Искусство Древней Руси
ПЛАН
1. Вступление.
2. Архитектура.
а) Искусство Киевской Руси;
б) Искусство периода феодальной раздроблен-
ности;
в) Искусство периода образования Русского
Централизованного государства.
3. Музыка и театр.
4. Заключение.
ВСТУПЛЕНИЕ
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.)
искусство формировалось на основе достижений художественной куль-
туры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях
скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и ре-
гиона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних
земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с мо-
мента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианст-
вом Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, куль-
туры.
Важно отметить, что русское искусство периода средневековья
формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального,
и двух религий- язычества и христианства. И как следы патриархально-
го образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Ру-
си, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.
Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались
Попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной
людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее
проникли элементы народного обожествления природы ,а некоторым
святым стали приписывать роль старых богов.
Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, воспри-
няла определенные основы языка культуры. Но эти основы были перера-
ботаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко нацтональные
формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,»- писал А. С. Пуш-
кин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древ-
ней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архи-
тектурных формах, и в иконографии –в живописи. Созданы были даже образцы
–«прореси,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых пока-
зывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» расказыва-
лось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая
творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восто-
чно –европейского искусства, русские мастера сумели создать собст-
венное национальное искусство, обагатить европейскую культуру новы-
ми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными
росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмот-
ря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.
В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской
земли был Киев –« мать городов русских,» как назвали его в древности
современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.
Росту могущества Киева способствовало его географическое положение
на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь –
град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне
Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ра-
нее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и визан-
тийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские
императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей
замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное поло-
жение Киевской Руси.
АРХИТЕКТУРА
Искусство Киевской Руси
Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта
–монументализм форм. Особое место в нем праву занимает
архитектура. Средневековое русское искусство определялось христи-анским
мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники
того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе
мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным
источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели
культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита ар-
хитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древоде-ли».
Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной нового-родской
Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадца-тиглавый
деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в.
Вполне возможно, что у восточных славян были свои дере-вянные
рубленные храмы и что эти храмы были многоглавыми. Много-главие, таким
образом, было исконно национальной чертой русского зодчества,
восприняты затем искусством Киевской Руси.
С христианством на Русь пришла крестово -купольная форма хра-ма
-типичная для греко–восточных православных стран. Крестово-
купольный формы храм –прямоугольный в плане, четырьмя (или более)
столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-
запад)части –нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба
соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купо-ла.
Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залита светом,
Оно явлется центром храма. Ячейки, примыкающие к подку-польному
пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное
пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы
подобного храма –крестово-купольный. В восточной стороне интерьера
размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукругами
выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной
части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной
части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его
приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма
отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными
пиастрами (по –древнерус-ски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершение
прясла, форма ко-торого определяется посводным покрытием, называется
закомарой.
Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в
Киевской Руси была так называемая смешанная –«opus mixtum»
-стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича
–плинфы и камня на разовом известковом растворе –цемянки. На фасаде
чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался поло-
сатым, что уже само по себе было решением декоративно й задачи. Часто
употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом : на фасад
выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой це-мянки в
три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розо-вой цемянки
и красного кирпича на фасаде, сложно профилирован-ные окна и ниши –
все вместе создавало нарядный , праздничный облик здания , иного
декоративного убранства и не требовалось.
От следующего, ХI столетия в Киеве сохранилось несколько па-
мятников, и самый известный из них - София Киевская, главный со-
бор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и по-
ставления на митрополичий престол, построенный сыном Владимира
Ярославом Мудрым . Как говорили современники, «Ярослав завершил то,
что начал Владимир.» София Киевская как доказано современны-ми
исследователями, была построена по единому замыслу в 40-е годы ХI века.
Несколько позже возникла лишь северная башня.
Киевская София -пятинефный, пятиапсидный, 13-куполъный храм.
Централъный купол, опирающийся на барабан прорезанный 12 окнами, и 4
менъшие по размеру главы вокруг него освещают центральное про-
странство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав –боко-
вые пространства и огромные(площадью около 600 кв.м.) хоры. Софийс-
кий храм, как и Десятинная церковь, был обнесен внутренней двухэтаж-
ной галереей –гульбищем. К сожалению, Киевская София была пере-
строена в XVII в., как многие русские храмы на Украине, в духе «укра-
инского барокко», в результате чего исчезла характерная для нее пира-
мидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым купо-лам, а
от них –к центральному, что определяло облик всего храма.
Как и в Десятинной церкви, интерьер Софии Киевской был необы-чайно
богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное
подкупольное пространство украшены мозаикой; столбы нефов, более темные
боковые помещения под хорами, стены –фесками. Полы были также мозаичные
или из шифера. Особой красотой отлича-лись алтарные преграды и решетки
хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы.
Из мозаик в куполе сохранилось центральное погрудное изображение
величавого и строгого Христа –Вседержителя, главы «Церкви небес-
ной», в лиловом хитоне и голубом плаще. Вокруг центрального медаль-она
в куполе были изображены четыре архангела, из которых сохрани-нись
наполовину фигура северного архангела в голубом хитоне. В бара-бане из
12 апостолов в простенках окон сохранился один апостол Павел в белой
одежде (верхняя часть фигуры). На парусах, из четырех еванге-листов,
сохранился один –евангелист Марк (на юго-западном парусе). Все
остальные изображения купола и барабана погибли и заменены ма-сляной
живописью на новом грунте. Мозаики центральной апсиды со-хранились
значительно лучше. В своде апсиды изображена торжест-венная фигура
богоматери в синей одежде с молитвенно поднятыми ру-ками. Ниже, во втором
ярусе , находится символическая композиция «причищения апостолов».
