атеистической, чем русская. Атеизм есть  общая  вера,  в  которую  крещаются 
вступающие в лоно церкви  интеллигентски-гуманистической,  и  не  только  из 
образованного класса, но и из  народа.  И.  так  повелось  изначала,  еще  с 
духовного отца русской интеллигенции Белинского. И как  всякая  общественная 
среда вырабатывает свои привычки, свои особые верования, так и  традиционный 
атеизм  русской  интеллигенции   сделался   само   собою   разумеющеюся   ее 
особенностью, о которой даже не говорят, как  бы  признаком  хорошего  тона. 
Известная образованность, просвещенность есть в глазах  нашей  интеллигенции 
синоним религиозного индифферентизма и отрицания. О6 этом нет  споров  среди 
разных  фракций,  партий,  "направлений",  это  все  их   объединяет.   Этим 
пропитана  насквозь,  до  дна,  скудная  интеллигентская  культура,   с   ее 
газетами, журналами, направлениями,  программами,  нравами,  предрассудками, 
подобно тому как дыханием  окисляется  кровь,  распространяющаяся  потом  по 
всему организму. Нет более важного факта  в  истории  русского  просвещения, 
чем этот. И вместе с тем приходится признать, что русский атеизм  отнюдь  не 
является   сознательным   отрицанием,   плодом   сложной,   мучительной    и 
продолжительной работы ума, сердца и воли,  итогом  личной  жизни.  Нет,  он 
берется чаще всего на веру и сохраняет эти черты наивной  религиозной  веры, 
только наизнанку, и это не изменяется  вследствие  того,  что  он  принимает 
воинствующие, догматические, наукообразные формы. Эта вера  берет  в  основу 
ряд некритических, непроверенных и в  своей  догматической  форме,  конечно, 
неправильных  утверждений,  именно,  что  наука   компетентна   окончательно 
разрешить и вопросы религии, и притом разрешает их в  отрицательном  смысле; 
к этому присоединяется еще подозрительное отношение  к  философии,  особенно 
метафизике, тоже заранее отвергнутой и осужденной. 
Веру эту разделяют и ученые, и неученые, и старые, и молодые. Она  усвояется 
в отроческом возрасте, который биографически наступает, конечно,  для  одних 
ранее,  для  других  позже.  В  этом  возрасте   обыкновенно   легкой   даже 
естественно воспринимается отрицание религии, тотчас же заменяемой  верою  в 
науку, в прогресс. Наша интеллигенция, раз став на эту почву, в  большинстве 
случаев всю жизнь так и остается при  этой  вере,  считая  эти  вопросы  уже 
достаточно разъясненными  и  окончательно  порешенными,  загипнотизированная 
всеобщим единодушием в этом мнении. Отроки становятся зрелыми  мужами,  иные 
из   них   приобретают   серьезные   научные   знания,   делаются    видными 
специалистами, и в  таком  случае  они  бросают  на  чашку  весов  в  пользу 
отрочески  уверованного,  догматически  воспринятого  на   школьной   скамье 
атеизма свой авторитет ученых специалистов, хотя бы в области этих  вопросов 
они  были  нисколько  не  более  авторитетны,  нежели  каждый   мыслящий   и 
чувствующий человек. Таким образом создается духовная атмосфера  и  в  нашей 
высшей школе, где формируется подрастающая  интеллигенция.  И  поразительно, 
сколь мало впечатления производили на русскую  интеллигенцию  люди  глубокой 
образованности, ума, гения, когда они звали ее к религиозному углублению,  к 
пробуждению  от  догматической  спячки,  как   мало   замечены   были   наши 
религиозные мыслители и писатели-славянофилы, Вл. Соловьев, Бухарев, кн.  С. 
Трубецкой и др., как  глуха  оставалась  наша  интеллигенция  к  религиозной 
проповеди Достоевского и даже Л. Н. Толстого, несмотря на внешний культ  его 
имени. 
