Меню
Поиск



рефераты скачатьГригорий Распутин

это время формируется привлекательный образ мудрого крестьянина, духовного

учителя, человека, слава которого достигнет столицы.

ЗНАКОМСТВО С “ВЫСШИМИ СФЕРАМИ”

В 1903-1904 годах в душе Григория Распутина зрела мысль построить в

родном селе новый храм, ибо по словам апостола Павла, - “кто устроит храм,

того адовы врата не одолеют никогда”. Но откуда взять деньги? Сам Распутин

живет небогато, еле перебивается. Хотя и помогают ему его почитатели, но на

эту помощь церкви не построишь. И стал Григорий искать благодетелей,

которые бы дали денег на храм. В1904 году отправился он с одним рублем в

кармане в Петербург. По дороге голодал, даже на чай порой денег не хватало.

Приехав в столицу, усталый и голодный, отправился сразу же в Александро-

Невскую лавру поклониться мощам. На последние пять копеек, которые не

тратил даже на еду, заказал сиротский молебен за 3 копейки и 2 копейки

отдал на свечку.

Отстояв молебен, воспрянув духом, отправился на прием к ректору

духовной академии епископу Сергию (ставшему в 1942 году патриархом

Московским и всея Руси). Однако полиция его к епископу не пропустила.

Григорий задними дворами с помощью привратника разыскал швейцара, который

вначале его побил. Но когда Григорий, встав на колени, объяснил цель

приезда, швейцар все-таки доложил о нем владыке. “Епископ, - пишет

Распутин, - призвал меня, увидел, и вот мы стали беседовать тогда.

Рассказывая мне о Петербурге, знакомил с улицами и прочим, а потом с

Высокопоставленными, а там дошло и до Батюшки Царя, который оказал мне

милость, понял меня и дал денег на храм”. Впрочем, с момента разговора с

епископом Сергием до знакомства с царской семьей пройдет еще целый год. Но

в этот год епископ Сергий познакомит Григория с высокопоставленными

архиереями и, в частности, епископами Феофаном и Гермогеном. В это время о

Распутине, из осторожности, наводятся подробные справки, в том числе

делается запрос в Тобольскую консисторию. Но ничего плохого о Распутине

тогда никто сказать не мог.

Епископ Феофан вводит Григория в дом Великих княгинь Милицы Николаевны

и Анастасии Николаевны, с которыми в то время в тесной дружбе находилась

сама царица. Именно в доме этих Великих княгинь Григорий Распутин в октябре

1905 года впервые познакомился с царской четой. На царицу сибирский

странник с самого начала произвел глубокое впечатление. А чуть позднее

происходит знакомство Распутина с подругой царицы Анной Вырубовой.

“За месяц до моей свадьбы (конец 1905 года), - пишет Вырубова, - Ее

Величество просила Великую княгиню Милицу Николаевну познакомить меня с

Распутиным. Приняла она меня в своем дворце на Английской набережной, была

ласкова и час или два говорила со мной на религиозные темы. Помню, что я

очень волновалась, когда доложили о приходе Распутина. “Не удивляйтесь, -

сказала она, - я с ним всегда христосуюсь”. Вошел Григорий Ефимович, худой,

с бледным, изможденным лицом, в черной сибирке, глаза его, необыкновенно

проницательные, сразу меня поразили и напомнили глаза О. Иоанна

Кронштадтского. “Попросите, чтобы он помолился о чем-нибудь в особенности”,

- сказала Великая княжна по-французски. Я просила его помолиться, чтобы я

всю жизнь могла положить на служение Их Величествам. “Так и будет”, -

ответил он, и я ушла домой. Через месяц я написала Великой княгине, прося

ее спросить Распутина о моей свадьбе. Она ответила мне, что Распутин

сказал, что я выйду замуж, но счастья в моей жизни не будет”. Так и

произошло на самом деле. Муж Вырубовой оказался очень недобрым человеком,

мучил ее, к тому же был неполноценен как мужчина. Следующая встреча

Вырубовой с Распутиным состоялась только через год.

В 1904-1906 годах Григорий знакомится с десятками представителей

российской знати. Перед ним открывают двери салонов высшего света. Его

приглашают с просьбой помолиться и дать духовный совет. Как правило, он не

отказывает никому. В то трудное, смутное время, когда то тут, то там

взрывались бомбы и раздавались выстрелы, как никогда, требовалась духовная

поддержка. Кроме Великих княгинь Милицы Николаевны и Станы Николаевны,

Григорий близко знакомится и с мужем последней - Великим князем Николаем

Николаевичем, который пытается использовать Распутина, чтобы влиять на

царскую семью.

В августе 1906 года террористами была взорвана дача Столыпина на

Аптекарском острове. Взрывом было убито 25 невинных людей, пришедших на

прием к Столыпину. Кроме того, были ранены его дочь и сын. Председатель

Совета Министров приглашает Распутина к себе, чтобы он помолился о здоровье

его дочери.

Люди приходили к Распутину для разъяснения разных религиозных

вопросов. Как рассказывают очевидцы, после ранней обедни в каком-нибудь

монастыре, причастившись Святых Тайн, богомольцы собирались вокруг него,

слушая его беседы. Для многих представителей высшего света “после вечных

интриг и зла придворной обстановки” беседы с ним служили утешением. Даже

ученые люди и священники находили его интересным. Хотя Григорий по-прежнему

был малограмотен, он тем не менее наизусть знал Священное Писание и умело

толковал его. Знавшие его в то время отмечают, что он помогал во всякой

нужде, то есть отдавал все, что у него было, и утешал советами и

объяснениями тех, кто приходил к нему поделиться своими заботами. Терпеливо

выслушивал разных дам, которые являлись по сердечным вопросам, всегда

строго порицая греховные дела.

Для царской семьи Григорий был олицетворением надежд и молитв. Встречи

эти были не часты, но так как проводились негласно и даже тайно, то

рассматривались придворными как события огромной важности, о которых на

следующий день становилось известно всему Петербургу. Григория проводили,

как правило, боковым входом, по маленькой лесенке и принимали не в

приемной, а в кабинете царицы. При встречах Григорий целовался со всеми

членами царской семьи, а затем уж велись неторопливые беседы. Распутин

рассказывал о жизни и нуждах сибирских крестьян, о святых местах, где ему

приходилось бывать. Слушали его очень внимательно и никогда не перебивали.

Царь с царицей делились с ним своими заботами и тревогами и прежде всего,

конечно, постоянной тревогой за жизнь сына и наследника, больного

неизлечимой болезнью несворачиваемости крови (гемофилией). Как правило, и

он, если не был болен, сидел здесь же и слушал.

Григорий Распутин был единственным человеком, способным помочь

наследнику в его болезни. Как он это делал, наверно, навсегда останется

тайной. Но факт есть факт, страшная болезнь несворачиваемости крови, перед

которой были бессильны лучшие доктора, отступала при вмешательстве

Григория. Тому есть множество свидетельств, даже со стороны лиц,

ненавидевших Григория. Так, дворцовый комендант В.Н. Воейков писал в своих

воспоминаниях “С царем и без царя”: “С первого же раза, когда Распутин

появился у постели больного наследника, облегчение последовало немедленно.

Всем приближенным царской семьи хорошо известен случай в Спалле, когда

доктора не находили способа помочь сильно страдавшему и стонавшему от болей

Алексею Николаевичу. Как только по совету А.А. Вырубовой была послана

телеграмма Распутину и был получен на нее ответ, боли стали утихать,

температура стала падать и в скором времени наследник поправился”.

Все эти годы Распутин живет до предела напряженной жизнью. Приезжая из

Покровского в Петербург, он просто “разрывается” от приглашений. И сам

постоянно принимает гостей в доме, где останавливается.

“Много, много я кое-где был, бывал у сановников и офицеров и князей

даже, пришлось Романовское поколение видеть и быть в покоях Батюшки Царя.

Везде нужна подготовка и смирение, и любовь. Вот и я ценю, что в любви

пребывает Христос, то есть неотходно есть на тебя благодать - только бы не

искоренилась любовь, а она никогда не искоренится, если ставить себя

невысоко, а любить побольше. Все ученые и знатные бояре и князья слушают от

любви слово правды, потому что, если в тебе любовь есть, - ложь не

приблизится.

Не так как пишется, но на деле-то попасть к Высокопоставленным нужно

быть очень осторожным и приготовленным ко всему, тогда от веры твоей

повлияет на них Господь своею красотой. Они встрепещут и твое простое слово

примут за самое высокое образование, потому что в них скажется особенно

чего не опишешь, то есть повлияет Сам Господь своею благодатью. Я грешный

тут бывал, то высказать не могу, у всех и вся и много кое-чего видел. Одно

главное: кто живет со Христом нищий и убогий, у того радость больше его

хаты, а и во дворцах и у Высокопоставленных, как Бога нет, уныние больше

хижин. Действительно, много и среди аристократов таких, что благодати выше

дворцов и умению к благочестию. Которые умеют себя унизить, у тех и

благодать выше дворцов, не добиваются сей славы, а добиваются высшей

благодати им и скорби как овсянна плева для ветра. А которые ждут от царя

почестей и награды, а сами не заслужили - у них фундамент-то на песке. Вода

пришла, и все унесло, то есть маленькая ошибка, а они уже то давятся, то

стреляются, то напиваются, потому что они не искали небесной славы, а

искали земного удовольствия. Бога и то купили в магазине - изумруд. А он-

то, изумруд, у них заржавел и ржавчина послужила свидетелем. Кто Богу Царю

служил и не искал славы, трудился - заслуга, не спал день и ночь, делал

правду, служил Богу и уноровлял Батюшке Царю, на того и гора упадет - его

не задавит, перенесет всесрадостию и получит наслаждение даже больше

старого”.

