атеистической, чем русская. Атеизм есть общая вера, в которую крещаются
вступающие в лоно церкви интеллигентски-гуманистической, и не только из
образованного класса, но и из народа. И. так повелось изначала, еще с
духовного отца русской интеллигенции Белинского. И как всякая общественная
среда вырабатывает свои привычки, свои особые верования, так и традиционный
атеизм русской интеллигенции сделался само собою разумеющеюся ее
особенностью, о которой даже не говорят, как бы признаком хорошего тона.
Известная образованность, просвещенность есть в глазах нашей интеллигенции
синоним религиозного индифферентизма и отрицания. О6 этом нет споров среди
разных фракций, партий, "направлений", это все их объединяет. Этим
пропитана насквозь, до дна, скудная интеллигентская культура, с ее
газетами, журналами, направлениями, программами, нравами, предрассудками,
подобно тому как дыханием окисляется кровь, распространяющаяся потом по
всему организму. Нет более важного факта в истории русского просвещения,
чем этот. И вместе с тем приходится признать, что русский атеизм отнюдь не
является сознательным отрицанием, плодом сложной, мучительной и
продолжительной работы ума, сердца и воли, итогом личной жизни. Нет, он
берется чаще всего на веру и сохраняет эти черты наивной религиозной веры,
только наизнанку, и это не изменяется вследствие того, что он принимает
воинствующие, догматические, наукообразные формы. Эта вера берет в основу
ряд некритических, непроверенных и в своей догматической форме, конечно,
неправильных утверждений, именно, что наука компетентна окончательно
разрешить и вопросы религии, и притом разрешает их в отрицательном смысле;
к этому присоединяется еще подозрительное отношение к философии, особенно
метафизике, тоже заранее отвергнутой и осужденной.
Веру эту разделяют и ученые, и неученые, и старые, и молодые. Она усвояется
в отроческом возрасте, который биографически наступает, конечно, для одних
ранее, для других позже. В этом возрасте обыкновенно легкой даже
естественно воспринимается отрицание религии, тотчас же заменяемой верою в
науку, в прогресс. Наша интеллигенция, раз став на эту почву, в большинстве
случаев всю жизнь так и остается при этой вере, считая эти вопросы уже
достаточно разъясненными и окончательно порешенными, загипнотизированная
всеобщим единодушием в этом мнении. Отроки становятся зрелыми мужами, иные
из них приобретают серьезные научные знания, делаются видными
специалистами, и в таком случае они бросают на чашку весов в пользу
отрочески уверованного, догматически воспринятого на школьной скамье
атеизма свой авторитет ученых специалистов, хотя бы в области этих вопросов
они были нисколько не более авторитетны, нежели каждый мыслящий и
чувствующий человек. Таким образом создается духовная атмосфера и в нашей
высшей школе, где формируется подрастающая интеллигенция. И поразительно,
сколь мало впечатления производили на русскую интеллигенцию люди глубокой
образованности, ума, гения, когда они звали ее к религиозному углублению, к
пробуждению от догматической спячки, как мало замечены были наши
религиозные мыслители и писатели-славянофилы, Вл. Соловьев, Бухарев, кн. С.
Трубецкой и др., как глуха оставалась наша интеллигенция к религиозной
проповеди Достоевского и даже Л. Н. Толстого, несмотря на внешний культ его
имени.
В русском атеизме больше всего поражает его догматизм, то, можно сказать,
религиозное легкомыслие, с которым он принимается. Ведь до последнего
времени религиозной проблемы, во всей ее огромной и исключительной важности
и жгучести, русское "образованное" общество просто не замечало и не
понимало, религией же интересовалось вообще лишь постольку, поскольку это
связывалось с политикой или же с проповедью атеизма. Поразительно
невежество нашей интеллигенции в вопросах религии. Я говорю это не для
обвинения, ибо это имеет, может быть, и достаточное историческое
оправдание, но для диагноза ее духовного состояния. Наша интеллигенция по
отношению к религии просто еще Не вышла из отроческого возраста, она еще не
думала серьезно о религии и не дала себе сознательного религиозного
самоопределения, она не жила еще религиозной мыслью и остается поэтому,
строго говоря, Не выше религии, как думает о себе сама, но вне религии.
