К условиям
и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в
должность. В Федеральном законе о выборах Президента России установлено, что
вновь избранный глава государства вступает в должность на 30-й день со дня
официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов
выборов. Обязательным атрибутом вступления Президента РФ в должность является
присяга Президента. Текст присяги Президента РФ записан в ст. 82 Конституции
РФ. Присяга произносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета
Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. В
Армении Президент вступает в должность в десятидневный срок после проведения
выборов, на специальном заседании НС с принесением народу присяги. В отличие от
конституций многих других стран, Основной закон РА не содержит текста присяги
Президента РА.
Президент с
момента принесения им присяги приступает к исполнению своих полномочий и
прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с
момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
Срок
полномочий Президента РФ, по Конституции РФ (ч. 1 ст. 81), составляет 4 года,
по истечении которого должны быть проведены новые выборы. Срок полномочий
Президента РА составляет 5 лет.
Президент
РА досрочно прекращает исполнение своих полномочий в случае своей отставки.
Согласно статье 58 Конституции РА, прошение Президента об отставке принимается
Национальным Собранием большинством от общего числа голосов.
В случае
тяжелой болезни или возникновения иных непреодолимых препятствий для исполнения
Президентом своих полномочий НС по предложению Правительства и на основании
заключения Конституционного суда не менее чем двумя третями голосов от общего
числа депутатов принимает решение о невозможности исполнения Президентом своих
полномочий (ст. 59). Однако и в этом случае, если, по заключению
Конституционного суда, непреодолимые препятствия для осуществления Президентом
своих полномочий отсутствуют, вопрос снимается с повестки дня НС (ст. 83).
Во всех
случаях, когда пост Президента РА остается вакантным, до вступления в должность
нового Президента его обязанности временно исполняет Председатель НС, а если
это невозможно, то премьер-министр. В течение этого времени исполняющий
обязанности Президента Республики не имеет права на роспуск НС, объявлять
референдумы, назначать и смещать премьер-министра и Генерального прокурора (ст.
60).
Основания
досрочного прекращения полномочий Президента РФ предусмотрены Конституцией РФ
(ст. 92-93):
ü отставка
Президента РФ;
ü стойкая
неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
ü отрешение
от должности.
Под
отставкой Президента РФ понимается добровольный уход главы государства со
своего поста. Действующая Конституция не конкретизирует форму отставки, не
устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому
должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли
приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты отставки.
Также
возникают вопросы при использовании такого основания прекращения президентских функций,
как стойкая неспособность Президента по состоянию здоровья осуществлять свои
полномочия. Для этого необходимо издание федерального закона, в котором
необходимо установить: что понимается под определением «стойкая»; каковы ее
критерии; кто и каким образом постанавливает сам факт наличия стойкой
неспособности; как обеспечить такого рода решение; кто его обнародует и т.д. В
любом случае должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие
злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы.
В отличие
от двух названных оснований прекращения полномочий Президента РФ, порядок
отрешения его от должности прописан в Конституции РФ весьма детально. Отрешение
Президента от должности выступает в качестве формы конституционной
ответственности главы государства. Этот институт, известный в зарубежном
конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против
злоупотреблений властью и нарушения главой государства конституционных
порядков. Решения об отрешении Президента РФ от должности принимается
парламентом. Основанием для такого решения парламента является совершение
Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо
общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин РФ за подобные
действия, для Президента наступает ответственность в виде освобождения от
занимаемой должности.
Процедура
отрешения от должности Президента РФ регулируется Конституцией РФ (ст. 93).
Начало процедуры отрешения Президента РФ сопряжено с выполнением двух условий.
Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:
1)
заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков
состава преступления;
2)
заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения.
Полномочия
Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и
парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями
представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий,
исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в
сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства
как непременного участника законодательного процесса.
