По данным таблицы, можно сделать вывод о том, что в 2006г. Магазин
«Оптима» увеличил свой товарооборот на 25% или на 2232,0 тыс. руб., это
произошло главным образом за счет увеличения цен и увеличения объема продаж.
Для осуществления непрерывного процесса торговли необходимы определенные
запасы товаров. В запасы товаров вложена значительная сумма оборотного
капитала, поэтому для повышения эффективности его использования важно создавать
обоснованные размеры товарных запасов, создавая необходимые пропорции между их
объемом и товарооборотом.
Анализ состояния товарных запасов (табл.4) показал, что на конец 2006г.
произошло уменьшение товарных запасов на 61 шт. по сравнению с концом 2005г.
Уровень товарных запасов также уменьшился и составил в 2006г. 83 дня, что
меньше на 24 дня, чем в 2005г., следовательно, снизилась товарооборачиваемость
товарных запасов. Она составила на 2006г. – 84 дня. Товарооборачиваемость
средних запасов увеличилась на 14,29% или 0,54 раза.
Таблица 4 – Состояние товарных запасов
Показатели
|
2005
|
2006
|
Отклонение
|
Темп
роста
(%)
|
Темп
прироста
(%)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Величина товарных запасов на конец
года (в натуральных показателей)
|
2659
|
2598
|
-61
|
97,71
|
-2,29
|
Уровень
товарных запасов (в днях)
|
107
|
83
|
-24
|
77,57
|
-22,43
|
Средний
размер товарных запасов (в натуральных показателях)
|
2379,5
|
2628
|
248,5
|
110,44
|
10,44
|
Товарооборачиваемость
(в днях)
|
96
|
84
|
-12
|
87,5
|
-12,5
|
Количество
оборотов (в разах)
|
3,75
|
4,29
|
0,54
|
114,29
|
14,29
|
По данным анализа издержек обращения (табл. 5), можно сделать вывод о
том, что в 2006г. по сравнению с 2005г. Издержки обращения увеличились на 31
тыс.руб., за счет увеличения суммы расходов на на транспортные расходы на 10
тыс.руб. и увеличения суммы расходов на оплату труда на 21 тыс.руб.
Транспортные расходы составляют большую часть в общей сумме издержек обращения
и составляют большую часть в общей сумме издержек обращения и составляют 168
тыс.руб., а расходы на оплату труда – 105 тыс.руб.
Таблица 5 –
Издержки обращения за 2005-2006гг. по магазину «Оптима»
Показатели
|
2005г.
|
2006г.
|
2006г. по
сравнению
|
|
план
|
факт
|
с планом
|
с 2005г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Оборот розничной
торговли
|
8928,0
|
10620,0
|
11160,0
|
540,0
|
2232,0
|
Издержки обращения
|
|
|
|
|
|
Сумма, тыс.руб.
|
242,0
|
270,8
|
273,0
|
2,2
|
31
|
% к обороту
|
2,71
|
2,55
|
2,45
|
-0,10
|
-0,26
|
Транспортные расходы
|
|
|
|
|
|
Сумма, тыс.руб.
|
158,0
|
170,0
|
168,0
|
-2,0
|
10,0
|
% к обороту
|
1,77
|
1,60
|
1,50
|
-0,10
|
-0,27
|
Расходы на оплату труда
|
|
|
|
|
|
Сумма, тыс.руб.
|
84,0
|
100,8
|
105,0
|
4,20
|
21,0
|
% к обороту
|
0,94
|
0,95
|
0,95
|
0,00
|
0,01
|
Таблица 6 –
Динамика прибыли и рентабельности торговой деятельности магазина «Оптима» за
2005-2006г
Показатели
|
2005г.
|
2006г.
|
отклонение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Прибыль (ден.ед)
|
7566,0
|
9458,0
|
1892,0
|
Рентабельность (%)
|
3126,44
|
3464,47
|
338,03
|
Из таблицы мы
видим, что в 2006г. рентабельность торговой деятельности магазина «Оптима»
составила 3464,47%, а в 2005г. - 3126,44, т.е. рентабельность увеличилась на
338,03%, это произошло за счет увеличения суммы прибыли на 1892 тыс.руб.
