передаче внутреннего мира чел-ка. Разрабатывается воздушная перспектива,
приемы светотени. Иск-во ВВ отличается масштабностью, выделяется тенденция
к синтезу и обобщениям. В произведениях худ-ков основное место занимает
образ идеального прекрасного чел-ка, совершенного физически и духовно. Иск-
во В.В. представляют 3 худ-ка: Леонардо да Винчи, Микеланджело де
Буанарроти, Рафаэль Санти. Основателем ВВ считается Леонардо да Винчи. Его
работы отличает универсальность. Большое внимание он уделяет понятию
гармонии. Наиб. известными работами Леонардо: «Мадонна в скалах», «Мона
Лиза», «Тайная вечеря», «Иоанн Креститель». Выдающимся представителем итл.
Р. был Санти, творчество кот. оставило глубокий след в иск-ве. Иск-во
Рафаэля более всего выражает классич. ВР. Наиб. знаменитая его работа-
«Сикстинские мадонны». Кульминации эпохи В было творчество Микеланджело де
Буанарроти. Для тв-ва Микеланджело хар-рен титанизм. Пиком тв-ва Мик. Был
потолок Сикстинской капеллы.
24. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр.
понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма,
связанное с борьбой против феодальных порядков. Хар-рной чертой Пр. было
стремление его представителей к перестройке всех общ-ных отношений на
основе разума, равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало
из «природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум.
Изменения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир
людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит-
ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. Для эпохи Пр. хар-но
наличие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и
классицизм, возникает рококо и романтизм. Основным направлением в ар-ре был
классицизм - наследование ар-ры древних Греции и Рима. Широко использовался
в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было построено
огромное кол-тво сооружений, великим его достижением был собор Св. Павла,
кот. считается шедевром мир. ар-ры. Хар-рной особенностью развития ар-ры
было сооружение огромных строений гос-ного и гражданского назначений,
распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов,
замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль
«рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск-
ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того
чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра
во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во
время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях,
как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все
это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи
Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь
Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей
эпохи Пр. были сады и парки. В них конструировался утопический мир,
альтернативный сущ-щему, отвечавший представлениям времени об этических
идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и чел-ка, людей м-ду собой,
свободы и самодостаточности чел-кой личности. В композиции парков включ.
библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только
богам, но и чел-ским чувствам - любви, дружбе. Можно рассматривать худ-ную
к-ру 18в. как период ломки воздвигающейся веками грандиозной худ-ной
системы, в соотв. с кот. иск-во создавало модель жизни более значительную,
чем земная жизнь. Перед худ-ком впервые открылась возможность свободы
наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись», кот.
изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей
(Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы
классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм
означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм
стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала. Как
в «галантной живописи», так и в классицизме идет тема возвеличивания импер-
ров и знати, а новый романтизм акцентировал внимание на народе.
Представитель романтизма Ф. Гойя. Одной из важнейших хар-тик к-ры эпохи Пр.
явл. процесс вытеснения религиозных начал иск-ва светским, отражающая
повседневность наблюдения худ-ка за реальной жизнью людей, она получает
широкое распространение и стремится занять главное место в иск-ве. Парадный
портрет уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи
появляется «пейзаж настроения»(Ватто, Гейнсборо, Гварди). Восприятие,
настроение, отраженное в эскизе устанавливает непосредственную связь между
зрителями и худ-ком: рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные
полотна. В работах худ-ков усиливается декоративное понимание цвета:
картина должна украшать то место, где она находится. Сущ-ной стороной эпохи
Пр. было запечатление худ. ср-вами ощущений и наслаждений чел-ка. Важное
место в иерархии духовных ценностей занимает музыка, поражающая чел-ка
масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков чел-кой души. На
развитие музыки эпохи Пр. оказали влияние барокко и классицизм. Вершиной
муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Основоположником классицизма во
французской музыке был Люлли. Во Франции и Италии достигает расцвета опера,
в Германии и Австрии - оратория и месса( в церковной к-ре) и концерт (в
светской к-ре).Также развивается опера, балет, народное песенной тв-во,
музыкальный комедийный театр. Одним из ярких примеров оперного иск-ва явл.
опера Моцарта «Волшебная флейта». Эпоха Пр. является важнейшим поворотным
пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы
соц.-полит. и к-рной жизни.
26. Развитие культуры в Европе 19в. было связано с 3 худ-ными
направлениями: классицизм, романтизм, реализм. Классицизм 19в. имеет новое
содержанием. Его ис-во выразительно рационалистическое. В тв-тве
классицистов преобладали сюжеты, в кот. воплощались идеи о необходимости
подчинения индивидуальных интересов интересам страны, об-ва, полит. и
религиозного движения. Поэты нового классицизма - Гете («Римские элегии»,
«Эгмонт») и Шиллер(«Разбойники», «Доступность и любовь»). В этих
произведениях ощущается ориентация на высокие идеалы античности,
рационалистическое выражение образов переплетается с тонкой лирикой.
Возвышение классицизма было кратковременным, он постепенно переходил в
официальное искусство, которое теряло связь с реальной жизнью. Одновременно
в классицизмом возникло, а позднее и вытеснило его др. направление -
романтизм. романтикам было присуще чувство радикального обновления мира,
участие человека в тайном богатстве и безграничных возможностях мирового
бытия. Энтузиазм основанный на вере во всемогущество чел-кого духа, одна
из характерных черт романтического мировосприятия. Романтики мечтали о
разрешении проблемы мирового противоречия бытия. Различие м-ду идеалом и
действительностью ярко выражено в романтизме. Представители: Лермонтов,
Байрон, Эдгар Алан По. Романтики открывают глубину дух-ного мира человека.
