система киностудий, позволившая Голливуду стать кинематографической
столицей мира.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖАНРОВ.
“Киномоголы” стремились выдавать развлекательную продукцию высшего
качества, но не желали рисковать, выпуская картины, коммерческий успех
которых был сомнителен. Дабы свести этот риск к минимуму, они стали
сосредоточивать свои усилия на фильмах определенных жанров. В таких
картинах многократно обыгрывались наиболее популярные сюжеты, персонажи,
знакомые темы, что обеспечивало кассовые сборы.
Наиболее популярными жанрами были детективы, фильмы ужасов, комедии,
мелодрамы, приключенческие фильмы и вестерны. Успех самых прибыльных картин
обеспечивался умелыми рекламными компаниями, в центре которых находились
кинозвезды.
Ярчайшие звезды немого кино - Мэри Пикфорд и Дуглас Фернбенкс - входили
в число самых высокооплачиваемых актеров мира. После их бракосочетания в
1920 году они были причислены к своего рода голливудской аристократии. Мэри
Пикфорд называли любимицей Америки. Как правило, она играла молодых
невинных девушек в фильмах типа “Ребекка с фермы Саннибрук”(1917). Однако
стоило ей взяться за разноплановые роли, как ее популярность тут же упала.
Публика не желала признавать, что их любимица попросту повзрослела. Дугласу
Фернбенксу славу принесли главные роли в нескольких социальных комедиях,
однако его мужественность и атлетическая фигура больше всего подходили для
головокружительных приключений, таких, как в картине “Черный пират”(1926).
В 1919 году эта пара объединилась с Чарли Чаплином и режиссером Д.У.
Гриффитом, и они совместными усилиями создали собственную компанию “Юнайтед
артистс”.
КИНО ЭПОХИ ДЖАЗА.
После первой мировой войны Америка претерпела разительные перемены.
Неотъемлемой частью ее жизни стали автомобили, радио, бульварная пресса и
новое направление в музыке, названное джазом. Молодое поколение американцев
рассматривало 1920-е годы как начало новой эпохи и решительно избавлялось
от многих казавшихся им устаревших культурных традиций, существовавших до
войны. В основе этой социальной революции лежал более свободный взгляд на
вопросы секса и морали, чем Голливуд не замедлил воспользоваться.
Теперь актрисы типа Теды Бари рекламировались как богини любви, личная
жизнь которых не менее бурная, чем страсти, бушующие в их фильмах. В
конечном итоге, благодаря богемному стилю жизни звезд, Голливуд получил
прозвище “город мишуры”. В начале 1920-х годов всех потрясла серия
скандалов, в которую оказались вовлечены некоторые из его знаменитостей.
Политики стали требовать выяснения, как ведутся дела в кинобизнесе.
Киностудии попытались найти компромисс. Чтобы избежать расследования со
стороны властей, они ввели собственные весьма жесткие моральные требования
к моральному облику своих сотрудников, к цензуре выпускаемой кинопродукции.
Был создан специальный орган, так называемый “Хейз офис”, в чьи функции
входил контроль за соблюдением нравственного кодекса и восстановлением
привлекательного имени Голливуда.
Однако постановщики фильмов вскоре научились искусно обходить
нравственный кодекс со всеми его запретами и ограничениями. Сесил Б.Де
Милль, который, до того как специализироваться на эротических комедиях,
сделал себе имя на вестернах и мелодрамах, приступил к постановке картин
типа библейской эпопеи “Десять заповедей”(1924).
Невзирая на множество сцен сладострастия, разврата и насилия, эти
фильмы счастливо избегали цензуры, поскольку порок в них неизменно
наказывался, а добродетель вознаграждалась.
С весьма экспрессивным стилем Де Милля резко контрастировала утонченная
манера немецкого режиссера Эрнста Любича, которого пригласила в Голливуд
Мери Пикфорд. Столь же изысканный стиль отличал и Эриха фон Штрогейма,
австрийца по происхождению, бывшего ассистента Д.У. Гриффита, который
прославился во время первой мировой войны как актер, часто игравший роли
грубых и жестоких немецких офицеров. Его прозвали человеком, которого
приятно ненавидеть. Как режиссер он был знаменит своими глубокими
изысканиями в области адюльтера и сатиры на венское высшее общество с
использованием метода мизансцен.
Буквально слово “мизансцена” означает “помещение на сцену”, а
применительно к кино это явилось дальнейшим развитием методов Гриффита,
вязанных с передвижением камеры по съемочной площадке, чтобы привлечь
внимание зрителей к важным или символичным деталям.
Стремясь к максимальной достоверности своих картин, фон Штрогейм
настаивал на том, чтобы в них все было как можно естественней, но продюсеры
находили его стиль слишком экстравагантным и некоторые фильмы подверглись
цензурным сокращениям. Особенно пострадал главный шедевр режиссера - фильм
“Алчность”(1923): из 42 частей картины широкая публика увидела лишь 10. И
хотя купюры нарушили стройность сюжетной линии, этот фильм благодаря
режиссерскому мастерству фон Штрогейма стал одним из величайших достижений
мировой кинематографии.
