от Маркиза де Куэваса были "Лабиринт" (1941) с постановкой хореографии
Леонидом Массином, "Сентиментальный разговор, Китайское кафе" и
"Разрушенный мост" (1944).
В Нью-Йорке пристанищем Дали и Галы стал отель Санкт-Реджис, где
художник создал свою мастерскую. Там он трудился над портретами миссис
Джордж Тейт Второй, Елены Рубинштейн, королевы косметики (Дали также
работал над дизайном ее квартиры), миссис Лютер Грин.
К тому же Дали снова был вовлечен в работу над фильмами. Он с
энтузиазмом приветствовал этот способ самовыражения, в котором видел
царство творчества будущего, несмотря на то, что потом умалил вклад
кинематографа в искусство. Именно он создал знаменитую сюрреалистическую
последовательность сна в фильме Альфреда Хичкока "Зачарованный" в 1945
году. Хичкок хотел создать первый фильм про психоанализ в то время, как
учение Фрейда начало оказывать глубокое влияние на мышление американцев,
поэтому сам Бог велел ему обратиться к Дали. В следующем году художник
начал работать над проектом Уолта Диснея "Дестино", который, к сожалению,
не был доведен до конца. Был создан лишь еще один полнометражный фильм по
сценарию Дали "Дон Жуан Тенорио", сделанный в Испании в 1951 году.
Дали, как правило, нравилась активная деятельность, и вместе с Галой,
постоянно находящейся рядом с ним, он стал известен всем Соединенным Штатам
Америки как король современного искусства. Он даже нашел время, чтобы
написать роман "Скрытые лица" о группе аристократов на пороге второй
мировой войны.
БЕСПОКОЙСТВО И СОБЛАЗНЕНИЕ
Тем временем за картины Дали выкладывали крупные суммы. Их популярность
объяснялась отчасти тем, что они выглядели как работы старых мастеров,
старательно и на совесть сделанные. Важно было и то, что их написал
человек, хоть иногда и эксцентричный во время своего появления на публике,
но симпатичный, воспитанный, хорошо одетый и скорее всего не революционер и
не коммунист.
Такая значительная работа Дали как "Рынок рабов с исчезающим бюстом
Вольтера", написанная в 1940 году, была наполнена отголосками последних
европейских картин. Картина похожа на сцену с полуобнаженной Галой в левом
нижнем углу. Она смотрит на группу персонажей на фоне разрушенного здания.
Среди фигур выделяются две женщины в голландских платьях, которые,
благодаря великолепному умению художника создавать двойственные образы,
являются также бюстом Вольтера работы скульптора Гудона. Позади них
изображенные в темных тонах рабы, о которых и говорится в названии картины.
Они свидетельствуют о настроении Дали, Полного вольтеровского самосомнения,
до того как влияние Галы придало ему свободу и уверенность в себе.
Другая картина, свидетельствующая о том, что Дали не чувствовал себя
совершенно свободно вдали от привычного ландшафта Коста Брава, называется
"Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения". На
этой картине, написанной в 1944 году, Дали изобразил Галу лежащей на
каменной плите. Работа напоминает портреты его сестры Анны-Марии,
написанные в Кадакесе. Один тигр прыгает на Галу, другого пожирает рыба.
Все это - типичный для Дали кошмар. Вся картина кажется немного
легковесной, как рекламная графика.
Картина наводит на мысль о том, что Дали временно потерял связь с
подсознательным слоем своего вдохновения. Однако вскоре она была
восстановлена, когда художник принял участие в конкурсе на лучшую картину
для фильма "Бель Ами" (примечание переводчика: "бель ами" - на французском
означает "милый друг"), организованном Лоев Левин Студи-ос. Предметом
картины должно было быть искушение святого Антония. И хотя в конкурсе
победил Макс Эрнст, у художника появились новые идеи, отразившиеся в новой
серии картин.
