палату, которая в XVII веке была крупнейшим художественным центром в
Московском государстве.Она представляла мастерские, расположенные в Кремле,
недалеко от цар-ского дворца, и обслуживающие потребности царской семьи,
церкви, монастырей, представителей боярства, купечества и т. п. В них изго-
товлялось драгоценное оружие, произведения иконописи и стенописи, портреты,
знамена, хоругви, карты и планы, резная мебель, расписные яйца к пасхе,
церковная утварь, оклады на иконы, посуда и игрушки.
Симон Ушаков уделял много времени педагогической работе и инте-ресовался
ею, он собирался создать гравированную азбуку рисования, состоящую из
анатомических рисунков. До нас эта азбука не дошла, но, возможно, что
некоторые изображения лицевого букваря Кариона Ис-томина, выгравированные
мастером Серебрянной палаты Леонтием Буниным, являются частями азбуки
Симона Ушакова.
Из ранних икон Симона Ушакова наиболее известна икона «Великий архиерей»
(голова Христа в архиерейской митре) 1657 год из Грузинской церкви.В
изображении лица Христа наблюдаются особенности, не всре-чающиеся в более
ранних произведениях иконописи. В основе этого изоб-ражения человеческого
лица положен новый принцип реалистического надлюдения, обращенного к
природе к рисованию с натуры.
Об интересе Ушакова к изображению человеческого лица свиде-тельствует
другая икона Грузинской церкви – «Благовещение» 1659 год, окруженная
мелкими сценами акафиста, написанное тремя мастерами: Яковом Казанцем,
Гаврилой Кондратьевым и Симоном Ушаковым, ко-торый писал только лица, о чем
свидетельствует надпись на иконе.
В 1668 году Симон Ушаков написал аллегорическую композицию «Древо
государства российского». На иконе изображен Кремль и Успен-ский собор, у
основания которого стоят Иван Калита, «собиратель русской земли», и
митрополит Петр, сожающие «древо» государства российского. На ветвях древа
в круглых медальонах изображены различ-ные деятели Московского государства.
Основная идея произведения – - возвышение и прославление Русского
государства и его исторических деятелей.
С. Ушаков неоднократно вводил портретные изображения в свои иконы. В
небольшую икону архангела Михаила (1676 год) художник ввел очень жизненную
фигуру молящегося человека в обычном одеянии прос-толюдина, возможно,
заказчика и владельца иконы. Исторические сви-детельства говорят о том, что
Симон Ушаков писал настоящие портреты, «парсуны» масляными красками на
холсте. В 1669 и 1682 гг. Ушаков написал три портрета царя Алексея
Михайловича, в 1685 году - - портрет царя Федора Алексеевича. К сожалению,
ни одного из этих портретов не сохранилось до наших дней.
В 1680 году Ушаков написал икону «Тайная вечеря», в которой дана интересная
попытка передать интерьер с применением линейной пер-спективы, довольно
свободная группировка апостолов вокруг стола, бо-лее разнообразная
трактовка их лиц (особенно выразителен образ Иуды).
С. Ушаков работал не только в областях стенописи, иконописи и портретной
живописи (масло, холст). Он известен также как гравер и рисовальщик, с
рисунков которого делали гравюры другие мастера вто-рой половины XVII в. Из
гравюр, выполненных на медных досках, особен-ный интерес представляет
гравюра «Семь смертных грехов», в кото-рой Ушаков обнаруживает редкое для
того времени знание форм чело-веческого тела. В рисунках Ушакова,
гравированных другими художни-ками, наблюдается умение верно нарисовать
человеческую фигуру, впи-сать ее в окружающую обстановку, передать
перспективу комнат и находящихся в них предметов (гравюра к книге «Повесть
о Варлааме и Иосафе» 1680 г. и др.).
Симон Ушаков был художником – новатором. Его искусство проло-жило путь для
развития нового реалистического искусства. Наиболь-ший интерес представляли
портретные работы Ушакова, не сохранив-шиеся до наших дней, так же, как и
многие другие парсуны второй поло-вины XVII в.
