технику, интересовались стилем. Уже в 12в. русские иконописцы создают
оригинальные худ-ные композиции, неизвестные в Византии. Самой почитаемой
на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона
стала своеобразным символом Руси. Худ. наследие К.Р. сохраняло значение в
кач-ве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в
творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили
самостоятельное развитие. В целом, древнерусская цивилизация Киевского
периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от
раннефеодальных цивилизаций Зап. Европы. Их сближали преобладающие
технологии материального производства, городской хар-р культуры,
единообразие многих ценностных ориентаций. Православный хар-р русского
христианства и тесные эк-ские, полит., к-рные связи с Византией, определили
стилевую специфику цивилизации Др. Руси. В первые века К.Р. по многим
культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как
«дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общ-ного
устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центр. Европе.
23. Глубокие изменения в соц.-полит. и духовной жизни Европы, связанные с
зарождением и становлением буржуазных эк-ских отношений обусловили основные
доминанты культуры 18в. Особое место в этой исторической эпохе отразилось и
в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». распространение
идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание
интересов к научным и ф-фским знаниям за пределами лабораторий - это лишь
некоторые наиболее значимые приметы времени. 18 в. громко заявляет о себе
выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к
Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое понимание самого человека. Эпоха
Пр. по праву может быть названа «золотым веком утопии». Пр. прежде всего
включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему,
«рационально» преобразовывая полит. и соц. устои. Предписывая все св-ва чел-
кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи
подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот. способствовали
торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская
культура не рожала такого кол-ва романов, трактатов, описывающих идеальные
общ-ва, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических
сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Предложенный мыслителями
18в. идеал общ-ного устройства использовался для сокрушительной критики сущ-
щего порядка вещей. в 18в. Франция становится гегемоном духовной жизни
Европы. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния проявляются с особой силой.
Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже
Англия признает авторитет французской культуры. 18в. отодвигает на 2 план
как религиозные, так и нац. различия, обращаясь к чисто человеческому
содержания культуры. Иск-во 18в. стремиться отойти от возвышенного к
простому, соизмеримому с человеком в его повседневной жизнью. Эта
«соизмеримость» появляется в ф-фии и в науке. Частная жизнь, интимные
чувства и эмоции противопоставляется холодной официальности, фальшивой
торжественности и претенциозной возвышенности. Для мыслителей эпохи Пр. был
хар-рен универсализм тв-ских и жизненных интересов. Они сочетали ф-фские
мысли с юношеской влюбленностью в поэзии, увлеченность естественнонаучными
и матем-скими исследованиями - с постоянным участием в общ-но-полит. жизни
своих стран. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном
развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной
жизни.
21. Термин «барокко»(химера) ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в
конце 19в. Это направление западноевропейской культуры, которое
сформировалось после кризиса Возрождения. Барокко означает общую тенденцию
в динамизме, отражает мир в изменчивости и движении. 17в.переходит от
классического восприятия к преимущественно живописному, от аспекта
устойчивости пребывания к аспекту подвижности, протекания во времени. Для
барокко присущ худ- стиль, который характеризуется аффектной динамикой,
патетикой, ему присуща театральность, зрелищность, иллюзионизм,
столкновение фантазии и реальности, широкое использование антитез,
гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к невиданному и
необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры. Барокко вошло в ар-ру и
музыку, строительство и лит-ру, декоративное искусство. Широко
распространено в Италии, Испании, Германии, Фландрии. Рим более всего город
барокко. Хар-ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на
живописную связь с внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны,
колонны), ар-рный фасад создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В
сооружениях стиля присутствует необычная сложность, в планах преобладают
кривые линии, стены зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы,
окна отделаны разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая
пышность и богатство дополняются скульптурой, главным образом
аллегорическими группами, росписью, мраморной и бронзовой отделкой.
Перспектива, анатомия и ракурсы перестали быть проблемой для худ-в барокко.
Наиболее используемый эффект барокко - эффект оптической иллюзии.