В "Искушении святого Антония" (1946) Дали поместил святого в левый
нижний угол. Над ним плывет цепочка слонов, возглавляемая лошадью. Их
длинные, болтающиеся, похожие на ходули ноги делают их похожими на
воздушные шарики. Слоны несут на спинах храмы с обнаженными телами. Видимо,
художник хочет сказать, что искушения находятся между небом и землей.
Теперь значение не так трудно понять, ведь для Дали секс был сродни
мистике. Еще один ключ к пониманию картины лежит в благочинном появлении на
облаке испанского Эль Эскориаля, здания, которое для Дали символизировало
закон и порядок, достигаемый через слитие духовного и светского. Таким
образом, "Искушение святого Антония" является ключом, открывающим космос
Дали, так как эта картина подтверждает растущий интерес художника к миру
духовности и материи. Корни этого дуализма лежат в семейном воспитании Дали
в провинциальном Фигерасе.
АБСОЛЮТНОЕ ВИДЕНИЕ
Новое видение мира, как утверждал Дали, родилось во вспышке
просветления, явившейся еще одним последствием, кроме грохота и
радиоактивного свечения, взрыва атомной бомбы над Хиросимой 6 августа 1945
года. Дали искал мистический ответ в черных тучах, поднятых взрывом.
Абсолютное видение значения всего этого должно быть даровано, как он
считал, Божьей милостью и милостью правды. Идея Божьей милости была
взращена в нем еще в детстве во время религиозного воспитания. Что же
касается милости правды, то художник рассчитывал найти ее в открытиях
современной физики.
Хоть представления Дали о жизни, Боге и современной науке начали
созревать в мозгу художника еще в Соединенных Штатах и стали проявляться в
его работах того периода, они окончательно созрели и стали приносить плоды
лишь после возвращения на родину в Кадакес в 1948 году.
Дали был настолько потрясен атомной бомбой, что написал целую серию картин,
посвященных атому. Первой из этой серии была "Три сфинкса атолла Бикини",
созданная в 1947 г. "Сфинксы" - это три грибовидных тела, похожих на
грибовидное облако, образующееся после взрыва этого оружия массового
уничтожения. Первый гриб на переднем плане вырастает из шеи женщины, как
облако волос, второй -появляется в центре и похож на листву дерева, третье,
самое отдаленное, облако встает из-за пейзажа Кадакеса.
МОЗГ МИСТИКА
Это была первая работа из серии картин и рисунков, с ними Дали
обратился к разрушительному послевоенному миру, на который художник смотрел
с беспокойством и который подтолкнул его к мистическому подходу в работе.
Это была одна из сторон личности Дали, проявившаяся еще в "Искушении
святого Антония".
После окончания войны в 1945 году Дали решил остаться в Соединенных
Штатах, где он готовился к своему художественному возрождению. Теперь он
был как никогда уверен, что художники периода Возрождения были правы, рисуя
на религиозные темы, причем так, как они это делали. Он объявил войну
академическому стилю письма, предпочитаемому традиционными салонами,
африканскому искусству, которое оказало глубокое влияние на такие важные
фигуры в европейском искусстве, как Модильяни, Пикассо и Матисс, и
декоративному плагиату художников, ставших абстракционистами потому, что им
на самом деле нечего было сказать. Дали заявил, что собирается возродить
испанский мистицизм и показать единство Вселенной, изобразив духовность
материи.
Одной из первых картин, несущих его новое видение мира, стала
"Дематериализация возле носа Нерона" (1947). На ней изображен рассеченный
куб под аркой, в изгибе которой плавает бюст Нерона. Рассечение
символизирует расщепление атома. Дали стал постоянно пользоваться этим
приемом.
Вскоре после возвращения в Испанию Дали начал работу над двумя
заказами. Для Питэра Брука, английского театрального режиссера, который
ставил "Саломею" Штрауса, и для Лукино Висконти, итальянского
кинорежиссера, делающего новую версию шекспировского "Как вам это
нравится". Он также работал над эскизами к "Мадонне Порт Лигат", где Гала
изображалась в виде Мадонны. Однако прежде всего он завершил другую свою
важную работу с изображением Галы: "Леда Атомика" (1949), эскизы к которой
начал делать еще с 1947 года. Кроме того, остался незаконченным вариант
этой картины, начатый в 1948 году.
