палату, которая в XVII веке была крупнейшим художественным центром в 
Московском государстве.Она представляла мастерские, расположенные в Кремле, 
недалеко от цар-ского дворца, и обслуживающие потребности царской семьи, 
церкви, монастырей, представителей боярства, купечества и т. п. В них изго- 
товлялось драгоценное оружие, произведения иконописи и стенописи, портреты, 
знамена, хоругви, карты и планы, резная мебель, расписные яйца к пасхе, 
церковная утварь, оклады на иконы, посуда и игрушки. 
Симон Ушаков уделял много времени педагогической работе и инте-ресовался 
ею, он собирался создать гравированную азбуку рисования, состоящую из 
анатомических рисунков. До нас эта азбука не дошла, но, возможно, что 
некоторые изображения лицевого букваря Кариона Ис-томина, выгравированные 
мастером Серебрянной палаты Леонтием Буниным, являются частями азбуки 
Симона Ушакова. 
Из ранних икон Симона Ушакова наиболее известна икона «Великий архиерей» 
(голова Христа в архиерейской митре) 1657 год из Грузинской церкви.В 
изображении лица Христа наблюдаются особенности, не всре-чающиеся в более 
ранних произведениях иконописи. В основе этого изоб-ражения человеческого 
лица  положен новый принцип  реалистического надлюдения, обращенного к 
природе к рисованию с натуры. 
Об интересе  Ушакова к изображению человеческого лица  свиде-тельствует 
другая икона Грузинской церкви – «Благовещение» 1659 год, окруженная 
мелкими сценами акафиста, написанное тремя мастерами: Яковом Казанцем, 
Гаврилой Кондратьевым и Симоном Ушаковым, ко-торый писал только лица, о чем 
свидетельствует надпись на иконе. 
 В 1668 году Симон Ушаков  написал аллегорическую композицию «Древо 
государства российского». На иконе изображен Кремль и Успен-ский собор, у 
основания которого стоят Иван Калита, «собиратель русской земли», и 
митрополит Петр, сожающие «древо» государства российского. На ветвях древа 
в круглых медальонах изображены различ-ные деятели Московского государства. 
Основная идея произведения –      - возвышение и прославление Русского 
государства и его исторических деятелей. 
С. Ушаков неоднократно вводил портретные изображения в свои иконы. В 
небольшую икону архангела Михаила (1676 год) художник ввел очень жизненную 
фигуру молящегося человека в обычном одеянии прос-толюдина, возможно, 
заказчика и владельца иконы. Исторические сви-детельства говорят о том, что 
Симон Ушаков писал настоящие портреты, «парсуны» масляными красками на 
холсте. В 1669 и 1682 гг. Ушаков написал три портрета царя Алексея 
Михайловича, в 1685 году - - портрет царя Федора  Алексеевича. К сожалению, 
ни одного из этих портретов не сохранилось до наших дней. 
В 1680 году Ушаков написал икону «Тайная вечеря», в которой дана интересная 
попытка передать интерьер с применением линейной пер-спективы, довольно 
свободная группировка апостолов вокруг стола, бо-лее  разнообразная 
трактовка  их  лиц  (особенно   выразителен   образ Иуды). 
С. Ушаков работал не только в областях стенописи, иконописи и портретной 
живописи (масло, холст). Он известен также как гравер и рисовальщик, с 
рисунков которого делали гравюры другие мастера вто-рой половины XVII в. Из 
гравюр, выполненных на медных досках, особен-ный интерес представляет 
гравюра «Семь смертных грехов», в кото-рой  Ушаков обнаруживает редкое для 
того времени знание форм чело-веческого тела. В рисунках Ушакова, 
гравированных другими художни-ками, наблюдается умение верно нарисовать 
человеческую фигуру, впи-сать ее в окружающую обстановку, передать 
перспективу комнат и находящихся в них предметов (гравюра к книге «Повесть 
о Варлааме и Иосафе» 1680 г. и др.). 