Выдающийся скульптор и ар-р барокко - Бернини Лоренцо (площадь перед
собором Св. Петра), сделавший первую попытку изобразить динамику в статике.
Еще одним представителем барокко был Караваджо, который был не принят
католической церковью, а признан аристократией. Возникает целое направление
в иск-ве караваджизм, повлиявшее на 18-19вв. Характерной чертой барокко
были фонтаны. Одновременно разрастается садовое искусство, вокруг домов
разбиваются сады. Много образцов барокковой ар-ры сохранилось во Львове.
Это костел иезуитов( Якобо Бриано) и доминиканский костел (Ян де Витте),
королевский арсенал (Павл Гродзицкий). Формирование и распространение
культуры барокко ознаменовалось утверждением взглядов на жизнь как драму.
Если жизнь представляется драмой, то надо приукрасить каждое ее мгновение,
сделать ее не только духовной, но и чувственно насыщенной, поэтому трагизм
мировосприятия барокко ограниченно переплетался с гедонизмом.
22.В 17 в. происходит мировоззренческая революция, рушится традиционная
картина вселенной. Великий итл. физик механик и астроном Галилей
сконструировал зрительную трубу и с ее помощью увидел новую огромную
вселенную. Нем. астроном Кеплер обобщил астрономические наблюдения в мат.
формулах, открыл 3 закона движения планет, кот. получили наз. законов
Кеплера. Важную роль в решении проблем методов научного познания сыграл
англ. ф-ф и гос. деятель Ф. Бекон, кот. противопоставил схоластике новые,
метод научного познания, кот. базируется на рациональном анализе опытных
данных. Самым гл. общекультурным наследием научной револ.17 в. - изменение
схоластического миропознания на опытное и мат-ское. Углубились различия м-
ду наукой и религией. Одновременно религия оставалась гл. дух. регулятором
массовой традиционной народной к-ры и науки. Наступает развитие и подъем
худ. к-ры. Столетие, начало кот. связано с творчеством Шекспира и
Сервантеса, представлена именами Лопе де Вега, Педро Кальгерон де ла Барка,
Пьер Кальнель и Джон Мильтон, Мольер. Большое значение на этом этапе
принадлежит живописцу Караваджо, кот. считается одним из основателем
реалистического направлением в европейском худ-ве. Караванджизмом
восхищались Рубенс, Веласкес, Рембрандт. В тогдашней Итл. бурно развивается
скульптура и ар-ра. Общая картина развитие иск-ва отличается большой
сложностью. В иск-ве сосуществуют бунтарный разрыв Караваджо с традициями
во имя утверждения жизненного, иногда грубого реализма и рационально-
мистическое иск-во Бернини, необыкновенная чувственность образов Рубенса и
слож. этическая проблематика Пуссена, трагизм Рембрандта и
многозначительность Веласкеса. Новые искания в худ-ве красочно воплотили в
своем творчестве Рубенс и Рембрандт. Нидерланды распались на Фландрию и
Нидерланды. Фламандское иск-во жизнерадостно. Фламандское иск-во - это
прежде всего произведения Рубенса. В его творчестве слились в единое целое
худ. традиции севера и юга Европы, итл. и фламандской живописи. Его работы:
« Союз Земли и Воды », «Персей и Андромеда», «Аллегория мира». Он
использовал мифологические сюжеты для изображения сильных и прекрасных
людей, кот. была свойственна духовное могущество. Рубенс владел высокой к-
рой и широкими знаниями. Он привил барокко относительную вольность нравов,
простодушно-грубоватую чувственность. Рубенс - худ-к цвета. Творчество Ван
Дейка - ученика Рубенса - очень красочно. Ему удалось выйти на стезю своей
гениальности. В иск-ве Голландии установилась классификация жанров: бытовая
(комнатная) живопись; пейзажный, портретный и натюрмортный жанры.
