Меню
Поиск



рефераты скачатьКультура древних цивилизаций

торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии,

иск-ва, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В

Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая

символика нашла свое отражение в ар-ре и христианской литургии.

Доминирующим принципом в ар-ре стала символика числа. В религиозных обрядах

используются эл-ты театра. В 10в. появляются народные путешествующие

актеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всей

Европе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских

странах(Франция). Против монополии церкви в духовной сфере впервые

выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и замках

складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной. Во Франции и

Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра, направленная своим смыслом

против аскетизма церковной лит-ры. Основные ее жанры - лирика и роман. В

них воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками

были трубадуры( провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества

отразилось в эпоса средневековья.

15. Романский. Ар-ра. Первым самостоятельным специфически европейским худ.

стилем средневековой Европы был романский. Он возник в рез-те синтеза

остатков худ. к-ры Рима и варварских племен. Сначала это был пра-романский

стиль. В конце пра-романского периода эл-ты романского стиля смешивались с

византийскими, ближневосточными, сирийскими, германскими, кельтскими, с

чертами др. сев. Племен. Эти влияния создали в Зап. Европе множество

локальных стилей, получивших имя романского. Ар-ра 5-8в. обычно проста,

исключение - здания в Равенне(Италия). Во многих регионах этот стиль был

продолжением раннехристианского иск-ва. Отличается округлыми или

многоугольными соборными церквями - собор Сан Витало в Равенне и

восьмиугольная дворцовая капелла, построенная Карлом Великим в Ай-ля-

Капелле, в наст. Время Аахен, Германия. Одним из творений каролингских ар-

ров стал вестворк, многоэтажный входной фасад. Конструировались также

здания в монастырском стиле. Монастырские комплексы представлены в Сент-

Галле(Швейцария) на о-ве Райхенау и в Монте-Кассино(Италия). Достижением ар-

ров была разработка зданий с каменными вольтами. Гл. причиной для их

разработки была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных

перекрытий пра-романских зданий. Скульптура. Большинство скульптур было

интегрировано в церковную ар-ру и служило как структурным, конструктивным,

так и эстетическим целям. Во французских романских соборах Прованса,

Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на

колоннах, подчеркивая поддерживающие эл-ты. Живопись, это украшение ар-рных

памятников, тиках как колонны с абстрактными орнаментами и украшение стен с

изображением висящих тканей или библейских сюжетов. Мозаика также как и

живопись была в основном византийским приемом и широко использовалась в

оформлении итальянских романских церквей(собор св. Марка , Венеция и

сицилианские церкви в Цефалу и Монреале). Искусство. Худ-ки достигли

высокого уровня в иллюстрировании рукописей. Произведения английской школы

иллюстрирования рукописей отличается геометрическим переплетением узоров в

заглавных буквах, рамках. Рисунки заглавных букв часто оживляются фигурами

людей, птиц и чудовищ. Региональные школы иллюстрирования рукописей в Юж. И

Вос. Европе развивали специфические стили, напр., копии Апокалипсиса,

Беаты. Пра-романская и романская обработка металлов - использовалась для

создания церковной утвари, для религиозных ритуалов. Другие металлические

изделия этого периода - ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и

серебренные предметы, а также замечательные эмали. Знаменитыми мастерами по

металлу были Роже и Изгельмарсхаузена, германец, известный своими

бронзовыми изделиями, и франц. Эмальер Годфруа де Клер. Самым известным

примером романского текстильного произведения явл. вышивка 11в., наз.

«Гобелен из Байя». Готика. Романский стиль по мере развития общества

постепенно переходит в новый - готический. Готическое ис-во возникло во

Франции. Основным представителем и выразителем готического периода была ар-

ра. Огромное число памятников готики были светскими, хотя готический стиль

обслуживал прежде всего церковь, кот. и обеспечивала развитие этой новой ар-

ры, способствовала ее полнейшей реализации. Хар-рным признаком готического

стиля есть ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки

и позволили решить многие ар-рные проблемы, т.к. были легкими, тонкими и

универсальными и могли располагаться диагонально, поперек и продольно. С

приходом свода изменилась конструкция, форма, планировка и интерьеры

соборов. Первым был собор Парижской богоматери. В 1194г. был заложен собор

в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой

эпохи стал собор в Реймсе. Ажурные перегородки - характерная черта ар-ры

поздней готики, были изобретением первого ар-ра реймского собора.

Скульптура. Изображались в кач-ве украшений фигуры из камня, олицетворявшие

догматы и верования католической церкви. Скульптура по своему хар-ру была

преимущественно ар-рной. С 1180г. романская стилизация начинает переходить

в новую, когда статуя начинает переходить в ощущение грации, извилистости и

свободы движения (серия скульптур Шартрского собора). В своем развитии

скульптура готики сопровождалась появлением натурализма.

16. Эпоха В. рассматривается как переход от средних веков, от феодального к

буржуазному общ-ву. Появляются мануфактуры, развивается банковское дело,

междунар. торговля. Формируется научная картина мира на открытиях в обл.

астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс -

эпоха великих открытий. Известные первооткрыватели - Колумб, Магеллан. Были

открыты 2 богатых континента. Наивысшей точки развития к-ра Ренессанса

достигает в 16в. В утверждаемой системе ценностей духовной к-ры в целом

выдвигаются идеи г-зма. Г-зм Р. - это такое мышление, для кот. хар-рны

свободолюбие и светский индивидуализм. Понятие «г-зм» в ф-фской лит-ре

имеет 2 значения: 1) в широком смысле - система идей и взглядов на чел-ка

как наивысшую ценность; 2)в узком - прогрессивное течение

западноевропейской культуры эпохи В., направленное на утверждение внимания

к достоинству ч-ка. Г-зм развивается как идейное движение, захватывает

купеческие круги, находит единомышленников при дворцах тиранов, проникает в

высшие религиозные сферы, становится мощным орудием политиков, оставляет

глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для

поисков худ-ков и скульпторов, складывается новая светская интнллегенция. Г-

сты вносят в духовную к-ру свободу суждений, независимость по отношению к

авторитетам, смелый критический дух, раскрывают безграничные возможности

чел-ка. Они выступают против цензуры церковной, формируют чел-ка

предприимчивого, активного, инициативного, чел-к уже сам кует свою судьбу.

Г-зм как принцип к-ры базируется на антропоцентричной картине мира.

Утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность. 1 поэт нового

времени - Данте Алигьери. Позиции его взглядов развил Франческа Петрарка, ф-

ф и поэт, кот. считают основателем г-кого движения в Италии. Известное

влияние на г-кое движение оказал итальянский демократ К. Салютати. Известны

работы Джаноццо Манетти(«О достоинстве и превосходстве человека»), Лоренцо

Валла (трактат «О наслаждении»), Пико делла Мирандолла(«О достоинстве

человека»). Важную роль в утверждении г-ких идей сыграла Платоновская

Академия во Флоренции. Г-сты В-ния убеждены в том, что чел-к как и бог

обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и общ-вом, делая

правильный выбор. Г-сты уделяли внимание изучению древних языков, они

основали классическую филологию. Г-сты критиковали всю средневековую

схоластику. Схоластической системе образования они противопоставили

воспитание, кот. развивает чел-ка умственно и физически, формирует у нее

высокие моральные кач-ва. Но становление и расцвет г-зма глубоко

противоречивы. Добро и зло переплетались самым причудливым образом.

Развивается наука, поэзия, ар-ра, изобразительные иск-ва. Но проблемы общ-

ных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в

историю семейство Борджиа во главе с папой Александром 7 - убийцей,

грабителем и развратником, но наделенным блестящим талантом гос-ного

деятеля. Гармония в соц. устройстве не была достигнута, страсти овладевали

отдельными личностями, побуждая их действовать не останавливаясь ни перед

чем и не задумываясь о последствиях.

28.Модернизм Объединяя мн-во самостоятельных направлений (сюрреализм,

футуризм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, абстракционизм, и т.д.) эта

худ.-эстетическая сис-ма стала одним из глав. путей творческих исканий

творцов 20 века. Сущ.3 пути развития М: 1) до 1-й мир. войны -зарождение;

2) м-ду мир. войнами- усиление М. течений в иск-ве; 3) после 2-й мир. -

активизация поиска выхода из дух. кризиса. М-сты интересовались созданием

нов. форм, противопоставленных гармоническим формам клас. иск-ва, а так же

акцентировали внимание на субъективности м-кого миропонимания. Первые м-сты

были приверженцами дух. революции. внутри М. направления был принцип

историзма. М-сты отрицают духовно-нравственные «абсолюты».Они пытаются

возродить мифотворческий метод. Идеи мистической «соборности» и

«мифотворчества» отразились в символизм. Символисты отвергали традиции

клас. поэзии и строили свой « новый» язык на основе древ. архаичных

образов, стремились выразить объективное косвенным путем. Представители

:Валери, Элиот, Иванов, Хлебников, ранний Блок. Др. группировки м-ской

поэзии стали на путь полного разрыва с поэтической традицией, бунта против

привычных норм стихотворной речи. Иманженизм (образ)-передавал

непосредственные эпические впечатления, соединение метафор и образов,

логически мало связанных, стихи превращались в «каталоги образов». Сущ. в

Америке и Англии. Футуризм (будущее)объявлял чел-кие чув-ва , идеалы любви

, счастья, добра-«слабостями», провозглашая критериями прекрасного

«энергию», «силу» ,«скорость». Развивался в Италии, России и Франции.

Экспрессионизм(выражение) показывал мир в столкновении контраста,

преувеличенной резкости изломанных линий, замещающих реальное многообразие

деталей и красок нервной дисгармонии, неестественностью пропорций.

Значительное влияние на экспрессионизм оказало творчество Винсента Ван

Гога. Сущ. в Германии и Австрии. Поэты М.: В. Маяковский, Арагон, Бехер,

Гарсия Лорка и др. М-ская проза -австриец Франц Кафка. Мир представляется

ему враждебным чел-ку, бессильному и обреченному страдать. Его

произведения: «Процесс», «Замок», «Америка»представляют мир , где чел-к

подвластен священным, но недоступным пониманию закона. На представления

Кафки похожи работы экзистенциалистов, но они пытаются сделать обязательной

концепцию чел-ка, кот. сам определяет свои нормы поведения и поступки.Сущ.

