Для обеспечения дисциплины и безопасности при
проведении круговой тренировки рекомендуется назначать групповодов из числа
наиболее подготовленных учеников. По команде преподавателя они демонстрируют
упражнения, акцентируя внимание на основные моменты техники, отслеживают и
наравне с преподавателем устраняют ошибки занимающихся.
Соблюдение всех этих требований по обеспечению
наглядности особенно важно при проведении круговой тренировки в учебных
группах подготовительного отделения и в отделении спортивного совершенствования
на начальном этапе занятий спортом.
Третье правило: строгое соблюдение меры
доступного при дозировании нагрузки.
Сам термин «нагрузка» в физическом воспитании
означает величину воздействия физических упражнений на занимающихся (Л.П.
Матвеев, 1973).
В качестве меры воздействия предлагают
«прибавочную функциональную активность организма (относительно уровня покоя или
другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и
степень преодолеваемых при этом трудностей». Характер воздействия определяет
по специализированности, направленности тренировочного эффекта, координационной
сложности нагрузки.
Доступность нагрузки - сложный вопрос при
составлении комплекса круговой тренировки, так как в практике физического
воспитания пока еще нет достаточно объективных способов измерения нагрузки
В.П.Киселев и др., 1980). Доступной считается нагрузка, не приносящая вреда
занимающемуся, однако она должна быть достаточной, чтобы вызвать прирост
показателей общей и специальной работоспособности.
Факторами, определяющими доступность нагрузки,
являются возможности занимающихся - субъективные и трудность упражнения -
объективные. Примерными ориентирами оценки доступности могут быть симптомы
утомления, регистрируемые визуально или полученные путем опроса. Пополнив эти
наблюдения данными оперативного контроля, например, по частоте сердечных
сокращения, показателям работоспособности, выраженными в максимальной величине
поднятого веса, количестве повторений в заданное время, во времени выполнения
работы на станциях и других показателях.
При работе с детьми подготовительного отделения в
круговой тренировке не рекомендуется превышать среднюю нагрузку, то есть она
всегда должна быть меньше предельной работоспособности. Например, если
максимальное количество повторений (МП) определяют за 60 сек, то работа на
станции должна быть МП/2.
Четвертое правило: систематическое повышение
тренировочной нагрузки.
Человек является живой динамической системой.
Одно из важных свойств этой системы - адаптация. Адаптация - это универсальное
свойство живого организма, позволяющее ему приспосабливаться к изменяющимся условиям
существования. Она развивается в ответ на воздействия, превышающие
физиологически «привычную» норму.
Упражнения круговой тренировки при методически
правильном являются достаточно сильным стимулом адаптации. Под действием
круговой тренировки в организме занимающегося наступают значительные
функциональные сдвиги. Примером этому служат наш педагогический эксперимент по
проведению круговой тренировки по методу серийно-интервального упражнения с
жестким интервалом отдыха применялась в одной из двух групп. Через год занятий
в этой группе наблюдалось более выраженное снижение ИСС после дозированной
работы на всех пяти минутах восстановления, а также скорости восстановления
внешнего дыхания.
Круговая тренировка должна строиться с учетом
особенностей протекания адаптационных процессов под влиянием тренировочных
нагрузок. Одна из них заключается в том, что при неизменной тренировочной
нагрузке в круговой тренировке адаптация проявляет тенденцию к угасанию по мере
воздействия нагрузки. Для активизации адаптационности процессов, приводящих к
повышению к уровню функциональных возможностей, необходимо увеличивать
воздействие нагрузки. Это увеличение не должно вызвать срыв адаптационных
возможностей организма занимающихся. Средствами увеличения воздействия
тренировочной нагрузки являются повышение ее нагрузки и интенсивности.
