Анализ ответов респондентов
показал (табл.13): не курят – 52,5+5,0% юношей и 81,7+2,1% девушек. Курят 1-5
лет – 20,2+4,0% юношей и 6,3+1,3% девушек, нерегулярно курят 7,1+2,6% и
9,0+1,6% соответственно.
Таблица 13
Курение среди респондентов
|
Всего
|
Юноши
|
Девушки
|
абс.
|
p+m (%)
|
абс.
|
p+m (%)
|
Не курю
|
52
|
52,5+5,0
|
273
|
81,7+2,1
|
Курю
менее 1 года
|
2
|
2,0+1,4
|
2
|
0,6+0,4
|
Курю 1 –
5 лет
|
20
|
20,2+4,0
|
21
|
6,3+1,3
|
Курю 6 –
10 лет
|
16
|
16,2+3,7
|
6
|
1,8+0,7
|
Курю
более 10 лет
|
2
|
2,0+1,4
|
2
|
0,6+0,4
|
Курю
нерегулярно
|
7
|
7,1+2,6
|
30
|
9,0+1,6
|
Всего
|
99
|
100
|
334
|
100
|
Из числа курящих юношей
выкуривают менее полпачки 30,4+6,8%, девушек – 80,3+5,1%, одну пачку –
34,8+7,0% и 1,6+1,6% соответственно. Основная масса юношей начала курить после
15 лет – 73,9+6,5%, девушек – 58,7+6,2%. Одинаковое количество юношей начало
курить в возрасте до 15 лет и после 20 лет – 13,0+5,0%. 12,7+4,2% девушек
начали курить в возрасте до 15 лет, 28,6+6,0% - после 20 лет. Стаж курения у
некоторых достиг уже более пяти лет. Юноши более часто курят, что является
статистически достоверным (t=2, p<0,05).
Не менее опасна алкоголизация
молодежи, нарастающая весьма высокими темпами. Причин для этого явления вполне
достаточно: это неумение занять себя в свободное время, отсутствие клубов по
интересам, частые праздники, поиск путей самоутверждения в обществе и
подражание взрослым.
Эпизодически употребляют
спиртные напитки 42,3+4,7% юношей, 41,7+2,7% девушек. Один раз в месяц –
19,8+3,8% и 10,9+1,7% соответственно, не употребляют 20,7+3,8% и 38,6+2,7%
соответственно. Впервые попробовали спиртные напитки в возрасте после 15 лет
74,4+4,8% юношей и 69,2+2,9% девушек, до 10 лет – 3,7+2,1% и 2+0,9% соответственно.
Юноши наиболее часто употребляют алкоголь, что статистически достоверно (t=3,2, p<0,001).
Проблему преодоления
алкоголизации общества в целом и молодежи в частности, необходимо ставить на
одно из первых мест в масштабе государства.
Из числа опрошенных не
употребляют наркотические средства 98,0+1,4% юношей и 98,2+0,7% девушек.
Изредка – 2,0+1,4% и 1,2+0,6% соответственно. В числе регулярно принимающих
наркотики юношей не оказалось, девушек – 0,6+0,4%.
Основной причиной вредных
привычек студенты считают стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ
(таблица 14).
Таблица 14
Причины вредных привычек
|
Всего
|
Юноши
|
Девушки
|
абс.
|
p+m (%)
|
абс.
|
p+m (%)
|
Стрессы,
вызванные перегруженностью учебных программ
|
52
|
52,0+5,0
|
134
|
49,4+3,0
|
Неустроенность
быта и досуга
|
11
|
11,0+3,1
|
27
|
10,0+1,8
|
Отсутствие
нормальных механизмов релаксации
|
22
|
22,0+4,1
|
47
|
17,3+2,3
|
Интерес
|
11
|
11,0+3,1
|
47
|
17,3+2,3
|
Семейные
традиции
|
4
|
4,0+2,0
|
16
|
5,9+1,4
|
Всего
|
100
|
100
|
271
|
100
|
СОЦИАЛЬНОЕ
ЗДОРОВЬЕ
Жизнь всех людей, независимо
от их возраста, определяется условиями того общества, в котором они живут.
