Никакие физические упражнения невозможно
выполнить без проявления мышечной силы. Для любой спортивной специализации
характерно проявление мышечной силы, от уровня ее развития зависит развитие и
проявление целого ряда других физических качеств и способностей спортсмена.
Поэтому такое большое место в процессе физической подготовки отводится
воспитанию силовых качеств (В.В. Кузнецов, 1975). Вместе с тем силовые
способности нельзя сводить к только механической характеристике их
сократительных свойств. Необходимо иметь в виду, что мышечная сила, являясь
динамическим компонентом любого движения, может иметь различные качественные
характеристики в зависимости от скорости, внешнего сопротивления и
продолжительности работы. Основным критерием оценки силовых способностей спортсмена
выступает показатель мощности рабочего усилия (Ю.В. Верхошан-ский, 1988).
Рабочее усилие в спортивной деятельности может
проявляться однократно, повторно, в циклической или переменной работе, против
большого или небольшого внешнего сопротивления, с высокой или медленной
скоростью движения, при различном предрабочем состоянии мышц. При этом могут
иметь место различные режимы работы мышц: динамический (преодолевающий,
уступающий), изометрический и многообразные формы смешанного режима.
Изучение специальной научно-методической
литературы и опыта спортивной практики позволяет определить круг решенных и
нерешенных вопросов методики тренировок, в частности развития силовых
способностей.
Вопросы совершенствования методов тренировки,
повышающих эффективность тренировочного процесса, а также поиск режимов работы
мышц, способствующих эффективному развитию силы, особенно интересны для нас,
поскольку в нашей работе была поставлена задача исследовать различные методы
КТ с использованием средств, направленных на развитие силовых и
скоростно-силовых качеств тяжелоатлетов.
Изучению режимов работы мышц посвящено много
исследований, в которых выявились режимы, обеспечивающие наибольший рабочий
эффект мышечного сокращения в задаче проявления силы или скорости.
Однако они не дали однозначных результатов и, скорее,
показали бесполезность поиска абсолютного режима. Каждый режим и способ его
использования имеют четко выраженное специфическое тренирующее воздействие, в
соответствии с которым его и следует использовать. В то же время выяснилась
целесообразность таких средств, в которых сочетаются различные режимы работы
мышц при главной роли преодолевающего. Это позволяет достигать больших
напряжений и, кроме того, сохранять типичные признаки соревновательного
упражнения (В.М. Дьячков, 1961, 1966, Ю.В. Верхошанский, 1961, 1970, В.В.
Кузнецов, 1968, 1970).
В практике известно несколько режимов работы мышц
- это преодолевающий, уступающий, удерживающий и комбинированный (классификация
режимов работа у Ю.В. Верхошанского, 1977)
Ряд авторов (Ю.И. Иванов, Г.П. Семенов, В.И. Чудинов, 1977,
В.К.Петров 1966, И.М. Добровольский, 1973, А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин, М.С.
Хлыстов, 1975 и другие) указывают на то, что применение в тренировке различных
режимов мышечной деятельности наряду с мио-метрическим (динамическим) режимом
дает значительный эффект в росте силовых возможностей занимающихся.
Как отмечалось выше, большинство спортивных упражнений выполняется
в преодолевающем режиме, он считается основным. В тяжелой атлетике большое
значение имеет и уступающий режим работы, так как он дает возможность развивать
силу больше максимальной на 20-40% (АЛ. Слободян, 1979).
Одним из методов развития силы является метод
изометрических упражнений, получивший довольно широкое распространение. По
некоторым данным (R.A. Berger, 1962) этот
метод дает значительный прирост силы мышц и их массы уже в первые месяцы
тренировки, В своих опытах по применению изометрических упражнений Т. Hettinger (1966) нашел,
что оптимальной можно считать величину нагрузки в 40-50 % от максимальной силы.
Другие авторы (Ю.И. Иванов, Г.П. Семенов, В.И. Чудинов, 1977) отмечают, что
наибольший эффект дают напряжения, составляющие 80-120 % предельных с
оптимальным временем напряжения 6 с. По данным А.Н. Воробьева (1981) в
практике спорта применяется напряжение 55-100% от максимума в течение 5-Юс. С
увеличением напряжения уменьшается время удержания позы. Более высокий прирост
силы при использовании изометрических упражнений выявлен у лиц, не занимающихся
спортом. Полученные данные говорят о большой эффективности тренировки при
сочетании уступающего, изометрического и смешанного режимов мышечной
деятельности для развития силовых и скоростно-силовых качеств. Это составляет
один из резервов интенсификации тренировочного процесса (А.Н. Воробьев, А.С.
Прилепин, М.С. Хлыстов, 1975, В.М. Зациорский, 1962).
В спортивной тренировке довольно широко
используется уступающий режим мышечной деятельности, особенно когда упражнения
выполняются медленно. Все виды приседаний связаны с уступающей работой.
Тяжелоатлеты на приседание отводят около 10-20% тренировочной нагрузки. Обычно
высококвалифицированные тяжелоатлеты выполняют приседания в уступающем режиме
с весом 110 - 120 % от их лучшего результата при преодолевающей работе, но не
чаще чем один раз в 7-10 дней.
А.С. Слободаном (1979) был проведен эксперимент,
с целью выяснения оптимальных параметров преодолевающей, удерживающей (изометрической)
и уступающей работ. Наиболее эффективной оказалась тренировка, 75 % которой
составляла преодолевающая работа, 15 % уступающая и 10 % удерживающая.
С биологической точки зрения комбинация различных
режимов мышечной деятельности и, кроме того, апериодичность их применения
создают условия для относительно меньшего приспособления организма к
раздражителю. Применяемые раздражители в большинстве случаев значительны по
силе, и поэтому ответная реакция организма на них более выражена.
Итак, рассмотренные выше режимы мышечной
деятельности, являются важным критерием для отбора физических упражнений в комплексы
КТ. Здесь действует принцип, требующий, чтобы характер упражнений
соответствовал преобладающему в избранном виде спорта режиму мышечных
сокращений. Указанный принцип характеризует основную тенденцию в силовой
подготовке спортсмена.
1.2.4. Перенос
тренированности и повышение эффекта круговой тренировки.
Силовые, скоростные, скоростно-силовые
возможности спортсмена, выносливость и гибкость во многих случаях (но не
всегда!) взаимосвязаны друг с другом. Также взаимосвязаны друг с другом и эффекты
тренировки различных физических качеств. Эта взаимосвязь особенно выражена на
начальном этапе занятий спортом.
Поскольку физические качества проявляются при
выполнении физических упражнений, то изменение уровня развития этих качеств
приводит к изменению результата в этих упражнениях (Л.Б, Губман, М.Р.
Могендович, 1969). В ряде случаев данное явление не зависит от того,
применялось или не применялось упражнение в тренировке.
Явление, когда изменение результата в одном
упражнении влечет за собой изменение результата в другом, получило название
«перенос тренированности».
Но не всегда улучшение результата в одном
упражнении сопровождается улучшением в другом. Иногда с увеличением силы,
например, уменьшается скорость движения или подвижность в суставах, то есть
следует уточнить, что перенос бывает как положительный, так и отрицательный.
При положительном переносе наблюдается одновременное улучшение результатов в
разных упражнениях. В случае отрицательного переноса улучшение результата в
одном упражнении влечет за собой ухудшение результата в других упражнениях.
В спорте и физическом воспитании различают перенос двигательных
навыков и физических качеств (Л.П. Матвеев, 1965). Условность такого разделения
переноса очевидна. Напомним, что формирование и совершенствование двигательных
навыков зависит преимущественно от процессов образования условно-рефлекторных
связей в ЦНС (Н.А. Бернштейн, 1947). Для воспитания физических качеств при
сохранении роли ЦНС большое значение имеют фундаментальные,
морфогистологические и биохимические изменения в органах и тканях (Н.Н.
Яковлев, 1955). Все это значит, что вышеназванные процессы протекают во
взаимосвязи друг с другом, как две стороны одного и того же процесса совершенствования
двигательных возможностей человека. Но поскольку в круговой тренировке решаются
в основном задачи физической подготовки, то наибольший интерес для нас
представляет перенос физических качеств.
Положительный перенос может быть однородным и
разнородным. При положительном однородном переносе наблюдается повышение уровня
одного и того же физического качества в применявшихся и не применявшихся в
тренировке упражнениях. В случае разнородного переноса, тренировка,
направленная на развитие одного физического качества, приводит к изменению
уровня, как этого, так и других физических качеств.
Разнородный перенос может быть отрицательным. В
этом случае увеличение уровня одного физического качества сопровождается
снижением уровня другого.
При косвенном однородном и разнородном переносе
создаются предпосылки более успешного развития физических качеств в процессе
последующей тренировки. Косвенный перенос используют при физической подготовке
на общеподготовительном этапе подготовительного периода. Средствами косвенного
переноса являются в основном общеподготовительные упражнения.
Одно из необходимых условий для эффективного
переноса физических качеств с помощью КТ - это общность элементов функциональных
систем, обеспечивающих выполнение упражнений комплекса КТ, с функциональными
системами, обеспечивающими выполнение основного упражнения. Чем больше
необходимость направленного воздействия на результат основного упражнения, тем
выше должна быть общность по таким показателям, как режим деятельности структур
и функциональных систем организма, участвующим в работе мышечным группам и
другим показателям.
С ростом тренированности происходит уменьшение
эффекта переноса физических качеств (В.Н. Кряж, 1969). Наряду с этим экспериментальными
исследованиями установлено, что переносом тренированности возможно управлять в
определенных пределах, изменяя объем и интенсивность тренировочной нагрузки.
Увеличение объема и интенсивности нагрузки в КТ приводит оживлению
адаптационных сдвигов, увеличению прироста тренированности и, как следствие
этого, к активизации ее переноса.
Другой путь активизации переноса тренированности достигается
сужением круга упражнений, применяемых в комплексах КТ, до специально-подготовительных,
и сближением по силе их воздействия с основным упражнением, а в ряде случаев и
превышением этого воздействия. С этой целью заменяют применявшиеся ранее методы
выполнения упражнений КТ на другие, более интенсивные (В.Н. Кряж, 1982). Такой
путь используют для физической подготовки в основном уже высококвалифицированные
спортсмены.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что
отбор упражнений для комплексов КТ с учетом основных критериев, а также
соблюдение положений и принципов спортивной тренировки, способствует
активизации переноса тренированности и повышению тренировочного эффекта КТ.
Глава 2 Задачи, методы и
организация исследования
2.1. Задачи исследования
В нашей работе были поставлены следующие задачи.
1. Изучить предпосылки и возможности
использования методов круговой тренировки в подготовке спортсменов – гиревиков.
2. Разработать комплексы упражнений круговой
тренировки, направленных на развитие силы и силовой выносливости занимающихся.
3. Выявить методику применения круговой
тренировки в учебно-тренировочном процессе спортсменов-гиревиков.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач нами были
использованы следующие методы исследования:
1.
Изучение и анализ научно-методической литературы;
2.
Педагогические наблюдения;
3.
Хронометрирование.
2.3. Организация
исследования
Работа выполнялась в течение 2004-2005годов в три
этапа.
На первом этапе (сентябрь – декабрь 2004 г.)
изучалась и обобщалась научно-методическая литература по исследуемой проблеме.
