимости от России (доля в торговле с Казахстаном
более 80%) и достижения экономической свободы - приоритетное направление в
обеспечении экономической безопасности в целом.
В-третьих,
поддержание преимущества Казахстана в природных, в частности энергетических,
ресурсах перед странами СВА в целях обеспечения более активного продвижения
отечественной продукции на "восточно-азиатские" рынки.
Влияние
экономических процессов СВА на экономику Казахстана обусловлено ее потребностью
в освоении "азиатского" рынка. С учетом складывающейся ситуации в
СВА, необходимо выделить следующие основные факторы влияния:
Внешние факторы,
независящие от Казахстана и связанные с торгово - экономической деятельностью в
СВА.
Внутренние
факторы, (контроль над которыми возможен для Казахстана), связанные с
состоянием двусторонних отношений с основными участниками рынка СВА: Россией,
Китаем, Японией и Южной Кореей.
Внешние факторы.
Согласно результатам проведенного анализа определены основные тенденции
развития экономической ситуации в СВА:
1. Значительная
взаимозависимость США и Японии по торговым позициям
Данные по
торговым позициям США и Японии отражают существенные доли каждой из сторон во
взаимной торговле, а также их устойчивый уровень с небольшими колебаниями за
последние 30 лет.
Доля Японии в
экспорте США составляла 11% в 1970 году и те же 11% в 1995 году. В 2001 году
доля уменьшилась почти на 4%, составив при этом около 7%. В импорте США доля
Японии уменьшилась с максимального значения в 1980 году - 20%, до 11% в 2001
году.
Доля же США в
экспорте Японии несколько понизилась с 32% в 1970 году до 29% в 2001 году. В
импорте это понижение оказалось значительнее: за тот же период с 29% до 19% (в
1960 году она была равна 35%).
2. Высокая
торгово-инвестиционная зависимость Японии от США
Степень зависимости Японии от США превышает аналогичную зависимость США от
Японии: в экспорте на 22%, в импорте на 8%.
Однако эта зависимость нейтрализуется существующим дефицитом США в торговле с
Японией, исчисляемым десятками миллиардов долларов. Кроме того, США зависимы от
некоторых статей импорта товаров, которые они могут купить только в Японии. К
такому типу товаров относится более 50% электронных изделий, импортируемых США
из Японии.
Более 43% всех японских зарубежных прямых инвестиций в мире оказались сосредоточенными
в США. Эта сумма составляла более 270 млрд долларов США в 2001 году, что
позволяло Японии занять лидирующую позицию среди других инвесторов США.
За этими цифрами
скрывается следующая картина. Согласно статистическим данным, в 2001 году более
600 тыс. американцев работало приблизительно в 1 500 компаниях, созданных
японцами на территории США. Они охватывают фактически все сферы экономики,
включая недвижимость и банки. По мнению многих экспертов, это число вырастет до
1 млн человек в течение первой декады XXI века. Количество работающих на
американских фирмах в Японии составляет около 130 тыс. человек в основном в
производственной сфере .
Кроме того,
следует иметь в виду, что Япония является держателем нескольких сотен
миллиардов долларов американских долгов, которые США не в состоянии ей
выплатить.
3. Незначительные
объемы зарубежных прямых инвестиций США в Японии
Объемы
американских инвестиций на территории Японии незначительны. Доля Японии в
зарубежных прямых инвестициях США в 2001 году не превышала 6% или суммарно
около 37 млрд долларов США, в то же время, по данным японской статистики, эта
сумма составляла всего лишь 12 млрд долларов США. Однако даже эта сумма
составляла 41% от общей суммы зарубежных прямых инвестиций в Японии.
4. Значительное
увеличение удельного веса стран СВА в торговле с США и Японией за последние 40
лет
Доля стран СВА в
экспорте США увеличилась с 1,9% в 1960 году до 4% в 1970 году и до 12% в 1995
году. В 2001 году доля составила около 7%, что более чем в три раза меньше доли
Японии (около 26%). В импорте США их доля была равна всего лишь 1% в 1960 году
и уже 15% в 2001 году. Существенно эти доли увеличились в торговле с Японией: в
экспорте с 9% в 1960 году до 26% в 2001году, в импорте соответственно с 3% до
24%.
