Во
вторую группу можно объединить страны и экономики "китайского пояса"
- Китай, Сингапур, Тайвань, Гонконг, а также китайский бизнес в странах АСЕАН,
не пострадавшие непосредственно от финансового коллапса своих соседей.
Устойчивости "китайской экономики" способствовали следующие основные
факторы:
-
большие золотовалютные резервы: около 140 млрд. долларов у Китая, по 70-80
млрд. долларов у Тайваня, Гонконга и Сингапура;
-
положительное сальдо текущего платежного баланса;
-закрытость
и жесткое регулирование валютного и фондового рынков в Китае и на Тайване, 'что
позволило им защититься от атак финансовых спекулянтов;
-
незначительный объем "плохих" кредитов в Сингапуре, на Тайване и у
китайского бизнеса в Юго-Восточной Азии - следствие хорошего менеджмента
тайваньских и сингапурских банков и крупных корпораций и, с другой стороны -
традиции семейного китайского бизнеса, предпочитающего полагаться на
собственные средства и деньги родственников и не брать кредитов сверх объемов
реальных ликвидных активов;
-
финансовая поддержка Китаем сверхлиберализованных валютного и фондового рынков
Гонконга, подвергшихся спекулятивным атакам в 1997 и 1998 годах после того как
Гонконг перешел под юрисдикцию Китая;
-
наличие у Тайваня и Гонконга устойчивых и прибыльных ниш на мировых рынках, -
соответственно компьютерной техники и финансовых услуг.
Однако,
выдержав первый прямой удар, "китайская экономика" Азии не
обнаружила полного иммунитета к косвенным последствиям азиатского финансового
кризиса. Девальвация национальной валюты повысила конкурентоспособность
экспорта попавших в беду стран и уменьшила спрос на импортную продукцию в
ущерб экспорту Китая, Гонконга, Сингапура и, хотя и в меньшей степени,
специализирующегося на наукоемкой продукции Тайваня. В результате в Гонконге и
Сингапуре в 1998 году было зафиксировано падение ВВП, соответственно на 7% и
1,5%. ВВП Тайваня вырос лишь на 4,7% , что на 2,1 процентных пункта меньше, чем
в 1997 году.
Азиатский
финансовый кризис усилил опасения китайского руководства относительно того, что
Китай может стать более уязвимым вследствие проводимого курса экономической
либерали-, зации. В результате Пекин замедлил реформирование банковской
системы и приватизацию крупных промышленных предприятий, усилил
административный контроль за валютными операциями и иностранным капиталом.
Однако ужесточение курса не во всем оправдалось. Китайский экспорт в 1998 году
увеличился лишь на 0,5%. А рост ВВП хотя и составил 7,8% , но сопровождался
увеличением внутреннего предложения без соответствующего повышения
платежеспособного спроса, в результате чего Китай столкнулся с новой для него
проблемой - дефляцией: индекс цен в 1998 году уменьшился на 1,2%.
Продолжает
пребывать в состоянии многолетней экономической стагнации Япония: в 1998 году
ВВП страны сократился на 3,6%, индекс цен упал на 0,2%. Причины экономических
проблем Японии, по мнению зарубежных экспертов, кроются, прежде всего, в
неэффективном руководстве банковской системой и национальными финансами -
результатом чего является большой объем "плохих" кредитов, время от
времени приводящих к краху того или иного финансового института.
Япония
пока так и не оправилась от фондового шока конца 80-х годов, произошедшего
вследствие обвала значительно переоцененного рынка недвижимости. Японское
правительство, крайне неохотно идя на принятие жестких мер к проштрафившимся финансовым
структурам, по существу, перекладывает на налогоплательщика бремя поддержки
или спасения неэффективных банков. Экономическое же поведение японского
населения традиционно в моменты общенациональных катаклизмов оказывается
больше нацеленным на накопление, чем на потребление, что усиливает
дефляционное давление на экономику.
Вместе
с тем Япония обладает серьезнейшими преимуществами перед другими азиатскими
странами. Это самые большие в мире золотовалютные резервы (свыше 200 млрд.
долларов), огромные накопления японского населения, превышающие годовой размер
ВВП страны, и современный промышленный и научно-технический потенциал.