Симон Ушаков был художником – новатором. Его искусство проло-жило путь для 
развития нового реалистического искусства. Наиболь-ший интерес представляли 
портретные работы Ушакова, не сохранив-шиеся до наших дней, так же, как и 
многие другие парсуны второй поло-вины XVII в. 
Из второстепенных парсун, случайно уцелевших и дошедших до нас в не очень 
хорошем состоянии, можно указать  парсуну царя Федора Ива-новича  и  парсун 
у князя  Репнина. Первая парсуна копирует прижизнен-ный портрет Федора 
Ивановича,  умершего  в 1598 г. Она выполнена на доске  иконописной 
техникой  и  изображает  Федора Ивановича в золо-том нимбе, как святого. Но 
лицо  его  отличается  резко  выраженными индивидуальными  чертами  и 
хорошо  передает  характер слабоумного царя. 
Еще больший интерес представляет парсуна Якова Тургенева 90-х годов XVII в. 
работы неизвестного мастера, создавшего уже индивиду-альную, с чертами 
психологизма, характеристику пожилого человека с печальными глазами, 
изображенного плоскостного и фронтально. 
Этот  портрет представляет новый шаг в развитии русской порт-ретной 
живописи, достигшей в первой четверти XVIII в. высокого уров-ня в работах 
А. Матвеева и И. Никитина, произведения которых можно поставить на один 
уровень с лучшими образцами западноевропейского портрета XVIII в. 
Так, постепенное накопление светских и реалистичных моментов в живописи 
древней Руси привело к новому качеству, к рождению свет-ского 
реалистического искусства в первой четверти XVIII в. 
                                МУЗЫКА И ТЕАТР 
  В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, пес-ни и 
  пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была 
  составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструме- 
  нтальной  музыкой  сопровождались  «игрища межю  селы», княжеские 
  развлечения. Нестор в «Житии Феодосия Печерского» так описывает  это 
  зрелище: «многыа играюща перед ним (князем): овы (одни) гусленыа 
  гласа  испущающим и инем мусикыискыа гласящем, иныа же органныа – и  тако 
   всем  играющим  и  веселящимся, яко же обычай есть пред кня-зем». 
  Красочная картина описания пира богача дается в «Слове о бога-том и 
  убогом», где описывается выступление артистов-музыкантов «с гусльми и 
  свирельми», певцов, танцоров, шутов. 
  Церковные круги отрицательно относились ко всем этим развлече-ниям, видя 
  в них «пакость», «бесовство», связанное с языческим религи-озным 
  воззрением, отвлекающее людей от церкви. 
  Песенные мелодии, мотивы инструментальной музыки, танцы пока нам не 
  известны. Однако некоторые суждения о них можем вывести на основе 
  знакомства с сохранившимися источниками. 
  Среди музыкальных инструментов Древней Руси были ударные инс-трументы – 
  бубен, накры, орган; духовые – рог, труба, рожок, сурна, окарина, 
  кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные – гусли и гудок, 
  или смык. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают 
  изображение музыкантов и плясунов. Степень применения и 
  распространенность музыкальных инструментов были различными. Трубы и рога 
  были сигнальными инструментами на охоте, в походах; струнные инструменты, 
  бубны применяться как одиночные инструмен-ты, а также в составе оркестра 
  на игрищах и праздниках. 
  Можно говорить не только о распространении музыки, песни, пля-сок, но и о 
  выделении профессиональных исполнителях. Одну группу со-ставляли 
  скозители, певцы былин и преданий, другую – скоморохи – за-тейники, 
  потешники, увеселители, которые были и музыкантами и пля-сунами, 
  акробатами, жонглерами, фокусниками, дрессировщиками. 
  Источники свидетельствуют и о том, что на Руси очень рано поя-вились 
  нотные записи. Этому способствовало распространение христи-анства. 
