Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из 
прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение 
понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. 
Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами 
были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского). 
Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в 
Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее 
известная скульптура мастера «Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр. 
скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка. 
В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи, перехода к объемному 
изображению. Греческий агон - борьба, состязание олицетворял характерные 
черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали 
знаменитые олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности, 
но в 776г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя 
в беге, и этот год считается началом исторического периода олимпийских игр. 
Место олимпийских празднеств была священная роща Альтис. В знаменитом храме 
Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся 
одним из семи чудес света. В священной роще заключались торговые сделки, 
поэты , ораторы, и ученые выступали перед зрителями, художники и ваятели 
представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство 
имело право оглашать здесь новые законы. Афинская Академия- роща 
,посвященная афинскому герою Академу прославилась тем, что отсюда позднее 
начинались бега с факелом. В греческом агоне берет свое начало диалектика 
(умение вести беседу). Греческая культура  празднична, внешне красочна и 
зрелищна. В  литературе в  период эллинизма растет внимание к человеку. 
Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей 
прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно 
искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением 
зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились 
базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые 
дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская 
школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2. 
Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3. 
Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла 
живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным 
этапом в развитии культуры Др. Греции. 
8. Архаический период. В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-ризуются 
большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из 
наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада» 
и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир. 
поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила 
Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр. 
происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э. 
появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе 
формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: 
дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и 
суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность), 
коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в 
Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел- 
ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, 
научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых 
росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности 
черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная 
роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. 
Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии. 
Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой 
мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За 
первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю, 
воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в 
Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот. 
можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории 
музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных 
закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная 
пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией 
дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование 
рабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры. 
Классический период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение 
гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали 
в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь 
козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный 
Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). 
Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение 
понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди 
ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается  понимания сущности и 
места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и 
первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы 
выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили, 
что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их 
связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании. 
Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей». 
Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил 
проект идеального полиса, которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой 
вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы 
формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика, 
история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ. Гр. иск-во в 
кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали 
богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп 
(придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в 
Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель 
пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша 
с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных 
особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи, 
перехода к объемному изображению. Чертой гр. к-ры состязательность. Гр. 
агон - борьба, состязание олицетворял хар-рные черты свободного грека. 
Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские 
игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу. 
Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания 
Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и 
взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра 
впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в 
религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны 
в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура( 
последователь Демокрита). В  литературе в  период эллинизма растет внимание 
к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление 
правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, 
особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с 
украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.. 
Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, 
жилые  дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. 
Родосская  школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский 
бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в 
Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития 
достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала 
заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции. 
20. З. Фрейд. - создал новое направление в психологии и медицине - 
самокритика. Он назвал это психоанализом. Однако значение фр-ской концепции 
чел-ка выходит далеко за пределы медицины: ф-фское обобщение психоанализа - 
фрейдизм стало учением в сфере ф-фии и к-рологии. Фр. открыл в чел-ке 
бессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное 
начало чел-ской души. При этом бессознательное активно вмешивается в чел- 
скую жизнь. Фр. считает лишь иллюзией, что нашей жизнью руководит наше «Я». 
Фр. наз. это бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть 
лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Фр-ское «Оно» имеет 
чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения 
чел-ка. Эти первичные влечения сводятся к 2: - сексуальные желания, - 
влечение к смерти, т.е. влечение к разрушению. Наше «Я», стремящееся выжить 
в мире природы и общ-ва, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно». 
«Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» целиком исходит из 
принципа удовольствия. Отсюда неизбежная борьба между «Я» и «Оно». Фр. 
открывает «хитрость бессознательного», способного проводить в жизнь свои 
влечения, маскируя их под сознательные решения «Я». Но человек способен 
выжить лишь постольку, поскольку разум и к-ра могут подчинять «Оно» своим 
целям. Фр. указывает на способ, кот. к-ра проводит в жизнь свои цели, не 
совпадающие с примитивными влечениями «Оно». Этот способ Фр. назвал 
сублимация. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения «Оно» 
обретают форму влечения к познанию, иск-ву, высокому идеалу. При этом к-ра 
по Фр. выражает систему общ-ных норм и всегда стоит над отдельным чел-ком. 
К-ра может руководить чел-ком лишь постольку, поскольку она сама стала 
частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной 
установки. Эту установку Фр. наз. «Сверх Я». Чел-кое «Я» по Фр. замкнуто 
между 2 противоположными полюсами - природной стихией и требованием к-ры. 
Если к-ра требует от чел-ка больше, чем он может, то у индивида это 
вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным. К-ра делает жизнь 
более безопасной, блокируя чел-кие инстинкты, агрессивность, но платой 
оказывается псих. здоровье чел-ка, кот. разрывается между природной псих. 
