Меню
Поиск



рефераты скачатьСальвадор Дали

осквернением святой памяти его первой жены и матери семейства. К его

недовольству картинами сына примешивалось и неодобрение связи Дали с Галой

Элюар. В результате отец запретил Дали когда-либо посещать дом семьи.

Согласно его последующим рассказам, художник, мучимый угрызениями совести,

обстриг все волосы и похоронил их в своем любимом Кадакесе.

Гала Элюар (урожденная русская Елена Делувина-Дьяконова) была

любовницей Макса Эрнста, основателя дадаизма, а затем и сюрреализма, даже

тогда, когда она стала женой французского поэта Поля Элюара. Ее встреча с

Сальвадором Дали летом 1929 года стала роковой для обоих. Гала, которая

была почти на десять лет старше его, казалась Дали утонченной самоуверенной

женщиной, вращавшейся долгое время в высших художественных кругах Парижа, в

то время как он был всего - навсего простым молодым человеком из маленького

провинциального городка на севере Испании.

ПРИХОД ГАЛЫ

Сначала Дали был поражен красотой Галы и разражался смущенным

истерическим хихиканьем, когда они разговаривали. Он не знал, как вести

себя при ней, хотя втайне признавал, что она его возбуждала. В свою

очередь, Галу смущал этот напряженный молодой человек и его озабоченность

мастурбацией и кастрацией.

Когда Поль Элюар вернулся один в Париж, Дали и Гала нашли выход из

сложившейся проблематичной ситуации в сексе. "Первый поцелуй, - писал Дали

позже, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь

началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до

самой сути нашего бытия". Такие образы часто появлялись в последующих

работах Дали: отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм

- все эти образы напоминают о неистовом сексуальном освобождении молодого

человека. Когда эта парочка впервые сбежала вместе, они заперлись в своей

комнате в замке Кари-ле-Руэ неподалеку от Марселя и отрезали себя от

остального мира. Это бегство продолжалось всю их супружескую жизнь, даже

тогда, когда Дали стал скандально знаменитым.

Гала - чьей реакцией на неистовую страстную любовь Дали были, как

утверждают, слова: "Мой мальчик, мы никога не расстанемся" - стала для него

не просто удовлетворяющей его страсть любовницей. Когда она в конце концов

бросила своего мужа и переехала к Дали в 1930 году, то проявила себя как

отличный организатор, деловой менеджер и патронесса. А когда они наконец-то

поженились в 1934 году, бывший муж Галы Поль Элюар был одним из свидетелей

на брачной церемонии.

Чтобы выразить свои чувства к этой удивительной женщине, Дали изобразил

ее в виде Градивы, героини популярного романа Уильяма Дженсена, где Градива

предстает, как ожившая статуя из Помпей, в которую влюбился молодой

человек, что в конечном итоге изменило его жизнь. На картине "Градива вновь

открывает для себя антропоморфные развалины" на фоне скал, написать которые

художника вдохновил скалистый пейзаж Коста Брава, на переднем плане

изображена Градива, моделью для которой послужила Гала, окутанная скалой,

на которой стоит чернильница, возможно, как намек на ее бывшего мужа-поэта.

ПРОЧНАЯ ПАМЯТЬ

Образ пустынного берега прочло засел в сознании Дали в то время.

Художник писал пустынный пляж и скалы в Кадакесе без какой-либо

определенной тематической направленности. Как он утверждал позже, пустота

для него заполнилась, когда он увидел кусок сыра камембер. Сыр становился

мягким и стал таять на тарелке. Это зрелище вызвало в подсознании художника

определенный образ, и он начал заполнять пейзаж тающими часами, создавая

таким образом один из самых сильных образов нашего времени. Дали назвал

картину "Постоянство памяти".

"Постоянство памяти" была завершена в 1931 году и стала символом

современной концепции относительности времени. Кроме того, картина вызывает

у зрителя другие глубоко запрятанные чувства, которые трудно определить.

Спустя год после экспозиции в парижской галерее Пьера Коле самая известная

картина Дали была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства.

Не имея возможности посещать отчий дом в Кадакесе из-за запрета отца,

Дали на деньги, полученные от мецената Виконта Шарля де Ноэйля за продажу

картин, построил новый дом на берегу моря, неподалеку от Порт Лигат.

Оставаясь верным своему инстинкту, художник нехотя расставался со своим

любимым побережьем и семейным гнездом.

Теперь Дали был убежден, как никогда, в том, что его целью было

научиться писать, как великие мастера Возрождения, и что при помощи их

техники он сможет выразить те идеи, которые побуждали его рисовать.

Благодаря встречам с Бюнюэлем и многочисленным спорам с Лоркой, который

провел много времени у него в Кадакесе, перед Дали открылись новые широкие

пути мышления. Он начал создавать картины трех тематик: легенда Вильгельма

Телля, "Ангел" Милле и подсознательный мир Фрейда.

ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ И ЛЕНИН

Для Дали Вильгельм Телль символизировал полный разрыв символической

пуповины, которая связывала его с домом и всем тем, что было с ним связано

в плане тотемов и табу. Первая картина художника, посвященная этой теме,

называлась просто "Вильгельм Телль" (1933). В том же году он написал

"Загадку Вильгельма Телля". В ней легенда Вильгельма Телля смешана с жизнью

Ленина. Дали уже написал в 1931 году картину с использованием образа

Ленина: "Пристрастная галлюцинация: явление шести голов Ленина на рояле",

где голова русского революционера изображена в сияющем ореоле на клавиатуре

рояля в темной комнате. В комнате находится лишь один отец, что-то

созерцающий. Его рука покоится на спинке стула с вишнями. Это -

подсознательный образ наказания Дали в детстве, боязни отца и память о

тарелке с вишнями в комнате для наказаний.

В картине "Загадка..." удивительно длинная ягодица Ленина подперта

костылем, в то время как другой костыль подпирает длиннющий козырек его

кепки. На земле, которую вот-вот проломит нога Ленина, лежит ребенок в

детской коляске. Ленин, очевидно, также держит в руках ребенка с котлетой

на голове, которого он скорее всего съест. Общее значение картины в том,

что ребенку угрожает опасность от фигуры отца, и, возможно, она выражает

чувства Дали к своему отцу и к сюрреалистам, чьи правила начали его

угнетать.

Некоторые сюрреалисты увидели в картине оскорбление Ленина и пытались

уничтожить ее. Но Бретона и других важных членов движения это мало

волновало. С их точки зрения более важным было отсутствие у Дали

преданности их политическому курсу и то, что они считали вольностью в

искусстве: его зрительные головоломки и его одержимость шутками.

"АНГЕЛ" ДАЛИ

Вновь обретенная уверенность Дали в себе и в своей работе появилась

благодаря отношениям с Галой, женщиной, полностью его удовлетворявшей. Но

он не был настолько ослеплен любовью, чтобы не видеть другого значения их

связи. Он выразил это в своей новой мифологии "Ангела", самой известной

картины французского художника девятнадцатого века Жана-Франсуа Милле. На

этой знаменитой картине, горячо любимой викторианцами за пропитывающие ее

благородные чувства, были изображены крестьянин и крестьянка, склонившиеся,

как во время молитвы, после работы. В своих работах Дали дал совершенно

другую интерпретацию сцене Милле. Женщина стала похожа на хищную птицу, она

отнюдь не воздает благодарение за работу, которая дает им хлеб насущный

каждый день, а собирается напасть на своего спутника и съесть его. "Ангел"

Милле действительно появляется в картине Дали "Гала и "Ангел" Милле

незадолго до явления конического анаморфоза ("анаморфоз" - искажение

изображения, часто оптическое)", написанной в 1933 году. Здесь Гала

изображена в комнате, в дверях которой находится фигура сидящего Ленина.

Максим Горький с омаром на голове выглядывает из-за двери. Над дверью висит

"Ангел" Милле, таким образом, снова две мифологии слиты воедино.

"СЮРРЕАЛИЗМ - СЕ МУА"

Женитьба на Гале пробудила в Дали неистощимую фантазию и новую

неисчерпаемую энергию. В его творчестве начался плодотворный период. В это

время его личный сюрреализм полностью превозобладал над нормами и

установками остальной группы и привел к полному разрыву с Бретоном и

другими сюрреалистами. Теперь Дали никому не принадлежал и утверждал:

"Сюрреализм - се муа" ("Сюрреализм -это я").

Вдобавок к своим исследованиям Дали начал использовать прием

двойственного изображения, при котором предметы могли рассматриваться как

один или как два объекта. Одним из самых простых вистов на это новое

поприще стала "Призрачная повозка" (1933), где два пассажира, пересекающие

долину Ампурдан неподалеку от Кадакеса на крытой повозке, влекомой лошадью,

оказываются также башнями далекого города, а колеса выглядят как палки,

торчащие с обеих сторон дороги. В левом углу картины находится разбитая

амфора, намек на то, что разрушенный римский город Ампуриас находится

неподалеку от Ампурдана, который также присутствует в другой загадочной

картине под названием "Химик Ампурдана в поисках абсолютно ничего" (1936).

Теперь у Дали было несколько путей, по которым он мог освобождать

вдохновение из подсознания: фрейдистско - сексуальная тема, параноидально -

критический метод, при котором он хорошенько взбалтывал мысли, как

сумасшедший в бреду, и теории современной физики. Освободив себя от нитей,

связывающих его с ограниченным миром своего дома, он был свободно

блуждающим исследователем им самим же созданной вселенной.

Последний дерзкий взгляд на детство отразился в картине "Призрак

сексуальной привлекательности" (1932), где юный Дали в матросском

костюмчике на фоне знакомого пейзажа Коста Брава смотрит на стоящую на

коленях и поддерживаемую костылями женскую фигуру, груди и живот которой

сделаны из серых каменных мешков. Голова женщины переходит в утес позади

ее. Гала также почти всегда присутствовала на его картинах и набросках для

картин. Например, в картине "Сон кладет свою руку на плечо человеку"

(примерно 1932) она изображена в виде мечты, голова которой сделана из

цветов.

Как бы в качестве подтверждения своей личностной направленности Дали

написал откровенный "Портрет Галы" (1935), где снова появился "Ангел".