Из второстепенных парсун, случайно уцелевших и дошедших до нас в не очень
хорошем состоянии, можно указать парсуну царя Федора Ива-новича и парсун
у князя Репнина. Первая парсуна копирует прижизнен-ный портрет Федора
Ивановича, умершего в 1598 г. Она выполнена на доске иконописной
техникой и изображает Федора Ивановича в золо-том нимбе, как святого. Но
лицо его отличается резко выраженными индивидуальными чертами и
хорошо передает характер слабоумного царя.
Еще больший интерес представляет парсуна Якова Тургенева 90-х годов XVII в.
работы неизвестного мастера, создавшего уже индивиду-альную, с чертами
психологизма, характеристику пожилого человека с печальными глазами,
изображенного плоскостного и фронтально.
Этот портрет представляет новый шаг в развитии русской порт-ретной
живописи, достигшей в первой четверти XVIII в. высокого уров-ня в работах
А. Матвеева и И. Никитина, произведения которых можно поставить на один
уровень с лучшими образцами западноевропейского портрета XVIII в.
Так, постепенное накопление светских и реалистичных моментов в живописи
древней Руси привело к новому качеству, к рождению свет-ского
реалистического искусства в первой четверти XVIII в.
МУЗЫКА И ТЕАТР
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, пес-ни и
пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была
составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструме-
нтальной музыкой сопровождались «игрища межю селы», княжеские
развлечения. Нестор в «Житии Феодосия Печерского» так описывает это
зрелище: «многыа играюща перед ним (князем): овы (одни) гусленыа
гласа испущающим и инем мусикыискыа гласящем, иныа же органныа – и тако
всем играющим и веселящимся, яко же обычай есть пред кня-зем».
Красочная картина описания пира богача дается в «Слове о бога-том и
убогом», где описывается выступление артистов-музыкантов «с гусльми и
свирельми», певцов, танцоров, шутов.
Церковные круги отрицательно относились ко всем этим развлече-ниям, видя
в них «пакость», «бесовство», связанное с языческим религи-озным
воззрением, отвлекающее людей от церкви.
Песенные мелодии, мотивы инструментальной музыки, танцы пока нам не
известны. Однако некоторые суждения о них можем вывести на основе
знакомства с сохранившимися источниками.
Среди музыкальных инструментов Древней Руси были ударные инс-трументы –
бубен, накры, орган; духовые – рог, труба, рожок, сурна, окарина,
кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные – гусли и гудок,
или смык. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают
изображение музыкантов и плясунов. Степень применения и
распространенность музыкальных инструментов были различными. Трубы и рога
были сигнальными инструментами на охоте, в походах; струнные инструменты,
бубны применяться как одиночные инструмен-ты, а также в составе оркестра
на игрищах и праздниках.
Можно говорить не только о распространении музыки, песни, пля-сок, но и о
выделении профессиональных исполнителях. Одну группу со-ставляли
скозители, певцы былин и преданий, другую – скоморохи – за-тейники,
потешники, увеселители, которые были и музыкантами и пля-сунами,
акробатами, жонглерами, фокусниками, дрессировщиками.
Источники свидетельствуют и о том, что на Руси очень рано поя-вились
нотные записи. Этому способствовало распространение христи-анства.
Богослужение сопровождалось пением, которое велось по спе-циальным
певческим рукописям-книгам.
Такого рода рукописи сохранились до нашего времени начиная с XII в. В них
помимо обычного богослужебного текста сохранились особые древнерусские
нотные знаки: «знамена» и «крюки» (отсюда название ру-кописей: знаменные,
крюковые). Уже с XII в. в певческих рукописях раз-личают две основные
нотные системы: кондакарную и знаменную. Пер-вая была заимствована из
византии.Она представляет собой сложную двухстрочную системумногих
специальных знаков, располагавшихся над основной строкой текста.
Кондаками называли короткие хвалебные песни в честь святых, сборники
которых соответственно назывались Кондакарями. Таких нотированных
Кондакорей за XII-XIII вв. сохрани-лось всего пять. Видимо, с XIII в.,
может быть с XIV в., кондакарная си-стема на Руси вышла из употребления.
Вторая система нотации – зна-менная существовала одновременно с
кондакарной. Она получила широ-кое развитие и после XIV в. заняла
господствующее положение. Следует отметить, что если знаменная нотная
система успешно расшифровы-вается, то кондакарные записи расшифровать не
удалось.