  Богослужение сопровождалось пением, которое велось по спе-циальным 
  певческим рукописям-книгам. 
  Такого рода рукописи сохранились до нашего времени начиная с XII в. В них 
  помимо обычного богослужебного текста сохранились особые древнерусские 
  нотные знаки: «знамена» и «крюки» (отсюда название ру-кописей: знаменные, 
  крюковые). Уже с XII в. в певческих рукописях раз-личают две основные 
  нотные системы: кондакарную и знаменную. Пер-вая была заимствована из 
  византии.Она представляет собой сложную двухстрочную системумногих 
  специальных знаков, располагавшихся над основной  строкой  текста. 
  Кондаками  называли  короткие  хвалебные песни в честь святых, сборники 
  которых соответственно назывались Кондакарями. Таких нотированных 
  Кондакорей за XII-XIII вв. сохрани-лось всего пять. Видимо, с XIII в., 
  может быть с XIV в., кондакарная си-стема на Руси вышла из употребления. 
  Вторая система нотации – зна-менная существовала одновременно с 
  кондакарной. Она получила широ-кое развитие и после XIV в. заняла 
  господствующее положение. Следует отметить, что если знаменная нотная 
  система успешно расшифровы-вается, то кондакарные записи расшифровать не 
  удалось. 
  Приведенные материалы свидетельствуют о высоком уровне разви-тия 
  материальной и духовной культуре Древней Руси. 
  История этой культуры неразрывно связана с историей создавшего ее народа. 
  Истоки ее уходят в глубь веков, она впитала в себя опыт во- 
  сточнославянских племен. Развитие феодальных отношений, формиро-вание 
  древнерусской народности повлекло за собой изменение в области 
  древнерусской культуры. Принятие и утверждение христианства спо- 
  собствовало развитию письменности и просвещения, литературы, ис-кусства, 
  создание основ общерусской культуры, ярко проявившихся в по-следующем в 
  новых исторических условиях. 
  В нашем распоряжении имеется немного сведений о развитии му-зыки и 
  театрального искусства в XV-XVI вв. Тем не менее на основании некоторых 
  данных можно судить об общем характере этих искусств того времени. 
  Веками существовали и развивались народная музыка и песня, тесно 
  связанные с эпосом. Как и по отношению к предшествующему времени, 
  источники упоминают о народных певцах – гуслярах, против которых вели 
  борьбу церковники. Наиболее распространенными музыкальными инструментами 
  были духовые деревянные инструменты – волынки, со-пели, рожки, свирели, 
  дудки, струнные – гудок, гусли, домра, балалайка, были и ударные – бубны 
  и бряцало. Последние употреблялись главным образом в войске, где были еще 
  трубы и сурны. По-видимому, именно в  XVI в. стали складываться 
  мелодичные лирические песни, возникло ха-рактерное для русской 
  музыкальной культуры сочетание вариантов – подголосков с основной 
  мелодией. 
  Народная музыкальная культура оказывала определенное влияние и на 
  церковную музыку. Как отмечают историки русской музыки, под вли-янием 
  народной музыки происходила эволюция церковной музыки, прио-бретавшей 
  большую живость и гибкость. Церковь была вынуждена ис-пользовать элементы 
  народной музыкальной культуры с целью привле-чения народных масс к 
  богослужениям. В XVI в. получило большое разви-тие так называемое 
  «знаменное» пение – одноголосное хоровое пение, но в то же время стало 
  распространяться и многоголосное пение с его богатством форм. Крупным 
  центром музыкальной певческой культуры был Новгород, откуда в XVI в. 
  стало распространяться многоголосное пение. Новгородец Иван Шайдухов 
  изобрел сложные «знамена» - знаки для записи мелодии с «распевами», 
  «разводами» и «переводами». Среди новгородских певцов XVI в. получили 
  широкую славу братья Роговы. С XVI в. стал распространяться колокольный 
  звон. 