В подготовительном учебном отделении могут быть
использованы линейно-восходящий или ступенчатый способы повышения объема
нагрузки и ступенчатое повышение интенсивности. Количество станций
увеличивается с 6 до 10 в круге на каждом занятии или через занятие. Затем,
увеличивая количество станций в круге на 1-2, доводят объем работы до 2-3
кругов. После этого определяют МП и рассчитывают новую индивидуальную норму
нагрузки, повышая, таким образом, интенсивность круговой тренировки.
3.2.Техника соревновательных упражнений
Обучение в гиревом спорте начинается с рывка как
более простого упражнения. Вначале осваивается простое положение. Оно
принимается практически в каждом цикле упражнения, поэтому главным образом
следует обратить внимание занимающихся на положение ног и спины. Спина должна
быть прямой, она является основной опорой, вокруг которой осуществляется работа
в рывке. Расстановка ног на старте и при выполнении упражнения на ширине плеч,
что обеспечивает спортсмену надежную опору. При обучении рывку следует
акцентировать внимание занимающихся на том, что ноги и спина работают особенно
активно в момент подрыва. Спина должна быть выпрямлена и располагаться под
углом примерно 60-65° по отношению к согнутым в коленях ногам. Такое
расположение звеньев тела способствует созданию наибольшей скорости подрыва и
эффективному выходу гири вверх. Во время выполнения рывка и особенно после
подрыва не следует отпускать гирю далеко от себя, так как это увеличивает
амплитуду движения снаряда, нарушает структуру упражнения и значительно снижает
работоспособность.
После подрыва рука
незначительно сгибается в локтевом суставе и затем выпрямляется навстречу
остановившейся в «мертвой точке» гире. Происходит фиксация — неподвижное
положение системы «спортсмен — снаряд», которое свидетельствует о завершении
упражнения.
Очень часто начинающие спортсмены после подрыва
не сгибают руку в локте, а сразу поднимают гирю вверх прямой рукой. Это
является ошибкой, на которой также следует обратить внимание занимающихся.
Сгибание руки в локтевом суставе перед фиксацией дает возможность мышцам
расслабиться и отдохнуть при многократном выполнении упражнения.
При выполнении рывка начинающие спортсмены не
могут сразу освоить подхват гири рукой в «мертвой точке» и после подъема вверх
она всей тяжестью «ударяет» по предплечью. Изучению этого технического приема
необходимо уделять как можно больше внимания, чтобы переход от полета снаряда к
фиксации осуществился плавно и безболезненно.
Согласно правилам соревнованиям по гиревому
спорту, опускание гири после фиксации должно происходить без касания ею плеча
или предплечья. В этом случае движение снаряда вниз связано с затратами усилий
мышц спины и кисти. Важное значение имеет оптимальная траектория движения,
поскольку переход от опускания гири к очередному замаху должен быть плавным и
экономным по времени.
После выполнения рывка одной рукой спортсмен
перехватывает гирю другой рукой и вновь делает замах для продолжения
упражнения.
Обучение толчку двух гирь требует от занимающихся
хорошей общефизической подготовки, силы и особенно гибкости. Освоение техники
начинается, как правило, с гирями меньшего веса (или даже с одной гирей) в
установленной закономерности: ознакомление, разучивание и тренировка.
Главными элементами толчка являются исходное
положение перед выталкиванием и фиксация.
От правильного исходного положения, которое принимается
многократно в ходе выполнения упражнения, во многом зависит эффективность
выполнения выталкивания и конечный результат. При освоении этого положения очень важно
обратить внимание занимающихся на положение ног, рук и туловища, а также гирь
на груди.
После взятия гирь на грудь и туловище должны быть
выпрямлены, расстановка ног на ширине плеч; гири лежат на плече и предплечье,
локти прижаты к туловищу (это оптимальное положение перед выталкиванием). Как
правило, освоение исходного положения перед выталкиванием вызывает у занимающихся
наибольшие затруднения. Характерными ошибками являются: приподнятые локти,
согнутые ноги или туловище, расслабленная поясница. Здесь важно подчеркнуть,
что для эффективного выпрямления перед выталкиванием системы «спортсмен -
снаряд» должна представлять собой натянутую пружину. Такое положение
принимается каждый раз после фиксации и опускания гирь на грудь.