Приведенные материалы свидетельствуют о высоком уровне разви-тия
материальной и духовной культуре Древней Руси.
История этой культуры неразрывно связана с историей создавшего ее народа.
Истоки ее уходят в глубь веков, она впитала в себя опыт во-
сточнославянских племен. Развитие феодальных отношений, формиро-вание
древнерусской народности повлекло за собой изменение в области
древнерусской культуры. Принятие и утверждение христианства спо-
собствовало развитию письменности и просвещения, литературы, ис-кусства,
создание основ общерусской культуры, ярко проявившихся в по-следующем в
новых исторических условиях.
В нашем распоряжении имеется немного сведений о развитии му-зыки и
театрального искусства в XV-XVI вв. Тем не менее на основании некоторых
данных можно судить об общем характере этих искусств того времени.
Веками существовали и развивались народная музыка и песня, тесно
связанные с эпосом. Как и по отношению к предшествующему времени,
источники упоминают о народных певцах – гуслярах, против которых вели
борьбу церковники. Наиболее распространенными музыкальными инструментами
были духовые деревянные инструменты – волынки, со-пели, рожки, свирели,
дудки, струнные – гудок, гусли, домра, балалайка, были и ударные – бубны
и бряцало. Последние употреблялись главным образом в войске, где были еще
трубы и сурны. По-видимому, именно в XVI в. стали складываться
мелодичные лирические песни, возникло ха-рактерное для русской
музыкальной культуры сочетание вариантов – подголосков с основной
мелодией.
Народная музыкальная культура оказывала определенное влияние и на
церковную музыку. Как отмечают историки русской музыки, под вли-янием
народной музыки происходила эволюция церковной музыки, прио-бретавшей
большую живость и гибкость. Церковь была вынуждена ис-пользовать элементы
народной музыкальной культуры с целью привле-чения народных масс к
богослужениям. В XVI в. получило большое разви-тие так называемое
«знаменное» пение – одноголосное хоровое пение, но в то же время стало
распространяться и многоголосное пение с его богатством форм. Крупным
центром музыкальной певческой культуры был Новгород, откуда в XVI в.
стало распространяться многоголосное пение. Новгородец Иван Шайдухов
изобрел сложные «знамена» - знаки для записи мелодии с «распевами»,
«разводами» и «переводами». Среди новгородских певцов XVI в. получили
широкую славу братья Роговы. С XVI в. стал распространяться колокольный
звон.
Вместе с тем с конца XV в. в Россию стали проникать и западно-европейские
музыкальные инструменты – органы, клавесины и клавикор-ды.
Дальнейшее распространение получил в XVI в. народный театр. Из-вестно,
что существовали большие группы скоморохов, насчитывав-шие иногда до 100
человек. Среди них были певцы, драматические акте-ры, акробаты,
фокусники. Как ни боролась церковь против скоморохов, они пользовались
широкой популярностью. Без них не обходились народ-ные празднества.
Меткое слово скоморохов, их антифеодальные и ан-тицерковные выступления
находили живой отклик в народе и были од-ним из самых ярких выражений
народной культуры. К сожалению, мы слишком мало знаем о конкретном
содержании произведений народного театра – по вполне понятным причинам,
так как письменные источни-ки выходили из среды господствующего класса,
враждебно относивше-гося к народной культуре. Только по той упорной
настойчивости, с ко-торой феодальные круги боролись против народного
творчества, мы можем судить о силе и распространении его в XVI в. Недаром
церковни-ки клеймили искусство скоморохов как «бесовское», изгоняли их из
своих владений, устанавливали штрафы за их укрывательство и т. п. Правда,
искусство скоморохов использовалось иногда и представителями фео-дальных
кругов – при дворах некоторых князей и бояр были свои труппы скоморохов,
бывали скоморохи и в царских палатах. Но при этом их ис-кусство
утрачивало, конечно, свой антифеодальный и антицерковный характер.
Большой популярностью пользовались медвежий цирк и кукольный театр
Петрушки.
Как и в области музыкально-певческой культуры, элементы теат-ральной
культуры пыталась использовать в своих интересах церковь. В богослудения
вводились некоторые «действа» - представления отдель-ных сцен из
«священного писания».
К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многове-ковые
традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна.
