Григорий Распутин
Григории Распутин
“... нужно говорить и о Распутине. Какова его
действительная роль? Всё надо изучить, а это
требует времени. Комиссии по канонизации, куда
я вхожу, как раз и поручено провести
необходимую подготовительную работу.”
Митрополит ИОАНН (Снычев)
“Одоление смуты”. Спб, 1995, С. 176
О Григории Распутине написано немало, но впервые русский учёный и
публицист Олег Платонов проанализировал эти “труды”, оказавшиеся
обыкновенными фальшивками. С документами в руках автор этой книги
доказывает: образ Распутина - всесильного временщика - создан в угоду
силам, разрушавшим Россию и Царский Престол. Между придуманным Распутиным и
реальным человеком нет ничего общего.
НАЧАЛО ПУТИ
Григорий Ефимович Распутин родился в селе Покровском Тюменского уезда
Тобольской губернии.
Загадки жизни Григория Распутина начинаются с года его рождения. В
Советской исторической энциклопедии и в большинстве других советских
изданий годом рождения Распутина считается 1864-й или 1865-й. Ни один
советский историк не удосужился заглянуть в, где родился и провел большую
часть своей жизни этот человек. Правда, книги эти сохранились не все, но
есть полная подборка сведений о родившихся, умерших и вступивших в брак с
1862 по 1868 год. Пролистаем метрические книги церкви села Покровского,
ветхие, подпорченные жучком и влагой, прежде всего, в 1862 году
сталкиваемся с записью от 21 января о бракосочетании “Покровской слободы
крестьянина Якова Васильева Распутина сына Ефима Яковлевича, 20 лет, с
девицей Анной Васильевной, дочерью деревни Усалки крестьянина Василия
Паршукова, 22 лет”. Это родители Григория Ефимовича Распутина. Фамилия
Распутиных встречается в книге многократно. Всего в селе Покровском живет 7
семей, носящих фамилию Распутины. Кстати говоря, фамилия эта встречается в
Сибири довольно часто и обыкновенно имеет происхождение от слова
“распутье”, что, по словарю Даля: “разъездная дорога, развилина, развилы
пути, место, где сходятся или расходятся дороги, перекресток”. Люди, жившие
в подобных местах, нередко получали прозвище Распутьины, впоследствии
превратившееся в фамилию Распутины.
По церковным книгам, 11 февраля 1863 года у Ефима Яковлевича и Анны
Васильевны рождается дочь Евдокия, которая через несколько месяцев умирает.
2 августа 1864 года у них рождается еще дочь, которую они, как и умершую,
снова называют Евдокией, но и она прожила недолго. Следующее рождение в
семье Ефима Яковлевича Распутина занесено в книгу 8 мая 1866 года -
родилась дочь Гликерия, тоже умершая через 4 месяца “от поноса”. И наконец,
17 августа 1867 года у Распутиных родился сын Андрей, которому тоже не было
суждено жить. В 1868 году в церковной книге нет записей о родившихся в
семье Е.Я. Распутина. Таким образом, согласно церковным книгам Григорий
Распутин не мог родиться в период с 1863 по 1868 год. Более поздние
метрические книги в Покровской церкви не сохранились, но зато остались
заполненные бланки Всероссийской переписи населения за 1897 год, согласно
которым Григорию Ефимовичу Распутину в этом году 28 лет. Перепись велась
очень тщательно, и поэтому можно считать установленным год рождения
Распутина - 1869-й.
Гриша Распутин рос единственным ребенком в семье, к тому же слабого
здоровья. Можно предположить, что в этих условиях, после смерти первых
четырех детей, родители Гриши уделяли ему больше внимания, чем это возможно
в обыкновенной крестьянской семье, где много детей, и, наверное, даже
баловали. Но как единственный помощник отца Григорий рано стал работать,
сначала помогал пасти скот, ходил с отцом в извоз, затем участвовал в
земледельческих работах, помогал убирать урожай, но и, конечно, ловил рыбу
в Туре и окрестных озерах. В Покровском школы не было, и Гриша вплоть до
начала своего странничества, как и его родители, был неграмотен. В общем,
он ничем не выделялся среди других крестьян, разве только своей
болезненностью, которая в крестьянских семьях понималась как ущербность и
давала повод к насмешкам.
“Когда я жил сперва, - рассказывает он сам, - как говорится, в мире,
до 28 лет, то был с миром, то есть любил мир и то, что в мире, и был
справедлив и искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил,
много ямщичил и рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно, это все хорошо
для крестьянина!
Много скорбен было мне: где бы какая сделалась ошибка, будто как я, а
я вовсе ни при чем. В артелях переносил разные насмешки. Пахал усердно и
мало спал, а все-таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди
спасаются”.
Приблизительно в 1892 году в душе его начинает происходить перелом.
Происходит он не сразу, а постепенно. Григорий сначала посещает
сравнительно недалеко расположенные монастыри: абалакский, тюменский,
тобольские: перестает есть мясо (его он не употреблял вплоть до своей
гибели), а через пять лет бросает “курить табак и пить вино”. Начинается
период далеких странствий по монастырям и святым местам России.
Что побудило его на этот шаг? Ответ на вопрос - в его записках.
“Вся жизнь моя, - пишет он, - была болезни. Всякую весну я по сорок
ночей не спал. Сон будто как забытье, так и проводил все время с 15 лет до
28 лет. Вот что тем более толкнуло меня на новую жизнь. Медицина мне не
помогала, со мною ночами бывало как с маленьким, мочился в постели.
Киевские сродники исцелили, и Симеон Праведный Верхотурский дал силы
познать путь истины и уврачевал болезнь бессонницы. Очень трудно это было
все перенесть, а делать нужно было, но все-таки Господь помогал работать, и
никого не нанимал, трудился сам, ночи с пашней мало спал”.
Кстати, внешний вид Григория Распутина не соответствовал тому образу,
который создавался леворадикальной прессой. Он был не только слабого
здоровья, но и невысокого роста, физически не очень силен. Жители села
Покровского, когда в 1980-е годы показывали фильм о Распутине “Агония”,
вначале “бежали” на него, чтобы посмотреть на своего земляка, но старики,
помнившие Григория Ефимовича, как один сказали: “Совсем не похож”. “В
фильме, - по мнению стариков, - огромный, высокий и страшный, а мы его
помним совсем другим, ну, может быть, чуть-чуть выше среднего роста, даже
тщедушный. И все манеры, и поведение другие были. Лицо бледное, глаза
впалые, вид, как правило, измученный. Ходил с посохом”.
В полицейских бумагах сохранилось множество описаний Распутина.
“Телосложения - обыкновенного; цвет волос - светлый шатен; лицо
продолговатое; нос - умеренный; борода - кружком, темно-русая; тип -
русский.”
По переписи 1897 года Григорий Ефимович Распутин числился в составе
семьи своего отца, а не считался самостоятельным хозяином.
Скупые строки бланка переписи, увенчанного двуглавым орлом, включали
всех тогдашних членов распутинского семейства: хозяина - Ефима Яковлевича,
55 лет; жену хозяина - Анну Васильевну, 57 лет; сына хозяина - Григория
Ефимовича, 28 лет; жену сына хозяина - Прасковью Федоровну, 30 лет; внука
хозяина - Дмитрия Григорьевича, 1 год (сына Григория Ефимовича).
Все члены семьи числились земледельцами из государственных крестьян,
все были неграмотными.
ГОДЫ СТРАНСТВИЙ
Сегодня большинству из нас трудно понять, что вкладывалось в слова
“странник”, “странничество” русским человеком в XIX веке. Это были понятия,
с которыми жила Святая Русь, а обычай странничества носил народный
характер.
Были в крестьянской среде люди, которые совершали странничество не раз
и не два в жизни, а регулярно, почти каждый год. У них были свои хозяйства,
дома: возвращаясь домой, они продолжали крестьянствовать. Таким регулярным,
опытным, по его собственным словам, странником и был Григорий Распутин. Он
не бросал своего крестьянского хозяйства вплоть до смерти и, где бы ни был,
как правило, на весенние работы и уборку урожая приезжал в Покровское.
Настоящих странников можно было узнать по внешнему виду - строгий,
серьезный, пронизывающий взгляд, одежда из грубого, крестьянского сукна,
перепоясанная ремнем или просто веревкой. Из-под одежды иногда выглядывала
власяница или даже вериги. В руках посох, ноги босы. Примерно так выглядел
во времена своих странствий и Григорий Распутин, три года он носил вериги.
В день странники проделывали десятки верст, несмотря на погоду.
Ходоком Распутин был хорошим, неустанным. Как сам он рассказывает: “Я шел
по 40-50 верст в день и не спрашивал ни бури, ни ветра, ни дождя. Мне редко
приходилось кушать, по Тамбовской губернии - на одних картошках; не имея с
собой капитала и не собирал во век: придется - Бог пошлет, с ночлегом
пустят - тут и покушаю.
Так не один раз приходил в Киев из Тобольска, не переменял белья по
полугоду и не налагал руки до тела - это вериги тайные, то есть это делал
для опыта и испытания, нередко шел по три дня, вкушал только самую малость.
В жаркие дни налагал на себя пост: не пил квасу, а работал с поденщиками,
как они; работал и убегал в кусты молиться. Не один раз пахал пашню и
убегал на отдохновение на молитву”.
По-видимому, первым монастырем, где совершил свое богомолье Григорий
Распутин, был Абалакский мужской монастырь, находившийся в красивейшем
месте на берегу Иртыша. Историю этого монастыря Распутин часто рассказывал
и в Петербурге, и в Москве.