  Вместе с тем с конца XV в. в Россию стали проникать и западно-европейские 
  музыкальные инструменты – органы, клавесины и клавикор-ды. 
  Дальнейшее распространение получил в XVI в. народный театр. Из-вестно, 
  что существовали большие группы скоморохов, насчитывав-шие иногда до 100 
  человек. Среди них были певцы, драматические акте-ры, акробаты, 
  фокусники. Как ни боролась церковь против скоморохов, они пользовались 
  широкой популярностью. Без них не обходились народ-ные празднества. 
  Меткое слово скоморохов, их антифеодальные и ан-тицерковные выступления 
  находили живой отклик в народе и были од-ним из самых ярких выражений 
  народной культуры. К сожалению, мы слишком мало знаем о конкретном 
  содержании произведений народного театра – по вполне понятным причинам, 
  так как письменные источни-ки выходили из среды господствующего класса, 
  враждебно относивше-гося к народной культуре. Только по той упорной 
  настойчивости, с ко-торой феодальные круги боролись против народного 
  творчества, мы можем судить о силе и распространении его в XVI в. Недаром 
  церковни-ки клеймили искусство скоморохов как «бесовское», изгоняли их из 
  своих владений, устанавливали штрафы за их укрывательство и т. п. Правда, 
  искусство скоморохов использовалось иногда и представителями фео-дальных 
  кругов – при дворах некоторых князей и бояр были свои труппы скоморохов, 
  бывали скоморохи и в царских палатах. Но при этом их ис-кусство 
  утрачивало, конечно, свой антифеодальный и антицерковный характер. 
  Большой популярностью пользовались медвежий цирк и кукольный театр 
  Петрушки. 
  Как и в области музыкально-певческой культуры, элементы теат-ральной 
  культуры пыталась использовать в своих интересах церковь. В богослудения 
  вводились некоторые «действа» - представления отдель-ных сцен из 
  «священного писания». 
  К  XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многове-ковые 
  традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. 
  Существовали местные певческие школы со своими особен-ностями «роспевов». 
  Но повсюду господствовало хоровое многоголосие, столь характерное для 
  русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым 
  разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выра-зительностью, с огромной 
  силой  передающие самые различные психоло-гические  состояния  человека. 
  Особенности  народного хорового твор-чества были восприняты в немалой 
  степени и церковной музыкой. 
  XVII в. оказался переломным и для развития русской музыки. Подоб-но тому 
  как в зодчестве все больше распространялось стремление к на-родной 
  декоративности и церковные здания «обмирщались» в своем об-лике, так и 
  церковная музыка в XVII в. становилась более пышной, отка-зываясь от 
  прежней канонической строгости и суровости. Появились «канты» - 
  музыкальные произведения исполнявшиеся вне церкви. Они имели, правда, 
  духовное содержание, но хоровое многоголосие было уже иным, новым по 
  характеру. «Партесное» пение распространялось  и  в церковных концертах. 
  В этих новых явлениях сказалось  развитие   эле-ментов личного, 
  лирического начала в музыкальном творчестве, авторс-кой  и 
  исполнительской  индивидуальности.  Возникла  и новая, линейная запись 
  нотного текста, унифицированная и точная. 
  Большой популярностью, как и в предшествующее время, пользовал-ся 
  народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил 
  традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлени-ями 
  против  богачей, попов, неправедных  судей.  В  устном   народном 
  творчесве XVII в. с большой силой звучали антифеодальные и антицер-ковные 
  мотивы. Неслучайно поэтому то ожесточенное преследование, которому 
  подвергались народные театры со стороны правительства и церкви. Патриарх 
  Филарет требовал, чтобы «на игрищах мирские лю-ди не сходились», так как 
  от этого может быть «смута» порвослав-ным христианам. В условиях XVII в. 