Существовали местные певческие школы со своими особен-ностями «роспевов».
Но повсюду господствовало хоровое многоголосие, столь характерное для
русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым
разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выра-зительностью, с огромной
силой передающие самые различные психоло-гические состояния человека.
Особенности народного хорового твор-чества были восприняты в немалой
степени и церковной музыкой.
XVII в. оказался переломным и для развития русской музыки. Подоб-но тому
как в зодчестве все больше распространялось стремление к на-родной
декоративности и церковные здания «обмирщались» в своем об-лике, так и
церковная музыка в XVII в. становилась более пышной, отка-зываясь от
прежней канонической строгости и суровости. Появились «канты» -
музыкальные произведения исполнявшиеся вне церкви. Они имели, правда,
духовное содержание, но хоровое многоголосие было уже иным, новым по
характеру. «Партесное» пение распространялось и в церковных концертах.
В этих новых явлениях сказалось развитие эле-ментов личного,
лирического начала в музыкальном творчестве, авторс-кой и
исполнительской индивидуальности. Возникла и новая, линейная запись
нотного текста, унифицированная и точная.
Большой популярностью, как и в предшествующее время, пользовал-ся
народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил
традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлени-ями
против богачей, попов, неправедных судей. В устном народном
творчесве XVII в. с большой силой звучали антифеодальные и антицер-ковные
мотивы. Неслучайно поэтому то ожесточенное преследование, которому
подвергались народные театры со стороны правительства и церкви. Патриарх
Филарет требовал, чтобы «на игрищах мирские лю-ди не сходились», так как
от этого может быть «смута» порвослав-ным христианам. В условиях XVII в.
церковному богослужению все труд-нее становилась отвлекать людей от
народных празднеств. Влияние церкви стало заметно падать. В 40-х годах
патриарх Иосаф писал, что даже в Москве чинится «мятеж, соблазн и
нарушение веры», что мирс-кие люди «стоят в церквях со всяким
небрежением», «беседы творят неподобные смехотворением». Во время
праздников народ, вместо того чтобы стоять на церковном богослужении,
«затевает игры бесовские». Находятся люди, которые «приказывают
медведчикам и скоморохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры
творить, в бубен ре-веть, в ладоши бить и плясать». Гнев патриарха мало
помогал борьбе церкви с народным творчеством. Не помогали и решительные
меры светской власти. В 1648 г. по городам были посланы царские грамоты о
запрещении «позорищ» (зрелищ). За ослушание велено было бить бато-гами, а
«хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» ломать и жечь.
Новым явлением было возникновение первого придворного театра. Инициатором
его создания был широко образованный по тому времени боярин А. С.
Мотвеев. Театр был организован для того, чтобы по-ново-му отпраздновать
рождение царевича Петра в 1672 г. Труппа театра (60 человек) было
первоначально набрано из жителей Немецкой слабо-ды, где под руководством
пастора И. Г. Григори ставились иноземцами любительские спектакли. 17
октября 1672 г. состоялся первый спек-такль в «клетнем» театре в
Преображенском, зимой открыли «зим-ний» театр в Кремле. Актеров стали
обучать балетному искусству. Сначала спектакли шли на немецком языке, но
вскоре стали набирать из мещан и подьячих русских актеров, так как
исполнение на немецком языке было непонятно. Положение русских актеров
было намного хуже, чем привилегированных иностранцев. Актерами были
только мужчины и мальчики, они же исполняли и женские роли.
В театр допускались только члены царской семьи и их приближен-ные, причем
женщины могли наблюдать действие только из закрытого помещения. Театр в
общем считался греховным делом, и само его устройство
оправдывали лишь ссылки на обычаи древней Византии. Первое
представление пьеса – «Артаксерксово действо» - начиналось пышным
словословием царю Алексею Михайловичу. Становились преи-мущественно
переводные пьесы на библейские темы. Спектакли продол-жались по многу
часов и были заполнены длинными монологами. В «Юдифи» было,
например, 29 сцен. Появились и светские пьесы, вроде «Комедии о Тамерлане
и Баязете» или «Комедии о Бахусе с Венусом». В 1675 г. во главе театра
стали воспитанники Киевской духовной акаде-мии Степан Чижинский. При нем
были поставлены балет и две комедии – об Адаме и Еве и об Иосифе.
