Меню
Поиск



рефераты скачать Источники финансирования российских СМИ

Таблица 1.3 Динамика подписных цен на газету (за экз. среднестати

 Структура подписной цены

1993г.

1994г.

1995г.

Оптовая цена, руб.

1,01

12,85

57,42

Обработка заказов, руб.

0,10

0,75

6,75

Экспедирование, руб.

0,11

2,25

20,25

Магистральные перевозки, руб.

0,38

6,80

102,20

Каталожная цена, руб.

1,60

22,65

186,72

Цена местных услуг связи, руб.

0,78

8,30

82,06

Обгцая подписная цена, руб.

2,38

3,95

268,78

Доля стоимости перевозок в общей подписной цене, %

15,9

21,97

38,02

Доля стоимости услуг связи в общей подписной цене, %

37,39

34,08

38,06

Доля стоимости перевозок и услуг связи в общей

53,29

56,05

76,08

подписной цене, %




Удельный вес издательских и редакционных расходов

46,71

43,95

23,92

в общей подписной цене на газету, %




стического издания )



Одновременно заметно снизился уровень жизни населения и по­купательная способность читателя: если раньше человек мог купить 3-4 газеты, то сегодня не более одной. Эти две взаимосвязанные проблемы породили ярко выраженную тенденцию к снижению спроса массовой аудитории на периодические издания. Хотя резко увеличилось число различных газет, разовый подписной тираж российской прессы за первые пять лет в условиях рынка сократился более чем в 6 раз - с 263,6 млн. экз. в 1990 г. до 43,9 млн. экз. в 1995 г. ( табл. 1.4) [3].

Таблица 1.4 Разовые тиражи периодической печати Российской Федерации (млн. экз.)


Ранг изданий

1990г.

1991 г.

1992г.

1993г.

1994г.

1995г.

Всего изданий

263,6

176,4

187,3

83,9

61,6

43,9

В том числе:







газеты центральные



27,8

18,1

11,2

газеты местные

27,3

25,2

22,1

газеты других государств

0,6

0,5

0,1

журналы центральные


25,4

16,5

9,2

журналы других государств

1,4

0,3

0,4

приложения к журналам

0,6

0,3

0,4

(книги)







Сумма подписки (млрд руб.)

13,7

158,2

710,8


Эти тревожные перемены особенно затронули центральные, весьма популярные ранее издания, общий тираж (подписка и розница) каждой из таких газет, как «Комсомольская правда», «Известия», «Литературная газета», «Советская Россия», с 1990 по 1996 гг. упал в 15 и более раз. А газета «Правда» стала своего рода рекордсменкой - ее тираж «съежился» в 51 раз!

Сокращение тиража ведет не только к потере части дохода, но часто и к убыточности, и к последующему банкротству издания. По данным Северо-Западного регионального управления Комитета РФ по печати, на 1 января 1999 г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано свыше шестисот газет, а фактически функционирует лишь полторы сотни. По данным Союза распространителей печатной продукции, лишь 10 % стабильно выходящих в России изданий живут за счет создаваемого информационного продукта, который востребован и оплачен читателями. Объем затрат на производство печатной продукции в России в 1999 г. составил от 1,8 до 4,2 млрд. дол. Доходы от реализации тиражей в тот же период колебались в пределах 500 млн. дол. [4].

__________________________________

1.                 Показатели работы ведущих газет Ленинграда в 1990 г. // Архив Лениздата.

2.                 Справочный материал по показателям работы предприятий, обеспечивающих доставку периодических изданий // Архив федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации. – М., 1995. – C.17

3.                 Текущий архив Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации. – М., 1995. – С. 19

4 . Союз распространителей извещает //Журналист. 2001. № 9

Глава 2. Источники финансирования российских СМИ.

2.1 Дотации и субсидии.


Государство по мере возможностей пытается помочь средствам массовой информации.

Но его субсидии далеко не покрывают всех расходов газет и радиотелекомпаний. Так, реальная стоимость первого телеканала в 1995 г. составляла около 3 трлн. руб., но на закупку и производство программ было истрачено лишь 15 % этой суммы, т. е. 450 млрд. руб., а 85 %, или 2,55 трлн. руб. ушли на оплату сигнала Министер­ству связи [5].

Между тем в госбюджете на тот же 1995 г., утвержденном Государственной Думой, на первый канал было выделено всего 148 млрд. руб. Заметим, что федеральным бюджетом на 1998 г. на финансирование работы всех каналов телевидения и радиовещания было предусмотрено 1.663.948 тыс. руб., из них 721.623,1 тыс. руб. предназначены для оплаты услуг предприятий связи за распространение телерадиопрограмм на территории СНГ [6].

Областная и районная печать дотируется из местного бюджета: доля субсидий в затратах 18 газет, выходящих в районных центрах Ленинградской области, составляет от 42,4 до 88 %, а в областной газете «Вести» достигает 92,5 % ( таб. 2.1) [7].

Таблица 2.1 Смета дотаций газетам Ленинградской области на второе полугодие 1995 г. (в млн. руб.)


Наименование газет

Затраты

Доход

Дотации

% дотации в

затратах

Областная




Вести

779,1

58,2

720,9

92,5

Районные




Балтийский луч (Ломоносов)

57,3

17,9

39,4

68,7

Волховские огни

62,1

18,6

43,5

70,0

Время (Кингисепп)

88,2

39,4

48,8

55,3

Выборг

214,3

123,4

90,9

42,4

Гатчинская правда

98,1

47,2

50,9

51,8

Знамя труда (Сланцы)

130,1

72,0

58,1

44,6

Кириши

107,0

47,3

59,7

55,8

Красная звезда (Приозерск)

103,4

19,8

83,6

80,8

Лоденное поле

68,0

8,1

59,9

88,0

Ладога (Кировск)

99,1

32,1

67,0

67,6

Лужская правда

71,7

39,4

59,7

83,2

Маяк (Сосновый Бор)

97,2

37,5

59,7

61,4

Невская заря (Всеволожск)

115,2

31,4

83,8

72,7

Новый путь (Бокситогорск)

57,1

29,3

27,8

48,7

Сельская новь (Волосово)

118,9

21,8

97,1

81,6

Свирские огни (Подпорожье)

101,5

19,1

82,4

81,0

Тосненские вести

99,7

45,2

54,5

55,6

Трудовая слава (Тихвин)

223,5

98,1

125,4

56,1


Субсидии выделяются адресно: редакция обращается в правительство или местную администрацию с просьбой выделить деньги. Просьбу рассматривает комиссия из представителей законодательной и исполнительной власти, которая и принимает решение о размере дотации или отказывает в помощи. Иногда редакция в приложенных к просьбе расчетах намеренно завышает тираж., а следовательно, и объем приобретаемой бумаги, и стоимость полиграфических услуг. В итоге она получает сумму большую, чем может истратить на нужды, предусматриваемые схемой оказания дотаций (а схема предписывает, что субсидии могут быть использованы только на закупку бумаги и оплату полиграфических услуг). Образовавшиеся излишки средств редакторы порой направляют на премии и на доплату к заработной плате своим сотрудникам, и в таком случае практически невозможно отчитаться в целевом использовании дотационной помощи.

 Дотации от местной администрации порой позволяют ей не только контролировать экономическую деятельность изданий, но и влиять на политику редакции. Так, районным газетам Ленинградской области сложно критиковать правительство области, поскольку правительство, видимо, по праву оказывающее субсидии, стало соучредителем почти всех упомянутых 18 «районок» региона (наряду с трудовыми коллективами редакций и районными администрациями).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.