Здесь, однако, передний план заполнен спиной Галы. Она полностью одета и

смотрит на себя, сидящую на тачке с "Ангелом" над головой. Эта картина,

наполненная спокойствием и равновесием голландского интерьера, - заявление

о взаимосвязи Дали и Галы, которой художник был благодарен за ее помощь в

достижении "возвышенного перехода плохого в хорошее, сумасшествия в

порядок" и за то, что она заставила их современников принять и разделить

его особое сумасшествие.

Несмотря на измены, отношения между Галой и Дали оставались для

художника очень важными и до самой смерти жены в 1982 году были

неотъемлемой частью его жизни и важным фактором в зарабатывании средств к

существованию. Ее чувства по отношению к нему менее ясны. Она никогда не

высказывала свои взгляды и мнения, однако имела огромное влияние на Дали

даже тогда, когда, как утверждают слухи, у нее было несколько других

любовников. Было замечено, что сам муж поощрял неверность своей жены,

устраивая, как утверждают, оргии с разными сексуальными извращениями. Эти

утверждения, как и большая часть личной жизни Дали, как правило, только

предположения, основанные на опубликованных рассказах и его репутации, - но

в их основе должны быть реальные факты.

Характерная особенность великих деятелей современного искусства в том,

что они убеждены в наличии у них личного взгляда на действительность, и

благодаря этому убеждению они оставляют свой отпечаток на мировом сознании.

Многие выражали эту уверенность при помощи своего собственного визуального

языка, создавая современную технику письма для развития индивидуальных

средств выражения чувств и идей - не прибегая к литературному объяснению.

Однако Дали не преследовал таких целей. После короткой стычки с

техникой пуантилизма, кубизма и стилем своего земляка - каталонца Хоана

Миро он решил, что его больше интересовало содержание картин, для выражения

которого вполне хватало техники таких великих мастеров, как Боттичелли и

Веласкес.

Однако то, что он хотел сказать, оставалось в какой-то степени загадкой

как для зрителей, так и для самого Дали, что, впрочем, не помешало ему

создать сильные образы, не уступающие в своей выразительности придворным

Филиппа IV Веласкеса или тучам и погоде Тэрнера. Путь Дали к художественной

выразительности лежал через освобождение идей, скрытых в человеческом

сознании, особенно в его собственном, которое было загадочным миром памяти

и жизненного опыта, иногда реального, иногда придуманного, но искаженного с

помощью увеличительного стекла его фантасмагорического видения.

ПАРАНОИДАЛЬНО - КРИТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Новый способ исследования живописных сюжетов Дали назвал параноидально

- критическим методом. Этот метод-единственная возможность получить то, что

он называл иррациональным знанием, и пояснить его. Художник был твердо

убежден, что для того, чтобы освободить глубоко запрятанные мысли, был

необходим разум сумасшедшего или кого-нибудь, кто из-за своего так

называемого сумасшествия не был бы ограничен стражем рационального

мышления, то есть сознательной частью разума с ее моральными и

рациональными установками. Человек, находящийся в таком бреду, утверждал

Дали, не был ничем ограничен или скован и потому просто был вынужден быть

сумасшедшим. Однако, как уверял Дали своих зрителей, разница между ним и

сумасшедшим была в том, что он не сошел с ума, следовательно, его паранойя

была связана с критической способностью.

Это парадоксальное утверждение стало фундаментом творчества Дали и

создало ощущение бесспорной констатации и двусмысленности в его работах.

Неопределенность стимулировала воображение зрителей, привыкших к миру

спокойных пейзажей, портретов или групп классических обнаженных. Их интерес

привлекали и возбуждали картины-головоломки с частыми эротическими и

скотоложескими намеками.

В мире, который, как правило, зависел от успокаивающих ярлыков, как

подпорок для реальности, подход Дали был публичным оскорблением и стимулом.

Сексуальным характером его работ с частыми намеками на кастрацию,

мастурбацию и содомию был брошен вызов не только обществу, но и

истэблишменту искусства, который он презирал за прогресс технического

просвещения, что отличало искусство двадцатого века в то время.

Ключом к миру Дали был Зигмунд Фрейд, чьи исследования подсознательных

сексуальных травм у своих пациентов с помощью психоанализа широко раскрыли

двери человеческой души. Это было таким же шокирующим и невероятным

событием, как и открытие Чарльза Дарвина полвека тому назад. Для Дали

открытие подсознания имело три плюса: это порождало новые темы для картин,

позволяло исследовать и объяснить некоторые свои личные проблемы и было той

взрывчаткой, которая могла уничтожить старый порядок. Кроме того, это было

отличным средством рекламы творчества.

Первой его попыткой придать идее ощутимую форму стала картина "Человек-

невидимка", начатая им в 1929 году. Однако работа не была завершена до 1933

года. В этой картине фигура человека спрятана за множеством архитектурных

деталей и других предметов, фаллических символов, характерного

свидетельства страха кастрации Дали.

Дали заложил идею существования целого мира подсознания в 1936 году в

своей работе "Предместья параноидально-критического города: полдень на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.