«Мне приходилось - рассказывает Григорий Распутин, - переносить
нередко всякие беды и напасти; так приходилось, что убийцы предпринимали
против меня, что разные были погони, но на все милость Божья! То скажут:
“Одежда неладная”, то в чем-нибудь да забудутся клеветники неправды. С
ночлега уходил с полночи, а враг завистлив всяким добрым делам, пошлет
какого-нибудь смутителя, он познакомится, чего-нибудь у хозяина возьмет, а
за мной погоня, и все это пережито мною! а виновник тот час же находится.
Не один раз нападали волки, но они разбегались. Не один раз нападали
хищники, хотели обобрать, я им сказывал: “Это не мое, а все Божье, вы
возьмите у меня, я вам помощник, с радостью отдаю”, - им что-то особенно
скажет в сердцах их, они подумают и скажут: “Откуда ты и что такое с тобой?
“Я человек - посланный брат вам и преданный Богу”.
Верхотурский Николаевский монастырь, располагавшийся в Пермской
губернии, Григорий Распутин обычно посещал не один, а собирал на
паломничество крестьян из окрестных сел. Шли пешком сотни верст старым
сибирским трактом от Тюмени на Туринск, а потом на город Верхотурье.
Странничество для Распутина - не самоцель и тем более не средство
ухода от жизни, а внесение в нее духовного начала, придание ей высшего
смысла через подвижническое служение. Григорий осуждает странников, для
которых богомолье стало своего рода профессией, которые избегают труда. Он
этого не принимает.
В странствовании Григорий измождает свою плоть до того, что ему
начинают являться видения. “Злодей враг завидовал всему моему доброму делу,
то он являлся в виде нищего, а все-таки знатно, что не нищий, а враг в
тумане. Я успевал в то время крестным знамением себя осенять, и вдруг
исчезал как прах. То мне казал, что деревня еще более как 30 верст,
смотришь из-за леску и вышел на долинку - тут и село. Экой сатана!”
Григорий не лукавит, не обманывает, не стесняется признаваться в своих
человеческих слабостях. Порой его охватывают “помыслы нечестивые, усталость
неописанная, голод невысказанный, жажда питья неопределенная”. Но Григорий
понимает, что это искушение. Старается с ним бороться, хотя это дается
нелегко. Когда после дальней дороги приходит в село, возникает страстное
желание попить и поесть. Но это искушение, и его надо пересилить, пойти в
церковь, отстоять службу, а потом уже думать о еде и питье.
Самой далекой дорогой Григория в этот период стало паломничество в
киевские монастыри. От Покровского до Киева свыше 3000 верст. Какую-то
часть этого расстояния он преодолевал на пароходе, иногда подвозили
крестьяне на своих телегах, однако основной путь Григорий шел пешком.
Вставая рано на рассвете, выходил натощак. Шел от села к селу, от деревни к
деревне, от монастыря к монастырю, питался тем, что подавали крестьяне или
что в пути зарабатывал поденной работой. Ночевал где придется, куда
положат: и в избе, и в сарае, и на сеновале, а бывало, и в чистом поле на
кочке: “березонька под боком и зорьку не проспишь”.
Восхищение Киевом, и прежде всего Киево-Печерской Лаврой, Григорий
сохранил на всю жизнь. Когда после многих недель пути открылись перед ним
купола киевских святынь, Григорий встал на колени и заплакал.
Вернувшись из странствий, Григорий продолжает заниматься крестьянским
трудом, но никогда не забывает о молитве. В конюшне он выкопал себе
небольшую пещерку и в течение восьми лет уходил туда между обеднями и
заутренями молиться. “Я удалялся туда и там мне было вкусно, то есть
приятно, что в тесном месте не разбегается мысль, нередко и ночи все там
проводил”.
Вначале 1900-х годов Григорий Распутин - совершенно очевидно духовно
зрелый человек, “опытный странник”, как он сам себя называет. Полтора
десятка лет странствий и духовных поисков превратили его в человека,
умудренного опытом, ориентирующегося в человеческой душе, способного дать
полезный совет. И это притягивало к нему людей. Сначала небольшое число
крестьян из окрестных деревень приходило к нему, позднее слава об опытном
страннике распространяется шире и шире! К нему приезжают люди издалека, он
всех принимает, устраивает на ночлег, выслушивает и дает советы.
Неграмотный еще в 1897 году, крестьянин Григорий Распутин начинает
читать и писать, осваивает Священное Писание так, что знает его почти
наизусть, толкует его для всех желающих.
Надо заметить, что в этом общественном положении Григория Распутина
пока нет еще ничего необыкновенного. В те годы во многих местах России
живут люди, подобные Григорию, умудренные опытом странников и богомольцев,
готовые дать духовный совет. Григорий еще незнаком ни с кем из “сильных”
мира сего, и те, кому он помогает духовным советом, - свои братья-крестьяне
или люди из городских низов. Позднее, когда его многочисленные
недоброжелатели стали искать в этом периоде жизни Распутина криминал, им не
удалось его найти и пришлось придумывать заведомую ложь (но об этом в своем
месте). Нет ни одного убедительного свидетельства, чтобы в этот отрезок
жизни Григорий совершил какой-либо недостойный поступок. Напротив, именно в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|