В "Леде Атомике" обнаженная Гала парит на пьедестале. Позади нее
распростерты крылья лебедя. Под пьедесталом и вокруг него парят невесомые
предметы. На втором плане видны утесы Кадакеса. Миф о Леде был очень важен
для Дали, так как он отождествлял свои отношения с Галой с браком Зевса и
Леды, от которого лебедь родил два яйца, а из них на свет появились две
пары близнецов: Елена и Полидевк и Кастор и Клитемнестра. Дали видел в себе
с Галой двух близнецов, имеющих одну на двоих жизнь и память и не способных
существовать друг без друга.
В картине "Мадонна" - сходная композиция: Гала одета, как традиционная
Мадонна эпохи Возрождения. Тонкость техники двойственного образа Дали
хорошо видна в этом фрагменте, где умирающий бык является частью плаща
матадора, глаз быка - трупной мухой, повторяемой для создания иллюзии
блесток на костюме матадора. Мухи, блестки и точки напоминают разлетающиеся
частицы, что согласуется с представлениями Дали о физике и природе материи.
Центральная часть ее платья открыта. В образовавшемся проеме виден ребенок-
Христос, парящий над синим облаком или подушкой. Мадонна сидит в расколотой
арке. Над ее головой парит яйцо, а над ним - створчатая раковина,
символизирующая святого Иакова, прибывшего к берегам Испании на раковине,
как Афродита прибыла к берегам Кипра. Среди других предметов, плавающих
вокруг Мадонны, - раковины и рыбы. Побережье Кадакеса снова появляется на
втором плане. Картина написана в откровенном стиле, без эффектов
параноидально-кри-тического метода, двойственного образа и иллюзии
реальности, что подтверждает заявленное намерение Дали работать в
классических рамках, которые для него были наивысшей точкой художественного
развития и из которых должно начинаться любое новое искусство.
Дали далеко отошел от своих радикальных социальных и политических
взглядов 1930-х. Это было подчеркнуто и фактом его аудиенции у папы
римского Пия XII в ноябре 1949, во время которой он попросил благословить
первый вариант "Мадонны Порт Лигат". Можно лишь догадываться, что папа
римский не знал, что Гала, позировавшая для Мадонны, была женщиной,
неразборчивой в своих связях, а Дали считал ее божественной.
Дали написал более позднюю версию "Мадонны Порт Лигата" в 1950 году,
используя такую же, как и на первой картине композицию, но добавив больше
важных для себя и для Галы деталей, включая носорогов, появившихся в его
"Кружевнице" и серии с носорогами.
ПОСТОЯНСТВО ДАЛИ
В то же время Дали работал и над несколькими другими проектами, среди
которых декорации и костюмы к постановке балета Мануэля дэ Фалла "Эль
сомбреро де трес пикос" ("Треугольная шляпа"). Дали поместил на сцене мешки
с мукой и деревья, парящие в пространстве, в то время как сам домик
мельника разлетается с косыми дверями и окнами, одно из которых улетает в
небо.
Дали писал и много портретов, среди которых портрет художественного
коллекционера Джеймса Дана, сделанный в 1949 году. В 1950-х годах Дали
написал ряд прекрасных портретов артистов театра, в том числе Катерины
Корнел (1951) и Лоренса Оливера в роли Ричарда 111(1951). Портреты, как
источник больших доходов, были на первом месте у Дали до 1970-х. Портрет
дочери Франсиско Франке Кармен Бордью - Франко был подарен испанскому
лидеру в 1974 году на специальной церемонии. Самой значительной картиной
Дали 1951 года была "Распятие Христа от святого Иоанна" с распятием,
висящим в небе над Порт Лигат. Эта безукоризненная и ненавязчивая картина
без каких-либо сюрреалистических обертонов, была продана Художественной
галерее Глазго. Однако сразу же после того, как ее повесили, она была
порезана вандалом, протестующим против суммы в 8200 фунтов стерлингов,
заплаченной за картину галереей. (За пять лет галерея вернула эти деньги от
процентов, продажи входных билетов и прав на производство репродукций.) Еще
одна картина с таким же упрощенным визуальным подходом называется
"Евхаристический натюрморт". На ней изображен покрытый скатертью стол с
лежащими на нем хлебом и рыбой. Обе эти картины дышат необычной для Дали
простотой. Возможно, в них отразились радость и благодарность Дали по
поводу его возвращения на родную землю в Порт Лигат.
