хочу, кроме того, чтобы она была в галерее, рядом с Перовым, Крамским,
Репиным, Суриковым, Васнецовым. Вот чего я страстно хочу... И все же, надо
сказать не это, а что-то другое, серьезное... и я решился... сказал и сам
себе не поверил... Что я наделал? Счастье было так близко, так возможно, а
я безумный, назначил пятьсот рублей! Павел Михайлович не возмутился, а
прехладнокровно выслушав мое решение, сказал: “Я оставляю картину за
собой”. И стал прощаться, оделся, уехал, а я остался в каком-то
полубреду...”
Организаторская роль П.М.Третьякова наглядно видна на примере
создания портретов русских писателей, ученых, композиторов.
Третьяков заказывает портрет Писемского - Перову, Гончарова -
Крамскому, добивается приобретения портрета Гоголя работы Моллера,
заказывает портрет А.Н.Островского - Перову, Шевченко - Крамскому, его же
просит написать портреты Грибоедова, Фонвизина, Кольцова и художника
Васильева, заказывает портрет Тургенева - Гуну и дважды тот же портрет
Репину; затем Перову поручает еще раз портрет Тургенева, а также портреты
Достоевского, Майкова, Даля; Крамскому предлагает писать Толстого,
Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Аксакова; заказывает Репину портреты Тютчева,
Пирогова, Толстого; приобретает у Ге портрет Герцена и т.д.
С поразительной настойчивостью и терпением добивается П.М.Третьяков
создания портретов великих русских писателей, композиторов, ученых,
советуясь с близко знающими их людьми и пересказывая по несколько раз, если
портрет его не удовлетворяет сходством или качеством живописи. Третьяков
следит даже за местонахождением тех или иных престарелых известных русских
писателей и уговаривает художников отыскать их и создать портреты. Так,
Третьяков напоминает Репину, находящемуся за границей, что поблизости от
него «живет наш известный поэт Вяземский, старик 95 лет. Тут также надо
взглянуть с патриотической стороны. Если да - то я узнаю его адрес и сообщу
Вам». Такое высокое понимание роли национальной русской живописи,
призванной увековечить видных людей русской науки, искусства и литературы,
характерно для П.М.Третьякова, полного веры в торжество не только русской
живописи, но и всей русской культуры. При этом, выбирая лиц для
портретирования, Третьяков прежде всего выдвигает прогрессивных писателей-
реалистов, прославивших русскую литературу во всем мире.
Если бы не настойчивость Третьякова и не его высокое чувство
ответственности перед народом, для которого необходимо было запечатлеть
силой русского искусства образы великих русских людей - мы бы не имели бы и
десятой доли той богатейшей коллекции портретов, которой располагает
Третьяковская галерея. И в этом смысле огромна личная заслуга
П.М.Третьякова перед русской культурой.
Выдающееся значение Третьяковской галереи в развитии русской живописи
не случайно совпадает с ее могучим подъемом во второй половине XIX века,
обусловившим ее мировое значение и связанным с деятельностью подвижников, с
расцветом творчества таких гениев, как Репин и Суриков. Отсюда и прочная
дружба Третьякова с идеологами передвижников - Крамским, Перовым и другими.
Цель, осуществляемая Третьяковым - создание национальной
художественной галереи русской живописи - была шире и грандиознее, чем
собирание картин одной школы или одного направления, хотя бы и более
прогрессивного. И Третьяков раздвигает рамки своей коллекции; он начинает
собирать древнерусское искусство, начиная с XI века и портретную живопись
XVIII века, продолжая в то же время внимательно следить за успехами
художников младшего поколения и приобретая картины Серого, Нестерова,
Остроухого и других, с той же третьяковской безошибочностью отбирая
действительно самое художественное, что заслуживает права войти в
сокровищницу национальной русской живописи.
При такой цели собирательства, Третьякову было ясно, какую большую
ответственность он берет на себя перед историей русской культуры,
приобретая для галереи одни произведения и не приобретая другие, что этим
самым он одни произведения приобщает к лучшему, что создано русским
искусством, а другие оставляет без внимания. Третьяков чувствовал
колоссальную ответственность перед народом за каждое свое приобретение с
точки зрения соблюдения чистоты принципа, имеющего в виду, что собирая
галерею, он становится как бы историком русской живописи, и притом
историком, который не только описывает ход событий, но и сам является
активным участником истории. Третьяков подолгу просиживал в мастерских
художников перед картинами или бродил по выставочным залам до открытия,
одинокий, молчаливый, задумчивый. Он советовался с Крамским, Перовым,
Репиным, взвешивал их точки зрения, ценил их советы, но принимал свое
окончательное решение всегда самостоятельно.