Главными
последствиями кризиса для политической ситуации в регионе стали повышение роли
экономической составляющей в структуре факторов обеспечения национальной
безопасности и во внешней политике стран региона; укрепление региональной
позиции США, на долю которых приходится 20% мирового ВВП и 12% мирового
экспорта и которые вместе с контролируемым Вашингтоном МВФ оказались главными
"спасателями" попавших в беду партнеров; рост антиамериканских
настроений в Азии как реакция на чувства национального унижения от необходимости
просить помощи у США, что, однако, не мешает этой помощью пользоваться.
Финансовый
кризис оказал воздействие на поведение главных политических фигур АТР - Китая,
Японии, АСЕАН, АТЭС и Южной Кореи.
Китай
укрепил политические позиции в АТР, несмотря на некоторый подрыв
конкурентоспособности китайского экспорта:
-
Китай, предоставив помощь Таиланду и Индонезии, показал, что способен
участвовать в спасении азиатской экономики;
-
удержав гонконгский доллар, Китай доказал, что готов нести ответственность за
финансовую стабильность перешедшего под его юрисдикцию Гонконга;
-
Китай активно играет на существующих в АСЕАН опасениях, что девальвация юаня в
целях стимулирования китайского экспорта вызовет новую волну финансовых
потрясений. Настойчиво повторяя, что девальвации не будет, Пекин демонстрирует
готовность идти на "жертвы" ради региональной стабильности.
Негативными
последствиями для Китая стали дипломатическая активность Тайваня, пытающегося
обменять экономическую помощь странам Юго-Восточной Азии (ЮВА) на политические
уступки (повышение статуса представительства Тайваня в АТЭС, статуса
тайваньских представительств в странах АСЕАН, введение безвизового режима), а также
рост антикитайских настроений в АСЕАН как реакция на иммунитет местного
китайского капитала к финансовому кризису.
Пекин
понимает, что он сегодня не обладает ресурсами для оказания помощи наравне с
США или Японией. Поэтому и его игра на факторе "недевальвации юаня"
ограничивается пока весьма умеренными целями: добиться поддержки АСЕАН при
принятии Китая в ВТО, предотвратив усиление региональных позиций Тайваня,
обеспечить безопасность китайского бизнеса в ЮВА.
Япония,
несмотря на наличие финансовых ресурсов, оказалась до сего времени не готовой
взять на себя функции регионального лидера:
-
участвуя в программах спасения МВФ, Япония, тем не менее, остается объектом
нападок со стороны США и АСЕАН, требующих от Токио больших усилий по
преодолению кризиса;
-
опасения стран ЮВА относительно неактивной роли Японии носят стратегический
характер в отличие от тактических опасений девальвации китайского юаня. Здесь
неустанно повторяют,что без оживления экономики Японии возрождение Азии маловероятно;
-
от Токио ждут новых инвестиций, открытия японских рынков товарам из НИС и
стимулирования внутреннего спроса.
Вместе
с тем Токио понимает, что сейчас Япония, производящая около 8% мирового ВВП и
экспорта, является главным ресурсом для оздоровления азиатской экономики и
имеет лучший за все послевоенные годы шанс занять ведущие позиции в АТР.
Последние инициативы Японии о выделении азиатским странам 30 млрд. долл. на
восстановление подорванных кризисом экономик и совместная с США акция о
выделении еще 10 млрд. долл. на те же цели находятся в русле нового азиатского
курса Токио, нацеленного на превращение Японии в регионального лидера. Успех
этого курса, однако, зависит все же больше от того, сможет ли Япония решить
внутренние экономические проблемы и открыть свой рынок для азиатского
экспорта.
АСЕАН
оказалась в состоянии неуверенности и неопределенности как с точки зрения
"внутриасеановских" отношений, так и с точки зрения
внешнеэкономических ориентиров. Кризис вызвал рост противоречий между странами
АСЕАН:
-
между Малайзией и Индонезией - по проблемам индонезийских нелегальных
эмигрантов;
-
между Таиландом, с одной стороны, Малайзией и Индонезией - с другой, по
вопросу сотрудничества с МВФ;
-
между Малайзией и Сингапуром - из-за отказа Сингапура превратить сингапурский
доллар в коллективную валюту АСЕАН;
-
между всеми странами АСЕАН - по поводу импортных квот, усиления взаимной
конкуренции на мировых рынках и стратегии создания коллективной валюты АСЕАН.
