тягловой скотины.
Среди многочисленных стел, найденных в поселениях ольмеков, встречаются
изображения ягуара, женщины в своеобразной одежде и высоком головном уборе.
Встречаются также изображения правителей, жрецов, божеств, человеческих лиц
с пастью ягуара или клыками ягуара во рту, ребенка с чертами ягуара.
В 7—2 вв. до н. э. ольмеки оказали сильное культурное влияние на
соседние индейские народы. В 3 в. н. э. они неожиданно исчезли.
Археологические исследования последних лет и изобретенный в 1950-х гг.
радиоуглеродный анализ подтвердили одну из гипотез о природных катаклизмах,
периодически происходивших на территории Центральной Америки. Ученые
определили, что в начале нашей эры здесь имело место извержение вулканов,
что и положило конец дальнейшему развитию культуры индейцев. Огромные
участки земли лишались растительности и становились непригодными для
земледелия, так как вулканический пепел покрывал землю на 20 см и более.
Многие реки исчезали, животные погибли. Оставшиеся в живых люди
переселились на север к родственным племенам. Археологические находки
подтверждают, что население там за короткий период более чем удваивается, а
в местной культуре появляются чуждые местным традициям черты — новые формы
керамики, орнаменты, среди которых есть керамические изделия, покрытые
вулканической пылью.
В древней рукописи индейцев «Пополь-Вух» описываются события, похожие
на извержение вулкана: «Густая смола пролилась с неба... Лик Земли
потемнел, начал падать черный дождь». В другой рукописи, которая называется
«Чилам-Балам» («Пророчества Ягуара»), также имеются сведения о природной
катастрофе: «Поднялся небесный столб — знак разрушения мира... живые были
погребены среди песка и морских волн...»
Древняя история майя
Исследователи делят древнюю историю майя на несколько периодов:
доклассический — 2000 — 300 гг. до н. э.; классический — 300 г. до н. э —
900 г. н. э.; послеклассический — 900—1530 гг. Далее горная Гватемала и
полуостров Юкатан были завоеваны испанцами. Но уже тогда, в середине 16 в.,
они натыкались на развалины древних городов. Пока достоверно неизвестно,
почему в конце 9 в. н. э. опять были почти одновременно покинуты и
разрушены грандиозные религиозные центры майя классической эпохи и что
послужило причиной ухода индейцев с насиженных мест. Возможно, это были
тропические ливни или засухи, опустошавшие поля, или вспышка какой-либо
болезни, или нападение враждебных племен. Величественные развалины городов
майя привлекали внимание путешественников 18—19 вв., которые видели, что
развалины древнего города Чичен-Ица продолжали оставаться местом
религиозного паломничества индейцев. В настоящее время известно 800
развалин древних городов майя.
Названия многих городов и отдельных сооружений майя были присвоены им
после испанского завоевания и не являются подлинными. Например, город
Тикаль придумали археологи, а Паленке по-испански — «крепость».
Завоевание испанцами индейских территорий прервало развитие культуры,
одной из наиболее богатых в доколумбовой Америке. Испанскими монахами были
сожжены более 500 древних рукописей, которые могли раскрыть многие тайны
одной из величайших в мире цивилизаций.
Важнейшими в художественном отношении центрами майя были Копан (в
Гондурасе), Тикаль, Киригуа Пьедрас-Неграс (в Гватемале), Паленке, Яшчилан
и Бонампак (в штате Чиапас в Мексике). На севере представляет интерес
смешанная майя-тольтекская культура, расцветшая в 10— 11 вв. н. э., главные
центры которой находятся в городах Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.
В непроходимых лесах штата Чиапас в 1946 г. обнаружен храм, внутренние
помещения которого расписаны фресками. Он был не единственный. К храму
примыкало с десяток культовых сооружений, составлявших с ним архитектурный
комплекс — типичный для священных городов древних майя классического
периода. Он был назван Бонампак, что в переводе с майя означает «стены с
живописью». Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, расположенного
на холме, относятся ко 2-й половине 8 в. н. э. Они показывают, что
классический период не был эпохой мира; основным сюжетом их является какая-
то крупная битва, в память о которой и был впоследствии поставлен этот
храм. Некоторые из сюжетов изображают принесение в жертву пленных, один из
которых простирает к правителю руки, моля о пощаде. На стенах другого —
танцующие воины в богатых нарядах и головных уборах из разноцветных птиц
празднуют победу. Из росписей Бонампака стало известно о быте индейцев, их
одежде, вооружении. Среди множества малых и больших священных городов майя
не обнаружено других произведений настенной живописи, которые по своему
мастерству приближались бы к ним. Художник, руководивший созданием этих
росписей, был, несомненно, большим мастером. Он свободно и уверенно
распоряжается богатой гаммой красок и их своеобразными сочетаниями.