  церковному богослужению все труд-нее становилась отвлекать  людей  от 
  народных  празднеств.  Влияние церкви стало заметно падать. В 40-х годах 
  патриарх Иосаф писал, что даже в Москве чинится «мятеж, соблазн и 
  нарушение веры», что мирс-кие люди «стоят в церквях со всяким 
  небрежением», «беседы творят неподобные смехотворением». Во время 
  праздников народ, вместо того чтобы стоять на церковном богослужении, 
  «затевает игры бесовские». Находятся люди, которые «приказывают 
  медведчикам и скоморохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры 
  творить, в бубен ре-веть, в ладоши бить и плясать». Гнев патриарха мало 
  помогал борьбе церкви с народным творчеством. Не помогали и решительные 
  меры светской власти. В 1648 г. по городам были посланы царские грамоты о 
  запрещении «позорищ» (зрелищ). За ослушание велено было бить бато-гами, а 
  «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» ломать и жечь. 
  Новым явлением было возникновение первого придворного театра. Инициатором 
  его создания был широко образованный по тому времени боярин А. С. 
  Мотвеев. Театр был организован для того, чтобы по-ново-му отпраздновать 
  рождение царевича Петра в 1672 г. Труппа театра (60 человек) было 
  первоначально набрано из жителей Немецкой слабо-ды, где под руководством 
  пастора  И. Г. Григори ставились иноземцами любительские спектакли. 17 
  октября   1672 г.  состоялся  первый  спек-такль  в  «клетнем»  театре  в 
   Преображенском, зимой открыли «зим-ний» театр в Кремле. Актеров стали 
  обучать балетному искусству. Сначала спектакли шли на немецком языке, но 
  вскоре стали набирать из мещан и подьячих русских актеров, так как 
  исполнение на немецком языке было непонятно. Положение русских актеров 
  было намного хуже, чем привилегированных иностранцев. Актерами были 
  только мужчины и мальчики, они же исполняли и женские роли. 
  В театр допускались только члены царской семьи и их приближен-ные, причем 
  женщины могли наблюдать действие только из закрытого помещения.  Театр  в 
   общем  считался  греховным  делом,  и   само  его устройство 
  оправдывали  лишь  ссылки  на   обычаи древней Византии. Первое 
  представление  пьеса – «Артаксерксово  действо» - начиналось пышным 
  словословием царю Алексею Михайловичу.  Становились  преи-мущественно 
  переводные пьесы на библейские темы. Спектакли продол-жались  по  многу 
  часов  и  были  заполнены  длинными  монологами.   В «Юдифи» было, 
  например, 29 сцен. Появились и светские пьесы, вроде «Комедии о Тамерлане 
  и Баязете» или «Комедии о Бахусе с Венусом». В 1675 г. во главе театра 
  стали воспитанники Киевской духовной акаде-мии Степан Чижинский. При нем 
  были поставлены балет и две комедии – об Адаме и Еве и об Иосифе. 
  После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г. под влиянием па-триарха 
  Иоакима,  Враждебно  относившегося  ко  всему  иноземному, театр 
  прекратил существование. 
  Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга 
  феодальной знати, театр пастора Григори не оставил серьезных следов в 
  истории русской театральной культуры. 
                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
    Определяя основное содержание и направление историко-культурного 
процесса  средневековой  России,  можно с полным основанием говорить, что 
эта культура уходила своими корнями в народное творчество имела в нем 
главную питательную среду своего развития.  В  условиях  феодаль-ного 
общества,  крепостничества,  многовековой  борьбы   с   опустоши-тельными 
нашествиями внешних врагов культура России обнаружила за-мечательные 
богатства  творческих   сил  народа.  Эти  силы питали  и культуру народа. 
Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее 
в переработанном виде в своих классовых целях. 
    Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жи- 
знеутверждающая по своему духу. А. М. Горький  отмечал,  что  «наибо-лее 
глубокие и яркие, художественные типы героев созданы фольклором, устным 
творчеством трудового народа» и факт, что творцы фолькло-ра жили тяжело и 
мучительно – рабский труд их был обессмыслен экс-плуататорами, а личная 
жизнь – бесправна и беззащитна». Беспредель-ная самоотверженная любовь к 
родной земле, красота трудового и рат-ного подвига, высокое нравственное 
благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над 
неправдой и обманом и вместе с тем глубокая  поэтичность,  неистощимый 
юмор,  меткое  выделение типич-ных жизненных явлений, здравость и точность 
их оценок – все это хара-ктерно для произведений народного творчества 
феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные 
качества  народ-ного творчества пробивали себе дорогу не только в 
литературе  средне-вековой России, но и в зодчестве, живописи. 
    Развитие  русской  культуры  средневековья  отразило  свойственные этой 
эпохе особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конеч-ном счете, 
социально-политическими и экономическими процессами, про-ходившими на Руси. 
Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии 
производственных сил, господством замкну-того натурального хозяйства, слабо 
развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной 
раздробленности, замед-лял темпы развития культуры, формирование местных 
традиций и осо-бенностей. На развитие русской средневековой материальной и 
духовной культуры безусловное влияние оказало монголо-татарское нашествие и 
иго. Известно, что в условиях натурального хозяйства достаточно было 
«простых случайностей, вроде вторжение варварских народов или даже 
обыкновенных войн, чтобы довести какую-нибудь страну с развитыми 
производственными силами и потребностями  до  необходимости  начи-нать все 
сначала». 
    Несомненно,  что  на  развитие  русской  культуры громадное влияние 
оказало  господство   религиозного  мировоззрения.  Церковь,  особенно  в 
раннем  средневековье,  сыграла определенную  роль  и в распространении 
грамотности, и  в   развитии  зодчества  и  живописи. Но в то же время 
церковь ревниво оберегало свои догматы и враждебно относилась к но-вым 
явлениям в культуре, являлась тормозом в развитии наук, техничес-ких 
знаний, литературы, искусства. Всю громадную силу своей матери-альной мощи 
и духовного влияния церковь направляла на полное и безого-ворочное 
следование всей культуры узким рамкам религиозно-схоласти-ческого мышления, 
сковывало стремление человеческого ума к свободно-му творчеству. Отсюда 
становится понятным, почему духовная жизнь в то время протекала в основном 
в рамках религиозно-богословской обо-лочки, почему борьба различных по 
содержанию классовых тенденций об-лекалась, как правило, в форму 
религиозных разногласий и споров. Сковы-вающее влияние церкви и во 
взаимодействии русской культуры с культу-рами Запада и Востока. И тем не 
менее русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, 
обогащаясь ее достижениями и вно-ся свой вклад в ее развитие. 
    Выдержавший столько тяжелых исторических испытаний в средние века, народ 
создал прекрасную духовную  и  материальную  культуру,  во-прлотившую 
высокие качества богатейшего своими творческими силами народа. Когда в 
новом периоде русской истории, примерно XVII в., стала формироваться 
русская нация и затем наступила пора блестящего расц-вет   ее  культуры  в 
XVIII-XIX  столетиях,  сокровищница культуры рус-кого средневековья не раз 
служила  источником  великолепных  творений поэтов и художников, зодчих и 
композиторов.  Культурные  достижения русского средневековья вошли в круг 
непреходящих художественных цен-ностей  нашей  страны, они – часть  нашего 
национального  богатства, слава, славы и величия нашего народа. 
                                 ЛИТЕРАТУРА. 
   1. Т. В. Ильина «История Искусств»; 
   2. Ю. Л. Лебедева «Древне-русское искусство X-XVII в.»; 
   3. Е. Осетров «Живая древняя Русь»; 
   4. А. В. Муравьев «Очерки истории Русской культуры»; 
   5. М. Зильберквит «Мир музыки»; 
   6. А. Моров «Русская лира». 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |