Меню
Поиск



рефераты скачать Использование кругового метода в спортивной тренировке гиревиков

Никакие физические упражнения невозможно выполнить без прояв­ления мышечной силы. Для любой спортивной специализации характер­но проявление мышечной силы, от уровня ее развития зависит развитие и проявление целого ряда других физических качеств и способностей спортсмена. Поэтому такое большое место в процессе физической под­готовки отводится воспитанию силовых качеств (В.В. Кузнецов, 1975). Вместе с тем силовые способности нельзя сводить к только механи­ческой характеристике их сократительных свойств. Необходимо иметь в виду, что мышечная сила, являясь динамическим компонентом любо­го движения, может иметь различные качественные характеристики в зависимости от скорости, внешнего сопротивления и продолжительно­сти работы. Основным критерием оценки силовых способностей спорт­смена выступает показатель мощности рабочего усилия (Ю.В. Верхошан-ский, 1988).

Рабочее усилие в спортивной деятельности может проявляться однократно, повторно, в циклической или переменной работе, против большого или небольшого внешнего сопротивления, с высокой или медленной скоростью движения, при различном предрабочем состоянии мышц. При этом могут иметь место различные режимы работы мышц: динамический (преодолевающий, уступающий), изометрический и много­образные формы смешанного режима.

Изучение специальной научно-методической литературы и опыта спортивной практики позволяет определить круг решенных и нерешен­ных вопросов методики тренировок, в частности развития силовых способностей.

Вопросы совершенствования методов тренировки, повышающих эф­фективность тренировочного процесса, а также поиск режимов работы мышц, способствующих эффективному развитию силы, особенно интерес­ны для нас, поскольку в нашей работе была поставлена задача исследо­вать различные методы КТ с использованием средств, направленных на развитие силовых и скоростно-силовых качеств тяжелоатлетов.

Изучению режимов работы мышц посвящено много исследований, в которых выявились режимы, обеспечивающие наибольший рабочий эффект мышечного сокращения в задаче проявления силы или скорости.

 Однако они не дали однозначных результатов и, скорее, показа­ли бесполезность поиска абсолютного режима. Каждый режим и способ его использования имеют четко выраженное специфическое тренирующее воздействие, в соответствии с которым его и следует использовать. В то же время выяснилась целесообразность таких средств, в которых сочета­ются различные режимы работы мышц при главной роли преодолеваю­щего. Это позволяет достигать больших напряжений и, кроме того, со­хранять типичные признаки соревновательного упражнения (В.М. Дьячков, 1961, 1966, Ю.В. Верхошанский, 1961, 1970, В.В. Кузнецов, 1968, 1970).

В практике известно несколько режимов работы мышц - это пре­одолевающий, уступающий, удерживающий и комбинированный (класси­фикация режимов работа у Ю.В. Верхошанского, 1977)

Ряд авторов (Ю.И. Иванов, Г.П. Семенов, В.И. Чудинов, 1977, В.К.Петров 1966, И.М. Добровольский, 1973, А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин, М.С. Хлыстов, 1975 и другие) указывают на то, что применение в тренировке различных режимов мышечной деятельности наряду с мио-метрическим (динамическим) режимом дает значительный эффект в росте силовых возможностей занимающихся.

Как отмечалось выше, большинство спортивных упражнений вы­полняется в преодолевающем режиме, он считается основным. В тяже­лой атлетике большое значение имеет и уступающий режим работы, так как он дает возможность развивать силу больше максимальной на 20-40% (АЛ. Слободян, 1979).

Одним из методов развития силы является метод изометрических упражнений, получивший довольно широкое распространение. По некото­рым данным (R.A. Berger, 1962) этот метод дает значительный прирост силы мышц и их массы уже в первые месяцы тренировки, В своих опытах по применению изометрических упражнений Т. Hettinger (1966) нашел, что оптимальной можно считать величину нагрузки в 40-50 % от максимальной силы. Другие авторы (Ю.И. Иванов, Г.П. Семенов, В.И. Чудинов, 1977) отмечают, что наибольший эффект дают напряжения, составляющие 80-120 % предельных с оптимальным временем напряже­ния 6 с. По данным А.Н. Воробьева (1981) в практике спорта применя­ется напряжение 55-100% от максимума в течение 5-Юс. С увеличе­нием напряжения уменьшается время удержания позы. Более высокий прирост силы при использовании изометрических упражнений выявлен у лиц, не занимающихся спортом. Полученные данные говорят о большой эффективности тренировки при сочетании уступающего, изометрического и смешанного режимов мышечной деятельности для развития силовых и скоростно-силовых качеств. Это составляет один из резервов интенсифи­кации тренировочного процесса (А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин, М.С. Хлы­стов, 1975, В.М. Зациорский, 1962).

В спортивной тренировке довольно широко используется уступаю­щий режим мышечной деятельности, особенно когда упражнения вы­полняются медленно. Все виды приседаний связаны с уступающей работой. Тяжелоатлеты на приседание отводят около 10-20% трениро­вочной нагрузки. Обычно высококвалифицированные тяжелоатлеты вы­полняют приседания в уступающем режиме с весом 110 - 120 % от их лучшего результата при преодолевающей работе, но не чаще чем один раз в 7-10 дней.