Большинство фигур написано почти в натуральную величину.
Одна из камер храма осталась незаконченной. Недостроены и некоторые
другие сооружения города. Часть стел с изображением правителя повреждена.
Почти все священные города классического периода несут на себе следы
насильственных разрушений.
Бонампак - история в картинках
Бонампак — своеобразная энциклопедия в картинках, рассказывающая о
жизни города.
Фрагмент настенной росписи
Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих пор
остается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы и не поддаются никаким
кислотам. Установлено, что отдельные краски имеют растительное
происхождение, другие изготавливали из моллюсков, мелких насекомых, живущих
на некоторых видах кактусов. Аналогичные краски использовались для
традиционной раскраски тканей, а также лиц и тела. Первоначально, видимо,
расписывание красками тела служило отпугивающим средством от насекомых, а
позднее стало знаком сословного отличия: желтый цвет — пленника, красный —
воина, черный — неженатого юноши, синий — жреца. Позднее на основе этой
традиции появляется еще более устойчивый тип окраски — татуировка. Не иметь
татуировки считалось постыдным. Иероглифы делались не только на теле, но и
на подошвах ног, на большом пальце руки и под горлом. Уличенному в
воровстве (даже трех початков кукурузы) татуировали лицо от подбородка до
лба по бокам, и рисунок указывал на совершенный проступок. Татуировка у
женщин обычно покрывала тело от пояса и выше (кроме груди) и была изящней,
чем у мужчин.
Представления о физической красоте у древних майя заметно отличались от
европейских. Кроме раскраски тел и татуировки они применяли разные способы
изменения внешности для до стижения требуемого эстетического эффекта. К ним
относились искусственная деформация черепа, для чего голову родившегося
ребенка помещали между двух дощечек. Женщины и мужчины подпиливали себе
зубы в виде треугольников. Иногда зубы украшались инкрустацией из камней,
которые крепились к ним веществом, напоминающим современный цемент.
Еще одним важным признаком красоты считалось косоглазие, вызывающееся
искусственно, для чего ребенку после рождения к волосам прикреплялась
ниточка с восковым или смоляным шариком, приклеенным на переносице. Таким
образом ребенок привыкал скашивать глаза.
Бород майя не носили. Матери с детства прижигали мальчикам подбородки
полотенцем, смоченным в горячей воде, из-за чего она не росла. Обычно и
мужчины, и женщины носили длинные волосы, уложенные в прически, а передняя
часть головы оставалась безволосой. Воины укладывали косу вокруг головы,
конец которой свешивался на спину, а девушки носили 2 или 4 косы. Бритье
волос было наказанием — оно было отличительным признаком раба. Рабами
становились убийцы, воры, разведенные жены. Дети, рожденные рабом, тоже
считались рабами. Индейцы прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в
отверстие янтарь. Из раковин морских устриц изготавливались браслеты и
украшения для одежды, которые нашивались на края и при движении мелодично
побрякивали. Длинные рубахи знатных женщин декорировались вышивками
геометрического узора, поверх надевался красный плащ с голубой оторочкой по
краям. Наряды дополнялись украшениями из нефрита, жемчуга, зубов и лап
ягуара, крокодиловых зубов, позже из золота и меди. Простые индейцы ходили
в набедренных повязках.
Праздничным украшением правителей и жрецов служил мозаичный головной
убор, называемый майут. Ткался он из хлопка и перьев разных птиц —
попугаев, цапель, индюков, уток, орлов, колибри. Некоторые виды птиц
разводились специально. За убийство птицы с цветными перьями полагалась
смерть. Иногда из перьев составляли целые картины, которые могли
соперничать с живописью — настолько совершенен был подбор красок. Священной
птицей считалась кетсаль, перья которой, сине-красного цвета, служили в
качестве «денег». Птица эта была очень гордой — она умирала в руках
охотников.
Праздничный костюм майя
Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях
(стилобатах), форма и высота которых определялась назначением
поддерживаемых зданий. Первый тип сооружений — четырехгранные ступенчатые
пирамиды (разнообразные по высоте и числу уступов), на усеченной вершине
которых находился небольшой храм с одним или тремя помещениями. От подножия
пирамиды к двери святилища шла крутая лестница; у больших пирамид лестницы
устраивались иногда по всем четырем сторонам.
Великий город Паленке
Паленке был первым городом классического периода, о котором стало
известно в Европе. Его развалины среди густой тропической растительности
были издавна знакомы местным индейцам, называвшим их На-Чан. Великий город
пришел в запустение задолго до того, как на американский континент
высадились первые европейцы. Впереди на вершине «акрополя» с крутыми
склонами стоит большой дворец. Склоны эти местами обвалились и обнажили
отверстия нескольких подземных ходов. У юго-западного угла «акрополя» на
ступенчатой пирамиде возвышает ся здание с высоким сводчатым перекрытием.