Хар-м для романтизма есть защита свободы, суверенности, проявления интереса
к проблеме нац. духа и нац. к-ры, а также своеобразность разных
исторических эпох. Появился жанр исторического роман(произведения Джеймса
Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Гюго). Объектом внимания
западноевропейских романтиков были история и фольклор Украины( образ
гетмана Мазепы). Романтизм во многом напоминает культуру барокко. Романтики
обращали внимание на народное тв-во, использовали сюжеты, образы, языки,
присущие народным песням, балладам, эпосу( сказки Г.Х. Андерсена, сонаты и
этюды Шопена). Музыка занимает особое место в романтизме. Критическое
отношение к сущ-щим общ-ным порядкам, стремление усовершенствовать мир,
сделать его более человечным рассматривает не столько углубленность в
фантазии, идеальный мир в мечте, сколько реалистическое осмысление
действительности с целью поисков практических путей ее изменения.
Постепенно зарождается реализм. Он постепенно завоевывает основные позиции
в лит-ре, образовательном иск-ве, театре, музыке. Реализм как направление к-
ры представляет собой объективное изображение человеческих хар-ров и
условий жизни. Реализм выполнил критическую ф-цию относительно сущ-щих общ-
ных порядков. В 40-х гг. появляется направление критического реализма.
Литературным жанром критического реализма становится роман, который дает
возможность раскрыть широкую панораму общ-ной жизни, проследить психологию
героев в разных жизненных ситуациях. Становление реализма осущ-лось
постепенно. Сначала реализм был тесно связан с романтизмом («Шагреневая
шкура» Бальзак, «Пармский монастырь» Стендаль, романы Диккенса). Вместе с
этим типичные романтические мотивы все больше переходили в
реалистические(«Красное и черное» Стендаль). Стремление в образовании
реалистического мировоззрения 2 пол. 19в. выразило себя в ф-фии. На волне
научной революции расширяется позитивизм, который становится одним из
ведущих направлений ф-фской мысли. Возникновение позитивизма связано с тв-
вом Огюста Конта. Он раскрыл идею франц. социолога Сен Симона о 3 стадиях
интеллектуальной революции человечества. Другой лидер позитивизма англ. ф-ф
и социолог Г. Спенсер. Основным законом соц-го развития он считал закон
выживания наиболее приспособленных общ-в. Позитивизм сыграл значительную
роль в становлении культуры 19в.
25. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр.
понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма,
связанное с борьбой против феодальных порядков. Особое место в этой
исторической эпохе отразилось в полученных ею эпитетах: «век разума»,
«эпоха Пр.». Распространение идеалов протестантизма, бурное развитие
естествознания, нарастание интересов к научным и ф-фским знаниям за
пределами лабораторий - это лишь некоторые наиболее значимые приметы
времени. 18 в. громко заявляет о себе выдвигая новое понимание основных
доминант чел-кого бытия: отношение к Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и
новое понимание самого человека. Хар-рной чертой Пр. было стремление его
представителей к перестройке всех общ-ных отношений на основе разума,
равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало из «природных
прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум. Предписывая все
св-ва чел-кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия
этой эпохи подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот.
способствовали торжеству добродетели и вселенского счастья. Изменения в
соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир людей, повлияли
на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит-ра. В период
Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния
проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании,
Германии, Польше, России, даже Англия признает авторитет французской
культуры. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном
развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной
жизни. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот. переплетались:
сохраняются барокко и классицизм, возникает рококо, ампир. Основным
направлением в ар-ре был классицизм - наследование ар-ры древних Греции и
Рима. Широко использовался в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его
рук-ством было построено огромное кол-тво сооружений, великим его
достижением был собор Св. Павла, кот. считается шедевром мир. ар-ры.
Распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов,
замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль
«рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск-
ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того
чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра
во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во
время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях,
как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все
это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи
Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь
Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей
эпохи Пр. были сады и парки. Перед худ-ком впервые открылась возможность
свободы наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись»,
кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей
(Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы
классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм
означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм
стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала.
Представитель романтизма Ф. Гойя. Классицизм также оказал влияние на
развитие музыки эпохи Пр. Вершиной муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и
Моцарта. Основоположником классицизма во французской музыке был Люлли.
Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы,
повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни.
29. В 9-19вв. в восточной Европе сформировалось раннефеодальное гос-во -
К.Р. с усилением соц-ного развития язычество перестает выполнять свою
основную ф-ция, на смену ему приходит христианство. На Руси еще до прихода
христианства зарождается письменность, складываутся моральные и правовые
нормы, развивается ар-ра, скульптура. Древняя Русь славится деревянными
скульптурами, в Киеве из дуба сооружен Софиефский собор, утонченности
достигли ювелиры(браслеты, кольца, коралловые ожирелья). Популярной было
музыка, особенно тв-во скоморохов. К 12-13вв. древнерусская культура
достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной
территории Вост. Европы. В К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры -
летопись. Известным истор. произведением и выдающейся леторпись среди
сохранившихся есть «Повесть временных лет»(1113г. Нестор).Русские города
стали соучастниками создания общеевропейского романского худ-ского стиля. В
основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры
предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло.
Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия
христианства по заказам гос-ва, князей в городах начинается каменное
строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего
зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские соборы в Киеве, Новгороде,
Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов
были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное
отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось
традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное
пространство храма в плане образовывало крест. Особенность зодчества К.Р.
проявлялось, с одной стороны, в следовании византийским традициям, с др. -
сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей
в ар-ре. Так, в 1 каменной церкви - Десятичной - наметились такие
нехарактерные для Византии черты, как многокупольность, пирамидальность -
это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенного на камень.
Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым эл-том украшения
были иконы. Где бы ни обучались русские худ-ки, они перенимали лишь
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|