2.2 Анализ
сегментирования рынка парфюмерных товаров с
использованием
метода фокусированного интервью
Чтобы более
углубленно изучить потребителей парфюмерии, мы провели исследование. Объектами
исследования отобрали два города, с различной численностью населения.
Было проведено
11 групповых интервью со 102 представителями различных
социально-демографических групп.
В г. Нижний
Тагил, население 378 тыс. человек, с 9 по 11 ноября проведено 5 фокус-групп, в
которых приняло участие 49 человек.
В г.
Екатеринбурге, население 1 млн. 308 тыс. человек, с 16 по 18 ноября проведено 6
фокус-групп, в которых приняло участие 53 человека.
Социально-демографические
характеристики респондентов:
- группы женщин:
девушки-подростки (13-16 лет), девушки (17-25 лет), зрелые женщины (28-45 лет);
- группы мужчин:
юноши-подростки (14-17 лет), молодые мужчины (18-25 лет), зрелые мужчины (30-45
лет).
Для каждой группы
проводилось два групповых интервью.
Цели нашего
исследования были следующие:
- получить
информацию для улучшения ассортимента в сегменте масс-маркет;
- понять
мотивацию потребителей;
- выявить
основные модели покупки и использования парфюмерии;
- выявить
критерии выбора парфюмерных продуктов, понять, на что ориентируются потребители
и что для них важно при выборе парфюмерии;
- понять, что
определяет отношение людей к парфюмерному продукту, как люди представляют
идеальный продукт.
- получить
информацию для перепозиционирования существующих продуктов;
- изучить
восприятие существующих продуктов, понять, какой образ этих продуктов
складывается в сознании потребителей и почему он таков.
Мы выбрали метод
фокусированного интервью в группе. В каждом интервью участвовали 8-10 человек,
которые в форме групповой дискуссии обсуждали предложенные ведущими темы. Фиксировались
вербальные и невербальные реакции респондентов на продукты, запахи, визуальные
образы и высказывания ведущего.
Цель метода:
понять глубинные мотивы поведения потребителей; понять, как осуществлять
эффективную коммуникацию с потребителями; каким образом люди принимают решения
о выборе продуктов, как влиять на решение о покупке. Для этого изучается язык
людей, их способ выражения мыслей и чувств, связанных с парфюмерией и процесс
формирования мнений в группе людей, способ и характер аргументации.
К участию в
интервью приглашались люди, регулярно использующие или покупающие парфюмерию
ценового сегмента масс-маркет.
Рассмотрим
результаты исследования в таблицах 7, 8, 9.
Проанализировав
эти таблицы, можно сделать вывод, что респонденты плохо дифференцировали виды
парфюмерной продукции. Представление о категории парфюмерии в целом очень
размытое – немногие могут определить перечень видов парфюмерной продукции и
назвать отличия одного вида от другого.
Отсюда следует,
что для женщин и для мужчин практически одинаково важен запах. Именно запах –
отличительное свойство парфюмерного продукта.
Запах
воспринимается, в основном, в терминах «нравится - не нравится», язык описания
запахов очень беден. По видимому, обсуждение запахов – довольно
распространенное явление, однако при этом не затрагиваются такие понятия, как «характер
запаха», «настроение запаха», «человек, которому подходит этот запах». Более
близки респондентам описания ситуаций, для которых уместен запах.
Таблица 7 –
Мотивации потребителей при выборе парфюмерии
Пол
|
Мотивация
|
Потребители – женщины
|
Основной мотив всех потребительниц
– это самовыражение, создание собственного уникального образа. Парфюмерия
играет очень важную роль в том, как женщин ощущает себя. Использование
парфюмерии – само по себе удовольствие. Парфюмерия, по-видимому, неотъемлемый
атрибут стиля жизни практически всех женщин вне зависимости от дохода и
социального статуса.
Особенно важна парфюмерия для
женщин в возрасте после 30 лет, для них она становится обязательным условием
комфортного самоощущения, позволяет не чувствовать себя постаревшей.
Даже те женщины, которые в связи с
особенностями работы или образа жизни не могут пользоваться парфюмерией в
обыденной жизни, обязательно пользуются ей в особых случаях.
Роль парфюмерии в создании образа –
скорее завершающая, они подбираются после одежды, прически, косметики,
аксессуаров, это – последний штрих. Особое внимание, в связи с этим,
необходимо обращать на модные тенденции в одежде, прическах, косметики – при
их смене следует ожидать смены предпочтений потребительниц на рынке
парфюмерии.
|
Потребители – мужчины
|
Основной мотив всех потребителей,
кроме группы 14-17, – это самовыражение, создание собственного образа,
«элемент создания настроения», однако более утилитарно, чем у женщин. Образ
создается скорее для воздействия на других людей, особенно на женщин, чем для
себя. В наибольшей степени эти мотивы выражены у группы 18-25 лет.
Парфюмерия вполне сочетается с
желанием выглядеть мужественным или спортивным, и может подчеркнуть эти
качества. Парфюмерия – один из способов нравиться другим людям и показывать
себя, выражать свою сущность.
В группе 14-17 желание нравиться
другим людям (особенно девушкам) становится основным мотивом. Использование
парфюмерии также приобретает статусную функцию, идентификатор взросления,
увлечения девушками.
Существует рациональный мотив –
необходимость отбить неприятный запах, потребность в лосьонах после бритья и
дезодорантах, желание «исправить изъяны». Тем не менее, даже для рациональных
потребителей важна роль запаха, «если запах не нравится, я его не могу использовать
никак». Также есть группа потребителей, которые считают, что парфюмерия
должна подчеркивать естественный запах, а не скрывать.
|
Таблица 8 -
Восприятие различных видов парфюмерии
Пол
|
Восприятие видов парфюмерии
|
Женщины
|
У женщин с парфюмерией ассоциируются,
прежде всего, духи. Запах «принадлежит» духам, другие парфюмерные продукты –
некие «производные». В речи невольно используется по отношению к любому
парфюмерному продукту слово «духи». При этом «духи» обладают особыми
эмоциональными свойствами, которые могут быть воплощены и в других продуктах.
Это установка характерна для всех возрастных групп, наиболее ярко проявляется
в группах 13-16 и 28-45 лет.
|
Мужчины
|
У мужчин очень неоднозначное
отношение к одеколонам. Некоторые воспринимают их только как гигиеническое
(дезинфицирующее, спиртовое) средство. У некоторых, наоборот, есть образ
«дорогого мужского одеколона» – наиболее качественного мужского парфюмерного продукта.
Никто не воспринимает одеколон в качестве средства после бритья.
Лосьоны после бритья и дезодоранты
мужчинами воспринимаются, прежде всего, с рациональной точки зрения, в них
важны гигиенические свойства. Запах – скорее «ограничитель», то есть он может
заставить отказаться от покупки, если он неприятен.
|
Представление о
том, каким образом производятся запахи, из чего состоят парфюмерные композиции,
у всех респондентов отсутствует. Запах воспринимается «целиком», как готовый
продукт, его качество невозможно оценить по каким-либо объективным рациональным
критериям.
Респонденты
дифференцируют понятия «дорогой» и «дешевый» запах, однако это скорее
навязанные представления, нежели реальные ощущения. Так, один аромат в разных
группах, в зависимости от первоначальной информации, воспринимался и как
дорогой, и как дешевый. По поводу того, может ли хороший дорогой запах быть у
дешевой продукции, мнения респондентов разделились.
Таблица 9 - Восприятие
различных запахов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|