Меню
Поиск



рефераты скачатьКультура майя

тягловой скотины.

Среди многочисленных стел, найденных в поселениях ольмеков, встречаются

изображения ягуара, женщины в своеобразной одежде и высоком головном уборе.

Встречаются также изображения правителей, жрецов, божеств, человеческих лиц

с пастью ягуара или клыками ягуара во рту, ребенка с чертами ягуара.

В 7—2 вв. до н. э. ольмеки оказали сильное культурное влияние на

соседние индейские народы. В 3 в. н. э. они неожиданно исчезли.

Археологические исследования последних лет и изобретенный в 1950-х гг.

радиоуглеродный анализ подтвердили одну из гипотез о природных катаклизмах,

периодически происходивших на территории Центральной Америки. Ученые

определили, что в начале нашей эры здесь имело место извержение вулканов,

что и положило конец дальнейшему развитию культуры индейцев. Огромные

участки земли лишались растительности и становились непригодными для

земледелия, так как вулканический пепел покрывал землю на 20 см и более.

Многие реки исчезали, животные погибли. Оставшиеся в живых люди

переселились на север к родственным племенам. Археологические находки

подтверждают, что население там за короткий период более чем удваивается, а

в местной культуре появляются чуждые местным традициям черты — новые формы

керамики, орнаменты, среди которых есть керамические изделия, покрытые

вулканической пылью.

В древней рукописи индейцев «Пополь-Вух» описываются события, похожие

на извержение вулкана: «Густая смола пролилась с неба... Лик Земли

потемнел, начал падать черный дождь». В другой рукописи, которая называется

«Чилам-Балам» («Пророчества Ягуара»), также имеются сведения о природной

катастрофе: «Поднялся небесный столб — знак разрушения мира... живые были

погребены среди песка и морских волн...»

Древняя история майя

Исследователи делят древнюю историю майя на несколько периодов:

доклассический — 2000 — 300 гг. до н. э.; классический — 300 г. до н. э —

900 г. н. э.; послеклассический — 900—1530 гг. Далее горная Гватемала и

полуостров Юкатан были завоеваны испанцами. Но уже тогда, в середине 16 в.,

они натыкались на развалины древних городов. Пока достоверно неизвестно,

почему в конце 9 в. н. э. опять были почти одновременно покинуты и

разрушены грандиозные религиозные центры майя классической эпохи и что

послужило причиной ухода индейцев с насиженных мест. Возможно, это были

тропические ливни или засухи, опустошавшие поля, или вспышка какой-либо

болезни, или нападение враждебных племен. Величественные развалины городов

майя привлекали внимание путешественников 18—19 вв., которые видели, что

развалины древнего города Чичен-Ица продолжали оставаться местом

религиозного паломничества индейцев. В настоящее время известно 800

развалин древних городов майя.

Названия многих городов и отдельных сооружений майя были присвоены им

после испанского завоевания и не являются подлинными. Например, город

Тикаль придумали археологи, а Паленке по-испански — «крепость».

Завоевание испанцами индейских территорий прервало развитие культуры,

одной из наиболее богатых в доколумбовой Америке. Испанскими монахами были

сожжены более 500 древних рукописей, которые могли раскрыть многие тайны

одной из величайших в мире цивилизаций.

Важнейшими в художественном отношении центрами майя были Копан (в

Гондурасе), Тикаль, Киригуа Пьедрас-Неграс (в Гватемале), Паленке, Яшчилан

и Бонампак (в штате Чиапас в Мексике). На севере представляет интерес

смешанная майя-тольтекская культура, расцветшая в 10— 11 вв. н. э., главные

центры которой находятся в городах Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.

В непроходимых лесах штата Чиапас в 1946 г. обнаружен храм, внутренние

помещения которого расписаны фресками. Он был не единственный. К храму

примыкало с десяток культовых сооружений, составлявших с ним архитектурный

комплекс — типичный для священных городов древних майя классического

периода. Он был назван Бонампак, что в переводе с майя означает «стены с

живописью». Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, расположенного

на холме, относятся ко 2-й половине 8 в. н. э. Они показывают, что

классический период не был эпохой мира; основным сюжетом их является какая-

то крупная битва, в память о которой и был впоследствии поставлен этот

храм. Некоторые из сюжетов изображают принесение в жертву пленных, один из

которых простирает к правителю руки, моля о пощаде. На стенах другого —

танцующие воины в богатых нарядах и головных уборах из разноцветных птиц

празднуют победу. Из росписей Бонампака стало известно о быте индейцев, их

одежде, вооружении. Среди множества малых и больших священных городов майя

не обнаружено других произведений настенной живописи, которые по своему

мастерству приближались бы к ним. Художник, руководивший созданием этих

росписей, был, несомненно, большим мастером. Он свободно и уверенно

распоряжается богатой гаммой красок и их своеобразными сочетаниями.

