Меню
Поиск



рефераты скачатьКультура майя

в городе Чичен-Ице, а также на барельефах Ушмаля.

Ушмаль. Дворец правителей.

Ушмаль.

Часть фасада Женского

монастыря.

Древний город Ушмаль — один из интереснейших памятников архитектуры,

самый крупный и величественный. Он состоит из шести больших комплексов. В

центральной части города были расположены Дворец Губернатора (24 комнаты),

Квадрат Голубей, Большая Пирамида, Дом Черепах, Дом Волшебника,

возвышавшийся на 30 м. Комплекс из четырех зданий, замыкавших большой

внутренний двор (79 64 м) называют Женским монастырем. Этот памятник

замечателен мощной аркой, которая разделяет здание на две части. Арка по

праву считается красивейшей из всех созданных майя. Ступени Ушмальской

Пирамиды Чудотворца высотой с голень человека. Возможно, учитывалось

оборонное значение культовых сооружений. Без тренировки подняться на

вершину пирамиды очень трудно, лестница кажется бесконечной. С вершины

пирамиды хорошо видны древние развалины Ушмаля. На ступенях монументальных

лестниц в классический период майя оставлены длинные тексты. Они известны в

Копане, Паленке, Киритуа и других городах. В настоящее время известно более

5000 иероглифических надписей. Обычно они делятся на 3 группы. К первой

относятся тексты, вырезанные на монументальных скульптурных памятниках —

стелах, алтарях, колоннах, тронах,статуях и т. п., ко второй — надписи,

выполненные красками на стенах, керамических сосудах и бумаге (рукописи), к

третьей — надписи (обычно краткие), сделанные на предметах прикладного

искусства из кости, раковин, полудрагоценных и поделочных камней, редко на

металле.

Письменность майя

В настоящее время насчитывается около 2 тыс. стел с надписями. Стелы

устанавливались в честь каждого двадцатилетия, в честь смены правителя.

Многие надписи на стелах связаны с конкретными историческими событиями.

Часть их имеет отношение к различным культам и астрономическим вычислениям.

Долгое время тексты на памятниках майя оставались загадкой для ученых.

В 1960-х гг. ленинградский ученый Ю.В.Кнорозов произвел дешифровку древних

текстов. Дешифровка цифровых знаков не составляла большого труда. Причиной

тому была поразительная простота, доведенная до совершенства логичность

системы счета. Европа еще «считала по пальцам», когда математики древних

майя ввели понятие нуля и оперировали бесконечно большими величинами.

Большое число записано на стеле 10-а в городе Тика-ле — 1841641600 дней, т.

е. 5 миллионов лет. При вычислениях майя ограничивались только сложением и

вычитанием.

Сам человек майя был той идеальной математической моделью, которая была

взята за единицу счета. В основе арифметики лежала двадцатиричная система

счисления (умножение на 20), возникшая от суммы пальцев на руках и ногах

человека. Сложение представляло собой вертикальный столбец снизу вверх.

Эпоха у майя, как уже отмечалось, отмерялась 20-летиями. Месяц состоял

также из 20 дней. Каждому дню месяца жрецы приписывали свои приметы, каждый

день имел свое название, например: 1-й день — Имиш (кукуруза) — родившийся

в этот день будет дурным, распутным и бесчестным человеком; 4-й день — Кан

(спелая кукуруза) — родившийся в этот день будет мудрым; 6-й день — Кими

(смерть) — родившийся в этот день будет убийцей с плохой судьбой и т.п.

В календаре майя существовала 13-дневная неделя и 4-годичный цикл, а

также 52-летний цикл, называемый Календарным кругом. В году было 18 месяцев

и 5 дней без названия. За 4 года «лишних» дней набиралось 20, т. е. на

лишний месяц, и 4-й год считался несчастливым (как у нас високосный). Год

начинался с 26 декабря (зимнее солнцестояние). Каждый месяц, так же, как и

день, имел свое название. 1-й (с 26.XII) — «Новое Солнце», 2-й — «Сбор»,

далее «Колодец», «Новый», «Белый», «Олень», «Накрывание», «Желтое Солнце»,

«Облачный», «Барабан», «Большой дождь», «Шум грозы», «Циновка», «Сип» (Бог

Охоты), «Летучая мышь», «Собирать по зернышку», «Конец».