Представителем комнатной живописи были Питер де Хох (открывает парадокс
рамки как прием), Тербарх. Искусство Голландии представлено работами
Рембрандта. Новизна картин Рембрандта лежала в реалистическим изображением
людей , глубоком изображении их внутреннего духовного мира. Он ввел в
живопись новые приемы- сочетание красочных цветовых отблесков и широких
теней, светотень у Рембрандта - это сияние во мраке. Тень создает
впечатление не только пространственной глубины, но и глубины временной. Его
шедевры: «Возвращение блудного сына», «Даная», «Мужчина в красном». Но его
творчество было признано только после его смерти. В Испании сущ-ет школа
караваджистов. Ар-ра представляет собой сочетание готики с чертами
готического иск-ва. Появляется стиль платереска (ювелирный стиль) -
заимствование арабского иск-ва. Испанская к-ра представлена тв-вом великого
испанца Диего Веласкеса («Именины»), придворного живописца испанского
монарха. Рембрандт помещает фигуры в световоздушную среду, от чего
очертания объемов, реальность предстает такой, какой она является глазу.
Мировоззренческие и моральные разногласия эпохи, обострение полит. и
идеологической борьбы - все это получило выражение в распространении и
противоборстве 2 господствующих в 17в. худ.-эстетических течений - барокко
и классицизма. Расширение классицизма во Франции в 17в. было связано с
литературно-драматургической деятельностью: Мольера, Корнеля, Росси. Этот
стиль нашел воплощение в поэмах и сатирах Боало, Лафонтена и др. Одним из
первых представителей классицизма был Ф. Молерб, который содействовал
выработке норм франц. лит-ного языка. Как ар-рный стиль, классицизм получил
свое самое красочное выражение в резиденции франц. королей Версале - едином
ансамбле дворцов, павильоном, аллей, каналов, статуй, фонтанов. На его
сооружением работали известные ар-ры: Лево, Ардуэн-Мансар, Габриэль и др. В
живописи 17в. идеи классицизма вполне воплотились в творчестве Пуссена и
Лоррена.
18. Эпоха В. - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся
произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В
зарождаемой системе ценностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи
гуманизма. Культура В. - это обращение к античности, возрождение античного
идеала человека, понимание красоты как гармонии и меры, переход к пластике
от средневекового символизма. Антропоцентризм и прославление прекрасного
человека были близки европейскому гуманизму. К-ра Р. формировалась как
отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не проявиться влияние
средневековой культуры. Это преобладание библейских тем сюжетов, влияние
схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. В. -это время
выдвижения на 1 план живописи из-за стремления иск-ва Р. познать и
отобразить реальный мир, его красоту и разнообразие. Хар-рной чертой Р.
была тесная связь науки и искусства. Это обусловило титанизм личности В.:
мастера Р., особенно Высокого, совмещали в себе и худ-ков, и поэтов, и
инженеров, и музыкантов. Наиболее яркими примерами титанов В. можно назвать
Леонардо и Микеланджело. Эти мастера представляют два полюса В. Они сходны
лишь в том, что после них не было и не могло бы быть продолжения в рамках
стиля Р., после них была новая эпоха, новое направление как в культуре, так
и в миропонимании. А в остальном, это 2 противоположности, как в иск-тве,
так и в хар-ре и судьбе. Если у М-ло все его замыслы, какими бы гениальными
и грандиозными они не были, остаются в пределах его физ-ских возможностей,
выполнимые пусть ценой нечеловеческих усилий. В большинстве случаев они
были осуществлены, т.к. для М-ло невыполнение чего-либо было огромной
душевной мукой. Материализация, пластическая определенность были более
всего важны для него. Но в тв-ве М-ло присутствует внутренняя
незаконченность. Для Л-до же незаконченность вообще не трагедия, она не
ставит под сомнение его тв-ского гения. Его более интересовало начинание,
поиск решения проблемы, а когда он видел выход, то завершение работы
переставало его интересовать. М-ло был не только великим худ-м, но также
поэтом, полит. деятелем. Будучи неуверенным в себе меланхоликом, неряшливым
и угрюмым, очень замкнутым и болезненным, в своем тв-ве он предстает
титаном как физически, так и духовно. По словам Вазари, М-ло тяготился
своим гением, а стремление к завершенности заставляло его работать до
изнеможения. Нет худ-ка более материального, чем М-ло, потому что избыток
духа порывается осущ-тся в избытке плоти, вздувая мышцы, распирая торсы
изнутри. Л-до был полной противоположностью М-ло. Хотя он был не так богат,
но всегда был изысканно одет, краси, располагал к себе сердца. Для Л-до
главное постижение всего в мире до последнего предела. По своему строю тв-
ского мышления - это отстраненный, наблюдающий ум. Он не в силах был
ограничится живописью и вообще иск-вом. Он был инженером, конструктором.