Страны
ЮВА, более 70% торговли которых осуществляется в американских долларах,
возлагают надежды на новую валюту евро. Предполагается, что евро уменьшит
уязвимость азиатской экономики от колебаний американского доллара, сократит
издержки при торговле с Европой и увеличит азиатский экспорт в ЕС. Вместе с тем
в АСЕАН понимают, что переход на евро требует основательной
финансово-технической и экономико-стратегической подготовки, которая изрядно
запоздала по времени.
Требование
азиатских НИС к США, Японии и ЕС, на которые приходится более половины их
экспорта, открыть рынки приводит к торговым трениям. США хЪтя и пошла на
отсрочку платежей за военные заказы для ЮВА и вместе с ЕС заявили о готовности
увеличить импорт из Азии, но сделали это в ограниченных пределах, оберегая
национальных производителей. Япония не спешит с либерализацией импорта. АСЕАН
критикует ЕС за помощь одному лишь Сеулу. В свою очередь ЕС выражает обеспокоенность
ростом ввоза автомобилей и электроники из региона.
Лондонская
(1998г.) встреча руководителей ЕС и 10 азиатских стран (АСЕМ), поставив в центр
дискуссий азиатский финансовый кризис, акцент, однако, сделала не на
финансовую помощь и не на контроль над мировыми финансовыми спекуляциями, как
того требовала Малайзия, а на предоставление азиатским странам - через
созданный ЕС специальный трастовой фонд - аналитических и консультационных
услуг по анализу финансовой ситуации и реформированию управления финансами в
странах Азии.
В
Южной Корее кризис способствовал укреплению америка-но-южнокорейского
стратегического партнерства, подтолкнул Сеул к поиску вариантов улучшения
отношений с Токио и активизации связей с ЕС, повлиял на политику в отношении
Северной Кореи.
Кризис
ограничил экономические ресурсы Сеула для решения задач объединения Кореи,
сфокусировав внимание властей на внутренних проблемах. Вместе с тем Сеул
вынужден реагировать на новые инициативы северян. Пхеньян, истинной целью
которого является снятие американского эмбарго и стимулирование тем самым
притока в КНДР иностранных инвестиций, готов ради этого имитировать требуемое
США развитие межкорейского диалога.
В
этих условиях Сеул сделал ставку на инициативную и одновременно прагматическую
политику на Корейском полуострове. С одной стороны, Сеул поднимает планку
встречных инициатив, предлагает провести внутрикорейский саммит, ослабляя
ограничение на инвестиции, частные поездки и доступ к информации о Севере. А с
другой - объявляет о том, что вопрос об объединении сегодня не стоит в повестке
дня и требует конкретной отдачи от гуманитарной помощи Северу. Демонстрируется
понимание того, что Южной Корее выгодно прежде всего усиливать свои
международные позиции, относительно меньшее значение придается северокорейской
проблематике. При этом Южная Корея по-прежнему полагается на США в вопросах
национальной безопасности и отведения "угрозы с Севера".
Азиатский
финансовый кризис активизировал экономическую дипломатию стран региона,
нацеленную на поиск новых вариантов региональных интеграционных схем. Среди
появившихся в конце 90-х годов под воздействием азиатского финансового кризиса
концепций азиатского регионализма можно выделить следующие:
-таможенный
союз Японии и Южной Кореи;
-экономический
союз Японии, Южной Кореи и Китая;
-экономический
"пятиугольник" в Северо-Восточной Азии (СВА) на основе объединения
капиталов и усилий Японии, Китая, Южной Кореи, Тайваня и Гонконга вокруг
строительства газопровода из Иркутской области России в Азию;
-развитие
интеграции в СВА на основе Туманганского проекта;
-зону
свободной торговли в СВА или ее разновидность - концепцию "Нового рынка
стран СВА";
-создание
Азиатского монетарного союза по аналогии с Европейским монетарным союзом и
введение единой азиатской валюты;
-создание
Азиатского валютного фонда (АВФ) для решения самостоятельно, без участия МВФ,
кризисных финансовых ситуаций. Предложение о создании АВФ было выдвинуто
Японией в сентябре 1997 года на сессии МВФ в Гонконге. Токио был готов нести
половину из 100 млрд. долларов, необходимых для начала работы АВФ, вторую
половину должны были бы вложить другие азиатские участники нового регионального
фонда. Первоначально многие страны (включая Южную Корею, но при выжидательно-сдержанной
реакции Китая) воодушевленно отреагировали на токийскую инициативу. Однако
негативное отношение к АВФ со стороны МВФ и США, продемонстрированное на ноябрьской
1997 года встрече министров финансов стран АТЭС в Маниле, затормозило развитие
идеи. В конце 1998 года Япония возобновила международное лоббирование АВФ.