При освоении выталкивания необходимо обратить
внимание занимающихся на следующий момент: оно должно выполняться главным
образом за счет активной работы ног и туловища, а не рук. При выполнении
упражнений гиревого двоеборья руки выполняют функцию направляющего звена.
Большинство же начинающих спортсменов при освоении выталкивания (особенно на
первых занятиях) стараются активнее работать руками. Это объясняется тем, что
мышцы рук значительно чувствительнее, чем мышцы ног, хотя и намного слабее их.
Попытки «толкать» гири руками, как правило, приводят к ошибкам в технике и
снижению результата.
Обучение выталкиванию следует начинать с освоения
подседа: сначала без гирь (имитация), затем, с одной гирей, и наконец ,с двумя
облегченными снарядами. Характерной особенностью этой части толчкового
упражнения является медленное сгибание ног в коленях (с постепенным нарастанием
напряжения мышц) и резкое их выпрямление с выходом на носки: туловище при этом
создает ускорение, необходимое для свободного полета гирь на нужную высоту, а
именно - выход на носки в заключительный момент выталкивания позволяет
сообщить гирям дополнительное ускорение и освобождает спортсмена от нагрузки
для выполнения подседа. Этот элемент толчкового упражнения особенно тяжело
осваивается начинающими, поэтому он требует дополнительной обработки с помощью
имитационных упражнений и тренировки с облегченными снарядами.
Второй подсед (перед фиксацией) позволяет
спортсмену подхватить гири в «мертвой точке» и расслабить ноги при сгибании. В
момент подхвата следует учить занимающихся прогибать и закреплять поясницу,
которая должна выполнять роль жесткой опоры.
Эта часть толчкового упражнения, пожалуй, самая
сложная в технике толчка и требует от спортсмена хорошей координации, гибкости
и мощности работы ног.
В момент фиксации все звенья тела должны быть
жестко закреплены; ноги, руки и туловище выпрямлены. Часто у начинающих при
выполнении этого элемента упражнения одна или обе руки отклоняются в стороны.
При обучении необходимо акцентировать внимание занимающихся на том, что гири
при фиксации следует держать ближе друг к другу.
При опускании гирь на грудь после фиксации очень
важно умение к расслаблять руки в момент свободно падения гирь и приема их на
слегка согнутые ноги. Это позволяет, во-первых, отдохнуть всем работающим
мышцам и смягчить жесткость удара, а во-вторых, принять оптимальное исходное положение
для очередного выталкивания.
Таким образом, толчок - наиболее сложное в
техническом исполнении упражнения гиревого двоеборья - требует тщательного
освоения отдельных его элементов.
В процессе обучения немаловажное значение имеет
правильное дыхание.
Главным и необходимым условием является
своевременное и достаточное потребление организмом кислорода в ходе
напряженной .работы с гирями. Независимо от ритма выполнения упражнений дыхание
должно быть естественным, без задержек. Регулярные занятия позволяют
выработать оптимальное дыхание для каждого упражнения гиревого двоеборья. Опыт
показывает, что в полном цикле рывка выполняются два вдоха (на старте, во время
выталкивания, до и после фиксации) и три выдоха (в ИП перед выталкиванием, во
время фиксации и при опускании гирь).
В ходе тренировки дыхание постепенно доводится до автоматизма в
соответствии с получаемой организмом нагрузкой.
