Искусство Древней Руси
ПЛАН 
   1. Вступление. 
   2. Архитектура. 
             а) Искусство Киевской Руси; 
             б) Искусство периода феодальной раздроблен- 
                 ности; 
            в) Искусство   периода   образования   Русского 
                 Централизованного государства. 
   3. Музыка и театр. 
   4. Заключение. 
                                 ВСТУПЛЕНИЕ 
    В  период  складывания  и  расцвета  феодализма на Руси (X -XVII вв.) 
искусство  формировалось на основе достижений художественной куль- 
туры  восточнославянских  племен  и  обитавших  до  них на этих  землях 
скифов  и сарматов. Естественно, что  культура каждого племени и  ре- 
гиона   имело  свои  самобытные  черты и испытывало влияние  соседних 
земель и государств. Особенно ощутимым было влияние  Византии  с мо- 
мента  принятия  Русью  христианства (988 г.).  Вместе  с  христианст- 
вом  Русь  восприняло  традиции античной, прежде всего греческой, куль- 
туры. 
    Важно  отметить,  что  русское   искусство  периода  средневековья 
формировалось  в  борьбе двух  укладов - патриархального и феодального, 
и двух  религий- язычества и  христианства. И как следы патриархально- 
го  образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной  Ру- 
си, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах. 
    Процесс изживания язычества  был стихийным, но все-таки делались 
Попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной 
людям. Не  случайно  церкви строились на местах языческих капищ; в нее 
проникли  элементы  народного  обожествления  природы  ,а  некоторым 
святым стали приписывать роль старых богов. 
     Восприняв  от  Византии  христианство, Русь, естественно, воспри- 
няла   определенные основы языка культуры. Но эти основы были перера- 
ботаны и приобрели  на  Руси свои специфические, глубоко нацтональные 
формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,»- писал А. С. Пуш- 
кин. Конечно, как всякое искусство  эпохи средневековья, искусства Древ- 
ней Руси следует  определенным  каноном,  прослеживающимся и  в архи- 
тектурных  формах, и в  иконографии –в  живописи. Созданы были даже образцы 
–«прореси,» «подлинники,» лицевые  и  толковые (в первых пока- 
зывалась, как  надо  писать,  во  вторых  это  «толковалось,» расказыва- 
лось), но  и  следуя  каноном,  и  вопреки  им умело проявить себя богатая 
творческая  личность художника. Опираясь на вековые традиции восто- 
чно –европейского  искусства,  русские  мастера  сумели  создать собст- 
венное национальное  искусство, обагатить европейскую культуру новы- 
ми,  присущими лишь  Руси  формами  храмов,  своеобразными  стенными 
росписями и  иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмот- 
ря на  общность  иконографии и  кажущуюся близость изобразительного языка. 
    В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской 
земли был Киев –« мать  городов  русских,» как  назвали  его в  древности 
современники,  сравнивая по красоте и значимости с Константинополем. 
Росту могущества Киева способствовало его географическое положение 
на пересечении  торговых  путей из Скандинавских стран на юг, в Царь – 
град, с запада, из  Германии, до  Хорезма. При князе Владимире и его сыне 
Ярославе Киевская  Русь стало  сильным  государством, неизвестном ра- 
нее восточным славянам. Русское  воинство  держало  в  страхе  и визан- 
тийцев, и хазар.  Западные  славяне  искали  с  Русью дружбы, германские 
императоры  заключали  союзы. Русские  князья  выдавали  своих  дочерей 
замуж за иностранных  государей. Так  укрепилось международное поло- 
жение Киевской Руси. 
                                 АРХИТЕКТУРА 
                           Искусство Киевской Руси 
Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная   черта 
–монументализм  форм.  Особое  место  в  нем   праву   занимает 
архитектура. Средневековое русское искусство   определялось   христи-анским 
 мировоззрением.  До  нас  дошли  далеко  не  все  архитектурные памятники 
того времени, многие сохранились в искаженном виде, о  еще большем  числе 
мы  знаем лишь  по  археологическим  раскопкам  или  по письменным 
источникам.  Но те, что  сохранились, естественно,  имели 
культовое  назначение. Еще в  языческую  пору на Руси была развита ар- 
хитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древоде-ли». 
