9.
Верин В.
Смета – скромная, богатства – несметные // Российская газета. 1995. 21 февраля
10.
Петровский
И. Что? Где? Почему? // Известия. 1996. 12 марта
11.
Соколов
Д. НТВ заступило в регионы «младшего брата» // Общая газета. 1998. 29 января
2.3 Интервенция частного капитала в журналистику
Неэффективность
производственно-экономической деятельности, высокий инвестиционный риск в
финансировании промышленности, сращивание политических и экономических элит
ведут к колоссальным накоплениям финансовых средств в одних руках. Не только
СМИ, но и социологи, и политологи в девяностые годы с тревогой заговорили о
формировании власти финансовой олигархии, что получила своеобразное обозначение
«семибанкирщина». Такие финансово-промышленные, финансово-политические группы,
в центре которых находятся московские коммерческие банки, подпитываются из
регионов, где существуют контролируемые этими банками группы давления на
местные и федеральные власти Располагая крупными средствами, банки и
коммерческие структуры в последнее время начали скупать акции открытых
акционерных обществ, созданных редакциями газет, телерадиокомпаниями. Этому
способствует и действующее законодательство. Согласно статье 7 Закона «Об
обществах с ограниченной ответственностью», установлено предельное число членов
ООО - 50, при превышении этого количества общество должно быть преобразовано в
открытое акционерное общество. А согласно статье 7 Закона «Об акционерных
обществах», для закрытого общества установлен такой же предел: при 51 члене оно
должно быть в течение года преобразовано в открытое и объявить подписку на
акции, иначе подлежит ликвидации в судебном порядке.
Так,
вслед за приватизацией промышленных предприятий идет приватизация частным
капиталом российских средств массовой информации. К примеру, предприниматель Б.
Березовский (ЛогоВАЗ) в 1999 г. приобрел контрольный пакет акций издательского
дома «КоммерсантЪ», вместе с подопечными фирмами стал владельцем 75 % акций
ТВ-6, оказывает влияние на журнал «Огонек», «Независимую газету», «Новые
Известия», «Матадор». В. Гусинский до 2001 г. владел холдингом Медиа-Мост, в
котором кроме независимой телекомпании НТВ, телесети ТНТ, радиостанции «Эхо
Москвы» были печатные издания: «Сегодня», «Караван историй», «Семь дней»,
«Итоги». Созданная в 1997 году дочерняя фирма «ОНЭКСИМбанка» - «Профмедиа» в
мае 1998 г. получила статус самостоятельной организации в форме медиа-холдинга
группы Интеррус. В России это был уже двенадцатый частный холдинг по управлению
масс-медиа. В него включены газеты и журналы, суммарный тираж которых подходит
к 10 млн. экз,.среди них: респектабельная общественно-политическая газета
«Известия», ежедневная деловая газета «Русский телеграф»(вскоре закрылась),
«Антенна», «Экспресс-газета», деловой журнал «Эксперт» и огромный издательский
дом «Комсомольская правда» с приложениями.
Попав
в зависимость от банкиров и бизнесменов, СМИ внуждены выражать прежде всего
интересы богатых, от нынешних журналистов требуют, чтобы они не трогали
определенные финансово-политические группы. Учредитель «Общей газеты» Егор
Яковлев говорит о трех этапах на пути прессы к кризису власти и доверия: первый
этап «гласности» (1985— 1992 гг.), когда СМИ сыграли стратегическую роль в
борьбе с коммунистическим режимом; второй - этап «свободного слова» (1992—1996
гг.), когда с возможностью писать обо всем пришел экономический кризис и
«банкиров, которых раньше не пускали с зал, теперь начали просить о финансовой
помощи» - последние не замедлили воспользоваться ситуацией и началась скупка
газет и журналов; третий - этап «полного раздела» СМИ частными финансовыми
группировками - отличается отсутствием правил игры и нравственного кодекса
журналистов» [14].
Финансово-промышленная
компания «ЛУКойл» - недавний крупнейший акционер «Известий» - выступила против
критики премьер-министра в газете и потребовала смены главного редактора.
Возник конфликт. В итоге газету у «ЛУКойла» перекупил «ОНЭКСИМбанк», который и
сменил руководство издания. Бывший главный редактор И. Голембиовский с
единомышленниками создал «Новые Известия», которые сразу же попали под крыло Б.
Березовского.
