Меню
Поиск



рефераты скачать Использование кругового метода в спортивной тренировке гиревиков

Использование кругового метода в спортивной тренировке гиревиков

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО


ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ


ЛАПАЕВ Антон Олегович

студент V курса


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВОГО МЕТОДА В СПОРТИВНОЙ

ТРЕНИРОВКЕ ГИРЕВИКОВ


Дипломная работа



Научный руководитель:

кандидат педагогических

наук, доцент

БАЛАНДИН Виктор Петрович








Пенза 2005г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

3

Глава 1. Научно-теоретические аспекты круговой тренировки в спорте

1.1.         Сущность круговой тренировки

1.2.         Критерии отбора упражнений в комплексы круговой тренировки

1.2.1.                   Энергообеспечение двигательной деятельности

1.2.2.                   Характеристика физических упражнений применяемых в круговой тренировке

1.2.3.                   Сочетание различных режимов мышечной деятельности в круговой тренировке

1.2.4.                   Перенос тренированности и повышение эффекта круговой тренировки

5

5


10

10


12


19


23

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1. Задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

Глава 3. Круговая тренировка в гиревом спорте

3.1. Методические правила круговой тренировки

3.2. Техника соревновательных упражнений

3.3. Комплексы круговой тренировки и методика их применения в процессе тренировки гиревиков

Выводы

Указатель литературных источников

26

26

26

26

28

28

32


36

40

41


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. Упражнения с гирями являются в России истинно народным видом спорта. На праздниках и гуляниях издревле проводились состязания силачей. Как средство физической культуры, упражнения с гирями начали применятся в России в конце 19-го столетия. Периодом становления современного гиревого спорта считаются 60-е годы прошлого столетия. В 70-х годах гиревой спорт был включен в ЕВСК, в раздел национальных видов спорта. А в 90-е годы гиревой спорт вышел на международную арену. Разработаны нормативы мастера спорта международного класса. В связи с возрастающими требованиями предъявляемыми к физической подготовленности гиревиков предается большое значение вопросам совершенствования структуры тренировочного процесса (Е.Н.Захаров и др., 1994; В.А. Поляков, В.И.Воропаев, 1988 и др.).

Одной из наиболее актуальных проблем повышения эффективности тренировочного процесса является его интенсификация, то есть увеличение работы с интенсивностью, стимулирующей у спортсменов рост общей и специальной подготовленности в ходе всего тренировочного процесса. Эффективность решения данной проблемы зависит от повышения сопряженности, устранения нежелательного явления диссоциации ведущих физических качеств и расширения вариативности в процессе подготовки спортсменов (А.Е.Гульянц, 1987; Л.П.Матвеев, 1999; Ю.В.Веркошанский, 1988, и др.).

Изучение литературных источников позволяет нам выдвинуть предположение о том, что наиболее рациональным путем повышения эффективности как отдельного занятия, так и всего учебно-тренировочного процесса может служить применение методов круговой тренировки, разработанных английскими учеными Р. Морганом и Г. Адемсоном (1958).

Объект исследования: система подготовки спортсменов-гиревиков.

Предмет исследования: методика использования методов круговой тренировки в процессе тренировки гиревиков.

Цель исследования: совершенствование методики физической подготовки гиревиков посредством применения методов круговой тренировки.

Рабочей гипотезой явилось предположение, что использование методов круговой тренировки силовой направленности в процессе спортивной подготовки гиревиков, позволит усовершенствовать физическую подготовленность спортсменов.

Глава 1 Научно – теоретические аспекты круговой тренировки в спорте


1.1. Сущность круговой тренировки


Круговая тренировка (КТ) является одной из эффективных органи­зационно-методических форм применения физических упражнений. Она получила свое наименование ввиду того, что все упражнения выполня­ются занимающимися как бы по кругу.

Круговая тренировка была разработана английскими специалиста­ми Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-1958 гг. Независимо от них к идее круговой тренировки пришел БД. Фрактман. Еще в 1955г. Б.Д.Фрактман наметил пути применения круговой тренировки и обосновал необходимость индивидуального дозирования нагрузки на дополнительных снарядах, что благотворно сказывалось на развитии у занимающихся быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости, способствуя, в конечном счете, улучшению их физической подготовленности. Круговая тренировка занимала до 55% времени основной части занятий.

Методы и принципы круговой тренировки нашли свое отраже­ние в работах немецкого специалиста М. Шолиха, отечественных уче­ных Л. Геркана, X. Муртазина и М. Пейсахова, Г. Хачатурова, В.В. Чунина.