Летописец  оставил  нам  свидетельство,  что до каменной нового-родской 
Софии на территории  Новгородского  кремля стоял тринадца-тиглавый 
деревянный  Софийский   собор,  срубленный  новгородцами  в  конце  Х в. 
Вполне  возможно,  что  у  восточных славян были свои дере-вянные 
рубленные  храмы  и что эти храмы были многоглавыми. Много-главие,  таким 
образом,  было  исконно  национальной  чертой  русского зодчества, 
восприняты  затем  искусством  Киевской  Руси. 
       С  христианством  на  Русь пришла крестово -купольная форма хра-ма 
-типичная   для   греко–восточных   православных  стран.  Крестово- 
купольный  формы  храм –прямоугольный   в плане, четырьмя (или более) 
столбами   его   интерьер   делится   на    продольные   (по   оси  восток- 
запад)части –нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба 
соединяются арками,  поддерживающими  через  паруса  барабан   купо-ла. 
Подкупольное  пространство   благодаря   окнам   барабана   залита светом, 
Оно  явлется  центром  храма.  Ячейки,  примыкающие к подку-польному 
пространству,  перекрыты   цилиндрическими    сводами.  Все  центральное 
пространство  храма  в  плане   образует   крест,  отсюда название  системы 
 подобного храма –крестово-купольный. В восточной стороне   интерьера 
размещаются   алтарные   помещения  –  апсиды,  обычно    полукругами 
выступающие  на  внешней  стороне; поперечное пространство  в  западной 
части  интерьера   называется   притвором,  нартексом. В этой  же западной 
части на втором ярусе располагаются хоры,  где  находились князь и его 
приближенные во время богослужения. В  экстерьере  домонгольского  храма 
отличительной  чертой является членение   фасада   плоскими вертикальными 
пиастрами (по –древнерус-ски –лопатками) на прясла.  Полукруглое завершение 
прясла, форма  ко-торого  определяется  посводным  покрытием,  называется 
закомарой. 
Наиболее   распространенной   в  строительстве   храмов   техникой кладки в 
Киевской Руси была так называемая смешанная –«opus mixtum» 
-стены  воздвигали  из  более  тонкого,  чем   современный,   кирпича 
–плинфы и камня на разовом известковом растворе –цемянки. На фасаде 
чередовался  ряд  кирпича  с рядом  цемянки,  и  оттого он казался поло- 
сатым, что уже само по  себе  было  решением    декоративно й задачи. Часто 
употреблялась так называемая кладка  с утопленным  рядом : на фасад 
выходили не  все ряды  кирпичей, а  через один, и розовый слой це-мянки в 
три раза по толщине превосходил слой кирпича.  Полосы   розо-вой  цемянки 
и красного    кирпича  на фасаде,  сложно   профилирован-ные окна и  ниши – 
все вместе создавало  нарядный , праздничный  облик  здания , иного 
декоративного убранства  и  не  требовалось. 
    От следующего, ХI  столетия  в  Киеве   сохранилось  несколько   па- 
мятников, и самый  известный  из  них  - София  Киевская, главный    со- 
бор,  где происходили церемонии  посажения  на  княжеский  стол  и  по- 
ставления на  митрополичий  престол,  построенный  сыном  Владимира 
Ярославом  Мудрым .  Как   говорили  современники,  «Ярослав  завершил то, 
что начал Владимир.» София   Киевская  как   доказано  современны-ми 
исследователями, была построена  по  единому  замыслу в  40-е годы ХI века. 
Несколько позже возникла  лишь северная башня. 
    Киевская София -пятинефный, пятиапсидный, 13-куполъный    храм. 
