2.1.
Конституционные основы президентской власти
В правовом государстве статус главы
государства максимально точно определяется Конституцией и принятыми на ее
основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее
положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за
установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным
правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир
и реальность прав и свобод граждан в решающей степени зависят от баланса и
гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Конституционный статус реализуется в нормах Конституции,
определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень
близки, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие
обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов
государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из
конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его
компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно
главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством, судебными
органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать
парламенту кандидатуру на пост главы правительства, присваивать высшие воинские
звания).
Функции главы государства не могут быть
конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства
всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются в
экстраординарных непредвиденных случаях, получая де-факто признание парламента
или опираясь на судебное толкование Конституции.
Кандидат в
президенты должен удовлетворять ряду установленных законом требований, которые
по-разному сочетаются и выражаются в конкретных странах. Как правило, эти
требования сводятся к следующему.
Во-первых,
он должен достичь определенного, сравнительно высокого (обычно 35-40 лет)
возраста (в Армении – 35 лет). Во-вторых, кандидат в президенты, как правило,
должен быть гражданином данной страны, обладающим избирательными правами. При
этом в ряде стран (США, Мексика, Финляндия, Беларусь и т.д.) требуется, чтобы
это гражданство было приобретено по рождению, а не в результате натурализации.
Иногда, помимо гражданства, требуется, чтобы кандидат в президенты принадлежал
к соответствующей национальности. В-третьих, в большинстве стран для кандидатов
в президенты устанавливается ценз оседлости. Чаще всего это – постоянное
проживание на территории республики в течении последних или общих 10-15 лет к
моменту выборов (в Армении – 10 лет).
Глава 3
Конституции РА посвящена Президенту РА. В системе государственной власти
Армении Президент Республики занимает особое место. Он является главой
государства.
Следует
отметить, что понятий, цельно характеризующих статус Президента Республики
(«глава государства», «высшее должностное лицо», «глава исполнительной власти»)
в Конституции РА не использовано. Он – единственное высшее должностное лицо
Армении, который избирается всеми гражданами РА на основе всеобщего, прямого и
равного избирательного права.
В
соответствии со ст. 49 Конституции РА, Президент обеспечивает соблюдение Конституции
РА, нормальную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей.
Он является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности
Республики. Иначе говоря, Президент – это государственное лицо, которое
координирует деятельность всех ветвей государственной власти. В соответствии с
Конституцией и законами РА Президент определяет основные направления внешней и
внутренней политики страны. Большое значение должности Президента обусловлено
тем, что, согласно Конституции, он представляет РА внутри страны и во внешних
отношениях.
В
соответствии с Конституцией, возложенные на Президента обязанности сочетаются,
естественно, и со значительными полномочиями, закрепленными в статьях 55, 56 и
ряде последующих статей.
Конституция
РФ в ст. 81 и Конституция РА в ст. 50 устанавливают, что Президентом может быть
избран гражданин данной страны не моложе 35 лет. Конституция России 1978г.
(после внесения поправок в 1991г.) предусматривала также возрастной максимум
также для Президента – 65 лет. В действующей Конституции этого условия нет.
Президентом
может быть избран только гражданин страны. Конституция допускает избрание лица,
получившего гражданство как по рождению, так и по натурализации (т.е.
получившего гражданство по его заявлению или ходатайству при соблюдении
определенных условий).
Кандидатом
на должность Президента может быть выдвинут только лишь гражданин, постоянно
проживающий в стране не менее 10 лет. Понятие «постоянно проживающий» означает,
во-первых, что кандидат должен постоянно жить в Армении (России) не менее
указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на
должность Президента; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е.
кандидат не может «набирать» десятилетний период по частям, допуская интервалы,
во время которых он живет в другой стране. Требование постоянного проживания
отнюдь не исключает командировок и визитов в зарубежные страны, поездок для
отдыха и лечения и т.д. В сложных и спорных случаях вопрос о «постоянном
проживании» может решаться при регистрации кандидатов заключением
Конституционного Суда.
И в РФ и в
РА одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более чем на два срока
подряд. Порядок избрания Президента в России до 1993г. определялся Законом
РСФСР от 24 апреля 1991г. «О выборах Президента РСФСР». В соответствии с ним
первым Президентом России был избран Б.Н.Ельцин. Правовой статус Президента
регулировался Законом РСФСР от 24 апреля 1991г. «О Президенте РСФСР», в Армении
– Законом «О Президенте Республики Армения».
Выборы Президента
представляют собой важнейшее событие в политической жизни страны.