Теперь главной заботой Дали стало развитие своих взглядов на мистицизм
и науку. Он сделал несколько рисунков разлагающейся рафаэлевской головы,
которая выглядела, как Пантеон в Риме. Его постоянные исследования нового
направления - дезинтегрирующих или взрывных картин - достигли высшей точки
в "Галатее сфер" (1952), где голова Галы состоит из вращающихся сфер. Он
также изобразил себя обнаженным и на коленях перед дезинтегрирующей головой
Галы, назвав картину "Обнаженный Дали, размышляющий перед пятью обычными
телами, превращающимися в частицы, из которых неожиданно появляется Леда
Леонардо, хромосоматизированная лицом Галы" (1954).
Его озабоченность новыми идеями теории относительности подтолкнула его
к возврату к "Постоянству памяти" 1931 года. Теперь в "Дезинтеграции
постоянства памяти" (1952-54) Дали изобразил свои мягкие часы под уровнем
моря, где камни, похожие на кирпичи, тянутся в перспективу. Сама память
разлагалась, так как время уже не существовало в том значении, какое
придавал ей Дали.
Дали, рисующему на религиозные и научные темы, был необходим отдых.
Отдыхал же художник, создавая эротические работы и произведения с черным
юмором. Вместе со своим другом фотографом Филиппом Халсманом Дали издал в
1954 году книгу под названием: "Усы Дали: фотоинтервью". "Я сошел с ума? Да
я гораздо нормальнее любого, кто купил эту книгу" - было типичной фразой
художника на презентации этой книги, где воспевались его знаменитые
удивительно навощенные усы, называемые им самим "антенны для восприятия
искусства". В том же году он также написал "Юную девственницу,
самосодомируемую своим собственным целомудрием". На картине изображалась
обнаженная женщина, которой угрожают несколько рогов носорогов. Рог
носорога стал для Дали новым символом. Художник связал его с "Кружевницей"
Яна Вермера в нескольких своих работах 1955 года. Эта идея была также
использована в фильме "Гениальная история Дентелиер и носорогов") снятом
Робертом Дешарне, где Дали воспроизводил картину Вермера в клетке с
носорогами Венсэнского зоопарка в Париже. Это несообразное сопоставление
кружевницы и носорогов означало возврат Дали в его параноидально -
критический мир. На этом он заработал состояние, явившись на свою лекцию о
"феноменологическом аспекте параноидально-критического метода", которую
должен был читать в Сорбонне, в лимузине ("лимузином" Дали называл пенис),
покрытым цветной капустой.
Но Дали не оставил своей рвущейся наружу тяги к религии. Она снова
проявилась в 1955 году в "Тайной вечере", где коленопреклоненные фигуры,
завернутые в плащи, стоят вокруг стола в комнате с видом на залив Порт
Лигат, из вод которого вырастает почти прозрачный Христос. Религиозная тема
так же сильна во "Вселенском соборе" (1960), куда Дали поместил и свое
изображение. В центре Гала держит крест. Позади нее - какая-то туманная
сцена с фигурами, над которыми парит белый голубь, олицетворяющий Святой
Дух.
Многочисленные работы художника того периода отличаются разнообразием
стилей и подходов, как будто бы он еще не нащупал новый путь в искусстве,
который указывали ему мистицизм и наука. Совершенство его техники
оставалось неизменным, как, например, в "Открытии Америки Христофором
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|