Меню
Поиск



рефераты скачатьКино - самое массовое из искусств

Кино - самое массовое из искусств

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

Кафедра экономики социально-культурного сервиса и туризма

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая культура и искусство»

КИНО – САМОЕ МАССОВОЕ ИЗ ИСКУССТВ

Выполнил: студент

2 курса, гр. СД-21

Князев К.Ю.

Проверила:

Доцент кафедры

ЭСКСТ, канд.ист.наук

Котова Т.П.

Допустить работу к защите___________________________________________

Окончательная оценка _______________________________________________

Уфа-2005

Содержание:

Введение 2

Глава I: История кинематографа 3

1. Рождение кино 3

2. Российский кинематограф 6

2.1 Кинематограф в дореволюционной России 6

2.2 Кинематограф в Советской России 8

3. Особенности развития кинематографа в США 13

4. Развитие кинематографа в странах Западной Европы и Азии 17

Глава II: Кино как массовое искусство 23

1. Причины «массовости» кино с точки зрения психологии 23

2. Кинематограф как средство массовой коммуникации 25

Заключение 29

Список использованной литературы 30

Введение

Кинематограф относительно новый вид искусства. Его история в сравнении

с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка. Но это не

мешает кино оставаться уже на протяжении нескольких десятков лет самым

массовым видом искусства.

Великий английский режиссёр Альфред Хичкок однажды скачал: «Фильм – это

жизнь, с которой вывели пятна скуки»[1]. Действительно, хорошее кино

завораживает, удивляет, заставляет задуматься над происходящими в жизни

человека явлениями. Также как книга для писателя, музыка для музыканта или

картина для художника, кино для режиссёра – это способ выражения

собственных мыслей, чувств и желаний. Зачастую кино показывает нам

идеальную жизнь, жизнь о которой мечтают многие, жизнь, которая для многих

не достижима. Кинематограф является своеобразным мотивом, побудительным

действием к активному вмешательству в свою жизнь и изменению её к лучшему

на пути к идеалу.

Как известно у термина «искусство» есть три основных значения:

1) Искусство – это художественное творчество в целом: литература,

архитектура, скульптура, живопись, музыка и т.д.;

2) Искусство – это только изобразительное искусство;

3) Искусство – это высокая степень мастерства в любой области

деятельности.

На мой взгляд, сегодня нельзя в целом говорить о кино, как искусстве в

широком смысле этого слова. Ежедневно миллионы зрителей заполняют залы

кинотеатров, ещё больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Каждый год

появляется новый фильм, который устанавливает новый рекорд по кассовым

сборам и порой этот показатель становится решающим в глазах обывателя в

момент принятия решения о просмотре нового фильма. Сегодня «хорошим»

считается то кино, которое оказалось наиболее выгодным для его

производителей с коммерческой точки зрения.

В наше время кино можно назвать искусством только в том случае, если

отталкиваться от определения искусства, как высокой степени мастерства в

этой области. Ведь в техническом отношении кино идёт в ногу с мировым

прогрессом. Из чёрно-белого немого ролика начала XX века к XXI веку кино

превратилось в феерическое зрелище, уже немыслимое без компьютерной

графики, главной целью которого становится максимальное погружение зрителя

в действие кинофильма.

Сегодня кинематограф - прежде всего индустрия, отрасль экономики,

приносящая огромную прибыль развитым государствам. Кинодеятели оказываются

на месте художника, который получает гонорар за выполнение именно той

работы, которая понравится заказчику, даже если сам живописец понимает, что

с художественной точки зрения эта работа ничего из себя не представляет.

Всё направлено на удовлетворение «усреднённых желаний» большей части

общества.

С рождением телевидения кино начало прогрессировать «семимильными

шагами». Одним из видов киноискусства является документальное кино.

Благодаря документальному кино, которое в простой, краткой и наглядной

форме рассказывают нам о природе, культуре, истории и науке, пополняется

наша «копилка знаний». В этом заключается положительная роль кинематографа,

по средствам которого рядовой человек получает огромное количество

информации, не теряя при её нахождении и обработке своё драгоценное время.

Повышается общий уровень культуры.

В этой работе я хотел бы рассказать об истории развития кинематографа в

России, США, странах Западной Европы и Азии, показать то, как он повлиял на

жизнь человечества и попытаться найти ответ на вопрос о причинах массовости

«массового кино», как явления.

Глава I: История кинематографа

1. Рождение кино

Волна романтизма захлестывает Европу в середине XIX века. Стремление

господствовать царит в эту эпоху повсюду - и у промышленников, которые

накапливают богатство, создаваемое простым людом предместий, и у физиков и

у химиков, которые в своих лабораториях стремятся разгадать тайны природы.

Первые локомотивы пыхтят по только что проложенным железным рельсам. Новый

газовый свет мерцает по ночам в столицах. Паровые машины действуют на

ткацких и прядильных фабриках.

А между тем повсюду техника развивалась так внезапно и так быстро, что

заговорили о неограниченном прогрессе, который обеспечит полное овладение

силами природы, господства разума над миром. И неудивительно поэтому, что

одним из излюбленных мифов романтизма, взлет которого совпадает с развитием

техники, был миф о Прометее, укравшем небесный огонь, для того чтобы

оживить глиняное изваяние.

В эпоху мечтаний о «новом Прометее» не так удивителен и поступок Жозефа

Плато, молодого бельгийского профессора. Который, в один из солнечных

летних дней 1829 года, не отрываясь, смотрит на протяжении 25 секунд на

раскаленный диск полуденного солнца, пытаясь вырвать у светила его тайну,

желая узнать предел сопротивляемости сетчатки человеческого глаза, и

слепнет. В течение последующих дней, которые он принужден был провести в

темной комнате, Плато ничего не видел кроме терзающего и подавляющего

образа солнца, запечатленного на его сетчатке. Постепенно к нему

возвратилось зрение. С неосмотрительной горячностью он немедленно

возобновил свои работы по оптике, и в частности исследования способности

человеческого глаза сохранять изображения.

Еще в 1680 г. Исаак Ньютон попробовал произвести эксперимент, подобный

опыту Плато. Знаменитый английский физик во время одного из своих опытов

посмотрел правым глазом на отражение солнца в зеркале. После этого он был

вынужден провести три дня в темной комнате, и поправился лишь спустя

несколько недель. Больше великий английский учёный этот опыт не повторял.

Плато пожертвовал зрением ради своих опытов. В 1842 г. он окончательно

ослеп. Но за десять лет до этого ему удалось сделать очень важное открытие:

в 1832 г. Плато построил фенакистископ - маленький лабораторный прибор, из

которого выросло все современное кино. Показывая серию быстро сменяющихся

неподвижных изображений, фенакистископ создавал у смотрящего иллюзию

движущегося, изменяющегося изображения. Это был прибор, позволяющий простым

вращательным способом получать иллюзию движения нарисованных фигурок.

В 1872 г. английского фотографа Эдварда Мьюбриджа пригласили приехать

на коневодческое ранчо в штате Калифорния, США. Хозяин ранчо держал пари с

приятелем и попросил Мьюбриджа помочь выиграть его. Для этого нужно было

сфотографировать момент, когда лошадь, идущая рысью, отрывает от земли все

четыре ноги. Мьюбридж установил на ипподроме 48 фотокамер и с помощью

часового механизма последовательно делал снимки. Получился последовательный

ряд фото, доказывающий, что хозяин ранчо прав, и он выиграл пари.

Эффект сохранения на сетчатке глаза следа увиденного изображения, а

также соединения отдельных, быстро сменяющихся изображений в единое, как бы

движущееся, был известен еще древним египтянам, о нем писал Лукреций, его

исследовал Леонардо да Винчи. Позднее были изобретены приборы, сливающие в

движении изображения предметов. Они стали научными аппаратами и детскими

игрушками — зоотропами, мутаскопами, тауматропами. В XVII веке был

изобретен «волшебный фонарь» — аппарат, отбрасывающий изображение световым

лучом на отдаленный экран. В середине XIX века австриец Ухациус соединил

зоотроп с «волшебным фонарем»: на экране появились движущиеся рисунки -

почти кино.

В 1839 году французы Дагерр и Ньепс изобрели фотографию. Стремительно

развиваясь, она вышла на уровень искусства, особенно в портрете. Научные

эксперименты англичанина Мьюбриджа, французов Марэ и Деммини позволили

снимать серии фотографий с движущихся предметов. Располагая такие

фотографии на движущихся лентах, француз Рейно показывал эти «фильмы» с

1892 года в музее Гревен. Но бумажная лента рвалась. Вскоре химик Болдырев

изобрел целлулоидную ленту. И усовершенствования посыпались как из рога

изобилия: американец Латам создал амортизирующую петлю, немец Аншютц —

демонстрацию с прерывающимся светом, Грейфер — специальную вилку, ритмично

продёргивающую пленку перед объективом. Появились и различные

предшественники киноаппарата: англичанина Пола, поляка Прушинского,

француза Фриз-Грина, русских Тимченко, Самарского, Акимова. Многие из этих

аппаратов остались в научных лабораториях, в безвестности. Дальше всех

пошел великий Томас Альва Эдисон. К своему блистательному фонографу,

механизму, впервые заговорившему человеческим голосом, он со своим

ассистентом Диксоном сконструировал кинетоскоп — ящик с маленьким экраном,

взглянув в который через объектив, можно было увидеть и услышать человечка.

Любое изображение, воспринятое нашим глазом, через мгновение исчезает.

Если же отдельные изображения движущегося предмета быстро сменяют друг

друга, то мозг воспринимает данный предмет как движущийся непрерывно. На

этом явлении основан принцип кинематографа.

В 1894 г. французы братья Люмьер — Огюст и Луи — услышали о

кинетоскопе. Зритель, глядя в кинетоскоп, видел движение различных

предметов. Братья построили свой собственный прибор — «кинематограф» (от

греческих слов «кинема» - движение и «графо» - пишу, записываю), который

проецировал изображение на экран.

28 декабря 1895 г., в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый

киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление, стали

свидетелями чуда: на белом экране возникали призрачные, чёрно-белые, но

вполне узнаваемые и реальные картины. История не сохранила впечатлений

самых первых кинозрителей. Но вряд ли кто-то из них подозревал, что

буквально у них на глазах рождается искусство, которое определит лицо ХХ

века.

Отныне «оптическая иллюзия» стала достоянием многих зрителей. Один и

тот же фильм могли просмотреть десятки, сотни, тысячи людей. Можно было

заснять любую сцену и показать её на экране. Коротенькие фильмы Люмьеров на

многое не претендовали: выход работниц из ворот фабрики, игра в карты,

кормление младенца, прибытие поезда на перрон. Но успех был огромен. Все

фильмы братьев Люмьер были «картинками из жизни» на самые разнообразные

темы: видовые фильмы, фильмы, где сняты праздники, шествия, молебны,

катастрофы, и картины, где люди специально разыгрывали перед камерой какие-

то сценки. Так в самом начале кино разделилось на два вида: фильмы

документальные и игровые.

Кино понемногу обретало свой язык – истории становились всё сложнее и

длиннее, делились на множество отдельно снятых кусков. Но однообразие уже

приедалось; иногда камера подрагивала в руках оператора, когда актёры

убегали к краю кадра. Камера стремилась прийти в движение.

Кинематографический рассказ требовал поиска новых выразительных средств.

В знаменитом «Прибытии поезда» мы можем наблюдать изменение крупности

планов. Несмотря на то, что камера стоит на одном месте, пространство кадра

активно. Сначала к нам издалека мчится поезд, потом быстро идут люди. Мы

видим их так же, как видели бы, находясь на перроне. Зрителя не покидает

ощущение, что камера вот-вот сдвинется с места. Именно об этом фильме

ходила легенда, будто впечатлительные парижанки настолько испугались

едущего прямо на них поезда, что бросились убегать из зала или впали в

истерику. Рассказов свидетелей этого случая история не сохранила, так что

он вполне может оказаться красивой сказкой, придуманной тем, кто очень

хотел выразить свои переживания от просмотра.

Придётся расстаться и с очень красивой легендой о том, что знаменитая

лента «Прибытие поезда» была самым первым фильмом в истории человечества. В

действительности этой ленты не было даже в программе первого киносеанса. Но

у всякой легенды есть свои причины. «Прибытие поезда» отметили и запомнили

не только зрители, но и критики, потому что этот короткий фильм был

настоящим открытием. Экран запечатлел не просто бытовую сценку – был создан

настоящий художественный образ мира.

Как известно, любое изобретение развивается эволюционно и постепенно

совершенствуется в техническом отношении. Это же наблюдается и в случае с

кинематографом. В 30-х гг. XX века в кино появляется звук, а изображение

становится цветным. Начинается эра телевидения.

2. Российский кинематограф

2.1 Кинематограф в дореволюционной России

Первые фильмы братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на

ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через

несколько месяцев после Парижа; первые киносъемки произведены еще через

несколько недель. Становление российского кино происходило тяжело и долго,

так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке,

Франции, Германии, Дании, Италии и др. Начать собственное кинопроизводство

мешало отставание техники - кино и электроаппаратуры, пленки. Но был

налажен импорт, и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские

предприниматели начали в 1907-1909 годах, причем сразу же достигли

внушительных результатов: первый фильм оператора А. Дранкова «Понизовая

вольница» («Стенька Разин») обошел всю страну со специально сочиненной М.

Ипполитовым-Ивановым музыкой, записанной на граммофонную пластинку. Тот же

Дранков снимал Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и даже договаривался с великим

писателем о написании киносценария. Толстой обещанного сценария не написал,

но вскоре в кинематограф пришли Л. Андреев, А. Куприн, В. Брюсов, А.

Амфитеатров, Е. Чириков и другие писатели. А кинематографисты буквально

набросились на русскую классическую литературу: можно с уверенностью

сказать, что все известные романы, песни, рассказы, стихотворения и даже

романсы были экранизированы и имели огромный успех. Не зря Л.Н. Толстой,

называл современный ему дозвуковой кинематограф «великим немым».

В начале XX века на российском рынке господствовала крупная французская

фирма «Братья Пате», и все фильмы, показывавшиеся на экране в России до

1908 года, была иностранными. Национальное кинопроизводство в России

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.