Полторы тысячи упражнений, сгруппированных по принципу раз­вития физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, вынос­ливости, предложены И.А. Гуревичем. Для повышения моторной плотно­сти учебно-тренировочных занятий И.А. Гуревич предложил ввести в них элементы либо целые комплексы круговой тренировки.

С позиций концепции П.К. Анохина о функциональной системе рассматриваются вопросы круговой тренировки В.Н. Кряжем. Примени­тельно к подготовительному отделению и группам спортивного совершен­ствования им предложены тренировочные комплексы и методические правила их использования в скоростно-силовых упражнения и дисципли­нах, требующих высокого уровня развития ловкости и выносливости.

Традиционная круговая тренировка предполагает на первом заня­тии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражне­ний на «станциях». На втором занятии определяется максимальное количество повторений с учетом времени и без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкрет­ных задач занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повто­рений, равных 1/4, 1/3, 1 /2 от максимума.

В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода:

1.     Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении уп­ражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода - постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15 - 20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30 - 40 с). Этот метод, по мнению В.В. Чунина, способствует комплексному развитию двигательных качеств.

2.       Поточно-интервальный метод, базирующийся на 20 - 40- секундном выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы (50% от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

3.      Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75% от макси­мальной и продолжительностью 10 - 20 с, а интервалы отдыха остаются полными (до 90 с). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу.

Б.А. Наумов (1965) считает, что сущность метода круговой тре­нировки заключается в том, чтобы по возможности на большем количе­стве снарядов выполнить упражнения различной направленности, трудно­сти и интенсивности. Он предполагает применять два принципа измене­ния нагрузки в занятиях:

-многократное повторение мышечной работы, при которой про­исходит формирование координированности в мышечной деятельности, и возникают изменения в сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах, способствующие увеличению работоспособности в целом;

- постоянное повышение объема и интенсивности тренировочной нагрузки, адекватное состоянию организма занимающихся в данный период.

Х.М. Муртазин (1967) отмечает, что при помощи круговой тре­нировки можно целенаправленно воспитывать необходимые двигательные качества, составлять программу их развития, видеть наглядно результаты работы. Менять нагрузку он предлагает такими методами:

-увеличение количества повторений за то же время;

-сокращение времени на выполнение того же количества повто­рений;

- повторение кругов (2 - 3);

-     сокращение пауз отдыха;

-     введение новых, более эффективных упражнений.

При подборе упражнений для круговой тренировки автором предлагается учитывать их общее и локальное воздействие на организм в целом и на отдельные группы мышц.

Наиболее полно комплексно-круговая форма тренировочных за­нятий описана в монографии М. Шолиха (1965). Он успешно объединил идею слитного, непрерывного выполнения разнородных упражнений, детально разработанную английскими специалистами Р. Морганом и

Г. Адамсоном с идеей так называемой «интервальной тренировкой», обос­нованной в трудах X. Рейнделла и X. Роскамма ( 1961 ). М. Шолих широко использовал также работы советских авторов А. Гугина( 1951) и Б. Фрактмана ( 1955 ).

М. Шолих дает следующее определение круговой тренировке: «Под «крейзтрэнингом» и его вариантами мы понимаем эффективные организационно-методические формы занятий для совершенствования двигательных качеств силы, быстроты и выносливости, а также в особенности таких их комплексных форм, как силовая выносливость, скоростная выносливость и скоростная сила в зависимости от метода нагрузки и с применением несложных упражнений, из которых состав­ляет неизменная на некоторое время программа упражнений».

Разные варианты КТ, даже при одинаковом подборе упражне­ний, будут по-разному влиять на работоспособность и соотношение воспитываемых физических и двигательных качеств (в зависимости от сочетания работы и отдыха). У М. Шолиха варианты именуются по методам, положенным в их основу - длительного ( непрерывного ), интервального и повторного упражнений. Интервальный имеет в свою очередь два варианта - экстенсивной и интенсивной работы. Экстенсивная работа характеризуется мощностью в 50-60% от макси­мальной, длительностью 15 - 30 с и паузами отдыха 45 - 90 с. Интен­сивная работа - мощностью 75% от максимума, длительностью 8 - 15 с и паузами 90 -120 с.

КТ по методу интенсивной работы характеризуется высокой ин­тенсивностью в каждом упражнении, достигающей 75 - 80% от макси­мальной мощности усилий (B.C. Фарфель, 1949).

