Другое дело –
взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах,
где он не входит ни в одну из трех властей (Франция) или о его статусе в
Конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают
его главой исполнительной власти – ибо никакому должностному лицу нельзя иметь функции
и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении,
не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы
государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать
гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство.
Президентская
власть в республиках президентского типа – это всегда единоличность власти.
Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами, но и в силу
принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной
властей. Президент получает свой мандат от народа и потому не может
контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав
правительства (с определенным участием парламента).
Сильная
президентская власть никак не подрывает демократический характер правового
государства – напротив, она при определенных условиях является единственно
возможным инструментом сохранения конституционного порядка.
В
современных условиях типичным главой государства с республиканской формой
правления является президент. Институт президентства представляет собой
неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во
многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время,
каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями,
своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого
качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.
Зарубежная
практика свидетельствует об особой значимости института президентства в
политической жизни государства. Прерогативы Президента позволяют ему оказывать
огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В
демократических странах на него возлагается функция ведущего гаранта
стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и
полномочиями Президента, на нем лежит и особая ответственность за сохранение
законности и общественного благополучия.
В России институт
президентства существует с 1991г. Еще 27 ноября 1989 года Андрей Сахаров
передал председателю Конституционной комиссии М.С.Горбачеву свой проект
Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии, в которой статьи 35 и 36
были посвящены институту Президента. Однако, эта Конституция не была принята.
Решение о введении
этого института в российскую государственную систему было принято на
общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991г., а 12 июня того же года
всеобщим голосованием на этот пост был избран Б.Н.Ельцин.
В начале своей эволюции
институт президентства существенно отличался от современного. Он был создан с
целью восстановить авторитет государственной власти и укрепить исполнительную
власть, обеспечивающую соблюдение законов в стране.
В законе «О
Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991г. было всего 11 статей. Некоторые из них
аналогичны действующим сейчас, а другие утратили свое юридическое и
практическое значение. В этом законе Президент был охарактеризован как высшее
должностное лицо и глава исполнительной власти в РСФСР. Таким образом, статус
Президента складывался из 2 основных компонентов: он был одновременно
фактическим главой государства и конституционным главой исполнительной власти.
Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго.
Конституционный кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993г., привел к
принятию новой Конституции, иначе определившей статус и полномочия Президента.
Закон «О Президенте РСФСР» был признан указом Президента недействительным и не
подлежащим применению как противоречащий Конституции.
Конституция 1993г.
установила новую систему органов государственной власти. Была отвергнута
американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном
лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу
французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой
существует разграничение функций между двумя должностными лицами – главой
государства и главой правительства.
Таким образом, пост
Президента является новшеством для РФ. Поэтому анализ института президентства в
системе государственной власти России представляет собой актуальное направление
в государственно-правовых исследованиях.
1.2. Кризис
легитимности советского режима и предпосылки институциональной трансформации
Учреждение в системе
государственной власти РФ поста Президента значительно усилило внимание в нашем
обществе к институту президентства. Введение этого института открыло новый этап
в развитии российской государственности.
Термин «президент»
происходит от латинского Praesidens, что буквально означает «сидящий впереди»,
то есть председатель на собрании. В современном значении президент – это
единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.
Исторические корни
института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру,
созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих
существованию государства.
В ХХ веке такие
грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад
колоний, привели к образованию множества независимых государств и в большинстве
из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150
стран, в которых главой государства является президент.
При
подготовке Конституции 1962 года Н.С.Хрущев предложил учредить пост Президента.
Была создана Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую
главу в проекте Основного закона. Однако дальше дело не пошло. Хрущев ушел в
отставку и работа Конституционной комиссии была прервана.
С середины 70-х
годов вновь при подготовке Конституции обсуждался вопрос о президентстве. Но
подготовленный проект Конституции не предусматривал этой должности.
Первые реальные
шаги в этом направлении были сделаны вскоре после прихода М.С.Горбачева к
власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной партконференции и в ходе ее (июнь-июль
1998г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, однако была
спроектирована другая должность – Председателя Верховного Совета СССР, в
качестве которого был выбран Генеральный Секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев.
