,
(1)
где Эi -
эффективность i – того вида деятельности, тыс. руб.;
Ri –
сумма национального дохода, получаемая в результате деятельности
i – того
вида, тыс. руб.;
Si –
сумма национального дохода, расходуемая на потребление работниками, занятыми
деятельностью i – того вида, тыс.руб.;
Si –
минимально допустимое значение Si.
Эффективность труда работников
торговли определятся как соотношение между количеством проданных товаров,
затратами труда работников и качеством обслуживания населения:
(2)
где Р – товарооборот торговли в
сопоставимых ценах, тыс. руб.;
альфа - обобщающий
коэффициент качества обслуживания покупателей;
Ч – среднесписочная
численность работников, чел.
Обобщающий коэффициент качества
обслуживания рассчитывается:
(3)
где Ку- коэффициент
устойчивости ассортимента товара;
Кд – коэффициент
дополнительного обслуживания покупателей;
Кв – коэффициент затрат
времени покупателей на ожидаемое обслуживание;
Км – коэффициент
культуры обслуживания по мнению покупателей;
З1, З2, З3, З4 –
значимость показателей в общея уровне культуры обслуживания в баллах.
(4)
где А – ассортимент по
утверждаемому перечню;
О1,2,п – фактическое наличие
ассортиментных разновидностей
(5)
где У0 – количество
дополнительных услуг, представляемых преприятием по утвержденому перечню;
У1,2, - количество
фактически предоставляемых услуг.
(6)
где З0 – оптимальные затраты
времени на ожидаемое обслуживание;
Зф – фактические затраты
на ожидаемое обслуживание.
(7)
где Мn –
количество покупателей, давших хорошую и отличную оценку обслуивания;
n –
общее количество опрошенных покупателей.
Помимо рассмотренных коэффициентов
в экономической литературе рассматриваются ряд и других показателей,
характерезующих качество обслуживания населения.
Важнейшей составляющей
эффективности выступает производительность (результативность) труда, связанная
с увеличением выработки или с уменьшением затрат труда на выполняемый объем
работ.
Производительность труда – это
один из показателей эффективности труда, характерезующий плодотворность
полезной деятельности работников.
Производительность труда является
одним из основных качественных показателей хозяйственной деятельности
предприятий торговли, т.к. влияет объем товарооборота, уровень издержек обращения,
рентабильность.
Производительность труда
измеряется в стоимостном и натуральном выражении.
1.
В стоимостном
выражении производительность труда (ПТ) – это объем товарооборота (услуг), приходящихся на одного
среднесписочного работника (или одного торгово-оперативного работника):
или (8)
где Т – товарооборот по
розничной торговле, тыс. руб.
– среднесписочная численность,
чел.;
Ч топ – численность
торгово-оперативного персонала, чел.
Рис.1.3. Виды
производительности труда
Однако изменение товарооборота на
одного работника торговли в стоимостном выражении не всегда правильно отражает
динамику производительности труда. В связи с этим изменение ассортиментного
состава оборота приводит к тому, что реализация товаров на одну и ту же сумму
может происходить при различных затратах труда. В этом случае изменение объема
товарооборота на одного работника торговли не соответствует изменению уровня
производительности труда. Поэтому при измерении производительности труда в
торговле в динамике необходимо учитывать изменение среднего оборота, приходящегося
на одного работника в единицу времени с учетом индексов цен и ассортиментного
состава оборота.
Формула при влиянии ряда фаторов
(изменении цен, структурных сдвигов в товарообороте, а следовательно, изменения
трудоемкости):
(9)
где Iпт – индекс производительности труда;
Iсв
- индекс средней выработки;
Int – индекс трудоемкости реализации товаров;
Iц - индекс цен на товары (услуги).
2.
В натуральном выражении
производительность труда –
это количество проданныходним работником товаров в натуральном выражении (в
метрах, литрах, тоннах) в единицу времени:
,
(10)
где Кпр – количество проданных
товаров одним работником, всего (в натуральном выражении);
- время, затраченное на реализацию товаров,
всего.