В
августе 1998 года «ОНЭКСИМбанк», МОСТ-банк и банк «Менатеп» заявили об
объединении, и если бы это случилось, то втроем они могли бы контролировать
целую газетно-телевизионную империю. Деловая элита осознала могущество СМИ, и
то обстоятельство, что политическая рентабельность серьезных вложений в них
может иметь полезные экономические последствия. В результате мы являемся
свидетелями борьбы между экономическими кланами за информационные каналы (в широком
смысле этого слова). Неурегулированность юридических и экономических отношений
между журналистами и их «хозяевами» приводит к интенсивному развитию теневых и
даже коррупционных отношений в этой сфере. В итоге негосударственные СМИ
рискуют превратиться из мощного отряда гражданского общества в инструмент
борьбы между экономическими и бюрократическими кланами [15].
«"Хозяин" отнюдь не рассматривает газету или телеканал в качестве
источника прибыли, а лишь как средство воздействия на общественное мнение, -
считает Я.Н. Засурский. - Конечно, чем больше тираж, тем больше зона
воздействия на общественное мнение. Но поднимать тираж владельцы предпочитают
не за счет расширения спектра мнений, а за счет "пожелтения" и
компроматных выбросов» [16]. Главный редактор «Московского комсомольца» Павел
Гусев полагает, что «банкиры просто закачивают в СМИ, деньги и хотят, чтобы на
выборах раскрутился их кандидат во власть».В России средства массовой
информации больше не являются четвертой властью. К этому неутешительному выводу
пришли участники конгресса 47-ой генеральной ассамблеи Международного института
прессы в мае 1998 г. в Москве [17].Сегодня остались считанные издания, которые
обладают действительной независимостью, в то время как собственники СМИ ведут
себя иногда как худшие цензоры, открыто вмешиваясь в редакционную политику и
определяя, что можно писать, а что нельзя. На информационные войны тратятся
огромные деньги, и выливается большое количество компромата. В регионах,
однако, коммерческие группы не добились подобного влияния - большая часть СМИ
там контролируется исполнительной и законодательной властью.
«Российская
журналистика, которая в течение десятилетий контролировалась коммунистической
партией, в начале 1990-х годов пережила свой "золотой век. Однако финансовые
трудности, с которыми столкнулись газеты, и реальности, связанные с
возможностью поглощений, характерные для бизнеса по-русски, играют столь же
серьезную ограничительную роль, как и прежний контроль». Привычным явлением в
медиабизнесе стал передел собственности, смена владельцев СМИ. Так, в 2001 году
контрольный пакет акций НТВ от В. Гусинского перешел к Газпрому. Дочерняя
компания ОАО «Газпром-Медиа» - «Лидвиль Инвестментс Лимитед» в ноябре того же
года стала владельцем контрольных пакетов акций «НТВ Плюс», «ТНТ-Телесеть» и
«Издательства 7 дней» [18].
В
ноябре 2001 года по примеру других финансово-промышленных групп РАО «ЕЭС
России»(председатель правления РАО А.Чубайс) также создало свой медиа-холдинг,
в который вошли телекомпания Ren-TV (70 % акций компания РАО «ЕЭС»
выкупила у «ЛУКойла в 2000 г. по некоторым данным за 40 млн. дол.»),
одноименный канал и региональная сеть.
Конечно,
не всегда капитал действует удачно. К примеру, РАО «Газпром» не получил
ощутимой выгоды от приобретения пакетов акций разнообразных СМИ. Причины этого
- в неэффективном менеджменте, спонсорском характере многих приобретений,
отсутствии продуманной политики в области взаимодействия со СМИ. Первой
национальной газетой, которую пытался поставить под контроль «Газпром» и которую
в итоге потерял, бала «Комсомольская правда». Вложения в 9 млн. дол. не привели
к желаемому результату. Весной 1997 года 20 % акций «Комсомольской правды»,
якобы находившихся под контролем «Газпрома», перешли в собственность
«ОНЭКСИМбанка» по решению собрания акционеров. Не случайно сменивший Р.
Вяхирева на посту главы Газпрома А. Миллер летом 2001 г. заявил о возможной
продаже всех акций, прежде всего НТВ, и прекращении заниматься такой
непрофильной деятельностью, как медиа-бизнес.
Заметим,
что интервенция частного капитала в российскую журналистику вначале затрагивала
лишь отдельные периодические издания. Так, финансисты сыграли главную роль в
рождении и становлении московской газеты «Сегодня». Кроме «Мост-банка», ее
инвесторами стали «Конверсбанк» и страховая компания «Макс». А бывшему органу
ЦК КПСС - «Правде» помогает владелец греческой фирмы «Стил лайд холдинг»
миллиардер Яннис Янникос, купивший контрольный пакет акций этой газеты.