Доля Японии в совокупной торговле со странами СВА значительно выше, по
сравнению с США, что указывает на ее наибольшую вовлеченность в торговые
операции со странами СВА и наибольшую заинтересованность в создании
интегрированного экономического блока СВА.
5. Преобладание
японских прямых инвестиций в СВА над инвестициями США
Общий объем
зарубежных прямых инвестиций Японии в СВА составляет более 20% от общего
объема, а объем зарубежных прямых инвестиций США в этом же районе - около 19% в
2001 году.
В то же время доли Японии и США в общих объемах зарубежных прямых инвестиций
стран СВА составляли в 2001 году: в Китае - более 10%, в Гонконге - 34% и 28%,
на Тайване - 29% и 27%, в Южной Корее - 40% и 29%.
6. Устойчивый
рост удельного веса стран АСЕАН в торговых позициях США и Японии
В экспорте и в
импорте США удельный вес АСЕАН увеличился с 3% в 1970 году до 10% и 8,5% в 2001
году, в экспорте и импорте Японии - соответственно с 9% и 10% до 18% и 21% за
тот же период.
7. Преобладание
инвестиционных позиций Японии над позициями США в АСЕАН
Состояние
инвестиционной сферы аналогично торговой. Их доля в японских зарубежных прямых
инвестициях равна более 10%, в американских - более 5% (2001 год); это
соответствовало аккумулированным накоплениям к 2002 году для Японии в сумме
более 50 млрд долларов США, для США - более 26 млрд долларов США.
Объемы же и доли
зарубежных прямых инвестиций стран АСЕАН на рынках США и Японии ниже объемов
стран СВА.
Инвестиционная активность Японии в ЮВА выражена объемами инвестиций в страны
АСЕАН, которые за последние 20 лет составили около 33 млрд долларов США, что
равнозначно годовому объему инвестиций в США в 1989 году. Именно США являлись
главными "стимуляторами" японской экспансии в ЮВА, в результате чего
в 1985 году произошла ревальвация иены, эффект от которой был следующим:
экспортные отрасли дорожали, зарплата рабочих увеличивалась, капитал
устремлялся в районы с дешевой рабочей силой. В итоге около 900 из 1 830 новых
производственных предприятий Японии, т.е. 48,9%, были расположены в Азии.
С начала 90-х
годов и до нашего времени большее предпочтение Японией отдается странам АСЕАН и
южным районам Китая, а также Вьетнаму и Лаосу. Низкая заработная плата в ЮВА,
связанная с повышением иены, а также высокая покупательская способность в
основных развитых странах стали более привлекательны для японского капитала.
8. Устойчивый
рост инвестиционной активности стран СВА в АСЕАН
Относительно высокая плотность взаимосвязей между странами СВА и АСЕАН и их
наметившаяся тенденция увеличения инвестиционных потоков внутри Восточной Азии
рассматриваются как усиление интеграционного процесса.
Общий объем
зарубежных прямых инвестиций стран СВА в АСЕАН на 2000 год составлял более 36
млрд долларов США, а стран АСЕАН в СВА - всего лишь около 1,7 млрд долларов
США. Доля Китая в первом и во втором случаях незначительна: на Китай как на
инвестора в страны АСЕАН приходилось 300 млн долларов США, а как получателя
инвестиций - более 400 млн долларов США.
При этом следует
учесть, что доля зарубежных прямых инвестиций внутри стран Восточной Азии от
общих зарубежных прямых инвестиций АСЕАН выросла с 25% в 1980 году до более чем
40% к концу 90-х годов.
Приведенные объемы инвестиционных потоков, как по масштабам, так и по долям,
значительно уступают наплыву инвестиций из США и Японии. Это означает, что
страны Восточной Азии в большей степени зависят от внешних инвесторов, чем от
своей собственной инвестиционной активности, что подтверждает отсутствие
интеграционной целостности в рамках СВА -АСЕАН.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|