Проводились педагогические наблюдения за тренировкой спортсменов-гиревиков в
подростковом клубе «Геркулес» и спортивном клубе «Электрон», а так же были
проведены беседы с ведущими спортсменами и тренерами. В итоге были получены
субъективные данные о возможности применения методов круговой тренировки в
системе подготовки спортсменов-гиревиков, были составлены комплексы упражнений
для проведения занятий с применением методов круговой тренировки.
Второй этап исследования (январь-март 2005г.)
включал апробацию учебно-тренировочных занятий с использованием комплексов
упражнений проводимых по методу круговой тренировки. Изучались субъективные
данные о целесообразности использования методов круговой тренировки и
проводилось хронометрирование учебно-тренировочного процесса.
Третий этап (апрель 2005г.) – осуществлялось
литературно-графическое оформление дипломной работы.
Глава 3 Круговая
тренировка в гиревом спорте
3.1.
Методические правила тренировки
Круговая тренировка как комплексная
организационно-методическая форма использования физических упражнений должна
применяться в соответствии с рядом методических правил. Некоторые из них
разрабатываются на основе экспериментального изучения особенностей проявления
закономерностей спортивной тренировки и физического воспитания при
использовании круговой тренировки в учебном или тренировочном процессе. Другие
формируются на основании анализа и логического вывода В.Н. Кряж (1982)
предполагает следующие основополагающие правила.
Первое правило гласит: нужно воспитывать
сознательное и активное отношение к круговой тренировки у занимающихся.
Грамотно подобранный комплекс круга, удачно подобранный метод его выполнения и
тщательная подготовка мест занятий круговой тренировки еще не являются залогом
эффективного ее применения. Формирование осознанного отношения детей к
круговой тренировке, управление их активностью на занятиях - важная задача
тренера.
Одним из основных путей повышения активности
занимающихся при круговой тренировке является формирование социально-значимых
мотивов физкультурной и спортивной деятельности. Таковыми мотивами могут стать
стремление к совершенствованию, потребность в движении, стремление к материальному
вознаграждению и т.д. Чтобы все эти мотивы стали для детей убеждениями, их
необходимо укреплять результатами самоконтроля, фактами из биографии известных
спортсменов, статистическими данными. Такой подход к решению
воспитательно-образовательных задач способствует формированию устойчивого
интереса к занятиям.
Необходимость такой целенаправленной работы с
занимающимися объясняется тем, что интерес к спорту постепенно слабеет с
возрастом, для предупреждения этого процесса необходимы соответствующие
социальные воспитательные меры в комплексе с другими мероприятиями. Это
отражено в трудах В. Хеннинга (1976).
Следующими факторами, влияющими на интерес
студентов к физическому воспитанию и спорту, являются качество и условия
проведения занятий, соответствие их направленности (общеподготовительной,
спортивной) и содержания интересам занимающихся.
При проведении круговой тренировки представляется
широкая возможность воспитывать у детей инициативу, самостоятельность и
творческое отношение к тренировкам. Здесь могут быть использованы такие
педагогические приемы, как взаимный контроль за правильностью выполнения
упражнения, подсчет количества повторений или определение времени работы,
самостоятельная подготовка станции круговой тренировки и уборка мест занятий
после выполнения упражнения, взаимопомощь. Все это способствует воспитанию у
детей сознательного и активного отношения к круговой тренировке и повышению ее
эффективности.
Второе правило заключается в следующем:
обеспечение наглядности во многом определяет успешность круговой тренировки.
Основными задачами наглядности при проведении
круговой тренировки являются:
-
уменьшение времени объяснения содержания комплекса;
-
обеспечение правильной техники выполнения упражнения;
-
ознакомление занимающихся со способом определения величины на
грузки на каждой станции.
Дня этой цели на каждой станции устанавливают
таблички со схемой выполнения упражнения: исходное положение и базовые элементы
техники, а также количество подходов, повторений в подходах, интервал и
характер отдыха.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|