ЗАКАТ ВЕЛИКОГО «НЕМОГО».
С появлением в 1927 году звукового кино интерес к немому кинематографу
пропал практически мгновенно. Столь внезапный закат немого кино не имеет
аналогов в истории искусства. К примеру, появление рок-н-ролла не привело к
исчезновению других музыкальных жанров. А вот кумиры эры “Великого немого”
в наши дни почти совсем забыты, и фильмы той поры, за исключением комедий и
некоторых эпических полотен, очень редко демонстрируются на экранах.
И все же некоторые картины, снятые в то время в Голливуде по праву
принадлежат к числу величайших шедевров в истории кино. Хотя режиссеры
немого кино часто прибегали к помощи титров, сообщая зрителям важную
информацию, все же главная ставка делалась на зрительные образы, причем не
только при развитии сюжета, но и при передачи мыслей и чувств персонажей.
Разумеется, зрителю понадобилось время, чтобы уяснить язык “Великого
немого”, однако вскоре он научился понимать смысл тех или иных жестов.
Создание игровых фильмов в 1920-е годы было весьма нелегким делом, и
те, кто этим занимался, должны были уметь не только развлекать публику, но
и общаться с ней. Хотя система киностудий предоставляла мало возможностей
для самовыражения художника ( в отличие от европейского кинематографа), она
тем не менее породила множество талантливых режиссеров. Некоторые из них,
такие, как Джон Форд или Кинг Видор, заняли видное место в звуковом кино,
другие, как Джеймс Круз, Рекс Ингрем, Льюис Вебер и Фред Нибло, канули в
небытие.
Американские “киномоголы” высоко ценили изощренность и артистичность
европейского кино и приглашали в Голливуд многих режиссеров, технических
специалистов и актеров из Европы. Влияние немецкой кинематографии отчетливо
заметно в классическом стиле освещения, декораций и операторского искусства
Голливуда 1930-х годов. Но не многие европейцы оставались там на совсем,
поскольку им было трудно приспособиться поточному методу голливудских
киностудий. Они возвращались на родину, чтобы там внести свой вклад в
сокровищницу мирового киноискусства.
ВЕЛИКИЙ ЧАРЛИ ЧАПЛИН.
Чарли ЧАПЛИН, Чарли... У любого человека это имя ассоциируется с
кинематографом. Чарли стал олицетворением самого кино, его символом, его
легендой... Но он - живая легенда. Его фильмы, снятые почти в начале века,
мы смотрим до сих пор. Первая картина с участием Чаплина "Зарабатывая на
жизнь" появилась в 1914 году. Но не ее герой принес Чаплину всемирную
славу, а новый, появившийся чуть позже, для которого актер придумал свой
облик-маску - шляпу-котелок, черные усики, тросточку, большущие башмаки,
нелепую походку. У этого персонажа будет уже и свое постоянное имя - Чарли.
В чем же секрет бесконечности царствования героя Чарли на экране?
Возможно, в том, что его создатель был необыкновенным художником. Он был
актером, сценаристом, режиссером, он даже сочинял музыку к своим поздним
фильмам. В актерское искусство Чаплина тесно вплетались клоунада,
пантомима, цирк. Он умел смешить зрителя как никто другой, но при этом
обладал еще необыкновенной особенностью - он вызывал не только смех, но и
слезы, люди плакали на его картинах. Чаплин создал свой, особый мир на
экране и своего, особого героя, которому никогда не везло, который терял
даже то немногое, что имел. У его фильмов никогда не было конца - его Чарли
просто удалялся от нас по пустынной дороге, уходя в темноту кадра. И в
каждом следующем фильме мы вновь встречались с ним и смотрели продолжение
смешной и одновременно грустной истории маленького, забавного человека по
имени Чарли...
В Голливуд Чарли попал в 1913 году. Первые свои шаги в кино Чаплин
сделал под руководством режиссера Мака Сеннета, создателя "Кистоун". В 1914
году он снялся уже в 34 фильмах, добрая половина которых была поставлена по
его собственным сценариям... Чаплин быстро стал знаменитым. Уже в 1916 году
вышла первая книга о нем, полная всяких домыслов и сплетен. В 1920-м вместе
со своими друзьями, актерами-супругами Дугласом Фербенксом и Мэри Пикфорд и
режиссером Дэвидом Гриффитом, он основал кинокомпанию "Юнайтед Артистс".
Собственная компания позволила Чаплину ставить все, что он только хотел. И
он ставил, играл и добивался фантастического успеха! Этого не могла не
заметить Американская академия киноискусства. В 1928 году Чаплин удостоился
номинации на премию "Оскар" как актер и режиссер за фильм "Цирк" (по
решению членов Академии он получил тогда специальный "Оскар"), а позднее, в
40-м, стал "оскаровским" номинантом за картину "Великий диктатор".
Но даже удостоенный признания и наград, он был не очень любим
Голливудом. Конечно, частенько сам Чаплин был причиной этой нелюбви - он
становился героем скандалов, подогревал интерес к себе желтой прессы. Его
бесчисленные романы, интрижки, браки с молоденькими актрисами, а затем
шумные бракоразводные процессы - это ли не было лакомым куском для
репортеров? Но, увлекаясь юными красотками, Чаплин, однако, не забывал о
кино. "Бродяга" (1915), "На плечо!" (1918), "Малыш" (1921), "Пилигрим"
(1923), "Золотая лихорадка" (1925), "Цирк" (1928), лишь только выйдя на
экран, признавались шедеврами...
В 1940 году вышла картина Чаплина "Великий диктатор". Несмотря на ее
громкий успех, о ней весьма не лестно отозвался президент США Рузвельт, к
тому же германское посольство в Вашингтоне потребовало запрета картины, да
и правительства стран Южной Америки, сочувствовавших Германии, настаивали
на том же. Но можно ли было запугать Чарли! Однако оскорбленным он себя
почувствовал.
В годы второй мировой войны он активно выступает в поддержку Советского
Союза и призывает правительство США к открытию второго фронта. В ответ на
эти выступления, в чем только не начали обвинять Чаплина!
В 1947 году он поставил, по его мнению, один из самых блестящих своих
фильмов - "Мсье Верду", злую, едкую сатиру на окружающее общество. Этого
Чарли простить не могли, и не потому ли к нему проявила интерес комиссия по
расследованию антиамериканской деятельности. Словно вступив в диалог с
недругами, Чаплин поместил в английском еженедельнике "Рейнольдс Ньюс"
статью "Я объявляю войну Голливуду". В том же 47-м Чарли произнес:
"Возможно, наступит время, когда Америка сочтет мое присутствие
нежелательным..."
В 1952 году, находясь с семьей на борту лайнера "Куинн Элизабет",
Чаплин узнал из телеграммы о решении госдепартамента США. Ему было отказано
во въезде в Штаты. Чаплин давно готовил себя к этому, но не думал, что удар
будет таким сокрушительным.
Не так уж и удивительно, что в 52-м году на экраны вышла картина
Чаплина "Огни рампы", которую многие назвали фильмом-прощанием. Лучшие
сцены "Огней рампы" - сцены, в которых Чаплин показывал клоунов и актеров-
комиков начала века. Вспоминаются куплеты с дрессированной блохой, сцена,
где партнером Чаплина выступает еще один блестящий комик - Бастер Китон.
Этой картиной Чарли возвращался к славным годам, когда он только начинал
свою карьеру...
Следующий свой фильм он снял только в 57-м, это был "Король в Нью-
Йорке". В 1966 году вышла последняя картина великого Чаплина - "Графиня из
Гонконга". Главные роли в ней играли Марлон Брандо и Софи Лорен. Сам
режиссер и актер сыграл крохотную роль, а в эпизодах появились его дети
Джеральдина, Виктория и Майкл. Картина провалилась в прокате, и ее
создатель, не сопротивляясь, навсегда распрощался с кино.
В 1952 году Америка отказалась от великого актера и режиссера. В 72-м,
она решила примириться с гением, подарившим ей свои талант и славу.
Американская киноакадемия наградила Чаплина специальным "Оскаром" за
"неоценимые заслуги в области киноискусства". Он вернулся в Штаты за своим
Оскаром.
Его не стало 25 декабря 1977 года. Он умер в Швейцарии в окружении
близких, и ему шел 89-й год. Через три месяца после похорон гроб с телом
Чаплина был похищен из могилы. Похитители требовали от семьи актера выкуп в
600 тысяч франков. Когда семья ответила отказом, за дело всерьез взялась
полиция. Через полгода преступники были пойманы, а гроб с останками
возвращен на место... Даже уйдя из жизни, Чарли продолжал дарить кино
сюжеты для фильмов...
ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО В 50-90-Е ГОДЫ.
Крах фашизма, общая демократизация мира оказали на кинематограф
значительное влияние, породив в нем ряд значительных явлений. Одним из них
был итальянский неореализм.
Первым шедевром неореализма стал фильм, созданный почти документальным
способом, хотя в нем участвовали актеры, и снимавшийся еще в оккупированном
Риме. Это был «Рим - открытый город» (1945) режиссера Роберто Росселини.
Катина состояла из ряда эпизодов. В основе которых лежали подлинные
факты, среди них история коммуниста Феррари, преданного и замученного
гестаповцами. Священника Морозини, расстрелянного за
помощь подпольщикам.
Другое клоссическое произведение неореализма – картина Викторио де Сика
(1901-1974) «Похитители велосипедов». Де Сика отказался от профессиональных
актеров: на роль главного героя пригласил подлинного безработного, а роль
10-летного Бруно пригласил
мальчика действительно служивший рассыльным..
Неореалисты брали, как правило, рядовой жизненный факт и анализировали на
экране причины его возникновения и социальные корни. Так, режиссер Джузеппе
Де Сантис, прочтя в газете сообщение о том, как по объявлению,
приглашавшему на работу одну машинистку, пришли сотни девушек. И под
выстроившейся очередью обрушилась лестница, сделал это событие основой
волнующего фильма «Рим 11 часов» (1952), касавшегося проблемем безработицы.
Неореализм значительно обогатил эстетику мирового кино. Использование
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|