Ни у одного из народов древней Америки нет столь совершенного календаря

и системы летосчисления, как у майя классического периода. Практические

нужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь, который в руках

жречества стал могучим орудием воздействия на массы.

Летосчисление велось, по подсчетам современных ученых, с 5041738 г. до

н. э. Начальная дата хронологии — 3113 год н. э.

Майя записывали свои цифровые знаки в виде точек и тире, причем точка

всегда означала единицы данного порядка, а тире — пятерки, например: 1 (.);

2 (..); 3 (...); 5 (—); 6 ( . -); 10 (—) и т.д. Изображение раковины

обозначало 0.

Знание письма составляло привилегию жречества и знати. При храмах

находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму,

истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям.

К дешифровке текстов майя были подключены компьютеры. Метод дешифровки,

изобретенный Ю.В.Кнорозовым, был назван позиционной статистикой. Благодаря

этому открытию было установлено общее количество иероглифов — 300, а также

появилась возможность расшифровывать практически любые неизвестные

письмена.

В иероглифической письменности майя есть разделение знаков на корневые,

грамматические и фонетические. Из сохранившихся рукописей известны три:

«Пророчества Ягуара» («Чилам-Балам») и «Книга народов» («Пополь-Вух»). Эти

книги являются важным источником по истории и культуре древних майя. В них

собраны медицинские рецепты, пророчества, разные обряды, хроникальные

записи исторических событий. Еще в начале прошлого века переписанные книги

«Пророчества Ягуара» были у индейцев в каждом юкатанском селении.

Древние майя умели рассчитывать наступление солнечных затмений, знали

периоды обращения Луны, Венеры, Марса, Сатурна, Меркурия и Юпитера.

Астрономические наблюдения производились с вершин пирамид храмов

невооруженным глазом. Кроме того, имелись специальные архитектурные

комплексы, предназначенные для определения переломных точек времен года.

Подобные сооружения были обнаружены во многих городах классического

периода. Использовался также ансамбль из стел, например, № 10 и 12 в

Копане, указывающий на место захода Солнца 12 апреля — время начала посева

у индейцев. В круглой башне Караколь в городе Чичен-Ице небольшие

прямоугольные окна направлены на важные астрономические пункты — точку

захода Солнца в день весеннего равноденствия, точку захода Луны в эту ночь.

Религия майя

Судя по текстам рукописей, жрецы майя разработали сложное мистическое

учение о богах, главным образом в связи с календарем, летосчислением и

астрологией. Согласно их учению, у них было 13 богов, которые правили

людьми на земле, и 9 богов подземного царства. Чаки — боги четырех сторон

света, Красный Чак — бог Востока, Желтый Чак — Юга, Черный Чак — Запада,

Белый Чак — Севера. В их пантеоне был бог Кукурузы, который изображался

всегда юным, бог Смерти — в виде скелета (назывался Ах Пуч, «разрушитель»),

бог Ицамна — главный бог Неба, Иш Чель — богиня Плодородия, Иш Саль Box —

богиня Луны и Ткачества, бог Войны — «огненный лик», бог Полярной Звезды —

Шаман эк, покровитель путешествий и купцов. В честь богини Луны («белая

женщина») был назван один из вулканов. В жертву богам, кроме людей,

приносились цветы, ветки кустарников, плоды, ткани, изделия мастеров из

драгоценных камней, перья священной птицы Кетсаль. Богиня с косами

изображалась с триединым торсом. Предполагают, что это отражало этапы в

жизни женщины: юность, зрелость и старость.

Боги в рукописях и произведениях искусства изображались в человеческом

образе (кроме бога Войны, который имеет тело змеи и человеческую голову).

Ягуарами называли богов сторон света — Чаков. Кроме того, титул «Ягуар»

носили правители, военачальники и жрецы. Трон правителя назывался «Циновка

Ягуара». Частые изображения ягуара в разных произведениях искусства говорят

о том, что это животное было тотемом — амулетом удачи в племени.