Когда Репин однажды сказал Третьякову, что какую-то картину тот купил
зря, Павел Михайлович ответил ему: «Все, что я трачу и иногда бросаю на
картину - мне постоянно кажется необходимо нужным; знаю, что мне легко
ошибиться; все что сделано - кончено, этого не поправить, но для будущего,
как примеры, мне необходимо нужно, чтобы Вы мне указали, что брошено, то
есть за какие вещи. Это останется между нами... Прошу Вас, ради бога,
сделайте это, мне это нужно больше, чем Вы можете предполагать». В 1855
году П.М.Третьяков писал Репину: «Ради бога, не равняйте меня с любителями,
всеми другими собирателями, приобретателями... не обижайтесь на меня за то,
за что вправе обидеться на них».
М.В.Нестеров вспоминает, что когда на передвижных выставках зрители
видели под несколькими картинами белую карточку с подписью: «Приобретено
П.М.Третьяковым» - это значило, что русская живопись может гордиться
появлением новых выдающихся произведений. Решение Третьякова признавалось
как аксиома - большего авторитета не было. И Третьяков взял на свои плечи
эту тяжесть моральной ответственности, как взял он и тяжесть материальную -
собрание национальной художественной галереи средствами одного человека.
Поэтому М.В.Нестеров заканчивает свои воспоминания о П.М.Третьякове
следующими словами: «кому не приходила в голову мысль о том, что не появись
в свое время П.М.Третьякова, не отдайся он всецело большой идее, не начни
собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные, быть может, и
мы не знали бы ни «Боярыни Морозовой», ни «Крестного хода», ни всех тех
больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую
галерею. Тогда, в те далекие годы, это был подвиг...»
Но несмотря на грандиозность и значимость предпринятого дела,
П.М.Третьякову были присущи сдержанность и некоторая замкнутость. Даже из
обширной его переписки трудно составить исчерпывающие представления о
вкусах, мнениях и взглядах. Но некоторые факты могут показаться
интересными.
Третьяков избегал встреч только с двумя категориями носителей власти
- светской и духовной. Однажды ему сообщили, что в галерею прибудет Иоанн
Кронштадский. Популярность этого священнослужителя среди верующих была
огромной, многие считали его святым. В день посещения галереи Иоанном
Кронштадским, Третьяков ранним утром уехал в Кострому, на свою фабрику.
-”Скажите, что меня экстренно вызвали по делам фирмы на несколько
дней”.
Был только всего один визит высокого гостя, когда Павла Михайловича
все-таки вынудили присутствовать при осмотре его коллекции: в 1893 году
галерею посетил Александр III с супругой. Их сопровождали министры граф
С.Ю.Витте, граф И.И.Воронцов-Дашков и президент Академии художеств, брат
царя великий князь Владимир Александрович.
В том же 1893 году, Третьяков отказался от дворянства, которое ему
хотел даровать царь, после передачи галереи Москве.
-”Я купцом родился, купцом и умру”,- ответил Третьяков явившемуся
обрадовать его чиновнику. Единственное звание, принятое им с гордостью -
Почетный гражданин города Москвы.
И, кстати, передачу галереи городу Павел Михайлович хотел произвести
как можно более тихо, без всякого шума, не желая быть в центре общего
внимания и объектом благодарности. Но ему это не удалось и он был очень
недоволен.
Кроме занятия собирательством, Павел Михайлович Третьяков активно
занимался благотворительностью. Благотворительность для него была столь же
закономерна, сколь закономерным было создание национальной галереи.
Третьяков состоял почетным членом Общества любителей художеств и
Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы,
поддерживая все просветительские начинания. Он принимал участие во
множестве благотворительных актов, всех пожертвованиях в помощь семьям
погибших солдат во время Крымской и русско-турецкой войны. Стипендии
П.М.Третьякова были установлены в коммерческих училищах - Московском и
Александровском. Он никогда не отказывал в денежной помощи художникам и
прочим просителям, тщательно заботился о денежных делах живописцев, которые
без страха вверяли ему свои сбережения. Павел Михайлович многократно ссужал
деньги своему доброму советнику и консультанту И.Н.Крамскому, помогал
бескорыстно В.Г.Худякову, К.А.Трутовскому, М.К.Клодту и многим другим.
Братьями - Павлом и Сергеем Третьяковыми - было основано в Москве Арнольдо-
Третьяковское училище для глухонемых. Попечительство над училищем,
начавшееся в 60-е годы, продолжалось в течение всей жизни П.М.Третьякова и
после его смерти. В своем завещании Павел Михайлович предусмотрел огромные
капиталы для училища глухонемых. Для воспитанников училища Третьяков купил
большой каменный дом с садом. Там жили 150 мальчиков и девочек. Здесь они
воспитывались до 16-ти лет и выходили в жизнь, получив профессию. в
училище. Он подбирал лучших преподавателей, знакомился с методикой
обучения, следил, чтобы воспитанников хорошо кормили и одевали. В каждый
приезд в училище он обходил классы и мастерские в часы занятий, всегда
присутствовал на экзаменах.
После смерти Павла Михайловича Третьякова в 1898 году, галерея, по
его завещанию, отошла в собственность города Москвы. В 1918 году, после
Октябрьской революции, по подписанному В.И.Лениным декрету о национализации
галереи, она стала называться Государственной Третьяковской галереей.
В период советской власти Третьяковская галерея пополнила свое
собрание не только картинами художников 18-19 веков из собраний других
коллекционеров, но и произведениями художников советского периода, такими
как: Кузьма Петров-Водкин, Юрий Пименов, Семен Чуйков, Аркадий Пластов,
Александр Дейнека, творческий союз Кукрыниксы и многие другие.
Обращаясь к ситуации современной России, трудно представить себе
человека, который мог бы заняться чем-то подобным. И дело даже не в том,
что это, как скажут многие, “не очень-то и нужно”, а в том, что сейчас
просто другое время, другие проблемы, другие задачи, которые необходимо
решать. Хотя и это утверждение не бесспорно.
В плане культурного наследия, научно-технический прогресс с каждым
днем открывает нам все новые и новые формы и результаты деятельности
человека в сфере культуры и искусства. И нам, в наше время, необходимо
заботится о них, сохранять и приумножать их, в то же время не забывая о
прошлом, чтобы оставить своим потомкам наше видение мира, нашу жизнь, как
это сделал поистине великий человек - Павел Михайлович Третьяков.
Глава 4.
ЕВРОПЕЙСКИЕ ФОНДЫ,
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ
КУЛЬТУРУ.
Бизнес и культура могут принести большую пользу, если они будут
сотрудничать между собой. Это значит, если коммерческий сектор инвестирует
свои средства в культуру, поддерживая инновации в области культуры, то он
вносит вклад в развитие цивилизованной жизни на земле. Нынешняя
экономическая система взросла на культурной почве, которая развивалась
многие столетия. Она дала возможность развитию демократии, рыночных
отношений, социального обеспечения и общего благополучия. Культура, таким
образом, не предмет роскоши, а необходимость. В тех странах, где развитие
культуры было приостановлено, где на первом месте были политические цели,
остановилось также и развитие экономики. Таким образом, человечество должно
заботиться о всевозможном способствовании развитию культуры и искусства.
Особенно важно развитие культуры и искусства на международном уровне -
внутренняя политика (не говоря уже о внешней) того или иного государства
отражается не только на её гражданах, но и на мировой экономической
системе.
Сейчас эта заинтересованность проявляется с двух различных сторон. Во-
первых, это проекты интернационального масштаба на уровне правительств. К
этому уровню можно отнести регулярные конференции министров культуры стран
Европейского Сообщества, на которых определяются главные приоритеты и
культурные программы, финансируемые государственными органами, и такие
межгосударственные организации как ЮНЕСКО и Европейский Совет. Во-вторых,
это независимые частные фонды, которые в последнее время оказывают
финансовую поддержку организациям культуры и искусства, а также отдельным
художникам.[1]
Если государственные органы преследуют, как правило, политические
цели в поддержке того или иного проекта, то частные фонды свободны от
подобной политики. Так фонды, учредителем которых является крупная
компания, ставят перед собой цель чисто экономического содержания -
завоевание новых рынков. Более объективны фонды, учреждённые группой
предпринимателей и творцов европейского масштаба. Фонды, таким образом,
выступают как нечто среднее между государственной поддержкой и отдельными
спонсорами в области культуры. Необходимость их существования можно
доказать следующими аргументами:
I. Фонды, как правило, могут работать более гибко, чем государство. Они
могут осуществлять работу в качестве первооткрывателей и в случае
успеха показать дорогу государственной поддержке. Они могут в прямом
смысле “поддерживать” культурные начинания. Так, к примеру, в июле 1990
года “Juergen-Ponto фонд” (ещё до объединения Германии) вместе с Банком
Дрездена разработал и начал осуществлять проект по сотрудничеству между
20 архитекторами и градостроителями и 40 студентами из восточной и
западной части Германии. Результаты 11 рабочих групп отразились на
общественном мнении и имели важное значение для дальнейшей судьбы двух
немецких стран.
II. Фонды в основном не связаны с отдельными или групповыми интересами.
Перед ними стоят свои уставные цели, не связанные с предвыборными
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|