содержавший рассказ о репортере. Левинсон высоко отозвался о режиссерском
мастерстве Спилберга («А еще говорят, что этот молодой человек не знает
людей!»), а Линк назвал работу Спилберга «поразительно талантливой»,
«заряжающей всех участников съемок».
В этой ленте заметно влияние Хичкока; картина предвосхитила успех другого
подобного же фильма — «Заклинатель» (1973 г.), поставленного по сценарию
Роберта Клауса, написанному еще до выхода фильма Уильяма Фридкина. В фильме
«Нечто злое» был использован, впервые на телевидении, эффект «горящих
окон», создававший впечатление «адского пламени», окружающего дом: «Когда
кто-либо проходил мимо окна, его фигура пропадала, растворяясь в свете,
который был очень ярким. Все выглядело так, как будто весь дом был охвачен
белым слепящим огнем, и впечатление получилось очень сильным!»
Так работа для телевидения помогла Спилбергу отточить свое мастерство и
деловую хватку. Он сумел также привлечь к себе внимание Голливуда, поставив
телевизионный художественный фильм, получивший такой успех, что его
выпустили на большой экран и показали в Европе. Это была картина «Дуэль» -
75-минутный рассказ об обычном американце, жителе пригорода, которого
преследует на шоссе грузовик с незнакомым водителем. В Америке на фильм не
обратили внимания, но когда его, в расширенном варианте, показали на
Каннском кинофестивале, то он очень понравился самой Дилис Пауэлл, слывшей
главным авторитетом среди британских кинокритиков и убедившей посмотреть
его всех членов жюри.
Вслед за фильмом «Дуэль» вышли еще два телефильма. В 1972 году Спилберг
сделал картину «Нечто злое» — «фильм ужасов» об одной семье из Нью-Йорка,
купившей за городом дом с привидениями, в котором их дети стали жертвами
демонических сил.
Учитывая успех, выпавший на долю фильма «Дуэль» в Европе в 1973 году,
студия «Юнивёсал» предложила Спилбергу поставить для большого экрана фильм
«Экспресс в Шугарленд», вышедший в 1974 году. Критики тоже приветствовали
успех Спилберга и отметили его как представителя нового поколения
кинематографистов. Не все из этих молодых режиссеров, новых «детей кино»,
сумели сделать карьеру; но Стивен Спилберг, как и Фрэнсис Форд Коппола,
Брайан Де Пальма и Джордж Лукас, смог это сделать.
К середине 80-х годов Спилберг стал ведущей фигурой в той группе
режиссеров и продюсеров, которые могли позволить себе сделать любой фильм,
какой только пожелают.
Что Спилберга интересует в первую очередь — так это мнение зрителей. До
тех пор пока люди будут радоваться его работам, они будут платить деньги,
чтобы увидеть плоды его труда, и ему будет сопутствовать коммерческий
успех; впрочем, догадки, что его не оставила надежда снискать и
благосклонность критиков, отметивших многих его друзей и современников.
Спилберг — это человек, ставший неотъемлемой частью искусства и истории
кино, и при этом он — столь же непременная часть зрительской аудитории,
истинный любитель кино и его поклонник.
В 26 лет он приступил к съемкам фильма «Челюсти»; в 30 лет снял фильм
«Тесные контакты третьей степени», а в 34 года — фильм «Искатели древнего
ковчега» (в содружестве с Джорджем Лукасом). В 1982 году он выпустил
картину «Инопланетянин», ставшую одной из самых «кассовых» за всю историю
кино: прокат по всему миру дал небывалую цифру дохода — 720 000 000
долларов, и с тех пор доходы не переставали поступать, перевалив за
миллиард долларов! В тот год нашему герою исполнилось 35 лет, и он стал
настоящим «королем Голливуда», фильмы которого настолько широко
распространились среди людей, как никакие другие известные кинокартины. В
этом отношении он превзошел любого другого известного деятеля кино —
настоящий «Супермен», олицетворение «Американской Мечты»!
Обычно его считают специалистом по фильмам для детей и юношества,
работающим в жанре научной фантастики, но на самом деле Спилберг работает
во многих жанрах: от триллеров («Дуэль», «Экспресс в Шугарленд») до фильмов
ужасов («Челюсти»), комедий («1941-й»), приключенческих фильмов («Искатели
древнего ковчега», «Индиана Джонс и Замок Смерти», «Индиана Джонс и
последний Крестовый поход», «Парк Юрского периода»), военных драм («Спасти
рядового Райана», «Список Шиндлера») и фантастики («Особое мнение»).
Впрочем, надо сказать, что приведенная классификация условна, и что все
работы Спилберга содержат элементы комедии, фильмов ужаса, романтических,
остросюжетных и приключенческих кинопроизведений, и не только те, которые
он ставил как режиссер, но и те, где он был продюсером («Полтергейст»,
«Гремлины», «Назад в будущее»).