во Франции. Представители: Сартр, Камю, Малеро, Голдинг. Живопись м-стов

строится «от обратного», совершая путь противоположный канонам худ. твор-

ва. Эта эстетика отразилась в твор-ве фран. художников, прозванных Матиссом

кубистами. Худ. кубизма был Пабло Пикассо с его картиной «Авенские девицы»

нач. история кубизма. Отличием кубизма стало создание нов. понятия Красоты.

Абстракционизм как направление м-ской живописи побуждал к поиску нового,

неведомого. Основатель - В. Кандинский, считал, что он поможет прорваться

внутрь сквозь внешнее. К. Малевич- ведущий представитель абстр.(картина

«Черный квадрат на белом фоне» ). М-ское течение живописи 20 в.

-сюрреализм. Представители: Миро, Эрнст, Массон. Ярко выражен сюрреализм в

иск-ве Дали. Его иск-во апокалиптично. Гармония разрушилась ,смешалась в

беспорядке. Идеи трагедийного театра принадлежат англ. реформатору Г.

Крэгу. Противоположность этой концепции театра - манифест нем. драматурга

Б. Брехта- основателя эпического театра. В 20 годы развивается кино.

Значительными явл. эксперименты рус. кинорежиссера С. Эйзенштейна, кот.

представлял иск-во как замену смысла языком жестов. Авангардизм. Углубление

к-рного кризиса привело к появлению новых форм авангардизма во 2 половине

20 в., кот. определялись как антииск-во. Условно их можно объединить в

понятие «концептуальное иск-во», кот. рассматривается как способ

демонстрации понятий, употребляющихся в разных областях знаний. В

концептуальном иск-ве выделяют течения: боди-арт, ленд- арт , пеформенс,

видеоарт. Это иск-во антиэстетично, оно отказывается от правил худ. логики.

17.В эволюции В. выделяют 3 этапа: 1) Проторенессанс, 2) Ранний Р.,

3)Высокое В. Первым, кто сформулировал понятие В. был Джорджо

Вазари(«Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Первые

признаки В. начинают проявляться по Вазари с конца 13 в. в работах Чимабуэ

и Джотто. Они отбросили Византийские приемы и возвратились к античным

традициям. Предпосылкой к возникновению Р. было выгодное геог. положение

Италии. В иск-ве Р. чел-к стал реальной и независимой ценностью. В

архитектуре это проявляется не только в очеловечивании пропорций зданий, но

и в создании идей этажа. Проторенессанс- это подготовка к В. ,он был тесно

связан со средневековьем. Родоначальником нов. Итальянского стиля считают

Чимабуэ. Ему удалось выйти за пределы византийского канона и предопределить

новые живописные формы. Проторенессанс связывают с именем Джотто ди Бонде,

кот. предопределил путь развития Р.: динамику, драматичность повествования,

переход от плоскостных изображений к объемным и рельефам. Новая концепция

живописи основывается на перспективе и объемной трактовке пластической

фигуры. Гл. центром итл. ПротоР. была Флоренция. Хар-рные черты

мировосприятия этого времени присущи лит-ре, особенно в работах поэта

гуманиста Данте Алигьери(«Новая жизнь»и «Божественная комедия»). Широкое

признание получает творчество Ф. Петрарки, считающегося первым гуманистом

Европы («Канцоньерэ»). Значительный вклад сделал писатель гуманист Джовани

Боккаччо, развивавший итл. лит-рный язык на основе народного(«Декамерон»).

Раннее В.15в. На 1 план выдвигается ярко выраженная чел-кая личность.

Живопись и скульптура отделяются от ар-уры. Живопись этого периода

производит скульптурное впечатление. Мастера Р.В. стремились восстановить

предметность мира , подчеркивая объемность , четкость форм. Худ-ки 15в.

открывают законы перспективы, строят многофигурные композиции, но они

используют только линейную композицию. Основатели. Р В. :Мазаччо,

Донателло, Брунеллески. Эпохе Р.В. чужда, свойственная В.В. и идеализация

чел-ка. Основной мотив эпохи- восхищение перед античностью. Сущ-ную роль в

переломе от готики к Р. сыграли теоретические исследования Брунеллески.

Донателло впервые занялся системным изучением чел-кого тела, он разработал

индивидуальный портрет в скульптуре. Мазаччо реформатор раннего В. он

использовал светло теневое моделирование и разработал новые перспективы.

Завершает Р.В. тв-во Леона Батиста Альберти, итл. архитектора , ученого и

писателя. Он был архитектором- теоретиком. Важное значение в утверждении В.

имели его теоретические трактаты(«О живописи» «О статуе»). Творчество

Альберти свидетельство возникновения структурно математических построений.

В.В.- золотой век итл. иск-ва (1500-1530гг.).Ф-фские основы В.В.

представлены работами Помпонацци, кот. развивал учение о связи мышления с

чувственным восприятием. Геометризм Р.В. прибавляется стремление к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.