Анализ показателей здоровья студентов Ижевской государственной медицинской академии
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
По
специальности 060109– Сестринское дело
АНАЛИЗ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ИЖЕВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье
человека закладывается в детстве и определяется как возрастными особенностями
растущего организма, так и влиянием на него условий окружающей среды.
Еще в
начале XX столетия известный русский педиатр Н. П. Гундобин говорил: «Задача
современной медицины, в широком значении этого слова, - предупредить развитие
болезни. К кому же, как ни к детям, она должна быть применена, к детям -
будущим членам общества».
Соответственно
здоровье наших учащихся уже предопределено и складывается из того уровня
здоровья, которое дала ему семья, детский сад, школа, общество. А состояние
здоровья учащихся уже на протяжении десятка и более лет желает быть лучшим.
Обоснованную
тревогу вызывает состояние детей и подростков, в частности, исследования
проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, позволяют констатировать, что
по уровню и структуре хронической и острой заболеваемости сельские школьники
мало отличаются от городских. Серьезные опасения вызывает резкий подъем
частоты социально - обусловленных болезней, распространение экологически
детерминированных заболеваний и значительно ухудшившиеся в последнее
десятилетие показатели физического развития детей. Болезни, характерные для
технократической цивилизации, не обошли стороной и нашу страну. Число детей и
подростков, страдающих хроническими заболеваниями, стремительно растет. Уже
при поступлении в школу эти болезни выявляются у 15 - 20% детей, а к окончанию
школы показатели увеличиваются вдвое. Наибольшее распространение и бурный рост
имеют аллергические и гастроэнтерологические заболевания, что ставит перед современной
школой еще одну сложную задачу - решение проблемы организации
сбалансированного питания для таких детей. С начала 1990-х годов более, чем в 3
раза увеличилось число школьников, имеющих сердечно-сосудистые заболевания.
Взрыв
наркомании и алкоголизма среди детей и подростков - начальные реалии, с
которыми приходится ежедневно сталкиваться в процессе обучения и воспитания
современному педагогу.
По данным
НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.
Семашко, в настоящее время национальная политика здравоохранения во многих
странах мира развивается под ощутимым влиянием Глобальной и региональных
стратегий Всемирной Организации Здравоохранения по достижению здоровья для
всех. Улучшение показателей здоровья в основном достигается через решение
следующих реальных практических задач: укрепление и расширение приверженности
населения здоровому образу жизни, снижение распространенности вредных для
здоровья привычек, поведения и питания, оздоровление окружающей среды.
Т.
Williams (1975) отметил, что общество, которое игнорирует важность
гигиенического воспитания среди школьников и студентов, занимает очень низкую
ступень по отношению к ценностям своего собственного здоровья, счастья и
благосостояния.
Валеологическое
образование и воспитание учащихся - это в большей степени проблема
медико-педагогическая, так как затрагивает вопросы формирования типов
поведения человека. На 8-ом Пироговском съезде врач доктор А.В. Зак отметил,
что школа есть единственный путь проведения в народ и общество гигиенических
сведений. Разработка программ воспитания здоровому образу жизни для подростков
особо ответственна, так как предоставляет респондентам возможность
воздействовать на общий потенциал своего здоровья.
В
настоящее время попытки позитивного воздействия на образ жизни и здоровье
молодежи, предпринимаемые во многих регионах России, отличаются большим
разнообразием. Однако существующие модели сохранения и укрепления здоровья
последних в учебно-воспитательном процессе не всегда удовлетворяют требованиям
валеологического и гигиенического воспитания учащихся различного возраста, а
формирование здорового образа жизни не является в них приоритетным направлением.
Поэтому активно идет процесс разработки методических и организационных подходов
к сохранению здоровья обучающихся, его формированию и развитию, различных
педагогических технологий, направленных на сохранение здоровья участников
образовательного процесса, а также продолжается процесс исследования
практического опыта, накопления теоретических знаний и научного обоснования
здоровьесохраняющих технологий. Как и любая педагогическая технология,
здоровьесохраняющая технология имеет своя целеполагание и принципы. Сохранение
здоровья, индивидуальное психическое я физическое развитие обучающихся,
формирование общемедицинской культуры человека я устойчивой мотивации наведение
здорового образа жизни являются основными факторами здоровья в целеполагание
здоровьесохраняющих технологий.
