Источники финансирования российских СМИ
Источники финансирования российских СМИ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
…………………………………………………………………………..2
Глава 1. СМИ в
условиях к переходу к рынку.
1.1. СМИ в
дореформенный период. ……………………………………………5
1.2.Трудности,
возникшие в СМИ после реформ. …………………………….7
Глава 2. Источники
финансирования российских СМИ.
2.1 Дотации и
субсидии. ……………………………………………………….10
2.2 Поиск
коллективных форм управления экономикой. …………………..13
2.3 Интервенция
частного капитала в журналистику. ………………………21
2.4 Спонсорство
через рекламу. ……………………………………………….26
Заключение .
…………………………………………………………………….32
Примечания .
……………………………………………………………………35
Список
используемой литературы и источников. …………………………..37
Введение
90-е годы - время перехода к новому строю и неразберихи - отмечены
цепью экономических и политических кризисов, увенчавшихся обвалом на российском
фондовом рынке в августе 1998-го. Все это время работники российских медиа
боролись за выживание в условиях хронической нехватки ресурсов, политической
нестабильности и реальной опасности криминального вмешательства. Они жили под
постоянной угрозой увольнений, банкротств, навязываемых слияний и поглощений,
даже убийств. И, несмотря на все это, профессионалы российских СМИ не без
гордости заявляют: они и их организации выжили. Создание свободных медиа
(свободных, по крайней мере, от административного контроля со стороны партии и государства,
что было характерной чертой советской эпохи) стало главным достижением в период
после 1991 года. Каким бы плохим ни казалось порой положение дел,
продолжающееся существование свободных медиа служит индикатором того, что не
все еще потеряно в борьбе за политические и экономические реформы.
Для многих обществоведов и всех, кто
интересуется динамикой социальной эволюции, бывший Советский Союз служит своего
рода лабораторией. Сдвиги, которые в странах Европы и Северной Америки
растянулись на целое столетие капиталистического развития, в России произошли
так быстро, что этого времени не хватило бы даже для того, чтобы провести
социологическое исследование, опубликовать о нем отчет или издать академическую
монографию. Россия представляет собой особенно интересный случай для аналитиков
масс-медиа, поскольку на ее примере можно увидеть, что происходит с обществом,
когда предпринимают попытку создать политически и экономически независимые СМИ
на руинах контролируемой государством и ориентированной на пропаганду системы,
в одночасье заменив марксистско-ленинский подход к организации медиа принципами
либерального плюрализма. Обществоведам редко выпадает шанс стать свидетелями
такого рода радикальных изменений.
В данной работе исследуются изменения,
происходившие с российскими СМИ в 90-е годы и последовавшие за ними трудности,
в частности поиск источников финансирования. Объектом исследования являются
источники финансирования российских СМИ, а предметом – деятельность самих СМИ
для решения этого вопроса. Цель исследования – показать основные трудности, с
которыми столкнулись российские СМИ и дать наиболее полную характеристику
основных источников финансирования российских СМИ. При этом автор работы
преследует следующие задачи:
1 рассмотреть перемены, происходящие в СМИ в
условиях к переходу к рынку;
2 проанализировать основные источники
финансирования российских СМИ таких как : дотации и субсидии, коллективные
формы управления экономикой, интервенция частного капитала, спонсорство через
рекламу.
При изучении темы «Источники финансирования
российских СМИ» использовались наблюдения и отчеты деятельности различных СМИ
по решению вопроса источников финансирования.
В основе этой работы лежит понимание того,
что в современной России отображение событий на поверхности общественного
внимания редко соответствует их подлинному облику. В последние годы скрытность
и увертки стали излюбленными приемами экономических и политических элит. В том,
что касается собственности и контроля над медиа да и капитала вообще, как не
было, так и нет открытости и прозрачности.
Кроме того, начиная с 1991 года ситуация в
разных отраслях российской экономики, и более всего в области медиа, менялась
быстро и непредсказуемо, что и подтвердил экономический кризис, разразившийся в
августе 1998-го. Это событие резко ухудшило среду, в которой функционирует и
без того нестабильная российская медиасистема. Чтобы показать, в какой
атмосфере абсурда приходилось тогда действовать масс-медиа, сошлемся на одно
последствие этого кризиса: в ноябре 1998 года ОРТ (главный российский
телевизионный канал) предупредило, что, несмотря на введение чрезвычайной сетки
телевещания (в том числе резкое сокращение новостных программ), компания не
сможет выплатить долги государству и приближается к банкротству. В российском контексте
это не было бы чем-то особенным, если бы 51% акций ОРТ не принадлежал
государству. А так получалось, что государство преследует по суду самого себя
за неуплату собственных долгов.1
Тема «Источники
финансирования российских СМИ» включает в себя изучение деятельности СМИ по
вопросу источника финансирования.
Глава 1. СМИ в условиях перехода к рынку.
1.1 Состояние СМИ в дореформенный период.
В
двадцатом столетии российская журналистика входила в рынок дважды: в начале
века и в конце его. Что же касается рыночной стихии времен НЭПа, то она не
затронула прессу, находившуюся тогда под жестким контролем партии большевиков.
Интересный и богатый опыт успешной деятельности российской журналистики начала
ХХ века в рыночных условиях оказался не востребованным. 70 с лишним лет
поколения журналистов воспитывались на ситуациях, далеких от бизнеса и рынка. В
январе 1992 года в России был взят курс на «шоковую терапию» в экономике:
либерализацию цен, приватизацию, быстрый переход к рынку. Инфляция больно
ударила не только по интересам российских граждан, но и по экономике свободной
прессы. Себестоимость газет резко пошла вверх, что вынудило редакции адекватно
поднять цены, ставшие весьма ощутимыми для читателей. Это в свою очередь
привело к падению тиражей изданий.
В
дореформенный период не только идеологическая чистота средств массовой
информации, но и финансовая деятельность редакций, тиражная политика жестко
контролировались партийными комитетами. Управление делами ЦК КПСС устанавливало
единые цены на бумагу, полиграфические услуги, распространение и доставку
газет, а почти всю прибыль забирало себе, пополняя «золото партии». Любопытно в
связи с этим вспомнить итоги финансовой активности ведущих ленинградских газет
в последнем перестроечном 1990 году (табл. 1.1 и 1.2). Редакциям было
оставлено от 2 до 4 % заработанных ими накоплений («Ленинградской правде» -70,6
тыс. руб. из 2429,6 тыс.; «Вечернему Ленинграду» — 36,8 из 1650,3; «Смене» -
32,4 тыс. из 748,6 тыс. руб.)- Общие расходы у этих изданий не превышали 63 %
выручки, затраты на бумагу колебались от 37 до 43 % себестоимости, на
распространение уходило от 19 до 22 %, а на типографию не более 12 % всех
издержек [1].
Таблица
1.1 Показатели работы ведущих газет Ленинграда в 1990 г. (цена одного
экземпляра каждой из газет - 3 копейки)
Наименование
доходов и расходов
|
Наименование газет
|
«Ленинградс-
кая правда»
|
«Вечерний
Ленинград»
|
«Смена»
|
1.
Количественные показатели
|
|
|
|
Число номеров
|
300
|
300
|
300
|
Разовый тираж,
тыс. экз.
|
700
|
282
|
225
|
Годовой тираж,
тыс. экз.
|
210000
|
84600
|
67500
|
Потребность
бумаги, тонн
|
5088
|
2055
|
1636
|
Штаты
редакции:
|
|
|
|
численность
работников, чел.
|
88
|
61
|
56
|
месячный фонд
зарплаты, руб.
|
19596
|
10224
|
9011
|
гонорар ча
номер, руб.
|
315
|
270
|
200
|
II. Доходы, тыс. руб.
|
|
|
|
От реализации
тиража
|
5610,1
|
2273,3
|
1820,9
|
От объявлений
(рекламы)
|
277,8
|
900,0
|
190,0
|
Всего доходов
|
5887,9
|
3173,3
|
2010,9
|
III. Расходы, тыс. руб.
|
|
|
|
Бумага
|
1479,2
|
595,9
|
475,5
|
Типографские
расходы
|
340,4
|
278,4
|
156,7
|
Авторский гонорар
|
94,5
|
81,0
|
60,0
|
Отчисления
соцстраху с гонорара
|
4,0
|
3,4
|
2,5
|
для штатных
работников
|
|
|
|
Расходы на
информацию (от ТАСС)
|
265,4
|
92,2
|
81,7
|
Редакционные
расходы
|
423,5
|
202, 1
|
191,1
|
Общеиздательские
расходы
|
77,4
|
42,6
|
40,2
|
Расходы по
распространению
|
482,8
|
205,9
|
163,8
|
Расходы по
спедированию и доставке
|
107,2
|
31,6
|
32,3
|
Почтовый тариф
|
172,4
|
66,1
|
50,9
|
Другие расходы
|
11,5
|
23,8
|
7,6
|
Итого расходов
|
3458,3
|
1523,0
|
1262,3
|
IV. Результат, тыс. руб.
|
+ 2429,6
|
+ 1650,3
|
+ 748,6
|
V. Фонд редакции, гыс. руб.
|
70,6
|
36,8
|
32,4
|
VI. Накопления (+). Дотации
(-)
|
+ 2359,1
|
+ 1613,5
|
+ 716,2
|
1.2 Трудности, возникшие в СМИ после реформ.
После
февраля 1998 года ситуация кардинально изменилась Средствам массовой информации
предоставлена полная свобода - политическая и экономическая. Прибыль остается
теперь в редакции. Но в то же время фантастически выросли и продолжают расти
издательские расходы. Производители бумаги, полиграфисты, связисты, работая на
государственных или акционерных предприятиях, диктуют высокие цены, исходя из
собственных интересов, пресекая попытки редакций газет в условиях приватизации
стать совладельцами этих предприятий. В итоге в общей подписной цене издания
доля расходов только на оплату услуг связи составляет почти 40 %. Для
центральных газет дополнительные затраты связаны с перевозкой их железной дорогой,
самолетом в регионы России. Только за короткий период с 1993 по 1995 гг.
стоимость этих перевозок возросла в 269 раз! Увеличение этих и других расходов
привело к тому, что за три года подписная цена на экземпляр
среднестатистического издания (газеты формата А-2, выходящей 3 раза в неделю на
6 полосах) выросла в 113 раз (таб. 1.3) [2]. В последние годы рост замедлился,
но доля перевозок и услуг связи в подписной цене не уменьшилась.
Таблица
1.2 Расшифровка редакционных расходов, тыс. руб.
Наименование статей расходов
|
Наименование газет
|
Ленинградская правда
|
Вечерний
Ленинград
|
Смена
|
Заработная плата
|
235,1
|
122,7
|
108,1
|
Отчисления на
социальное страхование
|
18,1
|
9,2
|
8,1
|
Канцелярские
расходы
|
4,2
|
1,8
|
0,8
|
Почтово-телеграфные
расходы
|
12,4
|
2,3
|
3,6
|
и междугородние
переговоры
|
|
|
|
Абонентная
плата за телефон и радио
|
7,4
|
3,6
|
2,4
|
Командировочные
расходы
|
8,0
|
1,2
|
4,2
|
Транспортные
расходы
|
8,0
|
1,2
|
4,2
|
Массовая
работа
|
6,0
|
6,0
|
2,2
|
Фотоматериалы
|
2,2
|
1,3
|
1,3
|
Содержание
помещений
|
39,0
|
20,8
|
18,6
|
Амортизация
|
24,9
|
8,5
|
8,9
|
Прочие расходы
|
1,5
|
0,6
|
0,8
|
Всего (см.
табл. 1.1)
|
423,5
|
202, 1
|
191,1
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|