торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии,
иск-ва, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В
Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая
символика нашла свое отражение в ар-ре и христианской литургии.
Доминирующим принципом в ар-ре стала символика числа. В религиозных обрядах
используются эл-ты театра. В 10в. появляются народные путешествующие
актеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всей
Европе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских
странах(Франция). Против монополии церкви в духовной сфере впервые
выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и замках
складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной. Во Франции и
Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра, направленная своим смыслом
против аскетизма церковной лит-ры. Основные ее жанры - лирика и роман. В
них воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками
были трубадуры( провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества
отразилось в эпоса средневековья.
15. Романский. Ар-ра. Первым самостоятельным специфически европейским худ.
стилем средневековой Европы был романский. Он возник в рез-те синтеза
остатков худ. к-ры Рима и варварских племен. Сначала это был пра-романский
стиль. В конце пра-романского периода эл-ты романского стиля смешивались с
византийскими, ближневосточными, сирийскими, германскими, кельтскими, с
чертами др. сев. Племен. Эти влияния создали в Зап. Европе множество
локальных стилей, получивших имя романского. Ар-ра 5-8в. обычно проста,
исключение - здания в Равенне(Италия). Во многих регионах этот стиль был
продолжением раннехристианского иск-ва. Отличается округлыми или
многоугольными соборными церквями - собор Сан Витало в Равенне и
восьмиугольная дворцовая капелла, построенная Карлом Великим в Ай-ля-
Капелле, в наст. Время Аахен, Германия. Одним из творений каролингских ар-
ров стал вестворк, многоэтажный входной фасад. Конструировались также
здания в монастырском стиле. Монастырские комплексы представлены в Сент-
Галле(Швейцария) на о-ве Райхенау и в Монте-Кассино(Италия). Достижением ар-
ров была разработка зданий с каменными вольтами. Гл. причиной для их
разработки была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных
перекрытий пра-романских зданий. Скульптура. Большинство скульптур было
интегрировано в церковную ар-ру и служило как структурным, конструктивным,
так и эстетическим целям. Во французских романских соборах Прованса,
Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на
колоннах, подчеркивая поддерживающие эл-ты. Живопись, это украшение ар-рных
памятников, тиках как колонны с абстрактными орнаментами и украшение стен с
изображением висящих тканей или библейских сюжетов. Мозаика также как и
живопись была в основном византийским приемом и широко использовалась в
оформлении итальянских романских церквей(собор св. Марка , Венеция и
сицилианские церкви в Цефалу и Монреале). Искусство. Худ-ки достигли
высокого уровня в иллюстрировании рукописей. Произведения английской школы
иллюстрирования рукописей отличается геометрическим переплетением узоров в
заглавных буквах, рамках. Рисунки заглавных букв часто оживляются фигурами
людей, птиц и чудовищ. Региональные школы иллюстрирования рукописей в Юж. И
Вос. Европе развивали специфические стили, напр., копии Апокалипсиса,
Беаты. Пра-романская и романская обработка металлов - использовалась для
создания церковной утвари, для религиозных ритуалов. Другие металлические
изделия этого периода - ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и
серебренные предметы, а также замечательные эмали. Знаменитыми мастерами по
металлу были Роже и Изгельмарсхаузена, германец, известный своими
бронзовыми изделиями, и франц. Эмальер Годфруа де Клер. Самым известным
примером романского текстильного произведения явл. вышивка 11в., наз.
«Гобелен из Байя». Готика. Романский стиль по мере развития общества
постепенно переходит в новый - готический. Готическое ис-во возникло во
Франции. Основным представителем и выразителем готического периода была ар-
ра. Огромное число памятников готики были светскими, хотя готический стиль
обслуживал прежде всего церковь, кот. и обеспечивала развитие этой новой ар-
ры, способствовала ее полнейшей реализации. Хар-рным признаком готического
стиля есть ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки
и позволили решить многие ар-рные проблемы, т.к. были легкими, тонкими и
универсальными и могли располагаться диагонально, поперек и продольно. С
приходом свода изменилась конструкция, форма, планировка и интерьеры
соборов. Первым был собор Парижской богоматери. В 1194г. был заложен собор
в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой
эпохи стал собор в Реймсе. Ажурные перегородки - характерная черта ар-ры
поздней готики, были изобретением первого ар-ра реймского собора.
Скульптура. Изображались в кач-ве украшений фигуры из камня, олицетворявшие
догматы и верования католической церкви. Скульптура по своему хар-ру была
преимущественно ар-рной. С 1180г. романская стилизация начинает переходить
в новую, когда статуя начинает переходить в ощущение грации, извилистости и
свободы движения (серия скульптур Шартрского собора). В своем развитии
скульптура готики сопровождалась появлением натурализма.
16. Эпоха В. рассматривается как переход от средних веков, от феодального к
буржуазному общ-ву. Появляются мануфактуры, развивается банковское дело,
междунар. торговля. Формируется научная картина мира на открытиях в обл.
астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс -
эпоха великих открытий. Известные первооткрыватели - Колумб, Магеллан. Были
открыты 2 богатых континента. Наивысшей точки развития к-ра Ренессанса
достигает в 16в. В утверждаемой системе ценностей духовной к-ры в целом
выдвигаются идеи г-зма. Г-зм Р. - это такое мышление, для кот. хар-рны
свободолюбие и светский индивидуализм. Понятие «г-зм» в ф-фской лит-ре
имеет 2 значения: 1) в широком смысле - система идей и взглядов на чел-ка
как наивысшую ценность; 2)в узком - прогрессивное течение
западноевропейской культуры эпохи В., направленное на утверждение внимания
к достоинству ч-ка. Г-зм развивается как идейное движение, захватывает
купеческие круги, находит единомышленников при дворцах тиранов, проникает в
высшие религиозные сферы, становится мощным орудием политиков, оставляет
глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для
поисков худ-ков и скульпторов, складывается новая светская интнллегенция. Г-
сты вносят в духовную к-ру свободу суждений, независимость по отношению к
авторитетам, смелый критический дух, раскрывают безграничные возможности
чел-ка. Они выступают против цензуры церковной, формируют чел-ка
предприимчивого, активного, инициативного, чел-к уже сам кует свою судьбу.
Г-зм как принцип к-ры базируется на антропоцентричной картине мира.
Утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность. 1 поэт нового
времени - Данте Алигьери. Позиции его взглядов развил Франческа Петрарка, ф-
ф и поэт, кот. считают основателем г-кого движения в Италии. Известное
влияние на г-кое движение оказал итальянский демократ К. Салютати. Известны
работы Джаноццо Манетти(«О достоинстве и превосходстве человека»), Лоренцо
Валла (трактат «О наслаждении»), Пико делла Мирандолла(«О достоинстве
человека»). Важную роль в утверждении г-ких идей сыграла Платоновская
Академия во Флоренции. Г-сты В-ния убеждены в том, что чел-к как и бог
обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и общ-вом, делая
правильный выбор. Г-сты уделяли внимание изучению древних языков, они
основали классическую филологию. Г-сты критиковали всю средневековую
схоластику. Схоластической системе образования они противопоставили
воспитание, кот. развивает чел-ка умственно и физически, формирует у нее
высокие моральные кач-ва. Но становление и расцвет г-зма глубоко
противоречивы. Добро и зло переплетались самым причудливым образом.
Развивается наука, поэзия, ар-ра, изобразительные иск-ва. Но проблемы общ-
ных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в
историю семейство Борджиа во главе с папой Александром 7 - убийцей,
грабителем и развратником, но наделенным блестящим талантом гос-ного
деятеля. Гармония в соц. устройстве не была достигнута, страсти овладевали
отдельными личностями, побуждая их действовать не останавливаясь ни перед
чем и не задумываясь о последствиях.
28.Модернизм Объединяя мн-во самостоятельных направлений (сюрреализм,
футуризм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, абстракционизм, и т.д.) эта
худ.-эстетическая сис-ма стала одним из глав. путей творческих исканий
творцов 20 века. Сущ.3 пути развития М: 1) до 1-й мир. войны -зарождение;
2) м-ду мир. войнами- усиление М. течений в иск-ве; 3) после 2-й мир. -
активизация поиска выхода из дух. кризиса. М-сты интересовались созданием
нов. форм, противопоставленных гармоническим формам клас. иск-ва, а так же
акцентировали внимание на субъективности м-кого миропонимания. Первые м-сты
были приверженцами дух. революции. внутри М. направления был принцип
историзма. М-сты отрицают духовно-нравственные «абсолюты».Они пытаются
возродить мифотворческий метод. Идеи мистической «соборности» и
«мифотворчества» отразились в символизм. Символисты отвергали традиции
клас. поэзии и строили свой « новый» язык на основе древ. архаичных
образов, стремились выразить объективное косвенным путем. Представители
:Валери, Элиот, Иванов, Хлебников, ранний Блок. Др. группировки м-ской
поэзии стали на путь полного разрыва с поэтической традицией, бунта против
привычных норм стихотворной речи. Иманженизм (образ)-передавал
непосредственные эпические впечатления, соединение метафор и образов,
логически мало связанных, стихи превращались в «каталоги образов». Сущ. в
Америке и Англии. Футуризм (будущее)объявлял чел-кие чув-ва , идеалы любви
, счастья, добра-«слабостями», провозглашая критериями прекрасного
«энергию», «силу» ,«скорость». Развивался в Италии, России и Франции.
Экспрессионизм(выражение) показывал мир в столкновении контраста,
преувеличенной резкости изломанных линий, замещающих реальное многообразие
деталей и красок нервной дисгармонии, неестественностью пропорций.
Значительное влияние на экспрессионизм оказало творчество Винсента Ван
Гога. Сущ. в Германии и Австрии. Поэты М.: В. Маяковский, Арагон, Бехер,
Гарсия Лорка и др. М-ская проза -австриец Франц Кафка. Мир представляется
ему враждебным чел-ку, бессильному и обреченному страдать. Его
произведения: «Процесс», «Замок», «Америка»представляют мир , где чел-к
подвластен священным, но недоступным пониманию закона. На представления
Кафки похожи работы экзистенциалистов, но они пытаются сделать обязательной
концепцию чел-ка, кот. сам определяет свои нормы поведения и поступки.Сущ.
