На Президента
возложена очень важная функция в системе органов государственной власти. Он
обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной
власти. При выполнении данной функции Президент выступает своего рода
«арбитром», помогая разрешить противоречия между государственными органами. Это
прежде всего относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей,
а также территориальных органов государственной власти РА. Для разрешения
разногласий Президент может использовать согласительные процедуры. Конституция
наделила Президента РА правом определения внутренней и внешней политики
государства. Эти правомочия Президент реализует различными путями, так ему
разрешено обращаться к Национальному Собранию с ежегодными посланиями о
положении в стране, об основных направлениях внешней политики.
Характеризуя
конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его
положения как главы государства. В РФ он выполняет функцию «Президента всех
россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том
или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России
в лице своих избирателей, то есть население избирательных округов и регионов, и
отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами
парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих
выборах, представляет совокупные, то есть общие, интересы всего народа и всей
России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних
регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного
государства вправе контролировать президентов республик, входящих в РФ. Он
также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных
объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа.
Взаимодействие Президента и Парламента должно обеспечить единство
общегосударственных и региональных интересов.
В своей работе по
теме «Институт президентства в Армении и России» мы постарались показать
институт президентства в Республике Армении, Российской Федерации, а также дать
сравнительный анализ между этими странами. С этой целью мы показали институт
президентства в зарубежных странах, проследили крах советской власти и
становление нового строя и вместе с тем появление нового института власти –
президентской – в России и Армении. Также мы дали сравнительный анализ
конституционных основ президентской власти в РФ и РА, отношение института
президента и парламента, показали плюсы и минусы президентства.
В своем
исследовании мы использовали такие работы, как: Конституционное право. Учебник
под ред. А.Е.Козлова. Москва, 1996г.; Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян.
Конституционное право. Учебник для вузов. Москва, 2000г.; Баглай М.В.
Конституционное право Российской Федерации. Москва, 1998г.; Сахаров Н.А.
Институт президентства в современном мире. Москва, 1994г.; Сахаров А.Д.
Воспоминания. Москва, 1996г.; Конституция Российской Федерации.
Энциклопедический Словарь. Москва, 1995г.; Мушинский В. Президент: власть по
праву мандата. Российская Федерация. 1993г. № 2; Илюхин В. Нужен ли России
институт президентства? Российская Федерация сегодня. 1998г. № 22; Путч.
Хроника тревожных дней. Под ред. Э.Расшиваловой и Н.Серегина. Москва, 1991г.;
Общественно-политический журнал «Посев». № 2, март-апрель 1991г.; а также
работы многих других авторов.
В исследовании были
использованы также законы и подзаконные акты, регулирующие деятельность
Президента РА и РФ: Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии
(в ред. А.Д.Сахарова), Конституция РА 1995г., Конституция РФ 1993г., Закон «О
выборах» РА и РФ и многие другие.
ГЛАВА 1.
Социально-исторические и политические предпосылки возникновения института
президентства
на постсоветском
пространстве
1.1. Институт
президентства в современном мире
Пост главы
государства существует при всех формах правления. В монархических государствах
– это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. Государство
нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный
порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее
представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства,
обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с
законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как
своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава
государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать
конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами
государственной власти.
При различных
формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних
странах функции главы государства номинальны, в других – они олицетворяют
реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет собственные
полномочия, то есть высшие представительские функции как внутри страны, так и
вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская
функция влечет за собой определенные властные полномочия – например,
подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей
в регионах страны.
Республики в
зависимости от соотношения законодательной и исполнительной властей, от того,
какое место и роль в них занимают и играют президент, правительство и
парламент, традиционно подразделяются на президентские и парламентарные
республики. Россия и Армения являются президентской республикой.
В президентской
республике исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность
и ответственность четко отделены от власти законодательной, а взаимоотношения
между этими ветвями государственной власти базируются на системе взаимных
сдержек и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки
президентской республики:
ü и
Президент, и парламент непосредственно избираются народом;
ü Президент
обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за
исключением случаев, определенных Конституцией), а парламент не может сместить
Президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку правительство
путем выражения ему вотума недоверия;
ü решающая
роль в управлении страной принадлежит Президенту, который чаще всего является
одновременно главой государства и главой исполнительной власти;
ü Президент
самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и
смещает министров;
ü Президент и
его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и
деятельность, (правительство такую ответственность несет перед Президентом), а
парламент не может сместить министров, если они не допустили нарушения закона;
ü Президент
обладает правом отлагательного вето в отношении принимаемых парламентов
законов, но парламент имеет возможность преодолеть его квалифицированным
большинством голосов своих депутатов;
ü в ряде
случаев при назначении Президентом высших должностных лиц исполнительной власти
и судей требуется согласие парламента или его палаты;
ü заключаемые
Президентом международные договоры нуждаются в ратификации парламентов;
ü судебная
власть наблюдает за конституционностью и законностью актов двух других ветвей и
обеспечивает соблюдение установленного правопорядка.
Парламентарная
республика – это такая разновидность республиканской формы правления,
при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и
форсировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу
представительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления
чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане,
Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и
представителей субъектов федерации и др. Но даже в тех случаях, когда в таких
республиках Президент избирается не парламентом, а непосредственно народом, его
полномочия оказываются весьма ограниченными, а реальная исполнительная власть
осуществляется правительством.
Смешанная
(полупрезидентская, полупарламентская) республика складывается в
результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии
президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президенсткой
власти в парламентарных республиках. Стремление нейтрализовать негативные
тенденции к монополизации и авторитаризации политической власти в развитии
президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью,
нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали
благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы
государственного правления, которая пытается сочетать достоинство как, той так
и другой из рассмотренных выше основных форм (например, во Франции и Польше).
Конкретно положение
главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяется в каждой
стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В
государствах парламентской монархии (Великобритания, Япония и др.) например,
глава государства царствует, но не управляет, и его функции внешне выглядят
только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках
парламентского типа (ФРГ, Италия). Но если государство избирает тип
президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно
сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть
может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (CША) или
стоять как бы вне основных властей.
Например, в
Исландии пост президента как главы государства был создан лишь в 1944 году.
Президент Исландии избирается каждые четыре года путем прямых, всеобщих выборов,
при тайном голосовании. Выборы нового президента происходят в июне или июле
того года, когда кончается срок пребывания у власти предыдущего президента.
Последний исполняет свои обязанности до 31 июля. Срок правления вновь
избранного президента начинается с 1 августа. Кандидат в президенты должен
удовлетворять следующим формальным условиям: быть исландским гражданином не
моложе 35-летнего возраста и не быть осужденным или лишенным избирательного
права в прошлом. Кандидатура президента может быть выдвинута группой
избирателей, состоящей из 1500—3000 человек, но не больше и не меньше этого.
Если кандидатов несколько, то законно избранным Президентом является тот,
который получил наибольшее количество голосов, но а если выставлена только одна
кандидатура, то в этом случае голосование не проводится и выдвинутый
автоматически становится Президентом, кстати, законом могут быть установлены
дальнейшие правила относительно кандидатуры и выборов Президента, причём может
быть предусмотрено, что число лиц, выдвигающих кандидатуру, должно быть для
каждой части страны пропорционально числу избирателей. Одно и то же лицо может
быть избрано президентом Исландии несколько раз подряд. Закон не ограничивает
пребывания на президентском посту. Так, например, первый президент Исландии –
Свейнн Бьёрнссон, избирался на этот пост дважды без голосования (1944-1952гг.);
второй президент – Аусгейр Аусгейрссон – находился в президентском кресле
четыре срока подряд (1952-1968гг.), в том числе трижды переизбирался без
голосования; третий президент – Кристьян Элдьяр – три срока подряд
(1968-1980гг.), дважды переизбирался без голосования; четвертый президент –
первая женщина-президент в мире – Вигдис Финнбогадоттир находилась на
президентском посту 16 лет (1980-1996гг.), в том числе дважды переизбиралась
без голосования; и, наконец, пятый президент – Олафур Рагнар Гримссон был
избран 29 июня 1996 года, набрав 40,9% голосов населения. Он был выдвинут
партией социалистов.