Статья 55
Конституции РА в пункте первом устанавливает, что Президент РА обращается с
посланием к народу и Национальному Собранию Армении. В конституциях иностранных
государств речь идет о ежегодных посланиях, которые обычно служат для
ориентации законодательной работы парламента. Основной целью посланий
Президента обычно является представление народу или парламенту ситуации в
стране, основных направлений внешней и внутренней политики.
Пункт второй статьи
55 Конституции РА устанавливает полномочия Президента в сфере законодательной
деятельности. В отличие от практики многих стран, Президент РА не является
субъектом права законодательной инициативы, как это было в прошлом. В ряде
зарубежных государств Президент не имеет права непосредственно вносить законопроекты
– он делает это через депутатов или сенаторов нижней палаты парламента. У нас
такое право предоставлено депутатам и Правительству.
Получив принятый НС
закон, Президент РА в 21-дневный срок подписывает и обнародует его
(промульгация). Без подписи Президента закон не может вступить в силу. Это
традиционная привилегия главы государства, заключительный этап законодательного
процесса, когда закон наделяется общеобязательной силой. Президент может в
течение указанного срока не подписать закон и вернуть его со своими замечаниями
и возражениями НС с требованием вновь рассмотреть его. Согласно статье 72
Конституции РА, НС рассматривает возвращенный Президентом Республики закон во
внеочередном порядке и, в случае непринятия замечаний и возражений, возвращенный
закон вновь принимается большинством голосов от общего числа депутатов НС (50%
+ 1). В этом случае Президент обязан в пятидневный срок подписать и
обнародовать вновь принятый закон. То есть вето Президента имеет относительный,
отлагательный характер. Следует отметить, что до принятия новой Конституции РА
вето Президента, согласно действующему законодательству, могло быть преодолено
двумя третями голосов депутатов Верховного Совета РА, то есть квалифицированным
большинством.
Одним из вызвавших
наиболее жаркие споры положений Конституции РА стал третий пункт статьи 55, в
котором закрепляется право Президента на роспуск НС. Президент может распустить
НС после консультаций с его председателем и премьер-министром, однако их мнение
не является для него обязывающим и он может распустить НС даже вопреки их воле.
Подобным правом наделены также Президенты Франции и Турции. Однако, Президент
не всегда имеет право роспуска, например, в течение помледних шести месяцев
своего президентского срока. Вновь избранное НС также не может быть распущено
ранее, чем через год после начала своей деятельности. Также Конституция РА
предусматривает, что распуская Парламент, Президент РА одновременно назначает
внеочередные парламентские выборы, причем не ранее 30 и не позднее 40 дней с момента
роспуска Парламента.
Президенту РФ РРРпринадлежит право
назначать выборы Государственной думы, в то время, как выборы Президента
назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов
государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать
взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый
день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого
срока.
Президент имеет
право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в
Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые
Федеральным собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может
быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами
Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой
палаты – в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней.
Законопроект становится законом и вводится в действие только после его
подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней,
после чего закон должен быть отклонен или входит в силу. Президент обращается
к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об
основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с
этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.
Президент назначает
референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, другие
органы принимать решение о проведении референдума не вправе.
Президент вправе
распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных
Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации.
Роспуск Думы возможен в случаях:
ü трехкратного
отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4 ст.11
Конституции РФ);
ü при
двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч.3 ст.
117);
ü при отказе
Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117). В случае роспуска Государственной
Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не
позднее, чем через четыре месяца после роспуска.
Государственная
Дума не может быть распущена Президентом:
ü в течение
года после ее избрания;
ü с момента
выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения
Советом Федерации;
ü в период
действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
ü в течение 6
месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Строгое
обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области
свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление
экстраординарное и нежелательное.
Но при всех случаях
роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность,
обеспечивая непрерывность власти.
Полномочия
Президента, связанные с деятельностью парламента, содержатся в ст. 84
Конституции РФ.
Согласно
пункту «а», Президент назначает выборы Государственной Думы в связи с
истечением срока ее полномочий, предусмотренного Конституцией, или в связи с ее
роспуском. Порядок выборов устанавливается федеральным законом о выборах.
В
соответствии с пунктом «б» Президент распускает Государственную Думу, но
только в точно установленных Конституциях случаях. Роспуск возможен если:
Государственная Дума большинством общего состава депутатов трижды отклоняет
представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства
РФ (каждая кандидатура должна быть рассмотрена Думой в течение недели);
Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие
Правительству (однократное выражение недоверия роспуск Думы повлечь не может).
Согласно
пункту «г», Президент вносит законопроекты в Государственную Думу. В
соответствии с практикой многих стран законодательная инициатива Президента
имеет особый характер: в отличие от других субъектов, обладающих правом
законодательной инициативы, президентские законопроекты рассматриваются вне
очереди.
В течение
14 дней Президент подписывает и обнародует (промульгирует) федеральные законы,
т.е. законы, действующие на всей территории России (пункт «д»), без подписи
Президента закон не вступает в силу. Президент обязан подписать закон и в
случае нежелания сделать это, когда президентское вето преодолено
квалифицированным большинством (две трети) от общего числа членов Совета
Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае, подписывая закон,
президент удостоверяет его подлинность. Он обязан опубликовать такой закон в
течение семи дней.
Ежегодные
послания об основных направлениях внешней и внутренней политики государства
(пункт «е»), с которыми Президент обращается к Федеральному Собранию,
рассматриваются на совместном заседании палат парламента (обычно палаты
заседают раздельно).
Федеральное Собрание представляет
многонациональный народ России в лице своих избирателей, т.е. населения избирательных
округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности
выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент Российской Федерации,
получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет общие интересы
всего народа и всей России. Поэтому неправомерны какие-либо его действия в
интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ, как глава
Федерального государства, вправе контролировать президентов республик, входящих
в РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо
политических объединений, это правозащитник всего народа. Взаимодействие
Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и
региональных интересов.
Полномочия
Президента вытекают из его функций и представляют собой конкретные права и
обязанности главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Те
полномочия, которые присущи только Президенту и не разделяются им с
парламентом, Правительством и органами судебной власти, называются его
прерогативами.
Во взаимодействии с
парламентом Президент обладает различными полномочиями в отношении
Государственной Думы и Совета Федерации, учитывая специализацию деятельности
палат, их конституционную самостоятельность и качественно разный состав их
представителей.
Одним из основных
средств общения главы государства и парламента является ежегодное послание
Президента Федеральному Собранию, которое заслушивается на совместном заседании
обеих палат. Послание представляет собой программный документ, в котором идет
речь о положении в стране в текущий момент и определяются основные направления
внутренней и внешней политики. Послание Президента не является нормативным
актом, обязательным для исполнения органами государственной власти. Для
парламента оно служит ориентиром в предстоящей законодательной деятельности, а
для исполнительных органов носит директивный характер. Поэтому, хотя послание и
адресовано Федеральному Собранию, задача по его выполнению ложится на
Правительство, ответственное за реализацию основных направлений политики.
Темы и структура
послания не являются жестко установленными и определяются Президентом в
зависимости от политической ситуации в стране, наиболее актуальных проблем
текущего периода и своего видения будущего. Закон предъявляет лишь некоторые требования
к установкам, которые должны содержаться в первом послании Президента после
вступления его в должность.
Президент принимает
активное участие в законотворческом процессе. Прежде всего, он наделен правом
законодательной инициативы. Законопроекты Президента, внесенные им на
рассмотрение Государственной Думы, считаются приоритетными в программе
законотворчества. В обсуждении этих законопроектов в палатах парламента
участвуют представители Президента, которые призваны выражать его интересы и
разъяснять его позицию депутатам. При возникновении разногласий создаются
согласительные комиссии, в состав которых входят представители Президента,
Государственной Думы, Совета Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|