Выборы Президента
РА проводятся по единому избирательному округу, включающему всю территорию РА,
по мажоритарной системе абсолютного большинства. Выборное законодательство
детально регламентирует все виды отношений, возникающих в связи с выборами
Президента, и обеспечивает необходимые условия для реализации избирательных
прав граждан. В законе перечислены все этапы избирательного процесса, точно
установлена их последовательность и длительность. Избирательная кампания
состоит из следующих этапов.
1. Назначение
выборов Президента. Дата проведения выборов назначается ЦИК, о чем издается
постановление ЦИК, которое должно быть официально опубликовано в СМИ. Выборы
обычно назначаются за 50 дней до истечения конституционного срока полномочий
предыдущего Президента. Если же Президент оставляет свой пост до истечения
установленного Конституцией срока, то организуются досрочные выборы.
Выборы назначаются
не позднее чем за 100 дней до их проведения, чтобы выделить достаточное
количество времени для их организации и последовательного прохождения всех
стадий.
2. Образование
избирательных комиссий, в задачи которых входит подготовка и проведение
выборов, осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан.
Система избирательных комиссий включает несколько уровней: ЦИК, территориальные
(районные, городские и др.) и участковые избирательные комиссии.
Комиссии
осуществляют свои полномочия, основываясь на принципах коллегиальности и
гласности, независимо от органов государственной власти и местного
самоуправления.
В состав
избирательных комиссий могут входить по 1 представителю от каждого
зарегистрированного кандидата в Президенты, что позволяет кандидату быть
информированным о работе комиссий и осуществлять контроль за их объективностью
и беспристрастностью. Такие члены комиссий имеют совещательный голос.
3. Выдвижение и
регистрация кандидатов. В Избирательном Кодексе РА подробно описан порядок
выдвижения кандидатов на пост Президента, установлен порядок их регистрации и
определен статус кандидата. Правом выдвижения кандидата наделены избирательные
объединения, избирательные блоки и инициативные группы избирателей в количестве
не менее 100 человек. Все эти субъекты участвуют в выборах на равных
основаниях. Избирательный блок образуется из 2 и более общественных объединений
в целях совместного участия в выборах и выдвижения одного общего кандидата. Для
избирательных объединений и блоков установлено, что кандидат утверждается на
съезде или конференции объединения или блока. От каждого объединения или блока
может быть выдвинут только один кандидат.
После этого
начинается сбор подписей в поддержку кандидата. Каждому избирательному
объединению, блоку, инициативной группе избирателей требуется собрать не менее
35000 подписей. Смысл этой процедуры в том, что она помогает определить уровень
известности и популярности среди избирателей в масштабах всей страны. В
результате сбора подписей автоматически происходит отсев случайных,
малоизвестных кандидатов, заведомо неспособных набрать сколько-нибудь значимый
процент голосов на выборах.
По завершении сбора
подписей подписные листы представляются в ЦИК вместе с рядом других документов:
итоговый протокол, квитанция о внесении предвыборной платы, справка о том, что
кандидат последние 10 лет проживал в РА, заявление кандидата о согласии
баллотироваться на пост Президента, декларация о доходах кандидата за последний
год, предшествовавший году выборов. Все эти документы должны быть переданы в
ЦИК не позднее, чем за 60 дней до выборов.
ЦИК рассматривает
документы, проверяет истинность собранных подписей и в 3-дневный срок выносит
решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в
регистрации. Данное решение при несогласии с ним может быть обжаловано в
Верховный Суд.
Информация о
кандидате в течение 3 дней после регистрации предоставляется СМИ.
Все
зарегистрированные кандидаты в Президенты наделяются равными правами и
обязанностями. Если кандидат находится на государственной или муниципальной
службе, со дня регистрации он освобождается от выполнения своих служебных
обязанностей. Это положение не относится только к переизбирающемуся Президенту
или Председателю Правительства, временно исполняющему обязанности Президента
(ст. 78 п. 1). Кандидатам также предписывается оставить работу в средствах
массовой информации. Переизбирающийся Президент не вправе пользоваться
преимуществами своего должностного положения. Статус кандидата на пост
Президента характеризуется некоторыми льготами и привилегиями. Кандидатам
предоставляется денежная компенсация, бесплатный проезд в общественном
транспорте и т.д. ЦИК оплачивает их предвыборные поездки в пределах Армении.
Кроме того, кандидат приобретает неприкосновенность. Это означает, что нельзя
привлечь его к уголовной ответственности, арестовать или подвергнуть мерам
административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия на то
Генерального Прокурора. Генеральный Прокурор обязан незамедлительно известить
об этом ЦИК (ст. 78 п. 5).
