|
Проанализируем обеспеченность АСК «Укрречфлот» трудовыми ресурсами. Обеспеченность трудовыми ресурсами определяется путём сопоставления фактической численности с расчётной, которая необходима для выполнения заданного объёма производства. Потом рассчитаем относительное высвобождение (привлечение) трудовых ресурсов. Произведём расчёты для грузового и пассажирского флота. Поскольку плановый грузооборот на 2005 г. равен 490200 тыс. т/км (согласно статистическим данным), а фактический грузооборот составил 474481 тыс. т-км (см. табл. 1), то план выполнен на 96,79%. Отсюда пересчитанная плановая численность работников на грузовых перевозках составит 2705 х 96,79/100 = 2618 чел. Следовательно, относительное высвобождение работников составляет 2618-2519 = 99 чел., что свидетельствует об определённом повышении производительности труда. На пассажирских перевозках при плановом пассажирообороте в 3000 тыс. пасс-км (согласно статистическим данным) имеем фактический пассажирооборот в 2816 тыс. пасс-км (см. табл. 1), что говорит о выполнении плана на 93,87%. Отсюда пересчитанная плановая численность работников на пассажирских перевозках составит 140 х 93,78/100 = 132 чел. Следовательно, относительное высвобождение работников составляет 132-119 = 13 чел., что свидетельствует об определённом повышении производительности труда. Итак, фактическая производительность труда больше плановой и на грузовых (ПТФ = 4744817(2519x260) - 724 т-км/чел-сут и ПТпл = 490200 / (2705x260) = 697 т-км/чел-сут), и на пассажирских перевозках (ПТФ = 28 16/(1 19x260) = 91 пасс-км/чел-сут и ПТпл = 3000/( 140x260) = 82 пасс-км/чел-сут). Следовательно, делаем вывод об избытке трудовых ресурсов. В таблице 9 приведены структура трудовых ресурсов по квалификационному уровню и её изменение в 2005 г. по сравнению с 2004 г. (взяты данные только по грузовым перевозкам). Таблица 9 - Структура трудовых ресурсов по квалификационному уровню на грузовых перевозках | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Квалификация |
2004г. |
2005 г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Капитаны |
162 |
5,9 |
156 |
6,2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
помощники капитанов |
412 |
15,0 |
387 |
15,4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Штурманы |
389 |
14,1 |
365 |
14,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специалисты по эксплуатации |
695 |
25,2 |
573 |
22,7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рулевые |
268 |
9,7 |
237 |
9,4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Матросы |
828 |
30,1 |
801 |
31,8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВСЕГО |
2754 |
100 |
2519 |
100 |
Как видно из таблицы 9, за прошедший год немного увеличился удельный вес высококвалифицированных членов высшего командного состава судов. Эта тенденция соответствует стратегическому направлению развития компании. Но повышение уровня квалификации должно осуществляться более быстрыми темпами. Дополнительно следует отметить, что лучшие кадры уходят на более высокооплачиваемые места работы - на суда под флагом других государств. Следовательно, необходимо принимать меры по предотвращению большой текучести кадров. Это могут быть повышение зарплаты, предоставление дополнительных социальных гарантий, повышение качества медицинского обслуживания плавсостава. Точных данных по текучести кадров найти не удалось, но очевидно, что этот процесс представляет собой значительную угрозу производственной деятельности компании.
2.2 Анализ факторов, влияющих на изменение численности плавсостава на грузовых перевозках
В предыдущем разделе было определено, что относительное высвобождение работников на грузовых перевозках в 2005 г. фактически по сравнению с плановой величиной составляет 99 чел. Мы также отмечали, что это произошло вследствие повышения уровня производительности труда. Исследуем более подробно, за счёт чего именно мы получили такую величину, т.е. определим, какие факторы повлияли на повышение производительности труда, а, следовательно, и на сокращение потребного количества работников, и определим степень этого влияния.
Основными факторами, от которых зависит потребное количество трудовых ресурсов на грузовых перевозках, являются:
> производительность работы флота;
> структура перевозок по типам судов;
> оснащённость труда плавсостава.
19
Влияние производительности работы флота определяется следующим образом:
∆ZР = ± ∑ (КотгО х (Iгр - Iтс) х Котг) ,
где ∆ZР - изменение численности плавсостава из-за изменения производительности работы флота;
ZО - плановая численность плавсостава;
Iгр - Iтс - частные индексы изменения грузооборота и тоннаже-суток;
Котг - коэффициент плавсостава в отгулах, Котг = 1+Котг+∑Zотг/∑Z1 (количество работников, фактически находившихся в отгуле делится на плановую численность плавсостава).
Количество работников, фактически находившихся в отгуле для морских, дунайских и днепровских судов составило соответственно 55, 50 и 30 чел.
Расчёт по этой формуле произведён в таблице 10.
Таблица 10 - Расчёт влияния изменения производительности труда на изменение численности плавсостава*
Типы судов
Zo
Грузооборот, млн т-км
Тоннаже-сутки, тыс.
+,-
План
Отч.
Iгр
План
Отч.
Iтс
Морские
117
220
204
0,927
9220
10874
1,179
-311
Дунайские
1267
230
243
1,057
14127
15475
1,095
-50
Днепровские
261
40,2
27,5
0,684
2237
1876
0,839
-45
ИТОГО
2705
490,2
474,5
0,968
25584
28225
1,104
-406
* Здесь и далее в последнем столбце таблицы знак «+» означает высвобождение, а знак «-» - увеличение контингента плавсостава.
Здесь на рост численности плавсостава оказывают такие факторы более низкого порядка: структура флота по его типам, т.е. состав флота по грузоподъёмности, дальность перевозок, удельный вес перевозок в порожнем
направлении, загрузка тоннажа, удельный вес стоянок флота под погрузочно-разгрузочными операциями, а также под операциями по комплексному обслуживанию.
Следующим фактором, обусловливающим изменение численности плавсостава, является изменение структуры перевозок. Оно определяется по формуле:
∆Z стр = ± ∑ (ZО х (Iобщ – Iгр) х Котг) ,
где ∆Zстр - изменение численности плавсостава из-за изменения структуры перевозок;
Iобщ - индекс изменения общего грузооборота, Iобщ = ∑GLф/ ∑Lпл Расчет по этой формуле произведён в таблице 11.
Таблица 11 - Расчёт влияния изменения структуры перевозок на изменение численности плавсостава
Типы судов
Z0
Iобщ
Iгр
+,-
Морские
1177
0,968
0,927
+51
Дунайские
1267
0,968
1,057
-117
Днепровские
261
0,968
0,684
+83
ИТОГО
2705
0,968
0,968
+17
Из табл. 11 видно, что общая численность плавсостава уменьшилась на 17 чел. Основное влияние на такое высвобождение плавсостава оказало благоприятное изменение структуры грузооборота, в данном случае по менее трудоёмким перевозкам в судах Днепровской группы.
Следующим фактором, влияющим на отклонение численности плавсостава, является изменение оснащённости труда плавсостава или штатного измерителя. Такое отклонение определяется следующим образом:
∆Zшт = ± ∑ (ZО х (Iтс –Z1) х Котг) ,
где ∆Zшт - изменение численности плавсостава из-за изменения степени оснащённости труда плавсостава;
Z1 - фактическая численность плавсостава. Расчёт по этой формуле произведён в таблице 12.
Таблица 12 - Расчёт влияния изменения степени оснащённости труда плавсостава на изменение его численности
Типы судов
Z0
Z1
Iтс
+,-
Морские
1177
1070
1,179
+332
Дунайские
1267
1167
1,095
+227
Днепровские
261
282
0,839
-71
ИТОГО
2705
2579
1,104
+488
В итоге получаем, что относительное высвобождение работников составило -406+17+488 = -99, что соответствует величине, полученной ранее.
На изменении численности плавсостава при изменении штатных измерителей может оказать: внедрение передовых методов труда (совмещение профессий палубного и машинного состава, организация работы флота с безвахтенным обслуживанием машинного отделения), упорядочение штатов в связи с улучшением организации труда, комплексная механизация и автоматизация процесса на флоте. Основным мероприятием, уменьшающим штатные измерители, является строительство совершенного флота повышенной грузоподъёмности, с комплексной механизацией и автоматизацией управления главными и вспомогательными машинами и механизмами.
2.3 Резервы улучшения использования трудовых ресурсов
В результате анализа установлено, что повышение вооружённости труда плавсостава (снижение штатных измерителей) существенно повлияло на рост производительности труда. Однако из-за снижения валовой производительности работы флота рост производительности труда был значительно снижен. При разработке мероприятий и плановых расчётов необходимо детально исследовать влияние этого фактора и предусмотреть реализацию резервов роста производительности труда в плановом периоде. Для более полного анализа эффективности использования труда необходимо рассмотреть расходование фонда заработной платы и установить соответствие темпов роста производительности труда с темпами роста средней зарплаты.
Основными резервами повышения эффективности использования трудовых ресурсов являются повышение производительности работы флота (сокращение порожних пробегов, времени обслуживания судна в портах), модернизация флота (позволит уменьшить численность плавсостава), улучшение организации технологии перевозок, а также совершенствование организационной структуры компании. Последнее позволить снизить величину накладных расходов, а также повысит уровень конкуренции между работниками компании аналогичной квалификации за рабочие места, а, следовательно, приведёт к повышению производительности их труда. Необходимо также предусмотреть предоставление дополнительных социальных гарантий работником (предоставление льготных путёвок и т.п.). Это мероприятие также может повысить производительность труда работников на фоне их душевного комфорта.
Выводы и предложения
В ходе работы был проведён анализ трудовых ресурсов АСК «Укрречфлот». Были разработаны следующие предложения.
Следует реализовать следующие мероприятия повышение производительности работы флота (сокращение порожних пробегов, времени обслуживания судна в портах), модернизация флота (позволит уменьшить численность плавсостава), улучшение организации технологии перевозок, а также совершенствование организационной структуры компании. Последнее позволит снизить величину накладных расходов, а также повысит уровень конкуренции между работниками компании аналогичной квалификации за рабочие места, а, следовательно, приведёт к повышению производительности их труда. Необходимо также предусмотреть предоставление дополнительных социальных гарантий работником (предоставление льготных путёвок и т.п.). Это мероприятие также может повысить производительность труда работников на фоне их душевного комфорта.
Особенное внимание нужно обратить на повышение эффективности труда управленческого персонала путём эффективной организации информационных потоков в компании.
Список использованной литературы
1. Савицкая Г. В. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия,
ООО «Новое знание», Минск-1999.
2. Легостаев В. А. Анализ хозяйственной деятельности речного
транспорта, «Транспорт», М.-1976.
3. Методические
указания по выполнению курсовых работ по
дисциплине «Анализ
хозяйственно-финансовой деятельности».
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.