При вступлении в
должность, Президент приносит присягу или делает заявление о соблюдении
Конституции. Этот акт составляется в двух идентичных экземплярах, из которых
один хранится в Альтинге, а другой поступает в государственный архив.
Резиденцией президента по Конституции должен быть Рейкьявик или его
окрестности. Ныне резиденцией является Бессастадир — старинное поместье близ
исландской столицы. Президент в Исландии не имеет заместителя. Должность
вице-президента отсутствует. В случае смерти или отзыва президента до окончания
срока полномочий или в случае его временного отсутствия в стране его функции
исполняет своеобразный совет, существующий вплоть до 31 июля четвёртого года
после прохождения последних выборов, не носящий никакого определенного
названия, но состоящий из трех лиц: премьер-министра, председателя Альтинга и
председателя Верховного суда. Председательствует на заседаниях председатель
Альтинга. Однако он не обладает никакими другими преимуществами по сравнению с
остальными «регентами». Все они имеют равный голос и решают дела в случае
отсутствия единогласия большинством голосов. Иногда «регенты» исполняют
обязанности президента довольно длительное время. Так, например, после смерти
президента Свейна Бьёрнссона в начале 1952 года, за несколько месяцев до
окончания срока президентства, его обязанности до новых выборов исполнял
указанный совет. Таким образом, сроки смены президентов строго выдерживаются,
как этого требует Конституция.
Исторически
родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой
государства, и главой правительства. Из США институт президентства
распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми
должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое
широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада
колониальных империй и образования множества независимых государств,
большинство из которых выбрали президентскую форму правления.
В
США высшим должностным лицом, совмещающим полномочия главы государства и главы
правительства, является президент США. В практике последних президентов США
использовалась форма дробления кабинета на целевые межведомственные советы, что
дало возможность обсуждать тот или иной круг вопросов без привлечения всех
членов кабинета.
В
Италии – как ее называют в литературе, типичном образчике парламентарно–республиканской
формы правления, именно законодатели на совместном заседании палат (при участии
делегатов от областей) избирают главу государства, как бы подчеркивая тем самым
его зависимость от парламента. Парламент издает законы, формирует внутреннюю и
внешнюю политику государства, осуществляет контроль за деятельностью
правительства и президента.
Конституция
наделяет президента довольно широкими полномочиями, однако значительная часть
выполняемых главой государства функций контролируются законодательным органом
или даже носит формальный характер. Так, «правительство должно получить доверие
обеих палат», прежде, чем оно приступит к деятельности, а ратификация
международных договоров требует «в соответствующих случаях» предварительного
разрешения палат. Участие президента в законодательном процессе, по
Конституции, состоит в промульгации законов и праве отлагательного вето. Но
последнее может быть преодолено парламентариями простым большинством голосов. К
тому же в стране действует институт контрассигнатуры.
У
президента Италии есть, правда, достаточно мощный на первый взгляд рычаг
воздействия на парламент. Конституция позволяет ему распустить либо одну, либо
обе палаты. Но она же обязывает главу государства провести предварительные
консультации с их председателями. И, как отмечают историки, не было еще случая,
чтобы президент распустил палаты вопреки воле их руководителей. Необходимо
добавить к этому, что он «не может использовать это право в последние шесть
месяцев своих полномочий».
Когда говорят о
положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют
в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В
демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения
властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица
относится к одной из трех властей – законодательной, исполнительной или
судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в
области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной
власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование),
но все же его основные функции нельзя отнести к законодательной или судебной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|