Централъный купол, опирающийся на барабан  прорезанный  12  окнами, и 4 
менъшие по размеру главы вокруг  него  освещают центральное  про- 
странство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8  глав  –боко- 
вые пространства и огромные(площадью около 600 кв.м.) хоры. Софийс- 
кий храм, как и Десятинная церковь, был обнесен внутренней двухэтаж- 
ной галереей –гульбищем.  К сожалению,  Киевская  София  была    пере- 
строена в XVII в., как многие  русские  храмы на  Украине, в  духе  «укра- 
инского барокко», в результате чего  исчезла  характерная для нее пира- 
мидальность, постепенное наращение  масс  от галерей к боковым купо-лам, а 
от них –к центральному, что определяло облик всего храма. 
    Как и в Десятинной  церкви,  интерьер Софии  Киевской  был необы-чайно 
богат и живописен:  хорошо  освещенные алтарные помещения и центральное 
подкупольное пространство украшены  мозаикой;  столбы нефов, более темные 
боковые  помещения  под хорами, стены –фесками. Полы были также мозаичные 
или из шифера. Особой красотой отлича-лись алтарные преграды и решетки 
хоров: по  византийскому     обычаю они были каменными, тончайшей резьбы. 
    Из мозаик в куполе сохранилось центральное погрудное изображение 
величавого и строгого Христа –Вседержителя,  главы  «Церкви     небес- 
ной», в лиловом хитоне и голубом плаще. Вокруг  центрального    медаль-она 
в куполе были изображены четыре  архангела,  из  которых сохрани-нись 
наполовину фигура северного  архангела в голубом хитоне.  В  бара-бане из 
12 апостолов в простенках окон сохранился один  апостол Павел в белой 
одежде (верхняя часть фигуры). На  парусах, из четырех еванге-листов, 
сохранился один  –евангелист  Марк  (на  юго-западном  парусе). Все 
остальные изображения купола и барабана погибли и  заменены  ма-сляной 
живописью на  новом  грунте.  Мозаики  центральной апсиды со-хранились 
значительно лучше.  В своде апсиды изображена     торжест-венная фигура 
богоматери в синей одежде с молитвенно поднятыми ру-ками. Ниже, во  втором 
ярусе , находится  символическая    композиция «причищения апостолов». 
Апостолы   представлены  идущими справа и слева к центру, где изображен 
престол с киворием и   два  раза повторя-ется изображение  Христа с 
ангелом.   В третье нижнем ярусе, стоят в рост отцы церкви. От их 
изображений уцелели   только верхние части фигур  и  лица    (Иоанн 
Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и др.). 
    Все изображения купола и  апсиды  носят   монументальный   харак-тер. 
Формы их  обобщены,  границы формы  резко  обозначены контура-ми. Фигуры 
тяжеловесные,  коренастые  и  большеголовые,    движения скованы и 
однообразны. Лица в большинстве случаев отличаются услов-ностью и 
схематизмом,  исключение  представляют лица отцов церкви, выразительные и 
яркие по  типам.  Особенно  характерно  лицо   Иоанна Златоуста –умное, 
энергичное,  худощавое, с острыми чертами     -лицо фанатика, проповедника 
аскетизма и строгой нравственности.  Совсем в другом роде  лицо Василия 
Великого,   со   спокойными,   уверенными и строгими чертами. Лица  отцов 
церкви  выделяются более живописной моделировкой. На арке, у входа и 
алтарь, размещены мозаичные  изобра-жения архангела Гавриила (слева) и 
Марии с веретеном –справа (компо-зиция «Благовещение»).Образ Марии носит 
античные черты. На сводах в ме-дальонах -погрудные изображения святых (из 
40 сохранились толь-ко 15 ). 
    Мозаики купола и алтаря, за исключением фигур отцов  церкви,   вы- 
полнены  в светлой гамме, с преобладанием синих, белых, голубых и лило-вых 
  тонов   с   цветными тенями – серо-фиолетовыми,  серо-зелеными    и  т. 
д.  Мозаика   сводов  и  фигуры  отцов  церкви  отличаются  более темной 
гаммой  ( темно -зеленых  , темно -красных,  синих   тонов ).  Прозрачные 
сверкающие   мозаики   на   мерцающем    золотом     фоне производили 
впечатление  необычайной  пышности  и  богатства. 
    Мозаики выложены по сырой штукатурке из стеклянных и   камен-ных 
кубиков неправильной формы, различной величины  и  цветов  –про-зрачных 
(глаза, одежда) и непрозрачных, матовых (тело). 
    Время выполнения мозаик и фресок центральной части киевской Со-фии 
точно не установлено,  но  наиболее приемлема их дотировка  1044-1046 гг. 
Фрески пределов  галерей  выполнены  во  второй  половине    ХI  века. 
    Фрески киевской Софии были покрыты до последнего времени ма-лярными 
записями. Их расчистка началась в 1936 году. Расчищенные фрески (живопись 
по сырой штукатурке), занимающие нижний ярус центрального и боковых  нефов 
и боковые апсиды, выполненные различ-ными художниками с различным 
мастерством, в ряде случаев поража-ют  выразительностью и яркостью 
характеристик. Особенный инте-   рес представляет  апостол Павел (северный 
неф) –тип античного фило-софа  и мыслителя, отличающийся исключительной 
психологической  и 
эмоциональной  трактовкой. 
    Кроме многочисленных святых, в центральной части киевской  Со- 
фии были изображены и евангельские сцены, погибшие почти целиком. 
    На южной стене Киевской Софии сохранился коллективный порт-рет женской 
половины семьи Ярослава, идущей в торжественной про-цессии. Фигуры самого 
Ярослава на западной стене и его сыновей – на 
северной не сохранились (кроме фрагментов лиц двух младших сыновей). 
Изображения жены Ярослава Ингигерды –Ирины и его дочерей Елизаве- 
ты, Анастасии и Анны в рост, сохранились довольно хорошо и предста- 
вляют древнейший образ портрета в русской живописи. Их костюмы 
переданы довольно точно, лица, несмотря на условность, носят индиви- 
дуальные черты. 
    Боковые пределы посвящены апостолам Петру и Павлу, архангелу Михаилу, 
Иоакиму и Анне, св. Георгию. 
    На стенах двух башен киевской Софии сохранились редкие образцы 
светской живописи конца XI –начала XII в. Башни служили входом на 
хоры, где собиралась придворная знать и сам князь со своей семьей. Рос- 
писи имели дворцовый характер –это были сцены охоты, травли зверей, 
конские состязания, изображения скоморохов, музыкантов, акробатов, 
цирковых состязаний в Константинополе и т. д. Исследователи предпо- 
лагают, что часть изображений отражала киевский придворный быт 
(охота на медведя, скоморохи, музыканты и т. д.). Такие стенописи, по 
видимому, покрывали стены киевских княжеских дворцов, от декорации 
которых ничего не сохранилось. 
    Русские мастера наряду с греками принимали участие в украшении 
киевской Софии мозаиками и фресками. 
    Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие 
в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 1045- 
1050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но новгородс- 
кая София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новго- 
родскому духу. Это 5-, а не 13-купольный, пятинефный храм, с широкой 
галереей и лишь одной лестничной башней. Строже и монолитнее не только ее 
экстерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мо- 
заик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо 
тонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кир- 
пич использован лишь в сводах и арках. 
    Фресковых росписей XIв. до нас  дошло немного. В Новгородской Со- 
фии почти не сохранилось изначальной живописи. Фигуры пророков в 
куполе, торжественно –спокойные, с огромными печальными глазами, 
исполнены в лучших киевских традициях, но уже в начале XIIв. На них 
роскошные одежды: пурпурные, золотые и желтые плащи, голубые и красные 
хитоны, головные уборы украшены драгоценными камнями, -но 
образы от этого не теряют своей суровости. 
    В редкой технике «al secco» («по –сухому», т.е. по сухой штукатур- 
ке, на тончайшей известковой подмазке), с графическим изяществом 
фигуры Константина и Елены в Мартирьевской паперти Новгородской 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |