национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как
условиями исторического развития, так и художественной традицией,
сложившейся в каждой стране, - Италии, Фландрии, Голландии, Испании и
Франции. Это позволяет рассматривать XVII в. как новый этап в истории
искусства.
По сравнению с эпохой Возрождения искусство XVII в. сложнее,
противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое
восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии
гармони и ясности оказывается недосягаемым.
Русская культура должны была высвободиться наконец из-под власти
церкви, догнать наконец ушедшие вперёд европейские страны. Поэтому и
приглашали из Европы в Россию архитекторов, живописцев, граверов,
скульпторов, а способные к искусству русские молодые люди отдавались им в
ученики. Но так как ехать в далёкую Москву, почти незнакомую тогдашней
Европе, соглашались далеко не лучшие художники, то наиболее способные из
русских учеников быстро обгоняли своих учителей. Но Пётр не только
приглашал иностранных мастеров в Россию, но и русских художников посылал в
другие страны. Он очень гордился художниками, которые учились за границей.
Искусство Нового времени (XIX-начало XX в.)
С середины 19 века в обществе происходят социально- политические
изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу
«империализм». Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX
века. Развился критический реализм. Романтизм повсюду приобретал яркое
национальное своеобразие, обусловленное собственно историческими условиями
и национальными традициями.
Буржуазные реформы середины XIX столетия были рубежом в социально-
экономической жизни России и обозначали начало капиталистического периода в
ее истории. Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и
первых лет после отмены крепостного права, определявший идейную атмосферу в
обществе, определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса.
В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения
литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой
культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественности,
высокой нравственности и демократической направленности. На общественно-
культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказали
два события в стране Отечественная война 1812 г. и движение
декабристов1825г.
Архитектура и дизайн
Архитектура (лат. architectura, от греч. architeckton — зодчий,
строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты,
оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека.
Произведения архитектуры — здания, ансамбли, а также сооружения,
организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.
д.). Планировка и застройка городов и населённых мест составляют особую
область строительного искусства — градостроительство. Частью архитектуры
являются пространства, сформированные посредством преобразования и
объединения элементов естественной природы - садово-парковое искусство.
Развитие архитектуры тесно связано с прогрессом науки и техники,
определяющим её реальные возможности. Со своей стороны архитектура
стимулирует развитие ряда отраслей знания (например, строительная механика,
учение о строительных материалах), выдвигая перед наукой и техникой новые
практические задачи. На всём протяжении своего исторического развития
архитектура создала разнообразные типы сооружений, оперируя большим
количеством средств архитектурно-художественной выразительности, которые
запечатлены в архитектурном наследии различных эпох и народов, отражая
особенности их быта, традиций и национальной культуры, уровень техники,
преобладание тех или иных строительных материалов и т. д. К основным типам
архитектурных сооружений относятся жилища, административные и общественные
здания (театры, музеи, школы, стадионы, больницы), различные культовые
здания, фортификационные, промышленные и транспортные постройки.
Архитектура включает также ряд инженерно-технических сооружений, в которых
достигнуто художественное осмысление строительных конструкций (акведуки,
мосты, телевизионные башни, плотины и т. д.). Являясь частью определенных
комплексов зданий, произведения архитектуры нередко объединяются в
целостные или исторически сложившиеся ансамбли. Важным качеством
архитектуры является также ее связь с естественной природной средой,
служащая воплощением представлений о взаимоотношении человека с окружающей
его природой.
Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также
проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по
проектированию предметного мира. Дизайн возник в начале XX в. как реакция
на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной
среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения,
соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под
дизайном понимают лишь одну из его областей — проектирование эстетических
свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие
социально-технические проблемы — функционирования производства,
потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в
особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая
затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и
общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную
ситуацию в предметном мире.
Пластические виды искусства XX в.
Искусства пластические, также искусства пространственные, понятие,
объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в
пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются
зрением. Произведения пластических искусств имеют предметный характер,
выполняются путём обработки вещественного материала, формирование которого
существенно определяет характер их образного строя. Пластические искуства
делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым
относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с
различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую
действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура),
либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика,
фотоискусство). К неизобразительным пластическим искусствам относятся
архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное
конструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, как
правило, аналогий в реальной действительности.
Во второй половине ХХ в. стремительно расширяется международный
диапазон литературы. На мировую арену выходят национальные литературы
освободившихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Становятся всеобщим
достоянием сокровища их древней культуры, ранее находившиеся в забвении. Во
2-й половине ХХ в. становятся распространенным явлением международные
литературные контакты. В западной литературе ощущаются настроения
пессимизма, обреченности, страха перед будущим. Научно-технический прогресс
в общественных отношениях наложили отпечаток а тематике литературы. Космос,
роботы. Компьютеры стали объектами интереса многих писателей.