В экономической литературе
предлагается применять в расчетах и анализе производительности труда и более
расширенную формулу:
(11)
где - объем выполненой работы по i-му
товару в отчетном периоде в натуральном выражении;
-время , затраченное на выполнение объема
работы
по i-му товару соответсвенно в базисномпериоде (б)
и отчетном (о) периодах;
i=1,2,3,………n –
порядковый номер товара.
При этом различия фонда времени
связаны с разными уровнями производительности труда.
Производительностью труда называют
и количество покупателей, обслуженных одним торговым работником в еденицу
времени:
(12)
где Кпок – количество
покупателей, обслуженных работником, всего;
- время, затраченное на обслуживание
покупателей, всего.
В торговле при характеристике
эффективности труда также используют коээфициент трудоемкости, который
характеризует количество живого труда, которое необходимо затратить на
реализацию единицы товара или выполнение определенного объема работы:
(13)
На эффективность труда и,
следовательно, на его производительность влияют экономические, организационные,
социальные и технологические факторы, характеристика которых приведена в табл.
1.1.
Таблица 1.1
Факторы производительности и
эффективности труда работников предприятий торговли
Экономические факторы
|
Организационные факторы
|
Социальные факторы
|
Технологические факторы
|
Экономическое
стимулирование и оплата труда
|
Совершенствование
организации рабочих мест
|
Квалификация работников, их
опыт
|
Предварительная доставка
товаров. Автоматизация погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ
|
Объем и структура
товарооборота
|
Рациональное размещение
торговых предприятий, совершенствование режима их работы
|
Улучшение условий труда
|
Внедрение прогрессивной
техники и технологий
|
Изменение цен и т.д.
|
Совершенствование
организации обеспечения предприятий торговой техники и т.д.
|
Повышение дисциплины труды
и т.д.
|
Внедрение
автоматизированных информационных систем
|
Особое значение при изучении
производительности и эффективности труда занимает выявление резервов их роста.
В настоящее время на предприятиях
торговли выделяют следующие резервы роста производительности и эффективности
труда.
1.
Рост эффективности
труда
·
За счет увеличения
реализации фасованных товаров:
(14)
где Э – повышение эффективности
труда при росте удельного веса фасованных товаров в общем объеме реализации
товаров, %;
Ч – численность работников,
занятых подготовкой –го вида товара к продаже и непосредственным обслуживанием
покупателей, чел;
. – удельный вес фасованных товаров группы в
общем их поступлении за анализуруемый период,%;
– удельный вес фасованных товаров i-й
группы в общем их поступлении в базисном периоде,%;
Кn –
коэффициент снижения потребности в работниках, занятых подготовкой i–й
товарной группы к продаже и непосредственным обслуживанием покупателей.
·
Влияние удельного веса
специализированной торговой сети на рост эффективности труда определяется
аналогично.
·
Изменение удельного веса
магазинов самообслуживания (секций):
(15)
где – рост эффективности труда в
результате изменения удельного веса магазинов самообслуживания,%;
n-
увеличение (применяется только при увелечении) удельного веса оборота на одного
работника в магазинах с традиционной формой торговли, тыс.руб.;
– оборот на одного работника в
магазинах с традиционной формой торговли, тыс.руб.;
– оборот на одного работника в
магазинах самообслуживания, тыс.руб.
2. Рост производительности
труда
·
За счет изменения личных
качеств каждого работника. Расчеты производятся на основе модели:
(16)
где - изменение производительности
труда за счет личных качеств работника;
- параметры уравнения;
(17)
где - уровень образования конкретного работника
(в годах обучения);
- средний уровень образования
работника по магазину, отделу, бригаде (в годах обучения);
(18)
где - стаж работы конкретного работника
(лет);
- средний стаж работы работника по
магазину, отделу, бригаде (лет);
,
(19)
где - возраст конкретного работника
(лет);
- средний возраст работника по
магазину, отделу, бригаде (лет).