Большинство фигур написано почти в натуральную величину.

Одна из камер храма осталась незаконченной. Недостроены и некоторые

другие сооружения города. Часть стел с изображением правителя повреждена.

Почти все священные города классического периода несут на себе следы

насильственных разрушений.

Бонампак - история в картинках

Бонампак — своеобразная энциклопедия в картинках, рассказывающая о

жизни города.

Фрагмент настенной росписи

Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих пор

остается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы и не поддаются никаким

кислотам. Установлено, что отдельные краски имеют растительное

происхождение, другие изготавливали из моллюсков, мелких насекомых, живущих

на некоторых видах кактусов. Аналогичные краски использовались для

традиционной раскраски тканей, а также лиц и тела. Первоначально, видимо,

расписывание красками тела служило отпугивающим средством от насекомых, а

позднее стало знаком сословного отличия: желтый цвет — пленника, красный —

воина, черный — неженатого юноши, синий — жреца. Позднее на основе этой

традиции появляется еще более устойчивый тип окраски — татуировка. Не иметь

татуировки считалось постыдным. Иероглифы делались не только на теле, но и

на подошвах ног, на большом пальце руки и под горлом. Уличенному в

воровстве (даже трех початков кукурузы) татуировали лицо от подбородка до

лба по бокам, и рисунок указывал на совершенный проступок. Татуировка у

женщин обычно покрывала тело от пояса и выше (кроме груди) и была изящней,

чем у мужчин.

Представления о физической красоте у древних майя заметно отличались от

европейских. Кроме раскраски тел и татуировки они применяли разные способы

изменения внешности для до стижения требуемого эстетического эффекта. К ним

относились искусственная деформация черепа, для чего голову родившегося

ребенка помещали между двух дощечек. Женщины и мужчины подпиливали себе

зубы в виде треугольников. Иногда зубы украшались инкрустацией из камней,

которые крепились к ним веществом, напоминающим современный цемент.

Еще одним важным признаком красоты считалось косоглазие, вызывающееся

искусственно, для чего ребенку после рождения к волосам прикреплялась

ниточка с восковым или смоляным шариком, приклеенным на переносице. Таким

образом ребенок привыкал скашивать глаза.

Бород майя не носили. Матери с детства прижигали мальчикам подбородки

полотенцем, смоченным в горячей воде, из-за чего она не росла. Обычно и

мужчины, и женщины носили длинные волосы, уложенные в прически, а передняя

часть головы оставалась безволосой. Воины укладывали косу вокруг головы,

конец которой свешивался на спину, а девушки носили 2 или 4 косы. Бритье

волос было наказанием — оно было отличительным признаком раба. Рабами

становились убийцы, воры, разведенные жены. Дети, рожденные рабом, тоже

считались рабами. Индейцы прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в

отверстие янтарь. Из раковин морских устриц изготавливались браслеты и

украшения для одежды, которые нашивались на края и при движении мелодично

побрякивали. Длинные рубахи знатных женщин декорировались вышивками

геометрического узора, поверх надевался красный плащ с голубой оторочкой по

краям. Наряды дополнялись украшениями из нефрита, жемчуга, зубов и лап

ягуара, крокодиловых зубов, позже из золота и меди. Простые индейцы ходили

в набедренных повязках.

Праздничным украшением правителей и жрецов служил мозаичный головной

убор, называемый майут. Ткался он из хлопка и перьев разных птиц —

попугаев, цапель, индюков, уток, орлов, колибри. Некоторые виды птиц

разводились специально. За убийство птицы с цветными перьями полагалась

смерть. Иногда из перьев составляли целые картины, которые могли

соперничать с живописью — настолько совершенен был подбор красок. Священной

птицей считалась кетсаль, перья которой, сине-красного цвета, служили в

качестве «денег». Птица эта была очень гордой — она умирала в руках

охотников.

Праздничный костюм майя

Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях

(стилобатах), форма и высота которых определялась назначением

поддерживаемых зданий. Первый тип сооружений — четырехгранные ступенчатые

пирамиды (разнообразные по высоте и числу уступов), на усеченной вершине

которых находился небольшой храм с одним или тремя помещениями. От подножия

пирамиды к двери святилища шла крутая лестница; у больших пирамид лестницы

устраивались иногда по всем четырем сторонам.

Великий город Паленке

Паленке был первым городом классического периода, о котором стало

известно в Европе. Его развалины среди густой тропической растительности

были издавна знакомы местным индейцам, называвшим их На-Чан. Великий город

пришел в запустение задолго до того, как на американский континент

высадились первые европейцы. Впереди на вершине «акрополя» с крутыми

склонами стоит большой дворец. Склоны эти местами обвалились и обнажили

отверстия нескольких подземных ходов. У юго-западного угла «акрополя» на

ступенчатой пирамиде возвышает ся здание с высоким сводчатым перекрытием.