стихией и к-рными нормами, между сексуальностью и социальностью, 
агрессивностью и моралью. Учение Фр. оказало огромное влияние на развитие 
науки и к-ры 20в. Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в 
снах и видениях. Эти образы совпадали с символами, проходящими через всю 
историю мир. к-ры. Самое удивительное, что большинство пациентов Юнга не 
могли знать в силу своего образования про эти достаточно сложные к-рные 
символы. Эти символические образы не пришли из вне и не изобретались 
сознательно, след-но можно сделать вывод, что они рождены общим для всех 
людей бессознательным, Юнг наз. это кол-вным бессознательным. По Юнгу кол- 
вное бессознательное имеет к-рное происхождение, но передается по 
наследству биологическим путем. Юнг считает, что основа души все же может 
жить в мире с к-рой, не разделяя мнения Фр. об из противоречии. Нельзя 
укротить «демонов души», но их можно приручить, сделать их проявление 
относительно безопасным и даже поставить их на службу к-ре. Поэтому европ. 
к-ра должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел-кой 
души, что однако вовсе не означает погружения в бессознательное и полное 
подчинение его архаическим мотивам. Юнг раскрыл органическую связь к-ры и 
чел-кого бессознательного. История к-ры и ее символического мира предстала 
как осуществление бессознательных основ души. Концепция игровой к-ры - одна 
из самых распространенных концепций мир. к-ры. Один из ярких представителей 
этой концепции Й. Хейзинга. Игра в его концепции - это к-рно-историческая 
универсалия. Традицию истолкования ис-ва из игры как спонтанной 
деятельности, кот. приятна сама по себе независимо от какой-либо цели. Игра 
сопровождает к-ру на всем протяжении ее истории и хар-ризует многие к-рные 
формы. Культуроформирующее св-во игры связано с тем, что для изменения окр. 
среды посредством любой материальной действительности чел-к должен был 
совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е. 
проиграть деятельностный процесс. Но Хейзинга не сводит игровой эл-т только 
к духовному проявлению, он присутствует и во всех сферах материальной к-ры 
и определят содержание его форм. Анализ соврем. к-рного состояния в аспект 
игры предпринял испанский философ Х. Ортага-и-Гассет. Являясь критиком 
массовой к-ры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии он 
противопоставляет ей подлинную «живую» к-ру, кот. чел-к делает личным 
достоянием, обращаясь к ней в силу внутренней потребности. Хар-ка «живой» к- 
ры, данная испанским ф-фом, созвучна критериям игры Хейзинга. Сущность к-ры 
по мнению этих мыслителей составляют спонтанность и отсутствие 
прагматической установки. Из конкретных эл-тов такой к-ры складывается 
элитарный пласт к-рного процесса, противостоящий натиску массовой к-ры. 
14.Сред.и веками в к-рологии наз. длительный период( охватывает более 
тысячелетия ) в истории Зап. Европы между античностью и новым временем. 
выделяют 3 периода развития: 1) Раннее средневековье - новые западные 
европейцы принимали христианство, кот. в Р. было гос-ной религией, на 
территории бывшей римской империи формировались новые гос. формирования, 
создававшиеся варварами. Р-ская империя распалась на множество герцогств, 
графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители 
были вполне суверенными хозяевами и не подчинялись никаким импер-рам или 
королям. Официальной идеологией католицизма становится аскетизм. В 
большинстве гос-в Зап. Европы еще сохраняются традиции  античной духовной к- 
ры. Школы, сущ-щие при монастырях, культивировали «7 свободных искусств», 
ориентируясь на те знания, кот. требовало феодальное общество. В школах 
сохранялось латинское богослужение, латинский язык с эл-тами лит-рного 
образования, необходимый для усвоения Писания; 2) Высокое(классическое) 
средневековье - Европа начала преодолевать затруднения Раннего периода и 
возрождаться. С 5в. сотрудничество по законам феодализма позволило создать 
более крупные гос. структуры и собирать сильные армии. В рез-те зап. 
христиане завоевали господство на средиземном море и его о-вах. Наступившая 
стабильность обеспечила быстрый подъем городов и общей эк-ки. Общ-во 
утратило черты варварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе 
традиций Др. Рима и варварских племен возникло романское, а затем 
готическое иск-во, развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра. 
Ученые получили возможность с трудами античных греч. и эллинистических ф- 
фов, прежде всего Аристотеля. Впоследствии зародилась ф-фская система 
средневековья  схоластика - тип религиозной ф-фии, для которой хар-рно 
подчинение теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и 
знания. С именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.; 3) 
Позднее средневековье - продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его 
был далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод, 
многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила 
развитие к-ры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |