Софии. Плоскостно–линейная трактовка формы отличает их от фигур
пророков.
Искусство Киевской Руси уже в XI в. начинает отходить от визан-
тийских образов и, опираясь на традиции местного народного твор-
чества, приобретает новое содержание и своеобразие формы вераже-
ния.
Блестящим примером самобытного решения архитектурного обра-за является
киевская София с ее динамичной пирамидальной компози-цией. В живописи черты
самобытности выражены не так ярко, но их можно отметить и в отдельных
фресках второй половины ХI века в киевской Софии ( неизвестная святая,
с русским типом округлого лица и мягким добрым взглядом ), и в мозаиках
Дмитриевского собора в лицах апостолов ( апостол Павел, с задушевным
выражением лица и прекрас-но переданным славянским типом ).
Если блестящие памятники Киевского монументального искус-ства,
выполненные по заказу великих князей. Выделялись грандиоз-ностью своих
масштабов, то искусство горожан, ремесленни-ков и крестьян нашло отражение
частично и миниатюре ( изображе-ние девы и стрельца на полях «Изборника
Святослава» 1073 год) и в прикладном искусстве.
Искусство Киевской Руси имело грандиозное значение для дальней-шего
развития художественной культуры русского народа и братских народов –
украинского и белорусского.
Искусство периода феодальной
раздробленности
Во второй половине XI в. в древнерусском государстве растут силы,
разрушающие его территориальное и политическое единство. Распад
древнерусского государства явился результатом роста крупного земле-
владения, политического усиления крупных землевладельцев – феодалов,
а также экономического развития городов, ставших новыми центрами
отдельных частей древнерусского государства и стремившихся к поли-
тической самостоятельности. Усиление местных связей, при относи-
тельной слабости связей общественных, с конца XI –начала XII в. приве-
ло к раздроблению единого государства на ряд отдельных феодальных
княжеств. В течение XII в. углубляется процесс феодального дробления,
сопровождаемый постоянными усобицами князей. Киев теряет значе-ние главного
города страны. Пути мировой торговли меняют свое на-правление и начинают
проходить мимо него. Растут и богатеют новые города – центры феодальных
княжеств ( Владимир, Галич, Смоленск и д.р. ). В этих городах вырастают
княжеские замки, боярские усадьбы, храмы и монастыри. Политически
самостоятельные и экономически замкнутые феодальные княжества ХII века
развиваются в различных условиях, при различных культурно – хозяйственных
связях с другими народами. Единый процесс развития русской культуры и
искусства на-чинает распадаться на ряд самостоятельных областных течений.
Од-нако эпоха феодальной раздробленности не была временем упадка. Это был
период нового подъема экономики и культуры в различных областях Русской
земли.
В борьбе за свою независимость каждый город стремился выразить свою
силу и значение в памятниках архитектуры и живописи. Своеобра-зие областных
культур в эпоху феодальной раздробленности заключа-ется в том, что они
сочетают общую основу – киевские художествен-ные традиции с местными
особенностями.
В ХII веке получает распространение тип небольшого храма,кото-рый
приходит на смену монументальным княжеским сооружениям, изменяется
строительный материал и художественные приемы. Сравнение архитектурных
сооружений и произведений живописи Новгорода и Владимира ярко показывает
общие черты и своеобразные особенности местных художественных школ.
Новгород, входивший в состав Киевского государства, упорно борол-ся за
свою независимость; с 30 – х годов ХII века он окончательно осво-бодился от
подчинения киевскому князю и превратился в вечевую республику
аристократического типа.
В первой четверти ХII века новгородские князья переселяются из Кремля
и пытаются противопоставить потерянному ими Софийскому собору новые
монументальные сооружения. В начале ХII века новгород-ский князь Мстислав
построил на Торговой стороне храм Николы на Ярославском дворище ( 1113
г.). Этот собор повторял план киевских со-боров конца ХI - начала ХII
веков и представлял шестистолпное соору-жение с пятью главами ( сейчас он
имеет одну главу ). Его внешний облик отличается простотой, строгие фасады,
расчлененные лопатка-ми, украшены плоскими двухступенчатыми нишами. Внутри
Николо – Дворищенский собор имел хоры в форме буквы «П» и был выстроен из
плиты и кирпича.
В 1117 – 1119 гг. был выстроен более своеобразный собор Антони –ева
монастыря, сильно искаженный впоследствии пристройками и пере-делками (
ровые большие окна, увеличение размеров глав, уничтожение позакомарного
покрытия и т. д.).Этот собор имел много общего с Ни-коло – Дворищенским
собором. Его особенностью является цилиндрическая лестничная башня у
северо– западного угла и живопис-ная ассиметричная группа из трех глав,
из которых одна расположена в центре, вторая – башней, а третья над
противоположным юго-запад-ным углом собора.
В начале ХII века в Новгороде был основан Юрьев монастырь. В 1119 году в
нем был заложен Георгиевский собор, но размером и худо-
жественным качеством занявший значительное место в Новгороде.
Строил его, по сведениям новгородской летописи, русский мастер Петр,
которому приписывают постройку и предыдущих соборов (Ни-
коло –Дворищенского и Антониева монастыря). Этот собор был также
шестистолпный, с позакомарным покрытием и хорами в западной час-
ти. Квадратная башня с западной стороны органически слита с массив-
ной главной частью собора, завершенного тремя главами. Фасады его
расчленены мощными лопатками, выражающими внутреннюю струк-
туру сооружения. Три могучие апсиды заверщают здание с востока. Стены
собора были украшены поясом двухступенчатых ниш, чередую-
щихся с поясами окон. Георгиевский собор представляет мощное моно-
литное сооружение, отличаещееся большой художественной вырази-
тельностью, лаконизмом форм и строгостью пропорций. В величавой простоте
этого собора нашли яркое отражение местные особенности
новгородской культуры. Во второй четверти и во второй половине XIIв.
новгородские князья строили очень мало. Они чувствовали себя непроч-
но в Новгороде и не стремились к многолетним и дорогим сооружениям.
Во второй половине XII в. вместо шестистолпных соборов, в Новго-
роде, так же как и в дркгих русских областях, начинают строить не-
большие четырехстолпные церкви, причем круг «строителей» расширя-
ется (бояре, новгородский архиепископ и т.д.). К сожалению, ранних па-
мятников этого типа в Новгороде не осталось, за исключением церкви
Благовещения на Аркаже 1179 г., выстроенная князем Ярославом Влади-
Мировичем. Это –маленькая, одноглавая церковь, с тремя апсидами, из
Которых две боковые сильно понижены по сравнению с центральным и
позакомарным покрытием. Узкий щелевидный ход в толще западной
стены вел на хоры в западной части храма. Углы хоров были заняты небольшими
приделами. Сложенная из камня и кирпича, с толстыми и неровными стенами,
расчлененными лопатками, церковь не отличалась
четкостью и правильностью линий и форм. Несмотря на большие ра-змеры,
церковь Спаса –Нередицы производила впечатление монумен-
тального сооружения благодаря строгости пропоций и лаконичности
архитектурного решения.
С конца XI в. растет новый город Владимир, ставший в XII в. поли-
тическим центром Ростово Суздальского княжества, получившего на-
звание Владимиро-Суздальского. Первой постройкой при князе Бого-
любском был Успенский собор во Владимире (1158 –1161 гг.), занимав-
ший центральное место в городе и сгоревший в 1185 г. Собор был бога-
то украшен иконами, церковными сосудами и тканями. Он был трех-
нефный, шестистолпный и имел одну главу. Храм был покрыт по зако-
марам, стены его были расчленены сложными пилястами (сочетание
лопаток и полуколонн) с растительными капителями и опоясаны фри-
зам из арочек и стройных полуколонок. Верхние поля центральных зако-
мар занимали композиции из резного камня, трактованные очень объем-
но. Ниже шел фриз из женских масок, связанных с культом Марии. По
углам были размещены львиные маски. Резное убранство храма отлича-
лось строгостью, сдержанностью и пластичностью. Архитектурный пояс
Успенского собора был украшен фресковой росписью и позолотой
(позолоченные колонки и среди них фресковые изображения святых,
птиц и орнамента). Колонки порталов были окованы золоченой медью,
крыша и купол храма также были покрыты позолоченной медью. С за-
падной стороны собор имел квадратные каменные башни, увенчанные,
по – видимому, шатрами с лестницами на хоры. Внутри храм отлича-
ется гармоничностью членений и мастерской композицией внутреннего
пространства. Впечатление большого объема, легкости и высоты до-
стигалось благодаря строгому выбору пропорциональных соотношений.
Тонкие, стройные и высокие столбы, резные карнизы с плоским расти-
тельным узором, почти трехмерные парные фигуры лежащих львов в пятах
подпружных арок, обилие света из 12 окон купола, пол из цветной
майолики, высокохудожественная фресковая живопись и иконы, хоро-
сы, паникадила и церковные сосуды из золота и серебра, вышивки и тка-
ни – все это придавало необычную пышность и торжественность собо-
ру. Даже амвон был в нем сделан из золота и серебра. В этом соборе была
поставлена икона Владимирской богоматери, вывезенная из Киева
и ставшая главной святыней столицы Андрея Боголюбского. Храм пред-
ставлял величественное завершение городского ансамбля, так как он стоял на
горе, над обрывистым берегом реки Клязьмы и был включен в сложный комплекс
зданий епископского двора.
Первым большим сооружением Всеволода была обстройка и расши-
рение Успенского собора во Владимире. Работа продолжалась в тече-
ние четырех лет и была закончена в 1189 г. Перед владимирскими зодчи-
ми стаяла крупная по масштабу и сложная в техническом отношении задача –
обстройка старого трехнефного собора с севера, с юга и запа-
да новыми стенами, в результате чего собор стал пятинефным. Увели-
чение его масштаба вызвало необходимость постройки новых алтарных
апсид. Стены старого собора были укреплены пилонами и связаны с но-
выми наружными стенами дополнительными арочными перемычками на уровне
хоров. В нижней части старых стен были сделаны арочные проемы,
превратившиеся в столбы нового собора. Таким образом, про-
странство старого собора слилось с галереями Всеволода. В их восточ-
ных углах были устроены приделы, а в стенах – ниши для гробниц князей
и епископов. Владимирские мастера создали более обширный храм и пре-
дали собору новый характер спокойной торжественности и величия; галереи
ниже старого собора и его закомары выступают над их зако-
марами, что предает ступенчатый характер массам храма. Ступенча-
тость усиливается выступающим над сводами квадратным основанием центральной
главы. Над галереями по углам возвышаются четыре но-
вые главы. Симметричное пятиглавие еще более подчеркивает монумен-
тальность нового храма. Окна собора размещены в верхней части стен;
южный фасад, обращенный к обрыву городского холма, имеет два ряда окон для
усиления освещения; обработка фасада рассчитана на точку зрения снизу.
Мастера усилили его пластику, врезав колончатый пояс в
толщу стены и углубив его ниши. Этот пояс опущен ниже, чем в других
стенах, чтобы смягчить оптический ракурс высоты храма при взгляде
снизу. Наружный облик Успенского собора, который был епископским
храмом, отличается строгостью. На стенах его нет скульптурных украшений, за
исключением арктурно – колончатого пояса и пилястр с
капителями. Отдельные маски и рельефы перенесены на них со стен со-
бора Андрея Боголюбского. Внутри собор был украшен новой росписью,
полы покрыты фигурной майоликовой мозайкой.
Дмитриевский собор 1193 –1197 гг. представляет замечательный памятник
архитектуры конца XII в., с изумительной силой воплотив-
шей прогрессивные идеи своего времени. Великолепие, царственное вели-чие
внешнего облика и стройности пропорций создают впечатление мо-
гучей и величавой архитектуры. В массах храма нет вертикального дви-
жения. Его строгие пилястры делят стены на три широкие доли, но не
увлекают глаза ввысь, а переходят в горизонтальное движение полу-круглых
закомар. Узкие и высокие окна прорезают верхние части стен. В плане собор
представляет четырехугольник, вытянутой по продоль-
ной оси. Он имеет четыре столба, один купол и три апсиды в виде мас-
сивных полуцилиндров, приставленных к кубу храма; плоский шлемовид-
ный купол покрыт позолоченной медью. Его внутреннее пространство
широко и спокойно, мерный и торжественный ритм могучих арок при-
дает ему величие и пышность. Стены собора внутри были украшены за-
мечательными фресками, из которых сохранились фрагменты «Страш-
ного суда» на западной стене и сводах. Наружная декорация собора нео-
бычайно своеобразна. Верхняя половина стен покрыта белокаменными
рельефами, которые украшают также барабан главы. Аркатурно –ко-
лончатый пояс густо насыщен резьбой, покрывающей даже стволы ко-
лонок. Расположение рельефов ровными горизонтальными рядами уси-
ливает впечатление неподвижности здания и тяжести стены. На неко-
тором расстоянии аркатурно –колончатый пояс благодаря насыщен-
ности резьбой сливается в широкую горизонтальную ленту. Декоратив-
ная скульптура, украшающая верхние части стен, напоминает драго-
ценную ткань с каменной бахромой колонок пояса. Декоративное убран-
ство Дмитриевского собора не дошло до нас в первоначальном виде
(есть новые вставки – результаты позднейших реставраций нарушен
первоначальный порядок размещения ). Новыми доделками является
«Крещение» на южном фасаде и большинство фигур святых в аркатур-
но–колончатом поясе(кроме правого деления северного фасада). В цент-
ральных закомарах изображен псалмопевец Давид как пророк, с подня-
той правой рукой и свитком в левой руке, окруженный рельефами с рас-
тительными мотивами, чудовищами, зверями, птицами, всадниками,
святыми и ангелами. Основная тема этой декорации также прославле-
ние творца и вселенной, представленной в виде зверей, птиц и растений.
Строчное распределение рельефов роднит замысел резного убранства с
народными вышивками и напоминает также резьбу по дереву на
крестьянских избах более позднего времени, возможно, повторяющих
древние образцы. В правой закомаре южного фасада изображено «Во-
несение Александра Македонского», а на северном фасаде, обращенном
к городу, - фигура строителя храма Всеволода на престоле с сыном на
коленях, окруженного четырьмя склонившимися старшими сыновьями.
Эти композиции должны были прославлять силу и могущества великого
Князя. В декорации Дмитриевского собора христианским сюжетам от-ведено
незначительное место (из 566 резных камней только 46 имеют
Христианскте сюжеты). Основная масса рельефов представляет изо-
бражения грифов, борьбы зверей и т. д.
Эти образы связаны отчасти с средневековой книжной литерату-
рой, бытовавшей в княжеско –боярской среде, но они, несомненно, свя-
заны и с народным творчеством, отличаются непосредственностью и
глубокой поэтичностью. Народные анимистические представления об
одухотворенности природы сочетаются здесь с прославлением ее
«творца», иллюстрируя тексты псалмов. Характерной чертой резного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|