3.3 Комплексы круговой тренировки и методика их
применения в процессе тренировки гиревиков
Всего было разработано 4 комплекса круговой
тренировки. Первые два комплекса рассчитаны на новичков, незнакомых с техникой
базовых упражнений. Третий и четвертый комплексы применялись во втором полугодии,
когда занимающиеся уже освоили основы техники соревновательных и специальных
упражнений. Упражнения подбирались по принципу всестороннего воздействия на
все основные группы мышц, и при этом обеспечить оптимальную нагрузку на
кардиорестирриторную систему организма. В состав комплексов круговой тренировки
вошли упражнения как глобального, так и регионального и локального характера,
что обеспечивало не только прирост спортивного результата, но гармоническое
развитие у занимающихся.
Комплекс 1
1 Жим гирь лежа. 2 Толчковый швунг штанги - 40-50
% max. 3 Рывко-вые
махи гири поочередно до уровня пояса. 4 Полуприсед с гирями на вытянутых верх
руках (16 кг). 5 Толчок гирь (16 кг). 6 Прыжки с козла. 7 Подтягивание на
перекладине. 8 Наклоны с гирей в стороны. 9 Наклоны через козла. 10 Подъем
прямых ног в висе.
Комплекс 2
1 Сгибание рук в упоре лежа. 2 Из И.П. широкая
стойка, руки вверх держа гирю за дужку днищем вверх; выполнение круги туловищем
в горизонтальной плоскости сначала вправо, затем влево. 3 Подъем гирь на
грудь. 4 Толчок гирь в разножке. 5 Рывок одной гири двумя руками. 6 приседание
с гирей на груди. 7 Тяга на высоком блоке. 8 Накручивание груза на блоке. 9
Наклоны с гирей в стороны. 10 Сгибание и разгибание туловища на скамье, руки за
голову, ноги фиксированы.
Комплекс 3
1 Подъем на грудь 2x16 кг. 2 Полутолчок 2x16 кг.
3 Толчок 2x16 кг. 4 Рывковые махи до уровня груди. 5 Рывок — 16 кг. 6
Пружинящие полуприседы со штангой. 7 Наклоны со штангой. 8 Сгибание и
разгибание рук в упоре лежа. 9 Сгибание и разгибание рук со штангой. 10
Сгибание и разгибание туловища и ног на скамье («складка»)
Комплекс 4
1 Жим гирь сидя. 2 Напрыгивание на
гимнастического козла. 3 Жонглирование гирей. 4 Рывок. 5 Приседание со штангой
на груди. 6 Толчок. 7 Сгибание и разгибание рук на брусьях с весом. 8 Тяга
штанги в наклоне. 9 Выкрут рук назад с металлической палкой.
Методика проведения занятия была следующей:
намечалось 10 станций, соответствующих упражнениям одного из комплексов.
Занимающиеся, объединенные в подгруппы по 2 человека на каждом снаряде,
распределялись по указанным местам. По команде (свистку) преподавателя
начинала выполнять свои упражнения первая группа.
Вторая группа в это время готовилась к выполнению очередного задания. Затем
выполняла свои упражнения вторая группа, после чего все переходили к следующим
снарядам по кругу, в определенной последовательности, в соответствии с
символом круговой тренировки. Так продолжалось до тех пор, пока каждая
подгруппа не позанимается на каждом снаряде данного комплекса. Количество
«кругов» в одном занятии было от 1доЗ.
В втором полугодии наряду с круговой тренировкой,
примерно раз в месяц, проводились контрольные прикидки, в различных
упражнениях, в том числе и соревновательных.
Такие прикидки, во-первых, дают возможность
тренеру объективно оценивать усвоение пройденного материала и вносить
необходимые коррективы в тренировочные нагрузки, а во-вторых, помогают
занимающимся наглядно видеть рост своих результатов, что естественно, повышает
у них интерес к занятиям. Кроме того, такой соревновательный метод
способствует росту результатов в тех упражнениях, которые включаются в эти
прикидки, а это в свою очередь служит дополнительным средством физических
качеств.