Итак, как
показывают статистика ЛПУ и данные НИИ социальной гигиены, экономики и
управления здравоохранением проблема здоровья учащихся и молодежи является
одной яз самых актуальных для общества в целом и для медицины и педагогики в
частности.
ГЛАВА 1. ОБЗОР
ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие здоровья и факторы, влияющие на здоровье
Существует
более ста определений и подходов к понятию «здоровье». Имеющиеся в литературе
определения можно классифицировать следующим образом:
1. Здоровье - это отсутствие
болезней.
2. Здоровье и норма - понятия
тождественные.
3. Здоровье, как единство
морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.
Как
указывает академик Ю.П.Лисицын (1998, 2007), общим для этих подходов является
то, что здоровье понимается как нечто противоположное, отличное от болезни, то
есть понятие «здоровье» до сих пор определяется через понятие «нездоровье» и
зависит от распространенности тех или иных болезней. Таким образом, медицина и
ее теория остаются во власти патологии. До сих пор ничтожно мало таких
индексов, показателей, которые отражали бы меру и состав, качество и количество
собственно здоровья - личного и общественного.
При
оценке здоровья принято выделять 4 уровня:
1)
здоровье
отдельного человека;
2)
здоровье
малых социальных или этнических групп - групповое здоровье;
3)
здоровье
населения, как административно-территориальная единица;
4)
общественное
здоровье, как здоровье общества, популяции в целом.
Характеристика
группового здоровья, здоровья населения, общественного здоровья в статике и
динамике рассматриваются как интегральное понятие личного здоровья каждого
человека в отдельности. Однако следует понимать, что это не просто сумма
данных, а сумма цельно взаимосвязанных сведений, выраженных количественно-качественными
показателями.
Для
оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей:
ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья.
Ресурсы
здоровья — это морально-функциональные и психологические возможности организма
изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья
обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические
нагрузки и т.д.)
Потенциал
здоровья - это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие
внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием
компенсаторно-приспособительных систем (нервной, эндокринной и т.д.) и
механизмом психической саморегуляции (психологическая защита и т.д.)
Баланс
здоровья — состояние равновесия между потенциалом здоровья и действующими на
него факторами.
Здоровье
современного человека выступает результатом естественной эволюции вида Homo sapiens, в
которой постепенно нарастающее влияние заняли социальные факторы. Их роль за
10000 лет развития цивилизации возросла во всех отношениях. Человек получает
здоровье, в известном смысле, как дар природы, он унаследовал от своих животных
предков природную основу, программу поведения в этом мире. Однако в процессе
социализации уровень здоровья изменяется либо в одну, либо в другую сторону,
законы природы проявляются в особой, неповторимой, свойственной только человеку
форме. Биологическое никогда не проявляется в человеке в чисто природном виде —
оно всегда опосредуется социальным.
Проблема
соотношения социального и биологического в человеке - ключ к пониманию природы
и характера его здоровья, его болезней, которые следует трактовать как
биосоциальные категории. Здоровье и болезни человека, по сравнению с животными
- это новое, опосредованное социальным качество. [31]
Здоровье
человека - новое качество в сравнении с другими живыми существами на Земле.
Здоровье - это способность взаимодействующих систем организма обеспечивать
реализацию генетических программ, умственной деятельности, направлениях на
социальную и культурную сферу жизни. Здоровье обеспечивает приспособление
организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. [33]
Отправным
пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение,
принятое Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в 1946 году: «Здоровье
является состоянием полного физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Дальнейшие поиски оптимального определения привели к тому, что здоровье стало
рассматриваться как степень или качество организма человека, выражающееся в его
адекватном функционировании, при определенных генетических данных и условиях
окружающей среды. Эти процессы отражают стремление к целостному представлению о
человеке, которое неразрывно связано с пониманием интересов самой личности, и
закономерно ставят вопрос о качестве жизни субъекта, а не только его выживания.
Термин качество жизни впервые появился в работах социальных психологов еще в
начале XX столетия и был ориентирован на оценку степени удовлетворения
потребностей человека. [3]
Основными
факторами здоровья являются:
1)
отношение
к прошлому и будущему: в значительной степени большинство негативных сторон в
здоровье, сокращение продолжительности жизни за ее последние десятилетия
связаны с ломкой представлений об историческом опыте человечества, игнорированием
норм и правил организации жизни людей, их взаимоотношений. К этой группе
факторов следует отнести, прежде всего, эволюционную и генетическую сущность
человека;
2)
отношение
к себе как индивидууму - личности;
3)
фактор
личной гигиены;
4)
рациональное
регулирование деятельности внутренних органов имеет в виду выработку полезных
для здоровья стереотипов, привычек в жизни, деятельности;
5)
значение
адекватной самооценки для здоровья человека велико, потому, что оно является
исходным элементом для формирования эмоций, то есть соотношением результатов
собственной деятельности с последствиями ее реальной ситуации, а,
следовательно, со стрессом;
6)
выбор
интересов, профессий, видов деятельности соответствующих способностям,
наклонностям и интересам, то, что называется найти себя, свое амплуа, свое
место в жизни;
7)
отношение
к семье, коллективу, обществу.
Вообще
можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом
и нравственном (социальном):
- физическое
здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным
функционированием всех его органов и систем.
Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система
саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
- психическое
здоровье - зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством
мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости,
развитием волевых качеств.
- нравственное
(социальное) здоровье - определяется теми моральными принципами, которые являются
основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом
обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде
всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное
неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически
и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он
пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой
человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих
качеств, которые и делают их настоящими гражданами. [33]
Для
каждого человека здоровье является главной ценностью жизни. Его надо сохранять,
оберегать и улучшать - это должно стать постулатом жизни каждого.
Здоровье
- это один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых
прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и
экономического развития.
Итак,
здоровье - состояние, которое позволяет вести человеку полноценную, не
стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку
функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать
душевное, физическое и социальное благополучие. [4]
Факторы,
влияющие на здоровье.
К
сожалению, в нашей стране ответственность за всё здоровье еще не занимает
значимого места в системе приоритетов отдельного человека. Социологические
исследования дают право утверждать, что, несмотря на давно известные выводы
Всемирной организации здравоохранения о факторах влияющих на здоровье,
значительная часть населения России психологически не готова нести
ответственность за своё здоровье.
На
состояние здоровья влияют многочисленные факторы. Основными из них являются
наследственность (20%), экология (20%), образ жизни (50%), уровень развития
здравоохранения (10%) Человека с самого рождения преследуют различные болезни
-гиповитаминозы и авитаминозы, анемии, ожирение, аллергозы, простудные,
желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые и другие заболевания. Они омрачают
жизнь и не дают человеку наслаждаться красотой и величием окружающего мира. В
борьбе с этими болезнями он растрачивает свою энергию, и не остается уже сил на
творчество и созидание. Человек нередко рано уходит из жизни, так и не
реализовав себя полностью, не успев сделать то, для чего он появился на свет,
не познав мудрость природы. И виной тому часто являются неблагоприятные
факторы, преследующие его в течение всей жизни, многие из которых он создал сам
для себя. [1]
Основными
факторами риска для здоровья являются:
1. Некачественное,
несбалансированное питание, избыточный вес.
2. Отсутствие сформированной физической
активности, осознанной потребности в регулярной физической тренировке, гиподинамия,
недостаточный объём оздоровительной двигательной деятельности.
3. Экологически неблагоприятные
условия (труда, жилья, отдыха).
4. Беспорядочный режим труда и
отдыха.
5. Недостаточные сон и
восстановление, перегрузки.
6. Злоупотребление алкоголем, употребление
наркотиков, табакокурение.
7. Вредность «пьяного зачатия»,
несоблюдение норм поведения в быту, семье, отрицательное влияние на детей родителей,
учителей, не соблюдающих требования здорового образа жизни.
8. Неудовлетворенность жизнью, работой,
положением в семье,
одиночество, недостаток общения.
9. Длительная фиксация сознания
на неудачах, ошибках, стрессовых
состояниях.
10.Вредные для здоровья эмоции (злоба, зависть, агрессивность).
11.Отсутствие или неясность цели в жизни.
12.0тсутствие или недооценка менталитета здоровья.
13.Низкий уровень общей, нравственной, духовной, физической культуры,
отсутствие здорового стиля жизни.
14.Недооценка здоровья в иерархии потребностей человека.
15.Незнание людей о возможностях укрепления здоровья или соответствующие
знания не стали ля них правилом здоровой жизни.
16.Физиологические состояния, влияющие на жизнедеятельность человека (период
полового созревания, климакс, старость).
17.Слабое участие средств массовой информации в активной пропаганде
здоровья. [9]
Одними
из важнейших отрицательных факторов в данной цепи, влияющих на здоровье,
являются: нерациональное питание, гиподинамия, алкоголизм, наркомания и
табакокурение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|