____________________________________
12.
Общая
газета. 1998. 28 мая
13.
Россия и
коррупция: кто кого? // Российская газета. 1998. 19 февраля
14.
Лисицкая
А. Олигархи живут по средствам массовой информации // Общая газета. 1998. 25
июня
15.
Общая
газета. 1998 28 мая
16.
«Газпром
– Медиа» юридически оформил право собственности на акции ряда компаний,
принадлежавших ранее «Медиа – Мосту» // Законодательство и практика масс-медиа.
2001. Ноябрь-декабрь.
2.4 Спонсорство через рекламу
Средства
массовой информации могут попасть в зависимость от частного капитала не только
прямо, но и опосредованно - через рекламу. Деньги, получаемые от публикации
объявлений, оплачиваемых заказчиками - коммерческими и государственными
предприятиями, фирмами, организациями и частными лицами стали главным
источником доходов газеты, радио и телевидения. «Стабильность финансового
положения нашей газеты на 85 % обеспечивается за счет коммерческой рекламы», -
признает главный редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» Олег Кузин. В марте
1999 года тираж; петербургской газеты «Невское время» составлял 17 тыс. экз.,
по признанию руководителей редакции денег от полугодовой подписки хватило лишь
на издательские расходы одного месяца, остальное решила реклама. В начале 1991
года «Вечерний Петербург», решив доставлять газету подписчикам вечером в день
выхода, а не утром как раньше, заключила договор с коммерческой фирмой
«Курьер», и расходы на распространение издания возросли многократно.
Понадобилась дотация. Но тогдашний соучредитель (вторым соучредителем был
трудовой коллектив редакции) - городской Совет народных депутатов отказал в
субсидии. И тогда редакция пошла на расширение арендуемых рекламодателями
газетных площадей. Реклама стала публиковаться не только на последней странице,
как прежде, но и на внутренних полосах, и даже, вначале робко, а затем все
смелее на первой полосе. Уже в марте 1991 года месячных доход от рекламы
превысил «рекламную» прибыль всего минувшего года.
В
1997 году обороты российской рекламы достигли 1,82 млрд. дол. С ноября 1991
года появились первые объемы рекламы в прессе, с осени 1992 - первые объемы
телевизионной рекламы. В дальнейшем эти объемы росли непрерывно: в 1992 г. на
рекламу было затрачено 80 млн. дол., в 1993-ом - 280 млн. в 1994-ом - 1150, в
1995-ом - 1200, в 1996 -ом - 1585, в 1997-ом - 1820 млн. дол. Тенденция
снижения доли телевизионной рекламы в регионах такова: 1994 г. - 34 %, 1995 г.
- 35 %, 1996 г. - 30 %, 1997 г. - 28 %. Причина - низкие расценки на
региональном телевидении по сравнению с центральным (в прессе центр и регионы
сопоставимы), а также запрет с 1996 г. на телевизионную рекламу табачных и
алкогольных продуктов. Очевиден потенциал регионального телевидения (до 12 %
совокупной телевизионной аудитории, причем рейтинг региональных телеканалов
высок среди обеспеченных телезрителей). В России доля регионального телевидения
в расходах рекламодателей - 19 %. Крупные рекламные агентства Москвы успешно
развивают коммерческие проекты по рекламе на региональном телевидении «Аврора
регион», «Юнитон-Максим», региональные дочерние структуры «Video International».
Что
же касается рекламы в прессе, то в 1994 г. совокупный тираж областных и
районных газет (а их по данным Союза журналистов более 27 тыс.) превысил
суммарный тираж 87 центральных ежедневных и еженедельных газет. Идет процесс
формирования газетной «медиа-империи» с разветвленной региональной структурой.
Рекламный феномен можно проследить на примере «Комсомольской правды».
Центральный тираж издания заведомо убыточен. Но убытки перекрываются доходом от
выпуска 15 бесплатных рекламных изданий и 19 региональных вкладышей
«Комсомолки» на базе ее корпунктов в крупных российских городах. Интенсивно
раскручивает издательский дом «КП» свои бульварные приложения - газеты
«Антенна» и «Экспресс-газета». Аналогичным образом в направлении
территориальной экспансии развивается и газета бесплатных объявлений «Из рук в
руки», открывшая 16 дочерних изданий в крупных городах России, Киеве и Минске.