В первом полугодии на обучение элементов техники
отводится 30 мин. основной части занятия. Затем в течение 40 мин. проводится
круговая тренировка с преимущественной направленностью на силовую
выносливость. Во втором полугодии доля времени, отводимая на круговую
тренировку составляла до 80 % основной части занятий, соответственно
увеличилась и плотность — 50-60 %.
Примерный вариант занятий с применением круговой
тренировки показан на рис.1
Обучение технике
1.
Толчок
гирь
2.
Разучивание
упражнений 2-го комплекса круговой тренировки
3.
30мин =
42,2%
|
Круговая тренировка
Комплекс №1 (1-го круга
tраб=20 «20»
tотдыха =60 «60»
40 мин=57,1%
|
15 мин=16,6% 40 мин=57,1%
ВЫВОДЫ
1.
Изучение
научно-методической литературы и анализ практики тренировки
спортсменов-гиревиков выявило, что средства и методы круговой тренировки не
нашли широкого применения в гиревом спорте.
2.
Применение
средств и методов круговой тренировки позволяет увеличить моторную плотность занятий на 35-40 % и обеспечивает
двигательный режим со средней частотой сердечных сокращений от 150 до 160
уд/мин. Такая мощность мышечной работы в наибольшей мере обеспечивает
эффективный рост уровня силовых и скоростно-силовых качеств гиревиков и
повышает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
3.
В комплекс круговой тренировки рекомендуется включать технически
не сложные и хорошо знакомые упражнения с жесткими интервалами отдыха (30 - 50
с) с преимущественной направленностью на развитие силовой и скоростно-силовой
выносливости, а также, по методу повторного упражнения с полными интервалами
отдыха (до 120 с) с преимущественной направленностью на развитие силовых и
скоростно-силовых качеств.
4.
Для
поддержания определенного уровня физической нагрузки в основной части занятий,
проводимой по методу круговой тренировки, необходимо последовательно чередовать
упражнения с большой и малой нагрузкой.
5.
Спортивная
тренировка организованная по круговому методу способствует повышению осознанности,
активности и самодисциплины занимающихся.
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Ашмарин
Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.:
Физкультура и спорт, 1978.
2.
Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей
человека, - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с. ил. - (Наука - спорту; Основы
тренировки).
3.
Васильева В.В. Изменение возбудимости центральной нервной системы
при интенсивной работе. // Теория и практика физической культуры. 1949г. - № 6.
- С. 12.
4.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте,
изд-е 2-ое, перераб. и доп. - М: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с. (Наука -
спорту)
5.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки
спортсменов. - М.: Физкультура и спорт; 1988 - 330с; ил. - (Наука - спорту;
Основы тренировки).
6.
Воротынцев А., Богатырям России// Спортивная жизнь России. 1988
-№1.-с.32.
7.
Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки.
- 2-ое изд. - Минск: Высшая школа, 1980. - 253 с.
8.
Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный
эффект, вызываемый повторной мышечной работой. // Теория и практика физической
культуры,- 1986г.- № 2. - С. 18.
9.
Воробьев А.Н., Прилепин А.С., Хлыстов М.С. Сравнительная эффективность
применения различных отягощений в тренировках тяжелоатлетов. // Теория и
практика физической культуры. 1975г.-№ 4. - С. 14-15.
10.
Геркан Л.В. Реферат статьи М. Шолиха. // Теория и практика физической
культуры. 1965г. -№№ 11, 12. С. 16.'" Гугин А.А. Организация урока
физической культуры в школе. // Теория и практика физической культуры. 1951г.
-№ 8. -С. 18.
11.
Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом
воспитании студентов: Дис... канд. пед. наук. -М., 1987г. - 157с.
12.
Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки:
методические основы развития физических качеств. – М.: Ленос, 1994. -368с.
13.
Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: Физкультура
и спорт, 1970. - 200 с.
14.
Иванов Ю.И., Семенов ГЛ., Чудинов В.И. Различные режимы работы
мышц в процессе специальной силовой подготовки. // Теория и практика
физической культуры. 1977г. - № 3. - С. 17-20.
15.
Киселев В.П., Лобанов А.Г., Червяков А.П. О повышении эффективности
круговой тренировки в школьном уроке физической культуры. - М: Физкультура и
спорт, 1980. - 296 с.
16.
Коровин С.С. Функции профессиональной прикладной физической
культуры // Теория и практика физической культуры. - 1997 - 2- С.44
17.
Кряж B.IL Круговая
тренировка в физическом воспитании студентов. - М.: Высшая школа, 1982. - 120
с, ил.
18.
Лапутин Н.П. Специальные упражнения тяжелоатлета. - М: Физкультура
и спорт, 1973 - С. 44-48
19.
Литвинов Е.Н. и др. Как стать сильным и выносливым: Кн. для учащихся
/ Е.Н. Литвинов, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон. - М: Просвещение, 1984.- 63с,
ил.
20.
Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. - М.:
Физкультура и спорт, 1965. - 244 с.
21.
Матвеев Л.П. Методы физического воспитания. - М.: Физкультура и
спорт, 1976.-113 с.
22.
Михайлов В.В., Хайкин Л.В. Организационно-методические основы
поточно-круговой формы проведения учебного процесса по физическому воспитанию
со студентами подготовительного отделения ВУЗа// Теория и практика физической
культуры – 1985. - №7 – С.42
23.
Морган Р.Е., Адамсон Д.Т. Круговая тренировка. - Лондон, 1958. -78
с.
24.
Муртазин Х.М. применение кругового метода на занятиях отделения
легкой атлетики // Физвоспитание студентов: Сб. - Казань, 1967. - вып.1: -С.
113
25.
Петров В.К., Чудинов В.И. Пути рационализации методов силовой
тренировки// Теория и практика физической культуры. - 1966. - № 5. - С. 20.
26.
Петров В.К. Сила нужна всем. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
-28с.
27.
Плетнев Б.А. Сравнительная эффективность различных режимов
мышечной деятельности в тренировке тяжелоатлетов: Автореф. дис... канд. пед.
наук. - М., 1978. - 26 с.
28.
Поляков В.А., Воропаев В.И. Гиревой спорт: Методическое пособие.
М.: Физкультура и спорт, 1988. - 80 с. ил.
29.
Скородумова А.П. Исследование некоторых показателей выносливости
и путей их повышения в процессе физической подготовки: Автореф. дис... кад.
пед. Наук - М., 1967. - 25 с .
30.
Снастин Э.М. Обоснование оптимальных форм организации учебного
процесса по физвоспитанию// Теория и практика физической культуры. - 1982.-№6.-СЛ
9
31.
Слободан А.П. Исследование оптимального сочетания различных
режимов работ мышц в тренировке тяжелоатлета // Теория и практика физической
культуры. - 1979г. - № 7. - С. 18.
32.
Фарфель B.C. Физиологические
особенности работ различной мощности. - М.: Физкультура и спорт, 1949. - 250 с.
33.
Фарфель B.C. Двигательные
качества штангиста. Трибуна мастеров тяжелой атлетики. - М.: Физкультура и
спорт, 1963. – 218 с.
34.
Фарфель B.C. Управлене
движениями в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1975, -208с.
35.
Фрактман Б.Д. Методика увеличения плотности урока по физическому
воспитанию // Теория и практика физической культуры, - 1955, - №3. С.37-39
36.
Хеннинг В. Интересы молодежи. М.: Прогресс, 1976. - 443 с.
37.
Чунин В.В. Структура и содержание учебных занятий, проводимых по комплексно-круговой
форме // Теория и практика физической культуры. -1978г. -№3.-С. 48.
38.
Шалих М. Круговая тренировка: Пер. с нем. - М.: Физкультура и
спорт, 1966. – 174 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|