Спилберг применяет световые эффекты собственного изобретения (усиленная
обратная подсветка, рассеянный свет), придающие многим сценам совершенно
сюрреалистический вид. Иногда свет направляется чуть ли не прямо в объектив
кинокамеры, выявляя мельчайшие подробности изображения, внушающие зрителям
чувства неуверенности и страха. «Для меня художественный фильм — это
непрестанное энергичное движение, борьба света и тьмы», — говорит Спилберг.
Его основные ориентиры: сюжет, освещение, темп и визуально-эмоциональная
вовлеченность зрителей.
В молодости, еще тогда, когда он только учился мастерству и
совершенствовал его, Спилберг был в первую очередь озабочен качеством своей
продукции. И уже в первых фильмах можно найти элементы его общей жизненной
философии, проявившейся в поздних работах в более развернутом виде.
Стивен Спилберг: Награды Киноакадемия США (Оскар)
1999 поб. Лучший Режиссер - Спасти Рядового Райана
1999 ном. Лучший Фильм (как продюсер) - Спасти Рядового Райана
1994 поб. Лучший Фильм (как продюсер) - Список Шиндлера
1994 поб. Лучший Режиссер - Список Шиндлера
1987 поб. Специальная Награда имени Ирвина Толберга
1986 ном. Лучший Фильм (как продюсер) - Пурпурный цвет
1983 ном. Лучший Режиссер - Инопланетянин
1983 ном. Лучший Фильм (как продюсер) - Инопланетянин
1982 ном. Лучший Режиссер - Индиана Джонс в Поисках Утраченного Ковчега
1978 ном. Лучший Режиссер - Близкие Контакты Третьей Степени
Золотой Глобус (Golden Globes, USA)
2002 ном. Лучший Режиссер - Искусственный Интеллект
1999 поб. Лучший Режиссер - Спасти Рядового Райана
1998 ном. Лучший Режиссер - Амистад
1994 поб. Лучший Режиссер - Список Шиндлера
1986 ном. Лучший Режиссер - Пурпурный цвет
1983 ном. Лучший Режиссер - Инопланетянин
1982 ном. Лучший Режиссер - Индиана Джонс в Поисках Утраченного Ковчега
1978 ном. Лучший Режиссер - Близкие Контакты Третьей Степени
1978 ном. Лучший Сценарий - Близкие Контакты Третьей Степени
1996 ном. Лучший Режиссер – Челюсти
Сегодня Стивен Спилберг - очень богатый человек. Его состояние оценивается
более чем в 600 млн. долларов. Он занимается не только производством
художественных фильмов, но и телевизионными сериалами, мультипликационными
фильмами, принимает участие в развитии товарной индустрии, рожденной на
основе его же "фантастических" киномиров, вкладывает средства в
образовательные компьютерные программы и даже является совладельцем
ресторана... на подводной лодке.
РОССИЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ.
Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно
родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции,
Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю
примитивность “экранизации”, достиг сразу внушительных результатов,
особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим
кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино.
Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами,
происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шел от
позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда
было любимым видом искусства нашего народа.
Русский народ всегда воспитывался на добрых сказках, былинах, в
которых побеждали добрые герои. Эта мысль была подхвачена и естественным
путем как наследство передано российскому кинематографу. Огромную роль
оказывает кино на воспитание, становление личности человека. Многие фильмы
,такие как: “ Чапаев”, “ Броненосец Потемкин”, “Подвиг разведчика”, “ Живые
и мертвые”, “ Пираты XX века” и др. стали в прямом смысле учителями,
проводниками жизни нашего народа.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ ФИЛЬМОВ В РОССИИ.
Первые фильмы братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на
ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через
несколько месяцев после Парижа; первые киносъемки произведены еще через
несколько недель. Начать собственное кинопроизводство мешало отставание
техники — кино- и электроаппаратуры, химикалиев, пленки. Но был налажен
импорт, и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские
предприниматели начали в 1907—1909 годах, причем сразу же достигли
внушительных результатов: первый фильм оператора А. Дранкова «Понизовая
вольница» («Стенька Разин») обошел всю страну со специально сочиненной М.
Ипполитовым-Ивановым музыкой, записанной на граммофонную пластинку. Тот же
Дранков снимал Л. Н. Толстого в Ясной Поляне и даже договаривался с великим
писателем о написании киносценария. Толстой обещанного сценария не написал,
но вскоре в кинематограф пришли Л. Андреев, А. Куприн, В. Брюсов, А.
Амфитеатров, Е. Чириков и другие писатели. А кинематографисты буквально
набросились на русскую классическую литературу: можно с уверенностью
сказать, что все известные романы, песни, рассказы, стихотворения и даже
романсы были экранизированы.
Русское кино с каждым годом увеличивало количество выпускаемых фильмов
и довело его до 500 в 1916 году, тем самым, став в один ряд с ведущими
кинематографическими державами. Основную роль в завоевании мирового
авторитета играли, конечно, художественные достоинства фильмов.
Все большую популярность приобретали актеры. Подлинными звездами стали
Иван Мозжухин, Вера Холодная и первый русский продюсер А.Ханжонков.