Это Храм Надписей, который так был назван потому, что в нем нашли плиту с

длинной надписью из 620 иероглифов. Вокруг дворца кроме Храма Солнца и

Храма Надписей имеются и другие— Храм Креста, Храм Льва, сложенные из

белого камня. Дворец имеет не только башню, но и подземелье. Повсюду — на

стенах, потолке, колоннах, в нишах и ступенях лестниц сохранились остатки

великолепных барельефов и фресок.

[pic]

Храм Солнца

Храм Солнца в Паленке ( 2-я половина 7 в. н. э.) — небольшое

прямоугольное здание с высоким гребнем на плоской крыше, воздвигнутое на

невысокой (8 м) 5-ступенчатой пирамиде и разделенное продольной стеной

параллельно фасаду на два помещения с ложными сводами. Первое из них

образует нечто вроде портика, так как фасадная стена прорезана тремя

широкими дверными проемами. В центре второго помещения находилось маленькое

святилище, перекрытое бревенчатым накатом. Бревенчатые перекрытия и ложный

свод характерны для всех зданий майя, не знавших замкового свода. Внутри и

снаружи храм был богато украшен рельефами. На задней стене его помещен

барельеф, изображающий маску Бога Солнца, подвешенную на двух скрещенных

копьях, около которой в позе поклонения представлены две человеческие

фигуры. В стенах имеются многочисленные окноподобные отверстия.

Уравновешенность частей, простота и благородство очертаний, сдержанное

употребление орнамента делают Храм Солнца одним из наиболее выразительных и

впечатляющих памятников архитектуры майя.

Храм Надписей. Храм Надписей.

Маска из нефрита,

Могила правителя Паленке. Саркофаг правителя. покрывавшая

лицо правителя

Храм Надписей имеет 70 футов в высоту. В 1945 году при его раскопках

археолог Альберто Рус обнаружил в подземелье саркофаг, которому более

десяти веков. От известковых отложений da стенах и потолке гробницы

образовались сталактиты. Девять рельефных фигур богов подземного царства,

сделанных из алебастра, украшали стоны гробницы. Умерший мужчина был

приблизительно 40 лет, ростом 173 см. Его зубы окрашены в красный цвет,

хорошо сохранились. На нем множество украшений из нефрита: бусы, на всех

пальцах — кольца, в руках четки. Его украшали также серьги и браслеты,

рядом лежали вырезанные статуэтки цветов, маленьких тыкв, летучей мыши,

змеиных голов, фигурок богов с характерными чертами. Один кусочек нефрита

находился во рту. Шею и плечи покрывало огромное ожерелье из нефрита. Лицо

покрыто маской из нефрита, глаза маски сделаны из раковин, а зрачки — из

кусочков обсидиана. Это была усыпальница верховного жреца. На строительство

ее должно было уйти много лет. Могила была подготовлена заранее, а

пирамиду, несущую на себе Храм Надписей, сооружали уже над ней. Поздней

было установлено, что погребенный под пирамидой был правителем Паленке. Он

родился в 655 г. и умер в 694 г. Для индейцев того времени он был очень

высок. По антропологическим данным установлено, что средний рост индейца

был примерно 150 см. В коридоре у погребального склепа были принесены в

жертву 6 юношей.

Кладка пола каменными плитами, как в Храме Надписей, встречается

довольно редко. Обычно в монументальных постройках майя делали его из

плотно уложенного слоя извести. Только в Паленке встречается использование

свода над внешним входом.

В 1960-е гг. дворец в Паленке был объявлен национальным памятником.

Памятники архитектуры майя

Памятниками архитектуры майя в различных областях свойственна

значительно большая однотипность, чем в других видах искусства, что

объясняется в первую очередь одинаковыми техническими возможностями,

игравшими в данном случае решающую роль. Комплекс строений окружал площадь

и составлял сердцевину центральной части города. К нему относятся храмы,

дворцы, обсерватории, триумфальные арки, бани, платформы для культовых

церемоний и другие постройки специального назначения. Такой центр составлял

основу города. Он характерен для Ти-каля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы.

Замечательные памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени,

свидетельствуют о том, что архитекторы обладали значительными инженерными и

математическими познаниями.

Планы жилых зданий обычно прямоугольные и квадратные или овальные.

Каркас делался из легких балок и шестов, связанных побегами ивы, лианами

или веревками. Стены жилья делались из прутьев тростника. Крышей служили

листья пальм или стебли кукурузы. Такая крыша служила около 5 лет.

Изображения подобных жилищ нередки на росписях Храма Воинов и Храма Ягуаров

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.