Поскольку в неделе было 13 дней, столько же было богов земного царства,

и каждый бог являлся покровителем того или иного дня. У майя были

знаменитые пророки — Чиланы, которые умели рассчитывать время прихода

засухи, извержений вулканов и других стихийных бедствий. В их книгах

имеются мифы о начале и конце мира. Описываются четыре эры, каждая из

которых обязательно заканчивается потопом. Сходные представления имеются не

только в книгах «Пророчества Ягуара» и в «Книге народов», но и у соседних

индейцев — ацтеков. Роковыми майя считали каждый 20-й и 256-й год.

В «Книге народов» описан интересный ритуал испытания вождей. Принцу-

наследнику по имени Кокаиб пришлось совершить пеший переход не менее чем в

полторы тысячи километров, чтобы выполнить поручение — доставить «знаки

отличия» — когти ягуаров и орлов, шкуры диких животных и т.п. Таким

испытаниям подвергался будущий правитель или жрец.

Особенностью архитектуры культуры майя является привязанность к

нефриту. Наиболее ценными считались образцы с ярко-зеленой окраской.

Пожалуй, ни один народ древней Америки не оставил такого количества изделий

из нефрита и не достиг такой высокой ступени в его обработке. Из него

изготавливались статуэтки (среди них голова бога Солнца, которая весит 4,3

кг); маски, как цельные, так и мозаичные, из мелких кусочков нефрита;

украшения — бусы, ожерелья, кольца, серьги. Нефрит служил также в качестве

монет.

В классический период широкое распространение получают различного рода

нефритовые таблички с краткими иероглифическими текстами и рельефными

изображениями человеческих фигур, вероятно богов, героев-правителей. Высота

одной из них — 20 см. На лицевой стороне бледно-зеленого нефрита изображен

торжествующий победитель, попирающий ногами распростертого противника. На

обратной стороне вырезаны даты — приблизительно 320 г. н. э. Может быть,

такая табличка служила знаком власти. Значительные собрания подобных

изделий имеются во многих музеях. Наиболее богатая коллекция находится в

Национальном музее в Мексике.

Скульптура

Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначальным ее

материалом было дерево, поздней в монументальных памятниках замененное

известняком и песчаником. Маски, музыкальные инструменты, орудия труда

изготавливались из разных пород дерева, в то время как статуи богов

делались исключительно из кедра, причем только когда разрешал жрец, и перед

началом работы постились. В середине 16 в. было уничтожено более Ь тыс.

деревянных идолов, которым поклонялись майя. Сохранившиеся единичные

деревянные изделия свидетельствуют о необычайно высоком художественном и

техническом уровне мастеров. Деревянные скульптуры передавались по

наследству и считались самыми главными. В некоторые из них закладывались

останки покойных предков. Некоторые деревянные скульптуры обклеивались

тонким золотом или инкрустировались самоцветными камнями.

Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым:

стелы и рельефы, украшавшие стены зданий и притолоки входов, возвеличивали

правителей городов-государств и утверждали их божественное происхождение.

Стелы обычно имели вид четырехгранных столбов с изображениями правителя на

левой стороне и иероглифическими надписями на других. Плоские рельефы до 4

в. н. э. выполнены под сильным влиянием техники деревянной скульптуры:

пропорции фигур неточны, а позы статичны и безжизненны. Примерно с середины

4 в. в рельефах совершенствовались пропорции фигур, все реалистичнее

передавалось тело, тогда же появились более объемные рельефы с фигурами

анфас, постепенно превратившиеся в почти круглую скульптуру.

В VII-начале VIII в. (второй период) фигуры на плоских рельефах

получили естественные анатомические пропорции, более жизненной стала

передача движений. Усложнилась композиция: помимо фигуры правителя или

Бога, появляются второстепенные персонажи. В рельефе, тяготеющем к круглой

скульптуре, скованность фигуры была творчески переосмыслена: правитель

изображался в торжественной и величественной позе. К концу периода в

скульптуре различных городов появились стилистические различия, приведшие

поздней к возникновению местных « школ ».

Третий период (2-я половина VIII—IX в.) явился вершиной в развитии

скульптуры майя. В это время формировались школы Пьедрас-Не-грас, Яшчилана,

Паленке, Копана и Киригуа. Появились многофигурные композиции, часто

плоский рельеф свободно комбинировался с го--рельефом.

Скульптурная школа Пьедрас-Неграс замечательна живой естественностью

передачи фигур и их движений, мягкостью очертаний, умелым комбинированием

низкого и высокого рельефа, гармоничностью и уравновешенностью композиции.

Встречаются памятники и иных стилей, что свидетельствует о различных

художественных направлениях. До 687 г. красный цвет был единственным в

окраске скульптур. Позже в Пьедрас-Неграс появляются многоцветные окраски

стел.

Близка к ней скульптура школы Паленке, отмеченная тонкостью

моделировки, тщательной проработкой деталей. Игра низкого и высокого

рельефа, характерная для скульпторов Пьедрас-Неграс, не привлекала мастеров

Паленке — их рельефы менее выпуклы. Большое внимание уделяется деталям

костюмов божеств: сандалии, пышные головные уборы из перьев, расшитые

драгоценными камнями одежды, браслеты изображаются скульптором с величайшей

тщательностью, доходящей порой до педантизма. Рельефы школы Паленке оказали

большое художественное влияние на памятники искусства соседних с ним

городов.

Стела из Копана.

Школы Копана и Киригуа стремились к созданию объемной скульптуры, хотя

полностью не достигли этого. Для копанских памятников характерны грузные

стелы с горельефным (почти 3/4 полного объема) изображением правителя в

торжественной статичной позе. Внимание скульптора устремляется на

изображение лица, часто — на передачу деталей костюма, тело же

непропорционально коротко и тяжеловесно. Чрезмерное внимание к деталям,

излишняя насыщенность стел замысловатыми декоративными элементами

затрудняют восприятие копанской скульптуры. Именно из-за этих характерных

черт некоторые зарубежные исследователи сравнивают копанскую крупную

пластику с памятниками «цветущей» готики; в действительности отдельные

произведения копанской школы могут быть сопоставлены с лучшими

произведениями скульптуры Древнего Востока. Такова, например, статуя Бога

Кукурузы.

Стелы Киригуа отличаются от стел других школ совершенно иным

соотношением ширины и высоты. Так, одна из стел имеет высоту Ими весит 65

т. Отличается и форма стелы. Если в Ко-пане она приближается почти к

круглому столбу, то здесь четырехгранная форма чувствуется совершенно

определенно. Отдельные стелы по своим очертаниям напоминают памятники

Копана. На стелах Киригуа имеется целый ряд прекрасных портретов. Фигура

правителя почти неразличима из-за огромного количества украшений. Их

отделка, однако, не достигает той степени совершенства, которую можно

наблюдать на копанских памятниках.

Очень своеобразны присущие только Копану и Кири-гуа причудливые

скульптуры, помещенные обычно перед стелами на открытом воздухе. Они

изображают каких-то мифологических чудовищ. У одного такого чудовища из

Киригуа в раскрытой пасти находится сидящая человеческая Фигура.

Скульптурная школа Яшчилана была во многом противоположна иаленкской школе.

Деталям здесь не уделялось особого внимания. Тематика рельефов

разнообразна: сцены триумфа, поединка, явлений божеств и т.д. Многие

рельефы Яшчилана кажутся «переводами» с дерева на камень.

Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике — терракотовых

статуэтках, изображавших божества и людей, в изделиях из нефрита. Эти

изображения непосредственной правдивостью, смелой индивидуализацией

образов, мягкостью и жизненностью моделировки часто превосходят памятники

крупной пластики. Центры их изготовления не совпадают с центрами

монументальной скульптуры. На острове Хайна (штат Кампече в Мексике),

известном лучшими образцами терракот, монументальная скульптура почти

отсутствует.

Чичен-Ица. Чичен-Ица.

Астрономическая башня Караколь. Фигура из Храма

Воинов.