Развитие людей, их социальное положение, характер их повседневной жизни, их
стремления, возможности и здоровье – также зависят от природы общества, в
котором они живут.
Возможно, молодые люди хотели
бы изменить этот мир, в котором им приходится жить, однако, их собственная
жизнь во многом уже предопределена и контролируется их социальным окружением.
Специальность медицинского
работника по призванию выбрали 57,0+4,9 % юношей, 53,1+2,7% девушек, прочие –
24,0+4,3% и 22,6+2,3% соответственно.
Планы на будущее имеют
97,0+1,7% юношей и 94,3+1,3% девушек, не имеют планов - 1,0+1,0% и 3,9+1,1%
соответственно, живут одни днем – 2,0+1,4% и 1,8+0,7% студентов соответственно.
Одна из проблем, которая
вызывает большую озабоченность у студентов, - это безработица. Несмотря на то,
что усовершенствование систем среднего и высшего образования привело к
повышению уровня профессиональной подготовки молодых людей, их возможности
найти работу весьма ограничены. Тем не менее 81,8+3,9% юношей-студентов и
83,2+2,0% девушек считают, что найдут работу по специальности, не уверены в
этом – 7,1+2,6% и 11,4+3,0% соответственно, будут менять профессию – 8,1+2,7% и
2,1+0,8% соответственно, не хотят быть медицинским работником – 3,0+1,7% и 3,3+1,0%
соответственно.
Нельзя забывать, что в
личностном плане эмоциональное воздействие невозможности найти работу глубоко и
имеет далеко идущие последствия, а часто оно привод человека к отчаянию. Среди
безработных молодых людей часты случаи психических расстройств, из которых
примерно три четверти приходится на долю депрессии.
Основными причинами нежелания
работать медицинским работником студенты считают низкую заработную плату –
38,9+5,1% юношей и 37,4+3,1% девушек, неуважение к профессии со стороны
общества и государства – 32,2+4,9% и 26,9+2,9% соответственно, риск
профессиональных заболеваний – 16,7+3,9 и 24,8+2,8% соответственно, скользящий
график работы с ночными сменами – 6,7+2,6% и 8,0+1,8% соответственно, тяжелый
физический труд – 5,6+2,4% и 2,9+1,1% соответственно.
Среди
студентов осведомлены о риске профессиональных заболеваний во время работы
медицинскими работниками – 68,4+4,8% респондентов, имеют поверхностные знания –
31,6+4,8% по этому вопросу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
современных условиях увеличивается социальная значимость высшего образования,
обеспечивающего профессиональный уровень подготовки молодежи по индивидуальным
возможностям и запросам. Учебные заведения особой формой и содержанием
учебно-воспитательного процесса должны помогать студентам в самовоспитании,
самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального
опыта.
Хорошее
здоровье необходимо студентам как ресурс душевных и физических сил для будущей
работы по сохранению здоровья населения. Кроме того, перспективы развития
системы здравоохранения и социальной сферы в целом требуют усиления работы по
формированию общемедицинской и профессиональной культуры медицинского
работника, воспитания устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни,
чтобы в своей будущей профессиональной деятельности выпускники личным примером
и собственным убеждением могли воздействовать на здоровье общества, несли
принципы ЗОЖ в массы, стали активными борцами за оздоровление окружающей среды.
В целях
совершенствования работы по укреплению здоровья студентов и улучшению их
физического развития необходимо исходить из признания того, что только
совокупные действия таких условий воспитания, как здоровьесберегающего
образовательного пространства, влияние личности воспитателя и его деятельности,
эффективная организация социального развития, личностное и социально-ролевое
общение, активная творческая деятельность воспитуемых может дать положительный
воспитательный эффект и способствовать сохранению физического, нравственного и
духовного здоровья. Усилия преподавателей медицинских учебных заведений должны
быть направлены на подготовку компетентных, современных медработников, которые
умеют правильно взаимодействовать с пациентами, их семьями и коллегами по
работе.