Лучшим доказательством всему этому служит историческое происхождение
русского атеизма. Он усвоен нами с Запада (недаром он и стал первым членом
символа веры нашего "западничества"). Его мы приняли как последнее слово
западной цивилизации, сначала в форме вольтерьянства и материализма
французских энциклопедистов, затем атеистического социализма (Белинский),
позднее материализма 60-х годов, позитивизма, фейербаховского гуманизма, в
новейшее время экономического материализма и -- самые последние годы --
критицизма. На многоветвистом дереве западной цивилизации, своими корнями
идущем глубоко в историю, мы облюбовали только одну ветвь, не зная, не
желая знать всех остальных, в полной уверенности, что мы прививаем себе
самую "подлинную европейскую цивилизацию. Но европейская цивилизация имеет
не только разнообразные плоды и многочисленные ветви, но и корни, питающие
дерево и, до известной степени, обезвреживающие своими здоровыми соками
многие ядовитые плоды. Поэтому даже и отрицательные учения на своей родине,
в ряду других могучих духовных течений, им: противоборствующих, имеют
совершенно другое психологическое и историческое значение, нежели когда они
появляются в культурной пустыне и притязают стать единственным фундаментом
русского просвещения и цивилизации. Si duo idem dicunt, non est idem. На
таком фундаменте не была построена еще ни одна культура.
В настоящее время нередко забывают, что западноевропейская культура имеет
религиозные корни, по крайней мере наполовину построена на религиозном
фундаменте, заложенном средневековьем и реформацией. Каково бы ни было наше
отношение к реформационной догматике и вообще к протестантизму, но нельзя
отрицать, что реформация вызвала огромный религиозный подъем во всем
Западном мире, не исключая и той его части, которая осталась верна
католицизму, но тоже: была принуждена обновиться для борьбы с врагами.
Новая личность европейского человека, в этом смысле, родилась в реформации
(и это происхождение ее наложило на нее свой отпечаток), политическая
свобода, свобода совести, права человека и гражданина были провозглашены
также реформацией (в Англии); новейшими исследованиями выясняется также
значение протестантизма, особенно в реформатстве, кальвинизме и
пуританизме, и для хозяйственного развития, при выработке
индивидуальностей, пригодных стать руководителями развивавшегося народного
хозяйства. В протестантизме же преимущественно развивалась и новейшая
наука, и особенно философия. И .все это развитие шло со строгой
исторической преемственностью и постепенностью, без; трещин и обвалов.
Культурная история западноевропейского мира представляет собою одно связное
целое, в котором еще живы и свое необходимое место занимают и средние века,
и реформационная эпоха, наряду, с веяниями нового времени.
Уже в эпоху реформации обозначается и то духовное русло, которое оказалось
определяющим для русской интеллигенции. Наряду с реформацией в
гуманистическом ренессансе, возрождении классической древности возрождались
и некоторые черты язычества. Параллельно с религиозным индивидуализмом
реформации усиливался и неоязыческий индивидуализм, возвеличивавший
натурального, невозрожденного человека. По этому воззрению, человек добр и
прекрасен по своей природе, которая искажается лишь внешними условиями;
достаточно восстановить естественное состояние человека, и этим будет все
достигнуто. Здесь -- Корень разных естественноправовых теорий, а также и
новейших учений о прогрессе и о всемогуществе одних внешних реформ для
разрешения человеческой трагедии, а следовательно, и всего новейшего
гуманизма и социализма. Внешняя, кажущаяся близость индивидуализма
религиозного и языческого не устраняет их глубокого внутреннего различия, и
поэтому мы наблюдаем в новейшей истории не только параллельное развитие, но
и борьбу обоих этих течений. Усиление мотивов гуманистического
индивидуализма в истории мысли знаменует эпоху так называемого
"просветительства" ("Aufklarung") в XVII, XVIII, отчасти XIX веках.
Просветительство делает наиболее радикальные отрицательные выводы из
посылок гуманизма: в области религии, через посредство деизма, оно приходит
к скептицизму и атеизму; в области философии, через рационализм и эмпиризм,
-- к позитивизму и материализму; в области морали, чрез "естественную"
мораль, -- к утилитаризму и гедонизму. Материалистический социализм тоже
можно рассматривать как самый поздний и зрелый плод просветительства. Это
направление, которое представляет собою отчасти продукт разложения
реформации, но и само есть одно из разлагающих начал в духовной жизни
Запада, весьма влиятельно в новейшей истории. Им вдохновлялась великая
французская революция и большинство революций XIX века, и оно же, с другой
стороны, дает духовную основу и для европейского мещанства, господство
которого сменило пока собой героическую эпоху просветительства. Однако
очень важно не забывать, что хотя лицо европейской земли все более
искажается благодаря широко разливающейся в массах популярной философии
просветительства и застывает в холоде мещанства, но в истории культуры
просветительство никогда не играло и не играет исключительной или даже
господствующей роли; Дерево европейской культуры и до сих пор, даже незримо
для глаз, питается духовными соками старых религиозных корней. Этими
корнями, этим здоровым историческим консерватизмом и поддерживается
прочность этого дерева, хотя в той мере, в какой просветительство проникает
в корни и ствол, и оно тоже начинает чахнуть и загнивать. Поэтому нельзя
считать западноевропейскую цивилизацию безрелигиозной в ее исторической
основе, хотя она, действительно, и становится все более таковой в сознании
последних поколений. Наша интеллигенция в своем западничестве не пошла
дальше внешнего усвоения новейших политических и социальных идей Запада,
причем приняла их в связи с наиболее крайними и резкими формами философии
просветительства. В этом отборе, который произвела сама интеллигенция, в
сущности, даже и не повинная западная цивилизация в ее органическом целом.
В перспективе ее истории для русского интеллигента исчезает совершенно роль
"мрачной" эпохи средневековья, всей реформационной эпохи с ее огромными
духовными приобретениями, все развитие научной и философской мысли помимо
крайнего просветительства. Вначале было варварство, а затем воссияла
цивилизация, т. е. просветительство, материализм, атеизм, социализм, -- вот
несложная философия истории среднего русского интеллигентства. Поэтому в
борьбе за русскую культуру надо бороться, между прочим, даже и За более
углубленное, исторически сознательное западничество.
Отчего же так случилось, что наша интеллигенция усвоила себе с такою
легкостью именно догматы просветительства? Для этого может быть указано
много исторических причин, но в известной степени отбор этот был и
свободным делом самой интеллигенции, за которое она постольку и
ответственна перед родиной и историей.
Во всяком случае, благодаря этому разрывается связь времен в русском
просвещении, и этим разрывом Духовно больна наша родина.
III
Отбрасывая христианство и установляемые им нормы жизни, вместе с атеизмом
или, лучше оказать, вместо атеизма наша интеллигенция воспринимает догматы
религии человекобожества, в каком-либо из вариантов, выработанных западно-
европейским просветительством, переходит в идолопоклонство этой религии.
Основным догматом, свойственным всем ее вариантам, является вера в
естественное совершенство человека, в бесконечный прогресс, осуществляемый
силами человека, но, вместе с тем, механическое его понимание. Так как все
зло объясняется внешним неустройством человеческого общежития и потому нет
ни личной вины, ни личной ответственности, то вся задача общественного
устроения заключается в преодолении этих внешних неустройств, конечно,
внешними же реформами. Отрицая Провидение и какой-либо изначальный план,
осуществляющийся в истории, человек ставит себя здесь на место Провидения и
в себе видит своего спасителя. Этой самооценке не препятствует и явно
противоречащее ей механическое, иногда грубо материалистическое понимание
исторического процесса, которое сводит его к деятельности стихийных сил
(как в экономическом материализме); человек остается все-таки единственным
разумным, сознательным агентом, своим собственным провидением. Такое
настроение на Западе, где оно явилось уже в эпоху культурного расцвета,
почувствованной мощи человека, психологически окрашено чувством культурного
самодовольства разбогатевшего буржуа. Хотя для религиозной оценки это
самообожествление европейского мещанства -- одинаково как в социализме, так
и индивидуализме -- представляется отвратительным самодовольством и
духовным хищением, временным притуплением сознания, но на Западе это
человекобожество, имевшее свой Sturm und Drang, давно уже стало (никто,
впрочем, не скажет, надолго ли) ручным и спокойным, как и европейский
социализм. Во всяком случае, оно бессильно пока расшатать (хотя с медленной
неуклонностью и делает это) трудовые устои европейской культуры, духовное
здоровье европейских народов. Вековая традиция и историческая дисциплина
труда практически еще побеждают разлагающее влияние самообожения. Иначе в
России, при происшедшем здесь разрыве связи исторических времен. Религия
человекобожества и ее сущность -- самообожение в России были приняты не
только с юношеским пылом, но и с отроческим неведением жизни и своих сил,
получили почти горячечные формы. Вдохновляясь ею, интеллигенция наша
почувствовала себя призванной сыграть роль Провидения относительно своей
родины. Она сознавала себя единственной носительницей света и европейской
образованности в этой стране, где все, казалось ей, было охвачено
непроглядной тьмой, все было столь варварским и ей чуждым. Она признала
себя духовным ее опекуном и решила ее спасти, как понимала и как умела.
Интеллигенция стала по отношению к русской истории и современности в
позицию героического вызова и героической борьбы, опираясь при этом на свою
самооценку. Героизм -- вот то слово, которое выражает, по моему мнению,
основную сущность интеллигентского мировоззрения и идеала, притом героизм
самообожения. Вся экономия ее душевных сил основана на этом самочувствии.
Изолированное положение интеллигента в стране, его оторванность от почвы,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|