Чичен-Ица — священная столица майя. Среди ее развалин Храм Ягуара,

названный из-за трона в виде ягуара, найденного в святилище, Храм Воинов,

Большой Стадион, Храм Орлов, Храм Стенных Панелей, Храм Кукулькана,

Священный Колодец. Раскопки города завершились в 1936 г. В одном из храмов

найдена надпись с датой, соответствующая примерно 879 г. н. э. Город Чичен-

Ица пережил свой расцвет примерно в то же время, что и Копан, Тикаль,

Паленке, Яшчи-лан, Ушмаль. Руины древнего города представляли собой

некоторый парадокс — больше половины здания города коренным образом

отличается от здания майя. На колоннах и стенах одного из храмов были

высечены десятки необычных мотивов — фигуры воинов в доспехах из стеганой

хлопчатобумажной ткани, с копьями и щитами. Одежда и характер не

соответствуют традиционным изображениям воинов майя. Найден ряд новых типов

построек. Одна из них — совершенно круглое здание, известное под названием

Караколь (улитка). Исследователи предполагают, что тут могла находиться

обсерватория. Другие постройки города имели длинные ряды колонн. А большой

открытый участок, окруженный колоннами, служил, видимо, рынком. Столь же

необычны колонны по бокам дверных проемов и лестниц, украшенные

скульптурами змеев, а также длинные ряды настенных рельефов с изображениями

грифов, держащих в когтях человеческое сердце, ягуаров, приготовившихся к

прыжку.

Чичен-Ица. Храм Воинов.

Статуя Чакмоола.

Недалеко от главной площади города находилось несколько каменных

мужских фигур, лежащих на спине, с поднятыми над головой коленями, так

называемых Чакмоолов — божеств, связанных с культом воды. На животе у них

высечены чашевидные углубления для жертвенной крови. Археологами сделан

вывод, что все эти «новшества» — неизгладимый след вторжения тольтекских

племен, которые захватили город примерно в X в. В священной книге майя «Чи-

лам-Балам» также даны подробные описания чужеземцев и столицы, которую они

основали в Чичен-Ице. Сообщается, что «ицы» пришли сначала из далекого

Толлана и что создателями этого города были тольтеки. Действительно,

археологами было обнаружено много общего между культурой Чичен-Ица и

городом Тулой в долине Мехико, который и является древним Толланом. В Туле

были найдены фигуры воинов, которые украшали и Чичен-Ицу. А на стенах

пирамид Тулы — фрески, до мельчайших деталей совпадающие с юкатанскими. Они

изображали ягуаров, стервятников, пожирающих человеческие сердца. Были в

Туле точные копии колонн Чи-чен-Ицы, у основания одной из пирамид — статуя

полулежащего на спине Чакмоола. Оба города разделяло 800 миль

труднопроходимых джунглей.

Любопытным памятником культуры майя был Священный Колодец, или Колодец

Жертв, в Чичен-Ице. Он был 20 м глубиной до воды, пласт воды достигал 10 м,

ширина колодца — 60 м. У индейцев существовала легенда, что тут приносились

в жертву самые красивые девушки. Жертвоприношения делались, когда возникала

крайняя надобность в дожде. Считалось, что девушки могут выпросить у богов

счастливый год, так как в колодце жил Бог Дождя. Из самых далеких уголков

страны ежегодно к колодцу шли паломники, чтобы бросить свои дары богу Чаку

— покровителю земледельцев. Главный храм в Чичен-Ице посвящен Богу Ветра

Кукулькану, одному из главных в пантеоне майя. Он изображался в виде

пернатого змея. Храм обращен фасадом к колодцу и соединен с ним особой

«Дорогой Жертв», выложенной каменными плитами. Испанские историки XVI в.

сообщают, что сам город к моменту их прихода был уже мертв, но

жертвоприношения людей продолжали осуществляться.

Чичен-Ица. Храм Кукулькана.

Поздней Э.Томпсон произвел раскопки этого места. Было найдено большое

количество украшений, скульптурных фигурок из драгоценных и полудрагоценных

материалов — нефрита, золота, останки людей, оленей, ягуаров, глиняные

чаши, топоры.

В одной из древних хроник XII в. сообщается, что мужчина по имени Хунак

Кеель, приносимый в жертву этому колодцу, спасся, после чего был избран

правителем города.

В XIX в. Чичен-Ица продолжал оставаться местом религиозного

паломничества индейцев.

Рисунки из древней рукописи майя «Чилам-Балам» не уступают по

художественным достоинствам фресковой живописи храмов. Они дают богатый

материал для изучения культуры древних майя. Некоторые разделы рукописей

восходят к очень ранним временам и отражают традиции, исчезнувшие уже в

классический период. В целом рукописи являются своего рода энциклопедией,

охватывающей все стороны жизни индейцев.

