Меню
Поиск



рефераты скачатьКультура майя

Культура майя

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

«Культура майя»

Авторизованный реферат по курсу

«Общее искусствоведение»

Фамилия, имя, отчество студента

Номер зачетной книжки

Руководитель (преподаватель) проф. Мартынов В.М.

Рецензент ____________________________

З/О

МОСКВА - 2001 год

Содержание

Содержание 2

Программные разделы курса 3

Майя 12

История заселения Америки 13

Древняя история майя 15

Бонампак - история в картинках 17

Великий город Паленке 20

Памятники архитектуры майя 23

Письменность майя 25

Религия майя 27

Скульптура 29

Майя сегодня 35

Литература: 36

Программные разделы курса

Понятие «искусства» в его историческом развитии.

Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более

высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»).

В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и

созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые

отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от

произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями

человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в

этих областях участвуют также и силы искусства.

Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного

творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм),

многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию

(Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому

изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом.

Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики

начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание

или преобразование мира, не изложение системы этических норм или

религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая

создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим

созданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельности

есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая

исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где

человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В

искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир

природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и

в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в

своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное

содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическое

переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует

всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные

ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Это

внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии

произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если,

читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне

настраиваемся на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая» все, что

нам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтение

художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные

силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одного

момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и

активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и

свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при

условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других

моментов человеческого духа.

Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под

воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что

степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем

развития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней не

наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIX

века достигли высокого развития несмотря на экономическую отсталость

страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает

реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие.

Теория художественного творчества

Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда

ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере:

научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д.

— там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. В настоящее

время принято различать двоякого рода творчество: непроизвольное,

бессознательное, непосредственное — и продуманное, сознательное,

художественное; первое характеризует по преимуществу произведения

первобытного, народно-собирательного искусства, а второе относится к

области высшего искусства, в котором непосредственность вдохновения идет

рука об руку с размышлением и проверочной аналитической работой.

Общее и частное искусствоведение

Искусствоведение в широком смысле комплекс общественных наук, изучающих

искусство — художественную культуру общества в целом и отд. виды искусства,

их специфику и отношение к действительности, их возникновение и

закономерности развития, роль в истории общественного сознания, взаимосвязи

с социальной жизнью и с другими явлениями культуры, весь комплекс вопросов

содержания и формы художественных произведений. Искусствоведческие науки

включают литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, а

также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле, т. е.

науку о пластическом или пространственном искусствах, какими являются

архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное

искусство. Собственно искусствоведение изучает, следовательно,

изобразительные искусства, многие аспекты архитектуры, декоративно-

прикладного искусства и дизайна. Архитектуроведение и техническая эстетика

наряду с искусствоведческими разделами включают также ряд специальных

проблем социологического и технического характера, выходящих за пределы

искусствоведения.

В пределах пластических искусств искусствоведение решает в принципе те

же общие задачи, что и все искусствоведческие науки, и также складывается

из трёх основных частей: теории искусств, их истории и художественной

критики, которые, тесно взаимодействуя друг с другом, имеют и свои особые

задачи. Теория искусств развивает применительно к пластическим искусствам и

каждому отдельному их виду социально-философские взгляды общества и общие

воззрения на искусство, формулируемые эстетикой; она изучает широкий круг

вопросов идейного содержания, художественного метода, художественной формы,

средств выражения, специфики его видов и жанров и т. д. в их взаимосвязи;

она рассматривает общие закономерности, объективную логику развития

искусства, его взаимоотношения с обществом, его воздействие на коллектив и

личность. История искусств изучает и исследует развитие искусства в целом

(«всеобщая история искусств»), в какой-либо стране или в отдельную эпоху,

анализирует эволюцию какого-либо вида или жанра, течения, направления,

стиля творчества отдельного художника. Художественная критика обсуждает,

анализирует и оценивает явления современной художественной жизни,

направления, виды и жанры современного искусства, творчество его мастеров и

отдельные художественные произведения, соотносит явления искусства с жизнью

и с общественными идеалами времени и класса. Этими задачами определяются

основные области и литературные жанры искусствознания — теоретический

трактат, руководство для художников, теоретическое или историческое

исследование, общее или специальное (монография), статья или доклад,

посвященный теоретической или исторической проблеме, критический обзор или

этюд, освещающий ту или иную проблему текущей художественной жизни.