4. Предвыборная
агитация. Зарегистрированные кандидаты в Президенты начинают активную
деятельность по разъяснению избирателям своей программы действий в качестве
Президента. В этом отношении закон гарантирует всем кандидатам равные
возможности. Обеспечивается беспрепятственное проведение агитации с соблюдением
норм законодательства. Кандидаты могут использовать максимальное разнообразие
форм агитации: публикации в прессе, выступления на телевидении и радио;
проведение таких мероприятий как собрания, встречи с избирателями, публичные
предварительные дебаты, дискуссии, митинги, шествия, демонстрации; выпуск и
распространение печатных, аудиовизуальных и других материалов. Однако, при всей
широте возможностей, законодательство предусматривает ряд ограничений и
запретов. Недопустимо проведение агитации органами государственной власти и
местного самоуправления, их должностными лицами при исполнении ими служебных
обязанностей, военными учреждениями и организациями, членами избирательных
комиссий и т.д. Запрещается агитация, сопровождающаяся выплатой денежных
средств или обещаниями материальных вознаграждений.
Что касается
содержания агитационных материалов, запрещается злоупотребление свободой
массовой информации, призывы к насильственному изменению основ конституционного
строя и нарушению целостности РА, пропаганда социального, расового,
национального, религиозного превосходства.
В отношении сроков
предвыборной агитации определено, что она начинается со дня регистрации
кандидата и заканчивается в 0.00 часов по местному времени накануне дня,
предшествующего дню выборов. Эта норма направлена на то, чтобы исключить
какое-либо давление на избирателя в последние сутки перед выборами и дать ему
возможность самостоятельно принять взвешенное решение на основании своих личных
убеждений и интересов.
Финансирование
избирательной кампании осуществляется за счет средств государственного бюджета.
Кроме того, кандидаты создают собственные избирательные фонды для
финансирования предвыборной агитации. В законе закреплены некоторые
ограничения, связанные с недопустимостью иностранного вмешательства в армянские
политические процессы. Так, не допускаются пожертвования в избирательные фонды
иностранных граждан, организаций, международных органов и общественных
движений.
5. Процедура
голосования. Нормы, регламентирующие порядок проведения голосования,
направлены на максимальную реализацию всеобщего прямого избирательного права,
на обеспечение тайны голосования.
Голосование
проводится в нерабочий день, с 8.00 до 20.00 по местному времени. Гражданам РА
обеспечивается возможность проголосовать независимо от того, где они находятся
в день выборов. С этой целью образуются избирательные участки не только по
месту постоянного проживания избирателей, но и в местах их временного
пребывания (санатории, больницы и т.п.), в отдаленных труднодоступных районах,
на судах, находящихся в плавании, а также за рубежом. Избиратели могут при
необходимости получить открепительное удостоверение на право участия в выборах,
чтобы проголосовать не по месту жительства. В некоторых случаях допускается
досрочное голосование. Для избирателей, которые не могут явиться в помещение
для голосования, избирательная комиссия должна иметь переносные избирательные
ящики.
Каждый избиратель
голосует лично. Ему предоставляется возможность воспользоваться кабиной для
тайного голосования, куда без его желания никто другой войти не может. В целях
наилучшего информирования избирателей участковая комиссия оформляет стенд,
содержащий материалы обо всех кандидатах. Кроме того, должен быть вывешен
образец заполнения избирательного бюллетеня.
Принимаются
специальные меры для пресечения возможных злоупотреблений и нарушений
законодательства в процессе волеизъявления граждан. Ведется точный учет
количества выданных бюллетеней и количества проголосовавших избирателей.
6. Подсчет
голосов и установление итогов голосования. После окончания голосования
проводится тщательный подсчет голосов избирателей сначала в участковых
избирательных комиссиях, затем эти данные суммируются поочередно во всех
вышестоящих избирательных комиссиях, и общие результаты выборов определяет ЦИК
не позднее 15 дней после дня выборов. Выборы считаются состоявшимися, если в
них приняло участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Избранным
считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей,
участвовавших в выборах.
Если в бюллетене
было указано более 2 кандидатов, возможна ситуация, когда ни один из них не
получает необходимого большинства голосов. Тогда ни один из них не считается
избранным, и назначается повторное голосование по 2 кандидатам, получившим
наибольшее число голосов. Второй тур выборов проводится на 14 день после
установления общих результатов выборов.Если же и повторное голосование прошло
без результата, то ЦИК назначает новые (повторные) выборы. То же происходит в
случае, когда выборы признаются несостоявшимися или недействительными.
Всенародно
избранный Президент вступает в должность спустя 30 дней после официального
объявления ЦИК результатов выборов. Впоследствии он исполняет свои полномочия
до момента вступления в должность вновь избранного Президента.
Закрепление в
Конституции и Законах всеобщего характера выборов Президента было прогрессивным
явлением для армянской демократии, т.к. впервые в истории Армении высший
государственный пост стал выборным, и в избрании главы государства стал
участвовать весь народ. Огромное значение для демократического развития имеет
также альтернативный характер выборов и разрешенная предвыборная борьба.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|