В русском атеизме больше всего поражает его догматизм,  то,  можно  сказать, 
религиозное легкомыслие,  с  которым  он  принимается.  Ведь  до  последнего 
времени религиозной проблемы, во всей ее огромной и исключительной  важности 
и  жгучести,  русское  "образованное"  общество  просто  не  замечало  и  не 
понимало, религией же интересовалось вообще лишь  постольку,  поскольку  это 
связывалось  с  политикой  или  же  с   проповедью   атеизма.   Поразительно 
невежество нашей интеллигенции в вопросах  религии.  Я  говорю  это  не  для 
обвинения,  ибо  это  имеет,  может   быть,   и   достаточное   историческое 
оправдание, но для диагноза ее духовного состояния.  Наша  интеллигенция  по 
отношению к религии просто еще Не вышла из отроческого возраста, она еще  не 
думала  серьезно  о  религии  и  не  дала  себе  сознательного  религиозного 
самоопределения, она не жила еще  религиозной  мыслью  и  остается  поэтому, 
строго говоря, Не выше религии, как думает о  себе  сама,  но  вне  религии. 
Лучшим  доказательством  всему  этому  служит   историческое   происхождение 
русского атеизма. Он усвоен нами с Запада (недаром он и стал  первым  членом 
символа веры нашего "западничества"). Его мы  приняли  как  последнее  слово 
западной  цивилизации,  сначала  в  форме  вольтерьянства   и   материализма 
французских энциклопедистов, затем  атеистического  социализма  (Белинский), 
позднее материализма 60-х годов, позитивизма, фейербаховского  гуманизма,  в 
новейшее время экономического материализма и  --  самые  последние  годы  -- 
критицизма. На многоветвистом дереве западной  цивилизации,  своими  корнями 
идущем глубоко в историю, мы облюбовали  только  одну  ветвь,  не  зная,  не 
желая знать всех остальных, в полной  уверенности,  что  мы  прививаем  себе 
самую "подлинную европейскую цивилизацию. Но европейская  цивилизация  имеет 
не только разнообразные плоды и многочисленные ветви, но и  корни,  питающие 
дерево и, до известной  степени,  обезвреживающие  своими  здоровыми  соками 
многие ядовитые плоды. Поэтому даже и отрицательные учения на своей  родине, 
в ряду  других  могучих  духовных  течений,  им:  противоборствующих,  имеют 
совершенно другое психологическое и историческое значение, нежели когда  они 
появляются в культурной пустыне и притязают стать  единственным  фундаментом 
русского просвещения и цивилизации. Si duo idem dicunt,  non  est  idem.  На 
таком фундаменте не была построена еще ни одна культура. 
В настоящее время нередко забывают, что  западноевропейская  культура  имеет 
религиозные корни, по  крайней  мере  наполовину  построена  на  религиозном 
фундаменте, заложенном средневековьем и реформацией. Каково бы ни было  наше 
отношение к реформационной догматике и вообще к  протестантизму,  но  нельзя 
отрицать,  что  реформация  вызвала  огромный  религиозный  подъем  во  всем 
Западном  мире,  не  исключая  и  той  его  части,  которая  осталась  верна 
католицизму, но тоже: была  принуждена  обновиться  для  борьбы  с  врагами. 
Новая личность европейского человека, в этом смысле, родилась  в  реформации 
(и это происхождение  ее  наложило  на  нее  свой  отпечаток),  политическая 
свобода, свобода совести, права человека  и  гражданина  были  провозглашены 
также реформацией (в  Англии);  новейшими  исследованиями  выясняется  также 
значение   протестантизма,   особенно   в   реформатстве,   кальвинизме    и 
пуританизме,    и    для    хозяйственного    развития,    при     выработке 
индивидуальностей, пригодных стать руководителями  развивавшегося  народного 
хозяйства.  В  протестантизме  же  преимущественно  развивалась  и  новейшая 
наука,  и  особенно  философия.  И  .все  это  развитие   шло   со   строгой 
исторической преемственностью  и  постепенностью,  без;  трещин  и  обвалов. 
Культурная история западноевропейского мира представляет собою одно  связное 
целое, в котором еще живы и свое необходимое место занимают и средние  века, 
и реформационная эпоха, наряду, с веяниями нового времени. 