Феномен
бурного развития рекламных газет - чисто рекламное явление, вызванное
необходимостью оперативной передачи огромного массива ценовой информации на
оптовый и мелкооптовый рынки. По мере формирования устойчивых торговых связей
на этих рынках неизбежно сокращение подобного рода объявлений - ценовая и
сбытовая информации перейдет из рекламных газет в почтовую рекламу и компьютерные
сети Интернет. Возрастет значение таких форм продажи, как оптовые ярмарки,
телефонный маркетинг, появятся объединения российских товаропроизводителей с
многосторонними договорами о взаимной рекламе.
Стоимость
рекламных обращений в различных СМИ разная. Так, в апреле 1998 г. одна минута в
информационной программе «Время» на ОРТ с 21.00 до 21.30 стоила столько же,
сколько приличная двухкомнатная квартира в Москве - 60300 дол. Минута
рекламного времени в суперфильме по первому каналу вечером стоит 63300 дол. В
развлекательной программе «Поле чудес» - уже 69500 тыс. дол.. Самым крупным
рекламодателем на телевидении является компания «Проктер энд Гэмбэл», которая
рекламирует косметические средства, стиральные порошки и т.д. Месячный бюджет
этой рекламы составляет 22 млн. дол. «Пей легенду!» - так назывался самый
дорогой рекламный сюжет, снятый в России. Компания «Кока-кола» выложила за
серию из пяти видеороликов около 2 млн. дол. [20].
Но
и в газетах цены достаточно высоки. Причем издания стремятся постоянно
увеличивать не только тариф за единицу рекламного места, но и площади для
рекламы. Однако закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»
ограничивает объем рекламы в газете общего типа до 40 % площади номера. В
августе 2000 года для рекламодателей цены за полосу были установлены:
«Известия» -21.500 тыс. дол. «КоммерсантЪ» - 1.3 тыс. дол.,
«Санкт-Петербургские ведомости» - 50 тыс. руб., «Петербургский Час пик» - 45
тыс., «Вечерний Петербург» - 25 тыс. руб. Площадь размером 1 см2 стоила в
«Асток-пресс» - 54 руб, «На страже Родины» - 10 руб., «Налоги и бизнес» - 10
руб., «Не скучай» - 10 руб., «Не скучай-интим» -15 руб., «Российской газете» -
70 руб. А строчная реклама оценивалась: «Аргументы и факты-СПб» - 300 руб. (56
знаков), «Аномалия» -15 руб. (28 знаков), доставляемая в почтовые ящики горожан
бесплатная газета «Петровский курьер» - 300 руб.(30 знаков).
Почти
каждое СМИ применяет систему наценок (за место и срочность, редакционную
подготовку текста и оригинал-макета объявления, за публикацию на первой или
последней полосе, многоцветность) и скидок (при повторе публикаций, покупке
целой полосы или определенного числа модулей). Так, «Деловой Петербург» на 15 %
снижает расценки, если рекламодатель заказывает не менее 4-х объявлений, но устанавливает
надбавки к цене за многоцветность (4 цвета -30 %, 3 цвета - 25 %, 2 цвета - 15
%, 1 цвет: желтый, пурпурный, голубой - 5 %.)
Рекламодателей
привлекают газеты с большими тиражами. Учитывая это, редакции таких изданий
могут устанавливать буквально фантастические расценки. Бесплатная газета
«Центр-плюс» доставляется в пять миллионов почтовых ящиков жителей Москвы,
Подмосковья и Санкт-Петербурга. В августе 2000 года стоимость строки из 43
знаков составляла здесь 750 руб., только одного рекламного знака составляла
здесь 4 руб. Уже несколько лет стабильно функционируют такие бесплатные газеты,
как «Привет, Петербург!», «Асток-пресс», «Шестой ресурс», «Реклама-максимум»,
«Реклама-плюс», «Афиша», «Профессия», «Фармация», «Экстра-Балт». Появление
подобной прессы существенно затруднило для редакций остальных изданий поиск
рекламодателей. Без учета «Центра-плюс» в Санкт-Петербурге распространяется 128
газет общим тиражом 14725 тыс. экз., почти половина которого (6555 тыс.)
принадлежит девяти бесплатным рекламным газетам. 14 изданий имеют совокупный
тираж 3 160 тыс. экз., а 105 остальных газет - 5 010 тыс.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|