С помощью этих рукописей жрецы ориентировались в ритуалах

многочисленных праздников. Рукопись иллюстрируется графическими рисунками,

которые дают пояснения к тексту. Четыре цвета фона рисунков, видимо, имеют

отношение к четырем богам сторон света. Среди сюжетов рисунков — бог с

поднятыми руками (Ицамна) держит в руках раму с тканью и большую иглу с

ниткой. Бог сидящий держит в руке ветку с улиткой, фон голубой. Бог с

головой собаки, сидя, держит стебель с улиткой, фон красный. Бог с головой

грифа сидит, подняв руку ладонью вверх, и т.п.

Бумагу для книг делали из луба фикуса, писали с помощью волосяной

кисточки различными красками. Умерших жрецов хоронили с их рукописями. Сами

рукописи представляли собой длинные полосы бумаги, сложенные складками.

После завоевания территорий майя испанцами древнее письмо было полностью

утрачено.

К концу IX в. на большей части территории низменных лесных районов майя

жизнь в городах прекращается. Зодчие перестали строить новые храмы и

дворцы, скульпторы не воздвигали стел и алтарей с календарными датами.

Закончился «золотой век» классического периода цивилизации майя. Города

окутало безмолвие, лианы и корни деревьев проникали в дверные проемы,

разрушая каменные стены пирамид и храмов. На протяжении 100 лет наиболее

густонаселенные и развитые в культурном отношении города майя оказались

поглощенными джунглями. Последняя датированная стела (город Тикаль) имеет

дату 869 г. н. э. Причиной гибели на этот раз стало вторжение тольтеков, а

позже и других племен, и цепочка войн привела к упадку цивилизации майя.

Конечно, не только массовое вторжение неприятельских племен привело к

гибели культуры. Не исключено, что известную роль в этом могли сыграть

хозяйственно-экономические кризисы, вызванные засухами, тропическими

ливнями, вспышками болезней. Тем не менее, причина гибели майя остается

загадкой для ученых до сих пор.

Майя сегодня

Индейцы, принадлежащие к лингвинистической группе майя, живут в

настоящее время на территории трех современных государств Центральной

Америки. Эта языковая семья разделяется на три главные ветви: майя, киче,

хуастекс-кая.

Современные майя в сельской местности сохраняют традиционную культуру.

Они занимаются земледелием, соляным промыслом, рыболовством, работают на

плантациях кофе. Женщины нанимаются прислугой в городах. Развито

пчеловодство, птицеводство, животноводство — майя разводят коров, свиней,

лошадей, коз, ослов, в горах — овец. Сохраняются ремесла: гончарство,

вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах — узорное

ткачество на вертикальных ткацких ручных станках, производство украшений,

музыкальных инструментов, изделий из перьев, черепицы, лодок. Преобладает

прямоугольное жилище из жердей, тростника, соломы с высокой крышей, крытой

пальмовыми листьями, часто беленное изнутри и снаружи. Пол земляной, покрыт

циновками. В доме имеются большой глиняный сосуд для воды, каменная

зернотерка, низкие табуреты, домашний алтарь, в углу очаг из трех камней с

глиняной сковородой.

Традиционная одежда надевается по праздникам: мужчины и женщины носят

узорные пояса, женщины — запашные юбки, плащи. Дохристианские культы и

верования тесно переплелись с католицизмом: культ гор, пещер, колодцев,

креста, аграрная и поминальная обрядность, шаманство, колдовство,

знахарство. В ритуалах пользуются древним календарем майя. Сохранились

мифология, песни, легенды, сказки, танцы. Язык майя существовал до

запрещения его церковью в XVI в. Современные майя пользуются письменностью

на основе латинского алфавита

Литература:

1. Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.

2. История искусств:Учеб.пособие для учащ.худож.школ и училищ/Авт.-

сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина.-Мн.:Литература, 1997.

3. Кузьмин В. Тайна жрецов майа. М: «Молодая гвардия», 1975.

4. Яковец Ю.А. История цивилизаций. М: «Владос», 1997.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.