Это Храм Надписей, который так был назван потому, что в нем нашли плиту с
длинной надписью из 620 иероглифов. Вокруг дворца кроме Храма Солнца и
Храма Надписей имеются и другие— Храм Креста, Храм Льва, сложенные из
белого камня. Дворец имеет не только башню, но и подземелье. Повсюду — на
стенах, потолке, колоннах, в нишах и ступенях лестниц сохранились остатки
великолепных барельефов и фресок.
[pic]
Храм Солнца
Храм Солнца в Паленке ( 2-я половина 7 в. н. э.) — небольшое
прямоугольное здание с высоким гребнем на плоской крыше, воздвигнутое на
невысокой (8 м) 5-ступенчатой пирамиде и разделенное продольной стеной
параллельно фасаду на два помещения с ложными сводами. Первое из них
образует нечто вроде портика, так как фасадная стена прорезана тремя
широкими дверными проемами. В центре второго помещения находилось маленькое
святилище, перекрытое бревенчатым накатом. Бревенчатые перекрытия и ложный
свод характерны для всех зданий майя, не знавших замкового свода. Внутри и
снаружи храм был богато украшен рельефами. На задней стене его помещен
барельеф, изображающий маску Бога Солнца, подвешенную на двух скрещенных
копьях, около которой в позе поклонения представлены две человеческие
фигуры. В стенах имеются многочисленные окноподобные отверстия.
Уравновешенность частей, простота и благородство очертаний, сдержанное
употребление орнамента делают Храм Солнца одним из наиболее выразительных и
впечатляющих памятников архитектуры майя.
Храм Надписей. Храм Надписей.
Маска из нефрита,
Могила правителя Паленке. Саркофаг правителя. покрывавшая
лицо правителя
Храм Надписей имеет 70 футов в высоту. В 1945 году при его раскопках
археолог Альберто Рус обнаружил в подземелье саркофаг, которому более
десяти веков. От известковых отложений da стенах и потолке гробницы
образовались сталактиты. Девять рельефных фигур богов подземного царства,
сделанных из алебастра, украшали стоны гробницы. Умерший мужчина был
приблизительно 40 лет, ростом 173 см. Его зубы окрашены в красный цвет,
хорошо сохранились. На нем множество украшений из нефрита: бусы, на всех
пальцах — кольца, в руках четки. Его украшали также серьги и браслеты,
рядом лежали вырезанные статуэтки цветов, маленьких тыкв, летучей мыши,
змеиных голов, фигурок богов с характерными чертами. Один кусочек нефрита
находился во рту. Шею и плечи покрывало огромное ожерелье из нефрита. Лицо
покрыто маской из нефрита, глаза маски сделаны из раковин, а зрачки — из
кусочков обсидиана. Это была усыпальница верховного жреца. На строительство
ее должно было уйти много лет. Могила была подготовлена заранее, а
пирамиду, несущую на себе Храм Надписей, сооружали уже над ней. Поздней
было установлено, что погребенный под пирамидой был правителем Паленке. Он
родился в 655 г. и умер в 694 г. Для индейцев того времени он был очень
высок. По антропологическим данным установлено, что средний рост индейца
был примерно 150 см. В коридоре у погребального склепа были принесены в
жертву 6 юношей.
Кладка пола каменными плитами, как в Храме Надписей, встречается
довольно редко. Обычно в монументальных постройках майя делали его из
плотно уложенного слоя извести. Только в Паленке встречается использование
свода над внешним входом.
В 1960-е гг. дворец в Паленке был объявлен национальным памятником.
Памятники архитектуры майя
Памятниками архитектуры майя в различных областях свойственна
значительно большая однотипность, чем в других видах искусства, что
объясняется в первую очередь одинаковыми техническими возможностями,
игравшими в данном случае решающую роль. Комплекс строений окружал площадь
и составлял сердцевину центральной части города. К нему относятся храмы,
дворцы, обсерватории, триумфальные арки, бани, платформы для культовых
церемоний и другие постройки специального назначения. Такой центр составлял
основу города. Он характерен для Ти-каля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы.
Замечательные памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени,
свидетельствуют о том, что архитекторы обладали значительными инженерными и
математическими познаниями.
Планы жилых зданий обычно прямоугольные и квадратные или овальные.
Каркас делался из легких балок и шестов, связанных побегами ивы, лианами
или веревками. Стены жилья делались из прутьев тростника. Крышей служили
листья пальм или стебли кукурузы. Такая крыша служила около 5 лет.
Изображения подобных жилищ нередки на росписях Храма Воинов и Храма Ягуаров
Страницы: 1, 2, 3, 4
|