Здоровье
человека на 50% зависит от образа жизни (характера питания, стрессов, условий
жизни, учебы и профессиональной деятельности), поэтому изменения (улучшение)
здоровья зависит от желания и умения выработать разумное поведение в
соответствии с условиями существования. Учиться управлять своим здоровьем
необходимо с момента рождения, а успех этой учебы зависит, кроме врачей, от
знаний и умений родителей и учителей. Таким образом, на первое место необходимо
выдвинуть формирование, сохранение и укрепление здоровья молодежи, и, в первую
очередь, самими студентами.
ВЫВОДЫ
1. Среди опрошенных респондентов было
выявлено 25,3+3,2% студентов, имеющих хронические заболевания. Из них 53,7+4,5%
состоят на диспансерном учете. При этом, как показывают полученные данные,
число студентов, страдающих хроническими заболеваниями, стремительно растет – с
17,4% в 2003 году до 28,4% в 2004 году.
2. Из факторов, мешающих заниматься
своим здоровьем, студенты отметили недостаток времени – 35,0+1,5%, материальные
затруднения – 19,0+1,2%, отсутствие условий – 17,3+1,2%, и лень – 16,9+1,2%.
3. Задумываются о своем здоровье
17,0+0,8% опрошенных студентов, считают себя здоровыми 11,2+0,7%, занимаются
спортом 8,7+0,6%, воздерживаются от вредных привычек 13,0+0,7%.
4. Анализ ответов респондентов показал:
не курят – 52,5+5,0% юношей и 81,7+2,1% девушек. Курят 1-5 лет – 20,2+4,0%
юношей и 6,3+1,3% девушек, нерегулярно курят 7,1+2,6% и 9,0+1,6%
соответственно. Юноши курят более часто, что является статистически
достоверным. Эпизодически употребляют спиртные напитки 42,3+4,7% юношей,
41,7+2,7% девушек. Один раз в месяц – 19,8+3,8% и 10,9+1,7% соответственно, не
употребляют 20,7+3,8% и 38,6+2,7% соответственно. Юноши более часто употребляют
алкоголь, что статистически достоверно. Основной причиной вредных привычек
студенты считают стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ.
5. Свободного времени у учащихся недостаточно.
Большую часть свободного времени студенты предпочитают встречаться с друзьями –
21,1+1,1%, спать – 19,3+1,1%, т.е. досуг молодых людей не обеспечивает
восстановление затраченных сил после учебной деятельности. Для оптимального
восстановления сил молодежи необходимы занятия физкультурой и спортом, а из
опрошенных студентов лишь 11,3+1,3% занимаются утренней гимнастикой. Ходят на
занятия физкультурой 54,0+2,1% студентов, посещают спортивные секции 34,7+2,0%.
6. Питание студентов однообразное и
беспорядочное. Бывают длительные перерывы в еде с последующей массивной пищевой
нагрузкой в вечернее время.
7. Что касается репродуктивного здоровья
студентов, то 68,7+2,2% живут половой жизнью, причем большинство из них имеют
постоянного полового партнера – 84,4+2,1%. Из живущих половой жизнью 82,9+2,2%
применяют методы контрацепции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аветисян, Л.Р. Изучения
влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся /
Л.Р.Аветисян, С.Г.Кочарова // Гигиена и санитария. – 2001. – №6. – С.48 – 49.
2. Анисимов, Л.Н. Профилактика
пьянства, алкоголизма и наркомании / Л.Н. Анисимов // Юридическая
литература. – М., 1998. – С. 176.
3. Белов, В.Б. Уровень
образования и самооценки здоровья населения / В.Б.Белов // Проблемы социальной
гигиены, здравоохранения и истории медицины М.: Медицина. – 2003. – №1. – С. 14
– 19.
4. Ботникова, Е.А. Комплексная
оценка состояния здоровья школьников в процессе непрерывного наблюдения:
автореф. дис. … канд. мед. наук / Е.А.Ботникова. – Ижевск, 2002.
5. Ваганова, Л.И. Динамика
состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи г. Челябинска / Л.И.
Ваганова // Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч.