При встрече короля Франциска 1 Л-до сконструировал механического льва,
который прошел по залу 200м, а когда остановился перед королем из его
груди посыпались лилии, символ власти французских королей. Если М-ло можно
назвать самым гениальным худ-ком В, то Л-до - самым великим замыслом худ-ка
Р. М-ло материализовал дух, а Л-до одухотворял природу. Если Л-до и М-ло
можно представить как 2 полюса В., то его серединой можно назвать Рафаэля.
Именно его тв-во наиболее полно выразило все принципы В., оно уложилось
внутри Р. искусство Р-ля на все времена стало символом «гармонии»,
воплотило ее в себе. Но титанизм личности относится ко многим деятелям В.,
таким, как основатель и крупнейший представитель северного В. А. Дюрер,
итал. историк, поэт, ф-ф и дипломат Макиавелли, гуманист Пико делла
Мирандолла и др.
19. Эпоха В. - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся
произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В
зарождаемой системе ценностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи
гуманизма. Культура В. - это обращение к античности, возрождение античного
идеала человека, понимание красоты как гармонии и меры, переход к пластике
от средневекового символизма. Антропоцентризм и прославление прекрасного
человека были близки европейскому гуманизму. К-ра Р. формировалась как
отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не проявиться влияние
средневековой культуры. Это преобладание библейских тем сюжетов, влияние
схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. В. -это время
выдвижения на 1 план живописи из-за стремления иск-ва Р. познать и
отобразить реальный мир, его красоту и разнообразие. Характерной чертой Р.
была тесная связь науки и искусства. Своеобразный хар-р имело сев.
В.(Германия, Нидерланды, Франция). Оно отстает от итальянского на целое
столетие. В иск-ве сев. В. больше средневекового мировоззрения, влияния
религии, символики. Ф-фской основой сев. Р. был пантеизм, который не
отрицая Бога как бы растворяет его в природе. Основателем и крупнейшим
представителем сев. В. был Альбрехт Дюрер. Он был теоретиком иск-ва, первым
в Германии создал труд о перспективе. Дюрер был автором множества картин,
гравюр, гравюр на дереве, рисунков и акварелей. Влияние пантеизма
обусловило появление пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие
пейзажисты - А. Дюрер, Л. Кранах. В иск-ве сев. В. также получил развитие
портрет. Немецкие портретисты были безразличны к красоте, для них главное -
передать хар-р, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда - в
ущерб красоте, идеалу. Крупнейшие портретисты: в Германии - Дюрер,
Гольбейн, в Нидерландах - Ян ван Эйк, ван дер Вейден, во Франции - Фуке. В
рамках сев. В. возникает и развивается (прежде всего в Нидерландах) бытовая
картина. Крупнейшим мастеров этого жанра был Питер Брейгель, писавший сцены
из крестьянской жизни. Нидерландских худ-ков отличала крайняя тщательность
письма. В сев. В. главное место заняли вопросы религиозного
совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Сев.
гуманизм привел к Реформации и протестантизму.