А.С. Слободаном (1979) был проведен эксперимент, с целью вы­яснения оптимальных параметров преодолевающей, удерживающей (изо­метрической) и уступающей работ. Наиболее эффективной оказалась тренировка, 75 % которой составляла преодолевающая работа, 15 % уступающая и 10 % удерживающая.

С биологической точки зрения комбинация различных режимов мышечной деятельности и, кроме того, апериодичность их применения создают условия для относительно меньшего приспособления организма к раздражителю. Применяемые раздражители в большинстве случаев значительны по силе, и поэтому ответная реакция организма на них более выражена.

Итак, рассмотренные выше режимы мышечной деятельности, яв­ляются важным критерием для отбора физических упражнений в ком­плексы КТ. Здесь действует принцип, требующий, чтобы характер уп­ражнений соответствовал преобладающему в избранном виде спорта режиму мышечных сокращений. Указанный принцип характеризует основ­ную тенденцию в силовой подготовке спортсмена.


1.2.4. Перенос тренированности и повышение эффекта круговой тренировки.

Силовые, скоростные, скоростно-силовые возможности спортсме­на, выносливость и гибкость во многих случаях (но не всегда!) взаи­мосвязаны друг с другом. Также взаимосвязаны друг с другом и эф­фекты тренировки различных физических качеств. Эта взаимосвязь осо­бенно выражена на начальном этапе занятий спортом.

Поскольку физические качества проявляются при выполнении физических упражнений, то изменение уровня развития этих качеств приводит к изменению результата в этих упражнениях (Л.Б, Губман, М.Р. Могендович, 1969). В ряде случаев данное явление не зависит от того, применялось или не применялось упражнение в тренировке.

Явление, когда изменение результата в одном упражнении влечет за собой изменение результата в другом, получило название «перенос тренированности».

Но не всегда улучшение результата в одном упражнении сопрово­ждается улучшением в другом. Иногда с увеличением силы, например, уменьшается скорость движения или подвижность в суставах, то есть следует уточнить, что перенос бывает как положительный, так и отрицательный. При положительном переносе наблюдается одновременное улучшение результатов в разных упражнениях. В случае отрицательного переноса улучшение результата в одном упражнении влечет за собой ухудшение результата в других упражнениях.

В спорте и физическом воспитании различают перенос двигатель­ных навыков и физических качеств (Л.П. Матвеев, 1965). Условность такого разделения переноса очевидна. Напомним, что формирование и совершенствование двигательных навыков зависит преимущественно от процессов образования условно-рефлекторных связей в ЦНС (Н.А. Бернштейн, 1947). Для воспитания физических качеств при сохранении роли ЦНС большое значение имеют фундаментальные, морфогистологические и биохимические изменения в органах и тканях (Н.Н. Яковлев, 1955). Все это значит, что вышеназванные процессы протекают во взаимосвязи друг с другом, как две стороны одного и того же процесса совершен­ствования двигательных возможностей человека. Но поскольку в круговой тренировке решаются в основном задачи физической подготовки, то наибольший интерес для нас представляет перенос физических качеств.

Положительный перенос может быть однородным и разнородным. При положительном однородном переносе наблюдается повышение уровня одного и того же физического качества в применявшихся и не приме­нявшихся в тренировке упражнениях. В случае разнородного переноса, тренировка, направленная на развитие одного физического качества, приводит к изменению уровня, как этого, так и других физических качеств.

Разнородный перенос может быть отрицательным. В этом случае увеличение уровня одного физического качества сопровождается снижени­ем уровня другого.

При косвенном однородном и разнородном переносе создаются предпосылки более успешного развития физических качеств в процессе последующей тренировки. Косвенный перенос используют при физической подготовке на общеподготовительном этапе подготовительного периода. Средствами косвенного переноса являются в основном общеподготови­тельные упражнения.

Одно из необходимых условий для эффективного переноса физи­ческих качеств с помощью КТ - это общность элементов функциональ­ных систем, обеспечивающих выполнение упражнений комплекса КТ, с функциональными системами, обеспечивающими выполнение основно­го упражнения. Чем больше необходимость направленного воздействия на результат основного упражнения, тем выше должна быть общность по таким показателям, как режим деятельности структур и функцио­нальных систем организма, участвующим в работе мышечным группам и другим показателям.

С ростом тренированности происходит уменьшение эффекта пе­реноса физических качеств (В.Н. Кряж, 1969). Наряду с этим экспери­ментальными исследованиями установлено, что переносом тренированно­сти возможно управлять в определенных пределах, изменяя объем и интенсивность тренировочной нагрузки. Увеличение объема и интенсив­ности нагрузки в КТ приводит оживлению адаптационных сдвигов, увеличению прироста тренированности и, как следствие этого, к активи­зации ее переноса.