ст. – Челябинск, 2000. – С 178 – 180.
6. Ваганова, Л.И.
Медико-социальная характеристика студентов-подростков, новые подходы к
совершенствованию организации медицинской помощи: автореф. дис. ... канд. мед.
наук / Л.И. Ваганова. – Уфа, 2003.
7. Вишняков, Н.И. Профилактика и
диспансеризация студентов в современных условиях / Н.И. Вишняков, Л.В.
Кочорова, Н.Ю. Колесникова, Ж.С. Деркун // Общественное здоровье, управление
здравоохранением и подготовка кадров. Материалы всероссийской научной
конференции. – М., 2007. – С. 142 – 144.
8. Горбач, Н.А. Перспективы
использования метода оценки качества жизни в формировании здоровья студентов
вузов / Н.А.Горбач, А.В.Жарова, М.А.Лисняк // Здравоохранение Российской
Федерации. М. – 2007, №2 – С. 43 – 46.
9. Гринина, О.В. Динамика
социально-гигиенического статуса студенческой семьи / О.В. Гринина, Е.И. Русанова
// Здоровье студентов: сб. тезисов междунар. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во
РУДН, 1999. – С. 138 – 141.
10. Денисова, Д.В. Воздействие новых
информационных технологий на здоровье студентов.: автореф. дисс. … канд. мед.
наук / Денисова Д.В. – СПб, 2001. – 152 с.
11. Еремкин, А.И. Концепция
здоровьесберегающих технологий в университете: Учебно-методическое пособие /
А.И. Еремкин, С.И. Егорев, В.В. Костыгина, И.В. Матвеева. – Пенза: ПГУАС, 2006.
– 32 с.
12. Ивахненко, Г.А. Особенности
самосохранительного поведения московских студентов: социологический анализ /
Г.А.Ивахненко // Социология медицины. М. – 2007, №2, – С. 56 – 58.
13. Игнатова, Т.Н. Изучение здоровья
студентов многопрофильного вуза и анализ факторов его определяющих / Т.Н.
Игнатова, Д.Г. Дерябин, А.В. Котляров // Здоровье и образование в XXI веке:
науч. тр. 4-й междунар. науч.-практ. конф. – М., 2003. – С 268 – 269.
14. Камаев, И.А. Динамика заболеваемости
и особенности медицинского обслуживания студентов / И.А.Камаев, О.Л.Васильева
// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. №1.
С.26 – 29.
15. Камаев, И.А. Медико-организационные
аспекты врачебной консультации абитуриентов высших учебных заведений /
И.А.Камаев, О.Л. Васильева // Здравоохранение Российской Федерации. 2001. №4.
С.35.
16. Кучеренко, В.З. Отношение
студенческой молодежи к созданию семьи во время обучения в зависимости от
медико-социальных факторов, условия и образа жизни / В.З.Кучеренко,
И.В.Розенфельд // Проблемы управления здравоохранением – М., 2004. № 3 (16) –
С. 47 – 50.
17. Лисицын, Ю.П. Концепция факторов
риска и образа жизни / Ю.П. Лисицын // Здравоохранение РФ. – 1998. – №4. – С.
49 – 52.
18. Лисицын, Ю.П. О концепции стратегии
охраны здоровья / Ю.П.Лисицын // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и
истории медицины. – 2003. – № 2. – С. 10.
19. Макарова, Т.Н. Образование и здоровье
/ Т.Н.Макарова // Материал Всеросс. научн.-практ. конф. – Пермь, 2002. – С.231
– 232.
20. Максимова, T.М Состояние здоровья и
ценностные ориентации современной молодёжи / T.М. Максимова // Здравоохранение
РФ – 2002. – №2. – С. 40 – 43.
21. Медик, В.А. Современные подходы к
изучению заболеваемости населения / В.А.Медик // Проблемы социальной гигиены,
здравоохранения и истории медицины М.: Медицина. – 2004, №1. – С. 6 – 9.
22. Международная классификация болезней
(10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств
(клинические описания и указания к диагностике) / ВОЗ. – СПб.: АДИС, 1994. – Т.
1,2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|