30. На смену кризиса Ренессанса приходит барокко. Термин «барокко»(химера)
ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в конце 19в. Это направление
западноевропейской культуры, которое сформировалось после кризиса
Возрождения. Барокко означает общую тенденцию в динамизме, отражает мир в
изменчивости и движении. Для барокко присущ худ- стиль, который
характеризуется аффектной динамикой, патетикой, ему присуща театральность,
зрелищность, иллюзионизм, столкновение фантазии и реальности, широкое
использование антитез, гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к
невиданному и необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры. Барокко
вошло в ар-ру и музыку, строительство и лит-ру, декоративное искусство. Хар-
ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на живописную связь с
внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны, колонны), ар-рный фасад
создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В сооружениях стиля
присутствует необычная сложность, в планах преобладают кривые линии, стены
зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы, окна отделаны
разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая пышность и богатство
дополняются скульптурой, главным образом аллегорическими группами,
росписью, мраморной и бронзовой отделкой. Наиболее используемый эффект
барокко - эффект оптической иллюзии. Вторая пол. 17в. - это период развития
в укр. к-ре стиля барокко. В лит-ной жизни выделялись диалоги, диспуты,
памфлеты. Представители барокко были церковные деятели, писатели, ученые,
такие как Л. Баранович, И. Гизель, И Галятовский, Ф Сафонович, Вясинский.
Развивалась ораторская проза(К. Зиновьев, Г. Сковорода, И. Котляревский). В
развитии укр. стиля барокко можно выделить 3 этапа: ранний, зрелый и
завершительный. Укр. барокко впитало в себя все богатство европейского иск-
ва, умело объединив его с собственными эстетическими основами. Примером
раннего этапа укр. барокко была сложная композиция объемов сложных
сооружений. Второй этап хар-лся добавлением экспрессии, рисунков и
декоративной выразительности. В это время активно распространялись росписи,
лепка и цвет. София Киевская построена в этом периоде (Шедель). 3
завершающий период развития стиля укр. барокко представлен памятниками ар-
ры во Львове: костел иезуитов( Якобо Бриано) и доминиканский костел (Ян де
Витте), королевский арсенал (Павл Гродзицкий).. Большой вклад в развитие
этого периода сделали ар-ры европейской школы (Б. Меретин, Растрелли,
Меретин и Григорович -Барский). Ар-рные сооружения развивались под
влиянием, содной стороны, ар-рной эстетики европейского барокко, а с др.,
нар. традиций. Со 2 пол. 17в. расширяется монументальное строительство,
которое находит свое выражение в ар-ре строительства культа. Все укр-ское
барокко представлено вычурностью форм, фантазией. Музыка барокко отличается
с переливами. Барокко в живописи представлено многочисленной
орнаментностью, пышностью в одежде, на святых много золота, расшитые
наряды. Ярким представителем укр. живописи был И. Рудкович. В этот периол
развивается укр. портретный стиль, портрет являлся жанром светского иск-ва
и имел нац. особенность: привсей своей жизненности он сберег тесную связь с
иконописью. Стиль барокко представлен колокольней Киево-Печерской Лавры,
Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве(Мичурин). Гостиница
«Украина» построена в стиле эклектика: готика (вертикаль) + барокко
(орнамент из цветного кафеля и белая орнаментная лепка, сочетание белого с
голубы и золотым цветами), планировал ее постройку ар-р Растрелли.
Украинское барокко зачастую казацкое - собор в г. Новомосковске (Яков
Погребняк).
27. Натурализм (природа) стремился к объективным точным изобр-ям чел-кого
хар-ра, уделял большое внимание окружающей среде. Сложился во Франции. Для
натурализма хар-рны достижения естественных наук. Он базируется на ф-фии
Конта. Натурализм вводит понятие «природный детерминизм». Позднее это
понятие расширено французским писателем Э. Золя («Доктор Паскаль», «Человек-
зверь») в работе «Экспериментальный роман», кот. обосновывает новые
направления в лит-ре и хочет применить открытия естественных наук в лит-ре.
В 60-е гг. складывается школа натуралистов: Мопассан, Доде, которая сущ-ет
до конца 80-х гг., а к концу 90-х теряет теоретическую четкость. Предметом
изучения натуралистов явл. чел-к. В худ-ных произведениях чел-к выражается
как глав. критерий. Быт изображается во всех деталях, обосновывается
физиологическая основа психики. Изучение материального быта давало
возможность сосредоточиться на соц-льных особенностях чел-ка, насколько
среда влияет на чел-ка. Преобладает интерес к психологич. основам психики,
недоверие к абстрактным идеям, к кот. склонялись романтики. Для писателей
хар-но представление обусловленности судьбы чел-ка. Э Золя верил в науку,
прогресс. Натуралисты отказывались от морализаторства. Лит-ра как и наука
не имела права на выбор сюжета, не сущ-ло никаких канонов. В 60-70-е гг.
открылись новые темы, показывающие жизнь униженных и оскорбленных. Теория
натурализма Э. Золя - отказ ухд-ка от любой оценочной категории при
изображении фактов, абсолютный объективизм, беспристрастность, обращение
лит-ры и науки к запретным темам. Золя в своем романе создает полное
генеалогическое дерево с подробной хар-кой, населяет роман большим кол-вом
персонажей («Ругон-Мажкары» 1200 персонажей), выбирает для романа период
позора и безумия. После трагедии парижской коммуны взгляды Золя сильно
изменились, постепенно усиливается социальная линия. В России натурализм
представлен русской натуралистской школой (Белинский, Тургенев,
Достоевский). Для 19в. хар-но появление импрессионизма, связанного с
именами Монэ, Ренуара и Дега. Истоки импрессионизма связывают с именем
Моне, творцом, стремящимся к тому, чтобы передать свои впечатления («Восход
солнца», «Завтрак на траве»). Импрессионисты применяют новый м-д видения
мира. На их картинах мир представлен в движении, природа - в разнообразии,
главное внимание сосредотачивают на свете и цвете, отказываются от
традиционного понимания сюжета в пользу мотива. Символизм. Рождается во
Франции 60-70-х гг. в тв-ве Бодлера, Верлена и Рембо в недрах лит-ры и
проникает во все сферы к-ры. Символисты обращаются к духовному религиозному
миру человека, считали главным в тв-ве интуицию. Они определяли проблему
символа, который по их мнению объединяет земное, временное с другими
мирами, с глубиной души, с вечным и абсолютным. Симлистической образ
ознаменовал собой сущ-ние «царства тайн». Символисты мечтали о соединении
иск-ва и религии, которое должно стать обновлением свободного духа.
Символизм внес важный вклад в развитие к-ры 20в., особенно на иск-во
сюрреализма и экспрессионизма. Символизмом увлекаются Гаупжман, О. Уайльд,
Матерлин, худ-к Эдвард Муйк (картина «Крик», с которой связывают начало
символизма).
13. Виз-кая империя возникла на рубеже 2 эпох: гибели поздней античности и
рождением средневекового общ-ва, впоследствии распада Римской империи. Она
просуществовала до середины 15в. на протяжении своей тысячелетней истории
В. - центр своеобр. к-ры, формировавшейся под влиянием римских, греч. и
эллинистических традиций. Возник. виз-кой к-ры происх. в условиях
противопоставления идейной жизни ранней В. Это было установления идеологии
виз-кого общ-ва, оформлением сис-мы хр-кого мировоззрения. Виз-кое общ-во
- своеобразная система, кот. опирается на традиции языческого эллинизма и
христианства, кот. было провозглашено официальной религией. В христианской
идеологии выделяются 2 течения: аристократическое(связано с властвующей
церковью и импер-ким двором) и народное(образовалось на религигиозно-
этических взглядов народных масс). Вся духовная жизнь общ-ва складывается
напряженно: во всех сферах знания, в лит-ре, иск-ве наблюдается смешения
языческих и христианских идей, образов, взглядов, красочное соединение
языческой мифологии и христианской мистики. Вообще история Виз-кой империи
исходила из культа императора, правитель В. совмещает духовное и светское
начала на одном посту. Сначала была мозаика, потом фреска, потом икона. До
нас дошли представления о мозаике в Равенне. 3 категории В. эстетики: 1)
истина, 2) красота, 3) благо. Система света и система цвета применялись в
эстетике. Система света - это золотая система, т.е. золото фонов, лучей.