Апостолы представлены идущими справа и слева к центру, где изображен
престол с киворием и два раза повторя-ется изображение Христа с
ангелом. В третье нижнем ярусе, стоят в рост отцы церкви. От их
изображений уцелели только верхние части фигур и лица (Иоанн
Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и др.).
Все изображения купола и апсиды носят монументальный харак-тер.
Формы их обобщены, границы формы резко обозначены контура-ми. Фигуры
тяжеловесные, коренастые и большеголовые, движения скованы и
однообразны. Лица в большинстве случаев отличаются услов-ностью и
схематизмом, исключение представляют лица отцов церкви, выразительные и
яркие по типам. Особенно характерно лицо Иоанна Златоуста –умное,
энергичное, худощавое, с острыми чертами -лицо фанатика, проповедника
аскетизма и строгой нравственности. Совсем в другом роде лицо Василия
Великого, со спокойными, уверенными и строгими чертами. Лица отцов
церкви выделяются более живописной моделировкой. На арке, у входа и
алтарь, размещены мозаичные изобра-жения архангела Гавриила (слева) и
Марии с веретеном –справа (компо-зиция «Благовещение»).Образ Марии носит
античные черты. На сводах в ме-дальонах -погрудные изображения святых (из
40 сохранились толь-ко 15 ).
Мозаики купола и алтаря, за исключением фигур отцов церкви, вы-
полнены в светлой гамме, с преобладанием синих, белых, голубых и лило-вых
тонов с цветными тенями – серо-фиолетовыми, серо-зелеными и т.
д. Мозаика сводов и фигуры отцов церкви отличаются более темной
гаммой ( темно -зеленых , темно -красных, синих тонов ). Прозрачные
сверкающие мозаики на мерцающем золотом фоне производили
впечатление необычайной пышности и богатства.
Мозаики выложены по сырой штукатурке из стеклянных и камен-ных
кубиков неправильной формы, различной величины и цветов –про-зрачных
(глаза, одежда) и непрозрачных, матовых (тело).
Время выполнения мозаик и фресок центральной части киевской Со-фии
точно не установлено, но наиболее приемлема их дотировка 1044-1046 гг.
Фрески пределов галерей выполнены во второй половине ХI века.
Фрески киевской Софии были покрыты до последнего времени ма-лярными
записями. Их расчистка началась в 1936 году. Расчищенные фрески (живопись
по сырой штукатурке), занимающие нижний ярус центрального и боковых нефов
и боковые апсиды, выполненные различ-ными художниками с различным
мастерством, в ряде случаев поража-ют выразительностью и яркостью
характеристик. Особенный инте- рес представляет апостол Павел (северный
неф) –тип античного фило-софа и мыслителя, отличающийся исключительной
психологической и
эмоциональной трактовкой.
Кроме многочисленных святых, в центральной части киевской Со-
фии были изображены и евангельские сцены, погибшие почти целиком.
На южной стене Киевской Софии сохранился коллективный порт-рет женской
половины семьи Ярослава, идущей в торжественной про-цессии. Фигуры самого
Ярослава на западной стене и его сыновей – на
северной не сохранились (кроме фрагментов лиц двух младших сыновей).
Изображения жены Ярослава Ингигерды –Ирины и его дочерей Елизаве-
ты, Анастасии и Анны в рост, сохранились довольно хорошо и предста-
вляют древнейший образ портрета в русской живописи. Их костюмы
переданы довольно точно, лица, несмотря на условность, носят индиви-
дуальные черты.
Боковые пределы посвящены апостолам Петру и Павлу, архангелу Михаилу,
Иоакиму и Анне, св. Георгию.
На стенах двух башен киевской Софии сохранились редкие образцы
светской живописи конца XI –начала XII в. Башни служили входом на
хоры, где собиралась придворная знать и сам князь со своей семьей. Рос-
писи имели дворцовый характер –это были сцены охоты, травли зверей,
конские состязания, изображения скоморохов, музыкантов, акробатов,
цирковых состязаний в Константинополе и т. д. Исследователи предпо-
лагают, что часть изображений отражала киевский придворный быт
(охота на медведя, скоморохи, музыканты и т. д.). Такие стенописи, по
видимому, покрывали стены киевских княжеских дворцов, от декорации
которых ничего не сохранилось.
Русские мастера наряду с греками принимали участие в украшении
киевской Софии мозаиками и фресками.
Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие
в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 1045-
1050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но новгородс-
кая София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новго-
родскому духу. Это 5-, а не 13-купольный, пятинефный храм, с широкой
галереей и лишь одной лестничной башней. Строже и монолитнее не только ее
экстерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мо-
заик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо
тонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кир-
пич использован лишь в сводах и арках.
Фресковых росписей XIв. до нас дошло немного. В Новгородской Со-
фии почти не сохранилось изначальной живописи. Фигуры пророков в
куполе, торжественно –спокойные, с огромными печальными глазами,
исполнены в лучших киевских традициях, но уже в начале XIIв. На них
роскошные одежды: пурпурные, золотые и желтые плащи, голубые и красные
хитоны, головные уборы украшены драгоценными камнями, -но
образы от этого не теряют своей суровости.
В редкой технике «al secco» («по –сухому», т.е. по сухой штукатур-
ке, на тончайшей известковой подмазке), с графическим изяществом
фигуры Константина и Елены в Мартирьевской паперти Новгородской
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|