Уже в эпоху реформации обозначается и то духовное русло,  которое  оказалось 
определяющим   для   русской   интеллигенции.   Наряду   с   реформацией   в 
гуманистическом ренессансе, возрождении классической древности  возрождались 
и некоторые  черты  язычества.  Параллельно  с  религиозным  индивидуализмом 
реформации  усиливался   и   неоязыческий   индивидуализм,   возвеличивавший 
натурального, невозрожденного человека. По этому воззрению, человек  добр  и 
прекрасен по своей природе,  которая  искажается  лишь  внешними  условиями; 
достаточно восстановить естественное состояние человека, и  этим  будет  все 
достигнуто. Здесь -- Корень разных естественноправовых  теорий,  а  также  и 
новейших учений о прогрессе и  о  всемогуществе  одних  внешних  реформ  для 
разрешения  человеческой  трагедии,  а  следовательно,  и  всего   новейшего 
гуманизма  и  социализма.   Внешняя,   кажущаяся   близость   индивидуализма 
религиозного и языческого не устраняет их глубокого внутреннего различия,  и 
поэтому мы наблюдаем в новейшей истории не только параллельное развитие,  но 
и   борьбу   обоих   этих   течений.   Усиление   мотивов   гуманистического 
индивидуализма   в   истории   мысли   знаменует   эпоху   так   называемого 
"просветительства"  ("Aufklarung")  в  XVII,  XVIII,  отчасти   XIX   веках. 
Просветительство  делает  наиболее  радикальные  отрицательные   выводы   из 
посылок гуманизма: в области религии, через посредство деизма, оно  приходит 
к скептицизму и атеизму; в области философии, через рационализм и  эмпиризм, 
-- к позитивизму и  материализму;  в  области  морали,  чрез  "естественную" 
мораль, -- к утилитаризму и  гедонизму.  Материалистический  социализм  тоже 
можно рассматривать как самый поздний и зрелый  плод  просветительства.  Это 
направление,  которое  представляет   собою   отчасти   продукт   разложения 
реформации, но и само есть  одно  из  разлагающих  начал  в  духовной  жизни 
Запада, весьма влиятельно  в  новейшей  истории.  Им  вдохновлялась  великая 
французская революция и большинство революций XIX века, и оно же,  с  другой 
стороны, дает духовную  основу  и  для  европейского  мещанства,  господство 
которого сменило  пока  собой  героическую  эпоху  просветительства.  Однако 
очень  важно  не  забывать,  что  хотя  лицо  европейской  земли  все  более 
искажается благодаря широко  разливающейся  в  массах  популярной  философии 
просветительства и застывает в  холоде  мещанства,  но  в  истории  культуры 
просветительство никогда не играло  и  не  играет  исключительной  или  даже 
господствующей роли; Дерево европейской культуры и до сих пор, даже  незримо 
для  глаз,  питается  духовными  соками  старых  религиозных  корней.  Этими 
корнями,  этим  здоровым  историческим   консерватизмом   и   поддерживается 
прочность этого дерева, хотя в той мере, в какой просветительство  проникает 
в корни и ствол, и оно тоже начинает чахнуть  и  загнивать.  Поэтому  нельзя 
считать западноевропейскую  цивилизацию  безрелигиозной  в  ее  исторической 
основе, хотя она, действительно, и становится все более таковой  в  сознании 
последних поколений. Наша  интеллигенция  в  своем  западничестве  не  пошла 
дальше внешнего усвоения новейших политических  и  социальных  идей  Запада, 
причем приняла их в связи с наиболее крайними и  резкими  формами  философии 
просветительства. В этом отборе, который  произвела  сама  интеллигенция,  в 
сущности, даже и не повинная западная цивилизация в ее  органическом  целом. 
В перспективе ее истории для русского интеллигента исчезает совершенно  роль 
"мрачной" эпохи средневековья, всей  реформационной  эпохи  с  ее  огромными 
духовными приобретениями, все развитие научной и  философской  мысли  помимо 
крайнего  просветительства.  Вначале  было  варварство,  а  затем   воссияла 
цивилизация, т. е. просветительство, материализм, атеизм, социализм, --  вот 
несложная философия истории среднего  русского  интеллигентства.  Поэтому  в 
борьбе за русскую культуру надо бороться, между  прочим,  даже  и  За  более 
углубленное, исторически сознательное западничество. 
