Золотое сечение
Владивостокское художественное училище 
                                   РЕФЕРАТ 
                         на тему: «Золотое сечение» 
                                               Выполнила: Миронова С.Д. 
                                               Группа: 1-1 
                                               Принял: 
                                 Владивосток 
                                    2000 
                                 Содержание 
|    Введение…………………………………………………………………………………                         |  3 | 
|2. Золотое сечение – гармоническая пропорция…………………………………………        |4   | 
|3. Второе золотое сечение…………………………………………………………………                  |5   | 
|4. Золотой треугольник (пентаграмма)...…………………………………………………          |6   | 
|5. История золотого сечения………………………………………………………………                 |8   | 
|6. Ряд Фибоначчи…………………………………………………………………………..                      |12  | 
|7. Обобщенное золотое сечение…………………………………………………………..               |13  | 
|8. Принципы формообразования в природе……………………………………………...          |15  | 
|9. Золотое сечение и симметрия…………………………………………………………..              |17  | 
|10. Разгадка тайны золотого                                         |18  | 
|сечения.............................................................|20  | 
|.....................                                               |21  | 
|11. Золотое сечение в скульптуре…………………………………………………………              |23  | 
|12. Золотое сечение в архитектуре………………………………………………………..            |    | 
|13. Золотое сечение в живописи. Золотая спираль………………………………………      |27  | 
|14. "Необходимо прекрасному зданию быть построенным                 |29  | 
|подобно хорошо сложенному человеку"   (Павел Флоренский)……………………    |33  | 
|15. Закономерности построения пространственной композиции           |    | 
|парка……………….                                                        |    | 
|Литература..........................................................|    | 
|.............................................................       |    | 
                                  Введение 
      Человек различает окружающие его предметы по форме.  Интерес  к  форме 
какого-либо предмета может  быть  продиктован  жизненной  необходимостью,  а 
может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения  которой  лежат 
сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему  зрительному 
восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит  из 
частей, части разной величины находятся  в  определенном  отношении  друг  к 
другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление  структурного 
и функционального совершенства целого  и  его  частей  в  искусстве,  науке, 
технике и природе. 
      Еще в эпоху Возрождения художники открыли,  что  любая  картина  имеет 
определенные точки, невольно приковывающие  наше  внимание,  так  называемые 
зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина  - 
горизонтальный или вертикальный. Таких точек  всего  четыре,  и  расположены 
они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.  
                                    [pic] 
    Данное открытие у художников того  времени  получило  название  "золотое 
сечение" картины.  Поэтому, для того  чтобы  привлечь  внимание  к  главному 
элементу  фотографии,  необходимо  совместить  этот  элемент  с   одним   из 
зрительных центров. 
                2. Золотое сечение – гармоническая пропорция 
      В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух 
отношений: a : b = c : d. 
Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами: 
на две равные части – АВ : АС = АВ : ВС; 
на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не 
образуют); 
таким образом, когда АВ : АС = АС : ВС. 
      Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и 
среднем отношении. 
      Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на 
неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как 
сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший 
отрезок так относится к большему, как больший ко всему   a : b = b : c или 
с : b = b : а. 
                                    [pic] 
Рис. 1. Геометрическое изображение золотой пропорции 
      Практическое знакомство с золотым сечением начинают с деления отрезка 
прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки. 
                                    [pic] 
Рис. 2. Деление отрезка прямой по золотому сечению. BC = 1/2 AB; CD = BC 
      Из точки В восставляется перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная 
точка С соединяется линией с точкой А.  На  полученной  линии  откладывается 
отрезок ВС, заканчивающийся точкой D. Отрезок AD переносится на  прямую  АВ. 
Полученная  при  этом  точка  Е  делит  отрезок  АВ  в  соотношении  золотой 
пропорции. 
      Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью 
AE = 0,618..., если АВ принять за единицу, ВЕ =  0,382...  Для  практических 
целей часто используют приближенные значения 0,62 и 0,38.  Если  отрезок  АВ 
принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62,  а  меньшая  –  38 
частям. 
      Свойства золотого сечения описываются уравнением: 
x2 – x – 1 = 0. 
      Решение этого уравнения: 
                                    [pic] 
      Свойства золотого сечения создали вокруг этого числа романтический 
ореол таинственности и чуть ли не мистического поклонения. 
                          3. Второе золотое сечение 
      Болгарский журнал «Отечество» (№10, 1983 г.) опубликовал статью 
Цветана Цекова-Карандаша «О втором золотом сечении», которое вытекает из 
основного сечения и дает другое отношение 44 : 56. 
      Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при 
построении композиций изображений удлиненного горизонтального 
формата. 