После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г. под влиянием па-триарха
Иоакима, Враждебно относившегося ко всему иноземному, театр
прекратил существование.
Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга
феодальной знати, театр пастора Григори не оставил серьезных следов в
истории русской театральной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определяя основное содержание и направление историко-культурного
процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что
эта культура уходила своими корнями в народное творчество имела в нем
главную питательную среду своего развития. В условиях феодаль-ного
общества, крепостничества, многовековой борьбы с опустоши-тельными
нашествиями внешних врагов культура России обнаружила за-мечательные
богатства творческих сил народа. Эти силы питали и культуру народа.
Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее
в переработанном виде в своих классовых целях.
Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жи-
знеутверждающая по своему духу. А. М. Горький отмечал, что «наибо-лее
глубокие и яркие, художественные типы героев созданы фольклором, устным
творчеством трудового народа» и факт, что творцы фолькло-ра жили тяжело и
мучительно – рабский труд их был обессмыслен экс-плуататорами, а личная
жизнь – бесправна и беззащитна». Беспредель-ная самоотверженная любовь к
родной земле, красота трудового и рат-ного подвига, высокое нравственное
благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над
неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый
юмор, меткое выделение типич-ных жизненных явлений, здравость и точность
их оценок – все это хара-ктерно для произведений народного творчества
феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные
качества народ-ного творчества пробивали себе дорогу не только в
литературе средне-вековой России, но и в зодчестве, живописи.
Развитие русской культуры средневековья отразило свойственные этой
эпохе особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конеч-ном счете,
социально-политическими и экономическими процессами, про-ходившими на Руси.
Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии
производственных сил, господством замкну-того натурального хозяйства, слабо
развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной
раздробленности, замед-лял темпы развития культуры, формирование местных
традиций и осо-бенностей. На развитие русской средневековой материальной и
духовной культуры безусловное влияние оказало монголо-татарское нашествие и
иго. Известно, что в условиях натурального хозяйства достаточно было
«простых случайностей, вроде вторжение варварских народов или даже
обыкновенных войн, чтобы довести какую-нибудь страну с развитыми
производственными силами и потребностями до необходимости начи-нать все
сначала».
Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние
оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь, особенно в
раннем средневековье, сыграла определенную роль и в распространении
грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время
церковь ревниво оберегало свои догматы и враждебно относилась к но-вым
явлениям в культуре, являлась тормозом в развитии наук, техничес-ких
знаний, литературы, искусства. Всю громадную силу своей матери-альной мощи
и духовного влияния церковь направляла на полное и безого-ворочное
следование всей культуры узким рамкам религиозно-схоласти-ческого мышления,
сковывало стремление человеческого ума к свободно-му творчеству. Отсюда
становится понятным, почему духовная жизнь в то время протекала в основном
в рамках религиозно-богословской обо-лочки, почему борьба различных по
содержанию классовых тенденций об-лекалась, как правило, в форму
религиозных разногласий и споров. Сковы-вающее влияние церкви и во
взаимодействии русской культуры с культу-рами Запада и Востока. И тем не
менее русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры,
обогащаясь ее достижениями и вно-ся свой вклад в ее развитие.
Выдержавший столько тяжелых исторических испытаний в средние века, народ
создал прекрасную духовную и материальную культуру, во-прлотившую
высокие качества богатейшего своими творческими силами народа. Когда в
новом периоде русской истории, примерно XVII в., стала формироваться
русская нация и затем наступила пора блестящего расц-вет ее культуры в
XVIII-XIX столетиях, сокровищница культуры рус-кого средневековья не раз
служила источником великолепных творений поэтов и художников, зодчих и
композиторов. Культурные достижения русского средневековья вошли в круг
непреходящих художественных цен-ностей нашей страны, они – часть нашего
национального богатства, слава, славы и величия нашего народа.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Т. В. Ильина «История Искусств»;
2. Ю. Л. Лебедева «Древне-русское искусство X-XVII в.»;
3. Е. Осетров «Живая древняя Русь»;
4. А. В. Муравьев «Очерки истории Русской культуры»;
5. М. Зильберквит «Мир музыки»;
6. А. Моров «Русская лира».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|