·
За счет уплотнения
рабочего времени работников предприятий торговли. Расчеты строятся на данных по
изучению рабочего времени методом формирования рабочего дня и лсуществляют в
два этапа.
1 этап. Расчет процента возможного
уплотнения рабочего времени (ПУ):
(20)
где -фатическое время наблюдения,мин.;
– фактическое подготовительно-заключительное
время, мин.;
– фактическое оперативное
время,мин.;
– фактическое время на отдых и
личные надобности, мин.
2этап. Расчет процента возможного
повышения производительности труда за счет уплотнения рабочего времени (В):
(21)
Эффективность использования труда
и трудовых ресурсов оказывает большое влияние на конечные результаты
хозяйственной деятельности торгового предприятия через такие показатели, как
реализация товаров, затраты предприятия труда:
(22)
где Jпт -
индекс роста производительности труда;
Jп –
индекс роста прибыли, приходяйщейся на одного работника.
Реализация все
возможножностей повышения производительности и эффективности труда является
одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности предприятий
торговли.
1.3.
Заработная
плата и ее организация на предприятиях торговли, и пути ее совершенствования в
рыночных условиях.
Являясь
экономической категорией, заработная плата имеет свои формы и виды, что
позволяет соотнести оплату труда конечными результатами.
Роль и значение
заработной платы, как социально-экономической категории, различны для работника
и работодателя. Для работника заработная плата является основной статьей
дохода, средством повышения благосостояния как его самого, так и членов семьи.
Для работодателя заработная плата работника представляет собой затраты на
производство.
Под организацией
заработной платы понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества
труда с размерами его оплаты. Механизм организации заработной платы
функционирует на основе использования ряда принципов:
§ Гибкость заработной платы;
§ Обеспечение опережающих
темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней
заработной платы;
§ Повышение реальной заработной
платы по мере роста эффективности производства и труда;
§ Равная оплата за равный труд;
§ Простота, ясность и
доступность форм и систем оплаты труда;
§ Дифференциация заработной
платы.
Организация заработной платы на предприятии
определяет тремя взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами: тарифной
системой, нормированием труда и формами и системами оплаты труда (см. рис.1.3.
в Прилож.).
Тарифная система позволяет оценить труд,
нормирование – учесть количество затраченного труда, а формы оплаты –
определить порядок расчета заработной платы./11,с.8/
Тарифная
система
служит основой организации заработной платы рабочих и строится в зависимости от
условий труда, квалификации работающих, формы оплаты труда и значения данной
отрасли.
Тарифная система
включает:
-
тарифную
ставку, определяющую размер оплаты труда в час или день;
-
тарифную
сетку, показывающую соотношение в оплате труда между различными разрядами работ
и рабочих (квалификациями);
-
тарифно-квалификационные
справочники, с помощью которых можно определить разряд работы и рабочего в
соответсвии с разрядной сеткой.
В настоящее время
минимальный размер оплаты труда составляет всего 20% величины прожиточного
минимума и в производственных отраслях не выполняет функции регулятора тарифной
части заработной платы. Следует усилить роль государства путем упорядочения
тарифного регулирования оплаты труда на основе социального партнерства, т.е. в
заключении соглашений между работадателями и работниками. В «Генеральном
соглашении» между общероссийскими объединениями профсоюзов, работадателей и
Правительством РФ определяется соотношение минимальных тарифных ставок по
основным профессиям (их примерно 30)или по их группам с учетом содержания
труда, его сложности.
«Основные
тарифные соглашения», принимаемые на федеральном уровне, предусматривают
отраслевую тарифную сетку с величиной межразрядных тарифных коэффициентов, виды
и минимальные размеры компенсационных доплат и надбавок, наиболее полно
отражающие отраслевую специфику.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|