Отчего же так  случилось,  что  наша  интеллигенция  усвоила  себе  с  такою 
легкостью именно догматы просветительства?  Для  этого  может  быть  указано 
много  исторических  причин,  но  в  известной  степени  отбор  этот  был  и 
свободным  делом  самой  интеллигенции,   за   которое   она   постольку   и 
ответственна перед родиной и историей. 
Во всяком  случае,  благодаря  этому  разрывается  связь  времен  в  русском 
просвещении, и этим разрывом Духовно больна наша родина. 
III 
Отбрасывая христианство и установляемые им нормы жизни,  вместе  с  атеизмом 
или, лучше оказать, вместо атеизма наша интеллигенция  воспринимает  догматы 
религии человекобожества, в каком-либо из вариантов,  выработанных  западно- 
европейским просветительством, переходит  в  идолопоклонство  этой  религии. 
Основным  догматом,  свойственным  всем  ее  вариантам,  является   вера   в 
естественное совершенство человека, в бесконечный  прогресс,  осуществляемый 
силами человека, но, вместе с тем, механическое его понимание. Так  как  все 
зло объясняется внешним неустройством человеческого общежития и  потому  нет 
ни личной вины, ни  личной  ответственности,  то  вся  задача  общественного 
устроения заключается  в  преодолении  этих  внешних  неустройств,  конечно, 
внешними же реформами. Отрицая Провидение  и  какой-либо  изначальный  план, 
осуществляющийся в истории, человек ставит себя здесь на место Провидения  и 
в себе видит своего  спасителя.  Этой  самооценке  не  препятствует  и  явно 
противоречащее ей механическое, иногда  грубо  материалистическое  понимание 
исторического процесса, которое сводит  его  к  деятельности  стихийных  сил 
(как в экономическом материализме); человек остается  все-таки  единственным 
разумным,  сознательным  агентом,  своим  собственным   провидением.   Такое 
настроение на Западе, где оно явилось  уже  в  эпоху  культурного  расцвета, 
почувствованной мощи человека, психологически окрашено чувством  культурного 
самодовольства  разбогатевшего  буржуа.  Хотя  для  религиозной  оценки  это 
самообожествление европейского мещанства -- одинаково как в социализме,  так 
и  индивидуализме  --  представляется   отвратительным   самодовольством   и 
духовным  хищением,  временным  притуплением  сознания,  но  на  Западе  это 
человекобожество, имевшее свой Sturm und  Drang,  давно  уже  стало  (никто, 
впрочем, не скажет, надолго  ли)  ручным  и  спокойным,  как  и  европейский 
социализм. Во всяком случае, оно бессильно пока расшатать (хотя с  медленной 
неуклонностью и делает это) трудовые устои  европейской  культуры,  духовное 
здоровье европейских народов. Вековая  традиция  и  историческая  дисциплина 
труда практически еще побеждают разлагающее влияние  самообожения.  Иначе  в 
России, при происшедшем здесь разрыве  связи  исторических  времен.  Религия 
человекобожества и ее сущность -- самообожение  в  России  были  приняты  не 
только с юношеским пылом, но и с отроческим неведением жизни  и  своих  сил, 
получили  почти  горячечные  формы.  Вдохновляясь  ею,  интеллигенция   наша 
почувствовала себя призванной сыграть  роль  Провидения  относительно  своей 
родины. Она сознавала себя единственной носительницей  света  и  европейской 
образованности  в  этой  стране,  где  все,  казалось  ей,   было   охвачено 
непроглядной тьмой, все было столь варварским  и  ей  чуждым.  Она  признала 
себя духовным ее опекуном и решила ее спасти, как понимала и как умела. 
Интеллигенция стала  по  отношению  к  русской  истории  и  современности  в 
позицию героического вызова и героической борьбы, опираясь при этом на  свою 
самооценку. Героизм -- вот то слово,  которое  выражает,  по  моему  мнению, 
основную сущность интеллигентского мировоззрения и  идеала,  притом  героизм 
самообожения. Вся экономия ее душевных сил основана на этом самочувствии. 
Изолированное положение интеллигента в стране, его  оторванность  от  почвы, 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 
   
 |