Система теплых цветов света создавала нежное живописное мерцание,
нейтрализуя реальные источники света. Золото превращалось в источник
нереального света, кот. возносит икону во внепространство, во временную
среду, усиливает оторванность от окруж. среды. Ассоциация символики цвета
сложна и многообразна(в иконографии сущ-вал канон): пурпурный цвет в
одеянии Иисуса Христа совмещает красный и синий, т.е. несовместимое,
Христос соединяет земное и небесное, возникает новый богочеловек(все
расколы основаны на выяснении первоприроды). В иконографии богоматери:
пурпурный, коричневый и зеленый. Белый цвет - чистота, отрешенность от
земного (особая штриховка лица, т.е. опред. сияние) ассоциируется с
предвечным безмолвием. Черный цвет - завершение деяния, знак скорби.
Зеленый цвет - юность и цветение. Темно-синий - непостижимые тайны, сильное
духовной очарование. Категория прекрасного должна быть организована,
система света и цвета отражает внутреннее состояние чел-ка.
12. Возник. виз-кой к-ры происх. в условиях противопоставления идейной
жизни ранней В. Это было установления идеологии виз-кого общ-ва,
оформлением сис-мы хр-кого мировоззрения. Виз-кое общ-во - своеобразная
система, кот. опирается на традиции языческого эллинизма и хр-ва, кот. было
провозглашено офиц. религией. В хр-ской идеологии выделяются 2 течения:
аристократическое(связано с властвующей церковью и импер-ким двором) и
народное(образовалось на религигиозно-этических взглядов народных масс).
Вся духовная жизнь общ-ва складывается напряженно: во всех сферах знания, в
лит-ре, иск-ве наблюдается смешения языческих и хр-ских идей, образов,
взглядов, красочное соединение языческой мифологии и хр-кой мистики. Полит.
и идеологический резонанс вызвали церковные реформы первых импер-ров из
Исаврийской династии. Впервые в истории В. столкнулись гос-во и церковь.
Иконоборство - борьба землевладельцев и части торговцев и ремесленников за
ограничение могущества церкви. Эта борьба привела к компромиссу м-ду гос-
вом и церковью: земельные владения церкви были урезаны, а виз-кий импер-р
стал признанным главой православной церкви. Вообще история Виз-кой империи
исходила из культа импер-ра, правитель В. совмещает духовное и светское
начала на одном посту. Христос представляется императором небесным в
отличии от императора земного. Первые хр-не собирались в катакомбах. Хр-тво
зарождалось как аскетическое направление, но в В. примешивался культ импер-
ра. Строительство храмов прославляло импер-ров. Иконоборство разрушило
памятники иск-ва и принесло значительный вред к-рному развитию В. Во
времена иконоборства в ар-ру проникают влияния мусульманского зодчества.
Особенности хр-ва: единый бог, этот бог есть надмирный творец и властелин
мира. Хр-кая к-ра открывает и обосновывает значимость чел-кой личности,
твор-ва и свободы. Хр-тво берет свое начало в иудаизме(религия древних
евреев). В основе хр-тва лежит идея о том, что чел-к создан богом по
«образу и подобию своему», личностью обладающем свободы и тв-ской
способностью. Высшей религиозной целью хр-тва явл. спасение. Хр-ская
нравственность исходит из самоценности личности и неразрывной связи добра,
истины и свободы. В хр-стве нравственные нормы обращены не к внешним делам
и не к внешним проявлениям веры, а к «внутреннему чел-ку». Высшая
нравственная инстанция - совесть. Вера в бессмертие души играет огромную
роль в хр-ве, она призвана дать чел-ку не только знания, но и
непосредственное ощущение силы нравственных норм хр-ва. Важнейшей составной
частью хр-ва явл. эсхатология- учение о конце света , Страшном Суде и т.д.
Хр-во сформировало новый смысл природы и чел-кого бытия, кот. стимулировали
развитие нового иск-ва, стали основой естественнонаучного и гуманитарного
познания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|