во Франции. Представители: Сартр, Камю, Малеро, Голдинг. Живопись м-стов
строится «от обратного», совершая путь противоположный канонам худ. твор-
ва. Эта эстетика отразилась в твор-ве фран. художников, прозванных Матиссом
кубистами. Худ. кубизма был Пабло Пикассо с его картиной «Авенские девицы»
нач. история кубизма. Отличием кубизма стало создание нов. понятия Красоты.
Абстракционизм как направление м-ской живописи побуждал к поиску нового,
неведомого. Основатель - В. Кандинский, считал, что он поможет прорваться
внутрь сквозь внешнее. К. Малевич- ведущий представитель абстр.(картина
«Черный квадрат на белом фоне» ). М-ское течение живописи 20 в.
-сюрреализм. Представители: Миро, Эрнст, Массон. Ярко выражен сюрреализм в
иск-ве Дали. Его иск-во апокалиптично. Гармония разрушилась ,смешалась в
беспорядке. Идеи трагедийного театра принадлежат англ. реформатору Г.
Крэгу. Противоположность этой концепции театра - манифест нем. драматурга
Б. Брехта- основателя эпического театра. В 20 годы развивается кино.
Значительными явл. эксперименты рус. кинорежиссера С. Эйзенштейна, кот.
представлял иск-во как замену смысла языком жестов. Авангардизм. Углубление
к-рного кризиса привело к появлению новых форм авангардизма во 2 половине
20 в., кот. определялись как антииск-во. Условно их можно объединить в
понятие «концептуальное иск-во», кот. рассматривается как способ
демонстрации понятий, употребляющихся в разных областях знаний. В
концептуальном иск-ве выделяют течения: боди-арт, ленд- арт , пеформенс,
видеоарт. Это иск-во антиэстетично, оно отказывается от правил худ. логики.
17.В эволюции В. выделяют 3 этапа: 1) Проторенессанс, 2) Ранний Р.,
3)Высокое В. Первым, кто сформулировал понятие В. был Джорджо
Вазари(«Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Первые
признаки В. начинают проявляться по Вазари с конца 13 в. в работах Чимабуэ
и Джотто. Они отбросили Византийские приемы и возвратились к античным
традициям. Предпосылкой к возникновению Р. было выгодное геог. положение
Италии. В иск-ве Р. чел-к стал реальной и независимой ценностью. В
архитектуре это проявляется не только в очеловечивании пропорций зданий, но
и в создании идей этажа. Проторенессанс- это подготовка к В. ,он был тесно
связан со средневековьем. Родоначальником нов. Итальянского стиля считают
Чимабуэ. Ему удалось выйти за пределы византийского канона и предопределить
новые живописные формы. Проторенессанс связывают с именем Джотто ди Бонде,
кот. предопределил путь развития Р.: динамику, драматичность повествования,
переход от плоскостных изображений к объемным и рельефам. Новая концепция
живописи основывается на перспективе и объемной трактовке пластической
фигуры. Гл. центром итл. ПротоР. была Флоренция. Хар-рные черты
мировосприятия этого времени присущи лит-ре, особенно в работах поэта
гуманиста Данте Алигьери(«Новая жизнь»и «Божественная комедия»). Широкое
признание получает творчество Ф. Петрарки, считающегося первым гуманистом
Европы («Канцоньерэ»). Значительный вклад сделал писатель гуманист Джовани
Боккаччо, развивавший итл. лит-рный язык на основе народного(«Декамерон»).
Раннее В.15в. На 1 план выдвигается ярко выраженная чел-кая личность.
Живопись и скульптура отделяются от ар-уры. Живопись этого периода
производит скульптурное впечатление. Мастера Р.В. стремились восстановить
предметность мира , подчеркивая объемность , четкость форм. Худ-ки 15в.
открывают законы перспективы, строят многофигурные композиции, но они
используют только линейную композицию. Основатели. Р В. :Мазаччо,
Донателло, Брунеллески. Эпохе Р.В. чужда, свойственная В.В. и идеализация
чел-ка. Основной мотив эпохи- восхищение перед античностью. Сущ-ную роль в
переломе от готики к Р. сыграли теоретические исследования Брунеллески.
Донателло впервые занялся системным изучением чел-кого тела, он разработал
индивидуальный портрет в скульптуре. Мазаччо реформатор раннего В. он
использовал светло теневое моделирование и разработал новые перспективы.
Завершает Р.В. тв-во Леона Батиста Альберти, итл. архитектора , ученого и
писателя. Он был архитектором- теоретиком. Важное значение в утверждении В.
имели его теоретические трактаты(«О живописи» «О статуе»). Творчество
Альберти свидетельство возникновения структурно математических построений.
В.В.- золотой век итл. иск-ва (1500-1530гг.).Ф-фские основы В.В.
представлены работами Помпонацци, кот. развивал учение о связи мышления с
чувственным восприятием. Геометризм Р.В. прибавляется стремление к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|