Звезду экрана начала ХХ столетия Веру Холодную обожали миллионы
зрителей, о ней вздыхали поэты и музыканты, западные режиссеры предлагали
ей невероятные по тем временам гонорары. У актрисы было удивительное лицо -
такое в старину называли "колдовским". Смоляные волосы, тонкий профиль,
капризные губы и глаза - огромные, глубокие, печальные... Она провела на
съемочных площадках всего четыре года, но осталась в сознании людей целой
кинематографической эпохой.
Слава первой русской кинозвезды росла от фильма к фильму. Снявшись в
шести фильмах у Бауэра, актриса переходит в ателье Харитонова, который
предложил ей сказочный гонорар. Вскоре Холодная становится
законодательницей моды. Она одевается у лучших портных и демонстрирует
образцы элегантности и шика на многочисленных фото.
Свободно появляться на улице Вера Холодная уже не могла. Состояние зала
после фильма с ее участием было похоже на гипноз. Журнал "Фигаро" писал: "В
Кишиневе на концерте вдруг все вскакивают на стулья. Дамы подбирают
подолы... Неужели лопнули трубы и через пять минут зал будет затоплен?
Оказывается же, что появилась Вера Холодная! Все ринулись туда, опрокидывая
все на пути." В Харькове в кинотеатре "Ампир" перед фильмом с участием
Холодной началось настоящее вавилонское столпотворение. У кассы была
огромная очередь. Кто-то пустил слух, что нескольких человек впустили через
запасной вход. Публика ринулась в зал, разбивая окна, срывая с петель двери
и грозя расправой администрации. Был вызван отряд конных драгун.
Разбушевавшуюся толпу с трудом успокоили.
Летом 1918 года труппа выехала в Одессу для съемок. Кругом шла война,
работалось плохо, и съемки затянулись до зимы. В декабре Вера заболела.
"Испанка" (теперь это называется вирусным гриппом) протекала у нее очень
тяжело и в феврале 1919 года, не сумев побороть болезнь, Вера Холодная
скончалась. Плакала вся Одесса, убитая горем. Не скрывал слез и почтенный
профессор медицины, не сумевший ее спасти. Тело актрисы бальзамировали,
чтобы потом перевезти в Москву. Как всякий глубоко верующий человек, она
приняла смерть тихо и спокойно. Ей было всего 26 лет.
А только что отшумевший Московский кинофестиваль заставил вспомнить имя
легендарного русского киномагната - Александра Алексеевича Ханжонкова.
Свой солидный капитал - несколько миллионов рублей серебром - он
сколотил буквально из света и воздуха - из мелькания кинопленки в
кинопроекторе. И этот его подвиг не удалось повторить пока ни одному
отечественному предпринимателю. Ханжонков доказал, что искусство и бизнес -
две вещи вполне совместимые; надо лишь уметь сочетать творческое безумство
со здравым расчетом.
В то время на российском рынке господствовала крупная французская фирма
"Братья Пате", но зритель желал разнообразия, и театровладельцы ощущали
потребность в картинах других фирм. Казачий есаул Ханжонков решил стать
посредником между заграничными производителями и потенциальными
потребителями в России. Вместе с партнером (впоследствии оказавшимся
человеком весьма ненадежным) Ханжонков основывает собственную фирму.
Ранней весной 1906 года состоялся первый вояж Ханжонкова за рубеж. Во
Франции и Италии ему удалось получить право представлять в России несколько
фирм. А вот путешествие его ненадежного компаньона в Америку поставило
молодое предприятие на грань банкротства - фильмы, закупленные им, были
отменно плохи как по исполнению, так и по содержанию. Разочаровавшись в
кино, компаньон вышел из дела. Оказавшись в отчаянном положении, Ханжонков
обращается за займами к родственникам и друзьям, снова отправляется за
рубеж и на занятые деньги привозит новые иноземные ленты. Это спасло дело,
Ханжонков получил изрядную прибыль и рассчитался с долгами. В 1907-ом он
привлекает в свой бизнес двух новых компаньонов (каждый вложил по пять
тысяч рублей), которые при этом не вмешиваются в его проекты и намерения.
Так возник торговый дом "Ханжонков и К".
Национальное кинопроизводство в России стартовало лишь в 1908 году,
позднее, чем в Австралии и некоторых сопредельных с Российской империей
азиатских государствах. К тому времени в стране сложилась система
стационарных кинозалов, кочевые кинодемонстраторы, наскоро переделывавшие
под зрительный зал амбары или торговые залы пустующих магазинов, уходили в
небытие. Русское кинопроизводство начиналось с коротких документальных лент
- "видовых".
Русское кино пребывало еще в своей младенческой стадии - фильмы были
серией иллюстраций к знакомым сюжетам, набором статичных "живых картин".
Камера была парализована, недвижима и должна была передавать точку зрения
человека, наблюдавшего шоу из первых рядов партера. Декорациями служили
разрисованные холстины.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|