|                              |  |Деление осуществляется        | 
|[pic]                                |  |следующим образом. Отрезок АВ | 
|                                     |  |делится в пропорции золотого  | 
|Рис. 3. Построение второго золотого  |  |сечения. Из точки С           | 
|сечения                              |  |восставляется перпендикуляр   | 
|                                     |  |СD. Радиусом АВ находится     | 
|                                     |  |точка D, которая соединяется  | 
|                                     |  |линией с точкой А. Прямой угол| 
|                                     |  |АСD делится пополам. Из точки | 
|                                     |  |С проводится линия до         | 
|                                     |  |пересечения с линией AD. Точка| 
|                                     |  |Е делит отрезок AD в отношении| 
|                                     |  |56 : 44.                      | 
|                                     |  |                      | 
|[pic]                                |  |                              | 
|Рис. 3.1. Деление прямоугольника     |  |                              | 
|линией второго золотого сечения      |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|На рисунке показано положение линии  |  |                              | 
|второго золотого сечения. Она        |  |                              | 
|находится посередине между линией    |  |                              | 
|золотого сечения и средней линией    |  |                              | 
|прямоугольника.                      |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|4. Золотой треугольник               |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|Замечательный пример «золотого       |  |                              | 
|сечения» представляет собой          |  |                              | 
|правильный пятиугольник – выпуклый и |  |                              | 
|звездчатый (рис. 4).                 |  |                              | 
|[pic]                                |  |                              | 
|Из подобия треугольников ACD и ABE   |  |                              | 
|можем вывести уже известную          |  |                              | 
|пропорцию:                           |  |                              | 
|[pic]                                |  |                              | 
|Таким образом, звездчатый            |  |                              | 
|пятиугольник также обладает «золотым |  |                              | 
|сечением». Интересно, что внутри     |  |                              | 
|пятиугольника можно продолжить       |  |                              | 
|строить пятиугольники, и это         |  |                              | 
|отношение будет сохраняться.         |  |                              | 
|Звездчатый пятиугольник называется   |  |                              | 
|пентаграммой. Пифагорейцы выбрали    |  |                              | 
|пятиконечную звезду в качестве       |  |                              | 
|талисмана, она считалась символом    |  |                              | 
|здоровья и служила опознавательным   |  |                              | 
|знаком.                              |  |                              | 
|Бытует легенда о том, что один из    |  |                              | 
|пифагорейцев больным попал в дом к   |  |                              | 
|незнакомым людям. Они старались его  |  |                              | 
|выходить, но болезнь не отступала. Не|  |                              | 
|имея средств заплатить за лечение и  |  |                              | 
|уход, больной перед смертью попросил |  |                              | 
|хозяина дома нарисовать у входа      |  |                              | 
|пятиконечную звезду, объяснив, что по|  |                              | 
|этому знаку найдутся люди, которые   |  |                              | 
|вознаградят его. И на самом деле,    |  |                              | 
|через некоторое время один из        |  |                              | 
|путешествующих пифагорейцев заметил  |  |                              | 
|звезду и стал расспрашивать хозяина  |  |                              | 
|дома о том, каким образом она        |  |                              | 
|появились у входа. После рассказа    |  |                              | 
|хозяина гость щедро вознаградил его. |  |                              | 
|Пентаграмма была хорошо известна и в |  |                              | 
|Древнем Египте. Но непосредственно   |  |                              | 
|как эмблема здоровья она была принята|  |                              | 
|лишь в Древней Греции.               |  |                              | 
|В настоящее время существует         |  |                              | 
|гипотеза, что пентаграмма – первичное|  |                              | 
|понятие, а «золотое сечение»         |  |                              | 
|вторично. Пентаграмму никто не       |  |                              | 
|изобретал, ее только скопировали с   |  |                              | 
|натуры. Вид пятиконечной звезды имеют|  |                              | 
|пяти-лепестковые цветы плодовых      |  |                              | 
|деревьев и кустарников, морские      |  |                              | 
|звезды. Те и другие создания природы |  |                              | 
|человек наблюдает уже тысячи лет.    |  |                              | 
|Поэтому естественно предположить, что|  |                              | 
|геометрический образ этих объектов – |  |                              | 
|пентаграмма – стала известна раньше, |  |                              | 
|чем «золотая» пропорция.             |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|                                     |  |                              | 
|Для нахождения отрезков золотой      |  |                              | 
|пропорции восходящего и нисходящего  |  |                              | 
|рядов можно пользоваться             |  |                              | 
|пентаграммой.                        |  |                              | 
|[pic]                                |  |                              | 
|Рис. 5. Построение правильного       |  |                              | 
|пятиугольника и пентаграммы          |  |                              | 
|Для построения пентаграммы необходимо|  |                              | 
|построить правильный пятиугольник.   |  |                              | 
|Способ его построения разработал     |  |                              | 
|немецкий живописец и график Альбрехт |  |                              | 
|Дюрер (1471...1528). Пусть O – центр |  |                              | 
|окружности, A – точка на окружности и|  |                              | 
|Е – середина отрезка ОА.             |  |                              | 
|Перпендикуляр к радиусу ОА,          |  |                              | 
|восставленный в точке О, пересекается|  |                              | 
|с окружностью в точке D. Пользуясь   |  |                              | 
|циркулем, отложим на диаметре отрезок|  |                              | 
|CE = ED. Длина стороны вписанного в  |  |                              | 
|окружность правильного пятиугольника |  |                              | 
|равна DC. Откладываем на окружности  |  |                              | 
|отрезки DC и получим пять точек для  |  |                              | 
|начертания правильного пятиугольника.|  |                              | 
|Соединяем углы пятиугольника через   |  |                              | 
|один диагоналями и получаем          |  |                              | 
|пентаграмму. Все диагонали           |  |                              | 
|пятиугольника делят друг друга на    |  |                              | 
|отрезки, связанные между собой       |  |                              | 
|золотой пропорцией.                  |  |                              | 
|Каждый конец пятиугольной звезды     |  |                              | 
|представляет собой золотой           |  |                              | 
|треугольник. Его стороны образуют    |  |                              | 
|угол 36° при вершине, а основание,   |  |                              | 
|отложенное на боковую сторону, делит |  |                              | 
|ее в пропорции золотого              |  |                              | 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 
   
 |