Только на Третьем
Съезде народных депутатов СССР (март 1990г.) был учрежден пост Президента СССР.
А 24 сентября 1990г. Верховный Совет СССР принял Закон, которым Президенту
предоставлялись чрезвычайные полномочия, в том числе в вопросах правопорядка. Президенту
предоставлялось право издавать Указы, имеющие силу закона, причем эти указы не
требовали последующей ратификации Верховным Советом СССР.
IV Съезд Советов СССР
решил вопрос о предоставлении Президенту и функций высшей исполнительной
власти: он получал право руководить Кабинетом министров. В руках Президента
сосредотачивалась вся власть в стране, как законодательная, так и
исполнительная. Суверенные республики обязывались безропотно подчиняться ему.
Вполне очевидно, что такая концентрация власти отразилась на правах граждан,
так как попытки установления единовластия и расширение прав граждан – явления
несовместимые.
Как видно, процесс
становления института президентства в нашей стране затянулся на десятилетия.
Это объясняется причинами как идеологического, так и политического порядка.
Во-первых, президентская власть предполагает признание принципа разделения
властей. У нас он был закреплен в Основном законе, но не действовал, так как
декларировался принцип полновластия Советов. Во-вторых, культ личности и
возвеличение руководства в годы застоя сформировали в сознании людей негативное
отношение ко всякой единоличной власти, особенно в высших ее эшелонах.
В конце 80-х годов
так называемое «Новое мышление» М.С.Горбачева и Ко также подвело
«ожидания» людей. Произошел «раскол не только между республиканскими и
центральными органами власти, но и самого центра: «неинформированность»
Президента и парламента страны, речи вполне уголовно наказуемого характера
министра обороны Язова в прессе и на телевидении, выступления председателя КГБ
Крючкова, которые никак не вяжутся с уже законодательно проведенными реформами
в СССР...».
С учреждением поста
Президента СССР многие связывали надежды на ускоренное решение назревших
проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество
столкнулось с большими трудностями. Появились и сомнения по поводу
целесообразности функционирования данного института власти. В опубликованных в
то время статьях только и говорилось, что Президент «расписывается в своей
некомпетентности». А раз так, то «ради кого выбивались им столь усердно особые
полномочия у парламента страны? И кто, собственно, этими полномочиями
пользуется, принимая столь ответственные решения и игнорируя Президента и
парламент?» И далее: «центр ослабел настолько, что уже не в состоянии
руководить страной. Авторитета у Горбачева внутри СССР просто не существует, а
на Западе, как показала реакция на последние события, он катастрофически
падает. Анархия в стране – налицо».
Уже в
августе 1991г. была сделана попытка переворота. 18 августа 1991г. было
опубликовано заявление о том, что «в связи с невозможностью по состоянию
здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента
СССР и переходом в соответствии со статьей 127 Конституции СССР полномочий
Президента Союза ССР к вице-президенту СССР Янаеву Геннадию Сергеевичу...
ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР... образовать
Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР)...
Установить, что решения ГКЧП СССР обязательны для неукоснительного исполнения
всеми органами власти и управления, должностными лицами и гражданами на всей
территории Союза ССР». В тот же день Президент РСФСР Б.Н.Ельцин обратился к
народу со следующим обращением: «В ночь с 18 на 19 августа 1991 года отстранен
от власти законно выбранный Президент страны. Какими бы причинами ни
оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым, реакционным,
антиконституционным переворотом... Все это заставляет нас объявить незаконным
пришедший к власти так называемый комитет... Требуем немедленного созыва
Чрезвычайного съезда народных депутатов СССР... Не сомневаемся, что мировое
сообщество даст объективную оценку циничной попытке правого переворота». 20
августа 1991г. было объявлено, что «Президент России Борис Николаевич Ельцин
взял на себя исполнение обязанностей Главнокомандующего вооруженными силами на
всей территории Российской Федерации. В подписанном им сегодня Указе говорится,
что он будет выполнять связанные с этим функции до выхода на работу Президента
СССР Михаила Горбачева». А уже 22 августа стало известно, что путчистов
схватили, и были заведены уголовные дела практически на всех организаторов
попытки переворота.
В Армении
19 августа «было принято совместное заявление непрерывно работающих Президиума
ВС и СМ Армении, обратившихся к населению Армении с призывом соблюдать
дисциплину и спокойствие... власти республики поддерживают постоянную связь с
центральными властями и с командованием 7-ой армии, дислоцированной в Армении.
Местные органы власти полностью контролируют обстановку в стране...».
21 августа
1991г. Руководители РА Левон Тер-Петросян и Вазген Манукян направили письмо
российским лидерам Б.Ельцину, Руслану Хасбулатову и Ивану Силаеву, в котором
«выразили свое восхищение действиями руководства России, сумевшего
предотвратить установление антиконституционного режима, способного привести
страну к кровопролитной гражданской войне. Накануне Президиум ВС Армении принял
заявление, в котором выступил против насилия, объявил ГК ЧП неправомочным и призвал
к срочному созыву Совета Федерации СССР для урегулирования положения в стране».
С распадом СССР
институт президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но
введение президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были введены посты
президентов в союзных республиках, в том числе пост президента в РФ и в
новосозданной Республике Армении. Республикам и их гражданам было предоставлено
самим решать – хотят они или нет «продолжать находиться за колючей проволокой
социалистических ценностей, с которыми так боязно расставаться команде
«поправевшего» Президента.
В то же время
прибалтийские и ряд других республик объявили о независимом «опросе населения»
по данному вопросу и неправомерности правительства СССР решать судьбы
республик, объявивших о суверенитете. Они заявили, что подмена республиканского
референдума референдумом по всей стране незаконна».
1.3. Становление
института президентства в России и Армении
Президент –
совершенно новый как для Армении, так и для России государственный институт,
введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию
государственной власти в нашей стране. В 1990-1991гг. был закреплен пост
Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в
республиках бывшего Союза, в том числе и в Армении. В РФ пост Президента введен
во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г. В
соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим
должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого
нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной
дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса,
обострение межнациональных отношений.
Президентская
власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов.
Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с
помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и
создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.
В РФ
институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования,
проведенного 17 марта 1991г. Статус Президента определялся Законом «О
президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991г. № 1098-1, основные положения
которого затем были включены в текст Конституции РФ 1993г. В июне 1991г.
состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на
пять лет был избран Б.Н.Ельцин.
Официальная
резиденция Президента РФ – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит
штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов
государственного флага РФ с золотым изображением государственного герба в
центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией,
именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.
Коренные
изменения в общественно-политической жизни Армении произошли после принятия 23
августа 1990г. Декларации «О независимости Армении», в связи с чем были приняты
соответствующие законодательные акты, устанавливающие новый строй в Армении. В
1991-1992гг., в соответствии с принципом разделения властей, были
реорганизованы институты управления и власти. Был введен институт Президента
РА. Предусматривалось создание Конституционного суда РА, обновилась и
избирательная система.
Официальная
резиденция Президента РА находится в столице Армении – г.Ереване. Флаг РА –
трехцветный: с горизонтальными равномерными полосами красного, синего и
оранжевого цвета. Герб РА – в центре на щите изображена гора Арарат с Ноевым
ковчегом и гербами четырех царств исторической Армении. Щит поддерживают орел и
лев, а под щитом изображены меч, ветвь, сноп колосьев, цепь и лента.
Важно отметить следующее, что направляя и
обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в
рамках, установленных Конституцией. Правовое положение Президента охватывает
несколько сфер:
1. Президент
выступает как глава государства;
2. Президент
является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;
3. Президент
обладает законодательными полномочиями;
4. В сфере
исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.
Согласно
Конституции РФ, Президент РФ выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод
человека и гражданина. По Конституции РА Президент Армении является гарантом
независимости, территориальной целостности и безопасности Республики.
ГЛАВА 2.
Особенности функционирования института президентства в России и Армении
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|