Меню
Поиск



рефераты скачатьКультура древних цивилизаций

Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из

прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение

понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции.

Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами

были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского).

Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в

Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее

известная скульптура мастера «Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр.

скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка.

В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи, перехода к объемному

изображению. Греческий агон - борьба, состязание олицетворял характерные

черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали

знаменитые олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности,

но в 776г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя

в беге, и этот год считается началом исторического периода олимпийских игр.

Место олимпийских празднеств была священная роща Альтис. В знаменитом храме

Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся

одним из семи чудес света. В священной роще заключались торговые сделки,

поэты , ораторы, и ученые выступали перед зрителями, художники и ваятели

представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство

имело право оглашать здесь новые законы. Афинская Академия- роща

,посвященная афинскому герою Академу прославилась тем, что отсюда позднее

начинались бега с факелом. В греческом агоне берет свое начало диалектика

(умение вести беседу). Греческая культура празднична, внешне красочна и

зрелищна. В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку.

Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей

прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно

искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением

зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились

базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые

дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская

школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2.

Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3.

Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла

живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным

этапом в развитии культуры Др. Греции.

8. Архаический период. В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-ризуются

большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из

наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада»

и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир.

поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила

Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр.

происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э.

появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе

формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления:

дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и

суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность),

коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в

Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-

ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка,

научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых

росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности

черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная

роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый.

Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии.

Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой

мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За

первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю,

воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в

Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот.

можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории

музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных

закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная

пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией

дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование

рабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры.

Классический период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение

гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали

в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь

козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный

Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»).

Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение

понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди

ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и

места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и

первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы

выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили,

что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их

связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании.

Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей».

Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил

проект идеального полиса, которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой

вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы

формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика,

история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ. Гр. иск-во в

кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали

богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп

(придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в

Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель

пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша

с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных

особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи,

перехода к объемному изображению. Чертой гр. к-ры состязательность. Гр.

агон - борьба, состязание олицетворял хар-рные черты свободного грека.

Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские

игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу.

Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания

Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и

взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра

впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в

религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны

в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура(

последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание

к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление

правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры,

особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с

украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика..

Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей,

жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1.

Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский

бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в

Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития

достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала

заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции.

20. З. Фрейд. - создал новое направление в психологии и медицине -

самокритика. Он назвал это психоанализом. Однако значение фр-ской концепции

чел-ка выходит далеко за пределы медицины: ф-фское обобщение психоанализа -

фрейдизм стало учением в сфере ф-фии и к-рологии. Фр. открыл в чел-ке

бессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное

начало чел-ской души. При этом бессознательное активно вмешивается в чел-

скую жизнь. Фр. считает лишь иллюзией, что нашей жизнью руководит наше «Я».

Фр. наз. это бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть

лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Фр-ское «Оно» имеет

чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения

чел-ка. Эти первичные влечения сводятся к 2: - сексуальные желания, -

влечение к смерти, т.е. влечение к разрушению. Наше «Я», стремящееся выжить

в мире природы и общ-ва, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно».

«Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» целиком исходит из

принципа удовольствия. Отсюда неизбежная борьба между «Я» и «Оно». Фр.

открывает «хитрость бессознательного», способного проводить в жизнь свои

влечения, маскируя их под сознательные решения «Я». Но человек способен

выжить лишь постольку, поскольку разум и к-ра могут подчинять «Оно» своим

целям. Фр. указывает на способ, кот. к-ра проводит в жизнь свои цели, не

совпадающие с примитивными влечениями «Оно». Этот способ Фр. назвал

сублимация. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения «Оно»

обретают форму влечения к познанию, иск-ву, высокому идеалу. При этом к-ра

по Фр. выражает систему общ-ных норм и всегда стоит над отдельным чел-ком.

К-ра может руководить чел-ком лишь постольку, поскольку она сама стала

частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной

установки. Эту установку Фр. наз. «Сверх Я». Чел-кое «Я» по Фр. замкнуто

между 2 противоположными полюсами - природной стихией и требованием к-ры.

Если к-ра требует от чел-ка больше, чем он может, то у индивида это

вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным. К-ра делает жизнь

более безопасной, блокируя чел-кие инстинкты, агрессивность, но платой

оказывается псих. здоровье чел-ка, кот. разрывается между природной псих.