Искусствознание как наука, стремящаяся к объективности и точности своих

выводов, пользуется методами общественных и ряда точных наук; вместе с тем,

имея своим предметом художественное творчество, она базируется и на системе

эстетических оценок и суждений вкуса, отражающих эстетические воззрения и

вкусы эпохи, того или иного класса и связанные с ними индивидуальные

установки искусствоведа. Теория, история и критика искусства опираются друг

на друга и на эстетику.

Искусствоведение и другие науки

Обширна и разнообразна научная искусствоведческая деятельность по

накоплению, тщательной обработке и обобщению конкретных фактов истории

искусства. Сюда входят: открытие памятников искусства с помощью раскопок и

экспедиций (в этом, как и в обработке обнаруженных материалов, И. тесно

связано с археологией и этнографией), а также разных видов реставрации;

определение (в том числе атрибуция) памятников, их регистрация и

систематизация; собирание сведений о художниках и произведениях;

составление научных музейных и выставочных каталогов, биографических и др.

справочников; публикация литературного наследия художников - их мемуаров,

писем, статей и т. д. Искусствоведческие знания опираются на ряд

вспомогательных дисциплин, связанных с музейным делом, охраной и

реставрацией памятников, технологией искусства, художественной

иконографией, географическим и топографическим распределением памятников

искусства и т. д., а также на ряд исторических дисциплин (хронология,

эпиграфика, палеография, нумизматика, геральдика, сфрагистика и др.).

Ранние и примитивные (наивные) формы искусства

Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К

первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные

в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена

возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни

землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на

праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся

перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания —

орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их

вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные

исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном

племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от

поколения к поколению.

Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался

коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на

отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе

с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал

возможным появление людей занимающихся только искусство

Искусство Древнего мира

Классическое искусство, в узком смысле — искусство Древней Греции и

Древнего Рима, а также непосредственно опиравшееся на античные традиции

искусство Возрождения и классицизма; в более широком понимании — наивысшие

художественные достижения эпох подъёма искусства и культуры разных народов,

Проявляющиеся в различных, подчас далёких от античных, стилистических

формах. Классическими называют произведения, сохранившие до нашего времени

эстетическую ценность, значение совершенного художественного образца.

Характерные общие особенности произв. Классическое искусство — высокая

художественная правда, раскрывающая существ, особенности окружающего мира,

глубокое, общезначимое, гуманистическое идейно-художественное содержание,

ясность, отточенность и совершенство художественных форм, адекватных

идейному содержанию. Традиции классического искусства в разных странах

могут быть различными в силу особенностей их исторического и культурного

развития. Совокупность произведений классического искусства народов мира

составляет классическое художественное наследие, являющееся достоянием

всего человечества.

Античное искусство (от лат. antiquus — древний), название

древнегреческого и древнеримского искусства, возникшее в эпоху Возрождения.

По данным современной науки, античное искусство (развивавшееся в пределах 1-

го тысячелетия до н. э. и первой половины 1-го тысячелетия н. э.)

зародилось в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского

архипелага и западном побережье Малой Азии и пережило наивысший расцвет в

Греции Древней в V—IV вв. до н. э., в эпоху рабовладельческой демократии. В

эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории,

прилегающие к Средиземному и Чёрному морям, а также на Ближний и Средний

Восток (вплоть до Индии), где сложились местные школы эллинистического

искусства. Традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили

новое развитие в искусстве Рима Древнего. Лучшие произведения античного

искусства, воплотившие в классически ясных, возвышенных формах высокие

гуманистические идеалы, до сих пор связаны с представлениями о

художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце.

Искусство эпохи средневековья и Возрождения (IV-нач.

XVII в.)

Средневековое искусство, историко-художественный термин, применяемый

обычно для определения раннего и зрелого этапов истории искусства

феодальной эпохи (для стран Западной Европы — V—XIV вв., до эпохи

Возрождения; для России — X—XVII вв.; для стран Востока — с III—IV вв. до

XVI—XVIII вв.). Искусство в этот период находилось в тесной связи с

системой средневекового религиозного мировоззрения и обладало известной

условностью образов.

Искусство Нового времени (XVII-начало XIX в.)

Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных

культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.