Интервальная тренировка, разработанная X. Рейнделлом, X. Роскаммом и другими в последнее время была с успехом применена в упражнениях ациклического характера. В частности, отдельные ациклические упражнения стали выполнять серийно-интервалным методом, при­давая им условный циклический характер, что позволило избирательно повышать функциональные возможности отдельных мышечных групп, а так же развивать аэробные и анаэробные возможности организма. Эта идея объединения ряда разнородных упражнений в одну целост­ную нагрузку, как это предусматривается круговой тренировкой, оказа­лась весьма продуктивной.

В качестве средств КТ могут быть использованы самые разные упражнения в зависимости от конкретных задач, которые следует решать, а так же от специфики избранного вида спорта.

Для определения времени отдыха между упражнениями использу­ют данные, полученные Васильевой В.В. (1949), а так же исследования

Рейнделла X. и Роскамма X. о так называемой «действенной паузе». По их мнению, ударный объем сердца достигает максимума не во время самой работы, а во время отдыха на протяжении первых 60 - 90 с.

По данным Васильевой В.В. (1949) возбудимость ц.н.с. значитель­но повышена на протяжении первых 2-х минут отдыха, после чего возбудимость начинает снижаться. Автор считает, что целесообразно выполнять повторную работу в фаз наибольшей возбудимости ц.н.с, возникающей в результате предшествующей нагрузки. Более длительные интервалы отдыха, сопровождающиеся снижением возбудимости, должны быть менее эффективны.

В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства избира­тельно направленного и общего, комплексного воздействия, а так же упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект «переключения» (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций (Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков, 1976).

Программа упражнений, рекомендуемых М. Шолихом для круговой тренировки рассчитана в основном на О.Ф.П., но эта форма может иметь и другое содержание - она подходит и для специализированной физической подготовки применительно к различным видам спорта. Вопрос заключается только в соответствующем подборе дополнитель­ных средств, оказывающих положительный эффект на упражнения спе­циализации. В системе подготовки спортсменов варианты применяе­мых методов КТ будут отличаться от традиционных форм круговой тренировки. Отличие будет заключаться в направленности мышечной работы на воспитание конкретного двигательного качества, в зависимо­сти от специализации.


1.2. Критерии отбора упражнений в комплексы круговой тренировки.


1.2.1. Энергообеспечение двигательной деятельности.

Ни одно движение не может быть выполнено без затраты энер­гии. Чем интенсивнее или длительнее мышечная работа и чем боль­шее количество мышечных групп вовлекается в деятельность, тем больше требуется энергии.

В качестве поставщиков энергии при движениях человека высту­пают сложнейшие по своему молекулярному механизму обменные про­цессы (метаболические реакции), протекающие в организме, и в частно­сти в работающих и не работающих мышцах.

Как известно, единственным прямым источником химической энергии, трансформируемой в механическую энергию мышечного сокра­щения, служит аденозинтрифосфат (АТФ), который относится к высо­коэнергетическим (макроэргическим) фосфатным соединениям. При рас­щеплении АТФ, происходящем при участии миозин-АТФ-азы, образуется аденозиндифосфат (АДФ) и отщепляется фосфатная группа с выделением свободной энергии. Вследствие особой молекулярной структуры АТФ происходит перенос освободившейся эненергии на сократительные элементы мышечного волокна. Поскольку в клетках мышечной ткани содержит­ся ограниченное количество АТФ (составляет всего лишь 0,25% сухого вещества и не меняется ни в зависимости от возраста, ни тренирован­ности), то ее запасы быстро расходуются - в течение первых 0,5с ин­тенсивной работы (Н.И. Волков, 1986). После чего работа может быть продолжена только при условии восстановления АТФ в организме.

Ресинтез АТФ может осуществляться, в зависимости от мощности и продолжительности работы, в основном тремя способами:

- анаэробный креатинфосфатный ( КрФ ) механизм, КрФ + АДФ АТФ +Кр (характеризует алактатную спо­собность организма);

- анаэробный гликолитический механизм (цепь химических реак­ций бескислородного расщепления гликогена и глюкозы с образованием молочной кислоты – СзН6ОН).

- аэробный механизм (ресинтез АТФ происходит за счет окисления углеводов - в большей степени и жиров - в меньшей степени).

В зависимости от интенсивности и предельной длительности вы­полняемого упражнения эти механизмы последовательно сменяют друг друга.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.