Другой путь активизации переноса тренированности достигается сужением круга упражнений, применяемых в комплексах КТ, до специ­ально-подготовительных, и сближением по силе их воздействия с основ­ным упражнением, а в ряде случаев и превышением этого воздейст­вия. С этой целью заменяют применявшиеся ранее методы выполнения упражнений КТ на другие, более интенсивные (В.Н. Кряж, 1982). Такой путь используют для физической подготовки в основном уже высококва­лифицированные спортсмены.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что отбор уп­ражнений для комплексов КТ с учетом основных критериев, а также соблюдение положений и принципов спортивной тренировки, способству­ет активизации переноса тренированности и повышению тренировочно­го эффекта КТ.


Глава 2 Задачи, методы и организация исследования


2.1. Задачи исследования


В нашей работе были поставлены следующие задачи.

1. Изучить предпосылки и возможности использования методов круговой тренировки в подготовке спортсменов – гиревиков.

2. Разработать комплексы упражнений круговой тренировки, направленных на развитие силы и силовой выносливости занимающихся.

3. Выявить методику применения круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе спортсменов-гиревиков.


2.2. Методы исследования


Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

1.                Изучение и анализ научно-методической литературы;

2.                Педагогические наблюдения;

3.                Хронометрирование.


2.3. Организация исследования


Работа выполнялась в течение 2004-2005годов в три этапа.

На первом этапе (сентябрь – декабрь 2004 г.) изучалась и обобщалась научно-методическая литература по исследуемой проблеме. Проводились педагогические наблюдения за тренировкой спортсменов-гиревиков в подростковом клубе «Геркулес» и спортивном клубе «Электрон», а так же были проведены беседы с ведущими спортсменами и тренерами. В итоге были получены субъективные данные о возможности применения методов круговой тренировки в системе подготовки спортсменов-гиревиков, были составлены комплексы упражнений для проведения занятий с применением методов круговой тренировки.

Второй этап исследования (январь-март 2005г.) включал апробацию учебно-тренировочных занятий с использованием комплексов упражнений проводимых по методу круговой тренировки. Изучались субъективные данные о целесообразности использования методов круговой тренировки и проводилось хронометрирование учебно-тренировочного процесса.

Третий этап (апрель 2005г.) – осуществлялось литературно-графическое оформление дипломной работы.


Глава 3 Круговая тренировка в гиревом спорте


3.1.          Методические правила тренировки


Круговая тренировка как комплексная организационно-методическая форма использования физических упражнений должна применяться в соответ­ствии с рядом методических правил. Некоторые из них разрабатываются на ос­нове экспериментального изучения особенностей проявления закономерностей спортивной тренировки и физического воспитания при использовании круговой тренировки в учебном или тренировочном процессе. Другие формируются на основании анализа и логического вывода В.Н. Кряж (1982) предполагает следую­щие основополагающие правила.

Первое правило гласит: нужно воспитывать сознательное и активное от­ношение к круговой тренировки у занимающихся. Грамотно подобранный ком­плекс круга, удачно подобранный метод его выполнения и тщательная подго­товка мест занятий круговой тренировки еще не являются залогом эффективно­го ее применения. Формирование осознанного отношения детей к круговой тренировке, управление их активностью на занятиях - важная задача тренера.

Одним из основных путей повышения активности занимающихся при круговой тренировке является формирование социально-значимых мотивов физкультурной и спортивной деятельности. Таковыми мотивами могут стать стремление к совершенствованию, потребность в движении, стремление к ма­териальному вознаграждению и т.д. Чтобы все эти мотивы стали для детей убеждениями, их необходимо укреплять результатами самоконтроля, фактами из биографии известных спортсменов, статистическими данными. Такой под­ход к решению воспитательно-образовательных задач способствует формиро­ванию устойчивого интереса к занятиям.

Необходимость такой целенаправленной работы с занимающимися объ­ясняется тем, что интерес к спорту постепенно слабеет с возрастом, для преду­преждения этого процесса необходимы соответствующие социальные воспитательные меры в комплексе с другими мероприятиями. Это отражено в трудах В. Хеннинга (1976).

Следующими факторами, влияющими на интерес студентов к физиче­скому воспитанию и спорту, являются качество и условия проведения занятий, соответствие их направленности (общеподготовительной, спортивной) и со­держания интересам занимающихся.

При проведении круговой тренировки представляется широкая возмож­ность воспитывать у детей инициативу, самостоятельность и творческое отно­шение к тренировкам. Здесь могут быть использованы такие педагогические приемы, как взаимный контроль за правильностью выполнения упражнения, подсчет количества повторений или определение времени работы, самостоя­тельная подготовка станции круговой тренировки и уборка мест занятий после выполнения упражнения, взаимопомощь. Все это способствует воспитанию у детей сознательного и активного отношения к круговой тренировке и повыше­нию ее эффективности.

Второе правило заключается в следующем: обеспечение наглядности во многом определяет успешность круговой тренировки.

Основными задачами наглядности при проведении круговой тренировки являются:

-     уменьшение времени объяснения содержания комплекса;

-     обеспечение правильной техники выполнения упражнения;

-     ознакомление занимающихся со способом определения величины на­
грузки на каждой станции.

Дня этой цели на каждой станции устанавливают таблички со схемой выполнения упражнения: исходное положение и базовые элементы техники, а также количество подходов, повторений в подходах, интервал и характер отды­ха.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.