В высших сферах Григорий держит себя независимо и уверенно, как

человек, чувствующий свое высшее предназначение. Он ни перед кем не

склоняет голову и не боится говорить правду в глаза, что многим и не

нравится. Кстати, такую независимую позицию он занимает еще до своего

знакомства с царской семьей и Великими князьями. По движению души он может

отказаться от встречи с князем или графом и шагать пешком на окраину

города, чтобы поговорить с ремесленником или простым крестьянином. Князья и

графы такую независимость “простому мужику”, как правило, не прощают. По

этой и другим причинам, о Григории начинают злословить. Эпицентр злословия

идет из дворца дяди Николая Второго Великого князя Николая Николаевича и

его жены Анастасии Николаевны. Между Григорием и Великим князем происходит

размолвка, впоследствии переросшая в настоящую вражду. Николай Николаевич

убеждается в том, что ему не удастся сделать Распутина орудием своего

воздействия на царскую семью. Уже в те годы Распутин считает этого Великого

князя двуличным, неискренним человеком. И надо сказать, небезосновательно:

его поведение во время войны доказало это вполне достоверно. Из дворца

Николая Николаевича исходят первые слухи о распутном поведении Григория,

бросающем своими появлениями во дворце тень на императрицу.

Вместе с тем отношения с царской семьей с каждым годом становятся все

ближе и ближе, превращаясь в настоящую дружбу. Всегда приезжая по первому

зову царской семьи, Григорий денег от них для себя лично никогда не

принимал, за исключением сотни рублей, которые они ему посылали на дорогу

(а позднее они оплачивали его квартиру). Хотя иногда он брал у них деньги

для передачи на разные благотворительные нужды, в частности, от них он

получил 5 тысяч рублей на строительство церкви в селе Покровском.

По желанию царской семьи Распутину специальным Указом дается другая

фамилия - Новых. Это слово было одним из первых слов, которые произнес

наследник Алексей, когда начал говорить. По легенде, увидев Григория,

младенец закричал: “Новый! Новый!”. Отсюда и эта фамилия.

“ДЛЯ НАРОДУШКА ЖИТЬ НУЖНО”

Известный исследователь русских религиозных движений В.Д. Бонч-Бруевич

считал Григория Распутина одной из самых ярких личностей своей эпохи.

Передавая свои впечатления от встреч с Распутиным, ученый, в частности,

рассказывал: “Много мне приходилось видеть восторженных, людей из народной

среды, ищущих чего-то, мятущихся, “взыскующих града”, куда-то стремящихся,

что-то строящих и разрушающих, но Г.Е. Распутин какой-то другой, на нас

непохожий. Не имея никакой политической точки зрения, он что-то стремится

сделать. Для кого?..

“Для народушка жить нужно, о нем помыслить...” - любит говорить он”.

Святой Иоанн Кронштадтский верил в Григория Распутина, считая его

выдающимся странником и молитвенником, то есть человеком, чья молитва Богу

угодна.

Множество людей приходило к Распутину с просьбой помолиться за их

дела, присылали телеграммы и письма. В архивах сохранилось немало

телеграмм, содержащих эту просьбу. Для верующего человека начала XX века

эта просьба была вполне естественна.

“Если болезнь бывала сестры, или брата, или моя, - рассказывала

Вырубова, - я писала телеграммы, чтобы он помолился, или если что-нибудь

особенное в семье, я ему писала и получала в ответ телеграммы”.

Но больше всего, конечно, ценился прямой контакт с ним. Непредвзятые

источники свидетельствуют, что в личной встрече он просто очаровывал людей

своей какой-то особой уверенностью, умением поставить себя,

доброжелательностью и просто добротой. Многие старики из села Покровского

говорили мне, что главным в нем была доброта. “Он был добрый и хороший

человек, только какой-то юродивый, не такой, как все”, - рассказывали мне

старушки в Покровском. Зло о людях не говорил. Это подтверждают показания

министра внутренних дел Протопопова: “...зло не говорил про людей, это мне

нравилось...”, а также личные впечатления других людей, встречавшихся с

ним, как, например, графа Витте: “...Распутин... добрый человек, всегда

желающий творить добро”.

Многие отмечают глубокую проницательность и интуицию Распутина. Только

познакомившись с человеком, он мог его очень метко охарактеризовать. Тонкое

психологическое чутье на людей поражало в нем многих, но это не значит, что

он совсем не ошибался. Ошибался, и еще как! К своему будущему убийце Ф.

Юсупову он относился как к сыну, с особой добротой и теплотой, и даже

ласково называл его “маленьким”. Видимо, никакое самое тонкое знание

человека не может смоделировать все линии поведения человеческой души.

Однако сам Распутин говорил так, что лучше ошибиться в человеке, нежели

думать о нем хуже, чем он есть на самом деле.

Особые психологические способности Распутина, видимо, и служили

основанием умения излечивать болезни. Документально известен целый ряд

случаев, подтверждающих его значительный психологический дар. Эти случаи

подтверждаются и материалами комиссии Временного правительства.

Самым классическим примером были исцеления царского сына Алексея,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.