стихией и к-рными нормами, между сексуальностью и социальностью,

агрессивностью и моралью. Учение Фр. оказало огромное влияние на развитие

науки и к-ры 20в. Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в

снах и видениях. Эти образы совпадали с символами, проходящими через всю

историю мир. к-ры. Самое удивительное, что большинство пациентов Юнга не

могли знать в силу своего образования про эти достаточно сложные к-рные

символы. Эти символические образы не пришли из вне и не изобретались

сознательно, след-но можно сделать вывод, что они рождены общим для всех

людей бессознательным, Юнг наз. это кол-вным бессознательным. По Юнгу кол-

вное бессознательное имеет к-рное происхождение, но передается по

наследству биологическим путем. Юнг считает, что основа души все же может

жить в мире с к-рой, не разделяя мнения Фр. об из противоречии. Нельзя

укротить «демонов души», но их можно приручить, сделать их проявление

относительно безопасным и даже поставить их на службу к-ре. Поэтому европ.

к-ра должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел-кой

души, что однако вовсе не означает погружения в бессознательное и полное

подчинение его архаическим мотивам. Юнг раскрыл органическую связь к-ры и

чел-кого бессознательного. История к-ры и ее символического мира предстала

как осуществление бессознательных основ души. Концепция игровой к-ры - одна

из самых распространенных концепций мир. к-ры. Один из ярких представителей

этой концепции Й. Хейзинга. Игра в его концепции - это к-рно-историческая

универсалия. Традицию истолкования ис-ва из игры как спонтанной

деятельности, кот. приятна сама по себе независимо от какой-либо цели. Игра

сопровождает к-ру на всем протяжении ее истории и хар-ризует многие к-рные

формы. Культуроформирующее св-во игры связано с тем, что для изменения окр.

среды посредством любой материальной действительности чел-к должен был

совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е.

проиграть деятельностный процесс. Но Хейзинга не сводит игровой эл-т только

к духовному проявлению, он присутствует и во всех сферах материальной к-ры

и определят содержание его форм. Анализ соврем. к-рного состояния в аспект

игры предпринял испанский философ Х. Ортага-и-Гассет. Являясь критиком

массовой к-ры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии он

противопоставляет ей подлинную «живую» к-ру, кот. чел-к делает личным

достоянием, обращаясь к ней в силу внутренней потребности. Хар-ка «живой» к-

ры, данная испанским ф-фом, созвучна критериям игры Хейзинга. Сущность к-ры

по мнению этих мыслителей составляют спонтанность и отсутствие

прагматической установки. Из конкретных эл-тов такой к-ры складывается

элитарный пласт к-рного процесса, противостоящий натиску массовой к-ры.

14.Сред.и веками в к-рологии наз. длительный период( охватывает более

тысячелетия ) в истории Зап. Европы между античностью и новым временем.

выделяют 3 периода развития: 1) Раннее средневековье - новые западные

европейцы принимали христианство, кот. в Р. было гос-ной религией, на

территории бывшей римской империи формировались новые гос. формирования,

создававшиеся варварами. Р-ская империя распалась на множество герцогств,

графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители

были вполне суверенными хозяевами и не подчинялись никаким импер-рам или

королям. Официальной идеологией католицизма становится аскетизм. В

большинстве гос-в Зап. Европы еще сохраняются традиции античной духовной к-

ры. Школы, сущ-щие при монастырях, культивировали «7 свободных искусств»,

ориентируясь на те знания, кот. требовало феодальное общество. В школах

сохранялось латинское богослужение, латинский язык с эл-тами лит-рного

образования, необходимый для усвоения Писания; 2) Высокое(классическое)

средневековье - Европа начала преодолевать затруднения Раннего периода и

возрождаться. С 5в. сотрудничество по законам феодализма позволило создать

более крупные гос. структуры и собирать сильные армии. В рез-те зап.

христиане завоевали господство на средиземном море и его о-вах. Наступившая

стабильность обеспечила быстрый подъем городов и общей эк-ки. Общ-во

утратило черты варварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе

традиций Др. Рима и варварских племен возникло романское, а затем

готическое иск-во, развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра.

Ученые получили возможность с трудами античных греч. и эллинистических ф-

фов, прежде всего Аристотеля. Впоследствии зародилась ф-фская система

средневековья схоластика - тип религиозной ф-фии, для которой хар-рно

подчинение теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и

знания. С именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.; 3)

Позднее средневековье - продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его

был далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод,

многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила

развитие к-ры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.