В XX в. новую волну течений возглавил поп-арт (популярное искусство,
точнее «ширпотреб-искусство»), который зародился в США. Роберт Раушенберг,
Джеймс Розенквист, Рой Лихтенберг, Джеспер Джонс. Эндри Уорхол
распространили это направление во многих странах мира. С поп-артом в
музейные и выставочные залы хлынуло то, что искусством не признавалось и
было областью «массовой культуры» низшего разбора,- рекламные плакаты и
этикетки, муляжи и манекены, увеличенные репродукции и комиксы, а кроме
того наборы любыз предметов, попавшихся под руку, - одеяла и консервные
банки, разбитые часы и раскрашенные чучела. Нельзя сбрасывать со счетов в
панораме искусств 2-й половине XX в. сюрреализм и активный эпотаж его метра
альвадора Дали (1904-1988). Сон и явь, бред и действительность перемешаны
и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были
увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты,
чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной
техникой - именно это привлекает меня и, возможно, других зрителей в
произведениях Дали.
Зрелищные искусства и музыка XX в.
Картина стилей и направлений искусства 2-й половины XX в. крайне
пестрая. Больше приходится говорить о моде в искусстве, чем о новых
серьезных течениях. Больше в искустве появилось выдумщиков ремесленного
пошиба, нежели мастеров, способных мыслить образно и создавать образные
произведения.
Развитие мировой музыки в ХХ столетии шло столь быстрыми темпами,
описать все направления, течения и ответвления в одном реферате не
представляется возможным, ограничимся перечислением: это джаз, рок (рок-н-
ролл, хард-рок, панк-рок), блюз, поп-музыка … Отдельное место занимает
российский рок.
Появилась «современная», функционалистская архитектура, обнажившая
конструкции, устранившая «излишества», подчинившая форму функции. Поэтому
новейшую архитектуру, пришедшую ей на смену, призванную удовлетворить тягу
человека к зрелищности, уместнее именовать «постсовременной». В 70-80е гг.
в архитектуре, кроме заботы об удовлетворении повседневных практических
требований. Стали появлятся новые веяния, обно из них – бионика –
заимствование конструктивных принцмпов у органического мира. Аэропорты,
спортивные комплексы, жилые дома стали похожими на плывущего ската, на
грибы, цветы и т. д. Необходио отметить, что современная архитектура
потеряла национальные особенности, во многих странах возводят однотипные
сооружения, архитектура стала космополитичной.
В 20-х гг. созданы фильмы, которые стали этапными для советской и
мировой кинематографии: «Стачка» и «Броненосец "Потёмкин"» (оба — 1925,
режиссёр С.М. Эйзенштейн), «Мать» (1926) и «Потомок Чингис-хана» (1928, оба
— режиссёр В.И. Пудовкин). Крах фашизма, общая демократизация мира оказали
на кинематограф значительное влияние, породив в нем ряд значительных
явлений. Одним из них был итальянский неореализм. Появилось японское кино,
которое в лучших своих произведениях самобытно и глубоко национально.
Английское кино дало миру Хичкока, которого считают одним из
основоположников фильмов – ужасов, фильмов где используется мехпнника
массового психоза, массовой паники («Птицы»). Особое место занимает
американское кино, Основной поток фильмов определяли мелодрамы, детективы,
фильмы о шпионах. Свою нишу в мировом кино занимает Индия. Индийское кино
разнообразно, и наряду с музыкально-танцевальными драмами в нем немало
умных строгих реалистических и психодогически тонких картин.
Майя
Под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до
конкисты — и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующие
группу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и
относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до
образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от
них.
Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от
остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению,
что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и
Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны,
что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они
допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин)
плюс 15 диалектов.
Согласно методам сравнительной лингвистики (лексикостати-стики),
удалось установить вероятный момент, в который каждый из майяских языков
отделился от общего ствола. Результаты этого трудоемкого исследования
(глоттохронологии) дают следующую картину, в которой указаны
приблизительные даты, когда началось отделение основных языков, начиная от
гипотетического протомайя.
В пределах области майя — на юге Гватемалы и в Сальвадоре — встречаются
группы пипиль, относящиеся к языковой группе науа. Вне названной области
находится уастекская группа майяской семьи.
Культура майя занимала огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и
охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть
Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и
западную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены следующие
разделы работы.
Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся
индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили,
тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут в
тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы,
северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность —
приблизительно 2,7 млн человек.
Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»),
живущие на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около
600 тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и
инки), пожалуй, наиболее известны.
История заселения Америки
Современная наука позволяет утверждать, что Америка была заселена из
Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т. е.
приблизительно 30 тыс. лет назад.
В конце 2-го тысячелетия до н. э. в Веракрусе и Табаско майяязычные
ольмеки создали первую цивилизацию в Центральной Америке. В этой стране,
почти лишенной строительного камня, пирамиды, лестницы и платформы
воздвигались из земли и щебня и покрывались толстым слоем стука (глины,
гипса). Здания из дерева и тростника не сохранились. Своеобразными
особенностями архитектуры ольмеков были монолитные базальтовые столбы в
погребальных склепах, а также мозаичная вымостка культовых площадок блоками
из полудрагоценных пород камня.
Памятникам скульптуры ольмеков свойственны реалистические черты.
Прекрасными образцами монументальной скульптуры ольмеков являются
колоссальные человеческие головы, обнаруженные в Ла-Венте, Трес-Сапотес и
Сан-Ло-ренсо. Высота головы — 2,5 м, вес около 30 т. Никаких фрагментов
тела от этих скульптур не найдено. Базальтовый монолит, из которого
изготовлена скульптура, был доставлен из вулканической каменоломни за 50 км
от места их нахождения. Причем как у ольмеков, так и у майя не было
Страницы: 1, 2, 3, 4
|