Активным сторонником идеи и реальным партнером Токио готов стать Сеул, в ноябре
1998г. поддержавший устами своего премьер-министра Ким Чон Пхиля идею АВФ.
Похоже, что начинает меняться и отношение к АВФ и со стороны МВФ и США,
убедившихся в сложности азиатских финансовых проблем, как и в то*м, что решить
их силами одного МВФ трудно и обременительно, в том числе и для бюджета США -
главного донора МВФ (19% всех взносов). Если к начинающей формироваться
финансовой оси Сеул - Токио присоединятся Тайвань и АСЕАН, то и без участия
Китая идея об АВФ станет реальностью;
-
валютный союз стран АСЕАН;
-
создание мини-зон двусторонней свободной торговли, выходящих за рамки
азиатского региона. В эту концепцию вписываются намерения Южной Кореи
заключить соглашения о свободной торговле с Чили, ЮАР, Турцией и другими
странами;
-
институализация работы межконтинентальных форумов: АТЭС (с участием 21 страны
Азии и Америки, а также России) и АСЕМ (страны Азии и ЕС, без России и США).
Однако последние форумы АТЭС (Куала-Лумпур, ноябрь 1998г.) и АСЕМ (Лондон,
апрель 1998г.) показали, что эти организации пока больше служат местом для
обмена мнениями между государственными лидерами из различных регионов мира и не
обнаруживают готовности к практической координации экономической и финансовой
политики стран-участниц.
Казахстан
адекватно отреагировал на финансовый кризис в Азии. Президент РК Н.Назарбаев в
этой связи отметил: "Азиатский кризис преподнес нам немало уроков: и
экономических, и политических. Последствия кризиса в разной степени ощутили на
себе все страны СНГ. Нам пришлось скорректировать свои инвестиционные
устремления. В то же время это не означает изменения нашего общего курса, так
как азиатская геополитика Казахстана лишена какой-либо политической
конъюнктуры".66
Как
отмечает известный российский политолог, профессор К.Брутенц: "Кризис хоть
и ослабил на время ряд стран АТР, но4 не уменьшит ни значения Азии,
ни внимания к ней. Не изменится и общее направление развития событий.
Происшедшее - всего лишь зигзаг. Впрочем, сейчас, когда отчетливо обозначается
возвращение большинства азиатских стран к экономическому росту, это становится
ясно не только скептикам, но даже и недоброжелателям.
Согласно
новейшим прогнозам, несмотря на кризис, к 2015 году в списке 12 стран с
наибольшим в мире ВНП 5 мест будут принадлежать азиатским государствам.
Финансовые бури, за которые многие в регионе возлагают вину на Запад,
укрепляют стремление "азиатов" к самостоятельности".67
Поэтому
курс на развитие и укрепление политических и торгово-экономических связей со
странами Азии следует рассматривать в качестве важного направления внешней
политики нашего государства. Стратегическую цель казахстанской дипломатии в
этом регионе можно условно обозначить как достижение двух взаимосвязанных
задач: во-первых, создание благоприятных внешних условий для рыночных реформ в
нашей стране; во-вторых, создание предпосылок для активного подключения к
региональным интеграционным процессам.
Казахстан,
являясь азиатским государством и обладая огромным экономическим потенциалом,
располагаясь на перекрестке транспортных артерий Евразии, объективно может
рассчитывать на достойное место в интеграционных процессах на континенте,
использовать взаимный интерес для достижения своих политических и экономических
целей.
Наиболее
влиятельным в геополитическом плане государством на азиатском континенте
является Китай - восточный сосед Казахстана. Как уже было отмечено, китайское
направление внешней политики Казахстана относится к числу приоритетных и таковым
останется в обозримом будущем. Для этого имеются весомые экономические и
политические основания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|