Принцип
трудолюбия оказывается обязательным для всех членов
общества, земной труд полностью реабилитируется. В свете идей протестантизма
тщательное исполнение своих профессиональных обязанностей становится формой
религиозного служения, реализацией Божественного призвания. Трудом здесь
именуется все, что приносит практическую пользу, измеряемую деньгами.
Деньги в системе буржуазной морали трактуются как
нравственная ценность. С одной стороны, от наличия денег зависит добродетель:
финансовое благополучие позволяет индивиду воздерживаться от особо аморальных
деяний. С другой стороны, добродетель способствует обогащению: честный и
трудолюбивый человек обогатится благодаря усердию и позитивной реакции на него
окружающих.
Принцип
патриотизма, известный и в традиционной нравственности, получил в
буржуазной морали новое наполнение (и даже сам термин был изобретен в период
Великой французской революции). В период формирования национальных государств,
Родина стала пониматься не как историко-культурная данность, доставшаяся
человеку по наследству, но как предмет его мировоззренческого выбора. Органический
патриотизм сменяется гражданским патриотизмом, который предполагает
сознательное участие индивида в делах общества, свободно основанного на
единстве интересов, активное участие в формировании социально-политического
строя своего государства (с помощью выборов и прочих демократических механизмов).
Буржуазный
нравственный образец представляет достижение в нравственном развитии
человечества (автономная саморегуляция личности, развитое моральное сознание,
общечеловеческие ценности). В то же время, буржуазная система нравственности,
как и всякая другая, несовершенна (индивидуализм все-таки вырождается в
эгоизм, деньги из нравственной ценности становятся заменителем нравственных
ценностей).
Нравственность modernity. Мораль советского общества
Советская
система нравственности может быть представлена как разновидность
нравственности modernity при сохранении многих
элементов традиционной нравственности. Поэтому в нравах советского
общества можно выделить следующие составляющие:
1. Образцы традиционной нравственности,
что неудивительно для страны, экономика которой сохраняла аграрный характер
почти до начала ХХ века, а проводимые модернизации оказались незаконченными или
неудачными;
2. По способу регуляции советская мораль
соответствовала критериям modernity, хотя по
линии ценностей буржуазная и советская системы находились в открытой
конфронтации. Проводимая политика по перемещению населения (миграция из деревни
в город, направление людей на «стройки коммунизма», переселение народов)
привела к исчезновению традиционных социальных структур (сословий, семей,
общин). В СССР было провозглашено и осуществлено равноправие людей. Советский
человек представлял собой индивидуального субъекта моральной регуляции,
который руководствовался рациональными убеждениями (коммунистическими).
Выработанные таким образом нравственные устои выдерживали почти любое жизненное
испытание: человек продолжал держаться своей морали при любых обстоятельствах.
Общность
советских людей была не локальной, как в традиционных обществах, а достаточно
широкой, это была «вся страна», «пролетарии всех стран», «все прогрессивное
человечество». Классовый характер морали считался преходящим, сущность же ее – общечеловеческой.
Предполагалось, то коммунистическая мораль – это и есть будущая мораль всего
человечества.
3. Пролетарский нравственный образец.
Поскольку
пролетариат был провозглашен господствующим классом, то его нравственный
образец получил широкое распространение. Он основывается на коллективизме,
причем этот коллективизм эпохи modernity отличается от
традиционного. Общность здесь является не органической, а механической, кроме
того, интересы отдельного коллектива подчинены интересам более широкой общности
(страны). Пролетариев характеризует солидарность с теми, кому «нечего
терять, кроме своих цепей», отсутствие частной собственности стало предпосылкой
равенства внутри этой социальной группы. Производственные условия закономерно
приводят пролетария к принципу интернационализма, что представляет
собой вторую после христианства историческую попытку утвердить моральное
равенство между народами. Это не противоречило формированию принципа патриотизма,
предполагавшего любовь к социалистической Родине. В целом пролетарский
нравственный образец носит героический характер и напоминает некоторыми чертами
нравственный образец рыцаря.
4. Марксистско-ленинская идеология, по
функциям напоминающая религиозную. Обыденное моральное сознание (зачастую
традиционное) оформлялось коммунистической идеологией с образованием таких
понятий как «советский патриотизм», «социалистический
коллективизм», «интернациональный долг», «честь коллектива» и.
т.п.
Достижениями советской морали можно считать:
·
высокое чувство долга, которое позволяло
преодолевать личные склонности и внешние препятствия во имя нравственных целей;
·
наличие нравственного идеала (коммунизм), предполагающего
реализацию в земной жизни;
·
неэгоистическую и бескорыстную мотивацию поступков;
·
общечеловеческую ориентацию.
Недостатки советской морали являются оборотной
стороной ее достоинств и неотделимы от них:
·
смешивание собственно морального идеала с социально-политическим
мешало проверять, морален ли сам политический идеал;
·
попытки осуществлять моральную регуляцию с помощью
политических механизмов и социальных институтов (партийных организаций,
собраний трудового коллектива, товарищеских судов, профсоюзных комитетов),
разрушали моральную саморегуляцию личности;
·
некорректное решение проблемы моральных целей (коммунизм)
и средств (репрессии), проводило к тому, что умение жертвовать собой оборачивалось
принесением в жертву других людей;
·
коллективизм вырождался в «подчинение личных интересов
общественным».
Современная нравственность и ее перспективы
В
данном курсе историческое развитие нравственности рассмотрено как смена и
взаимодействие исторических систем нравственности:
·
архаической системы регуляции;
·
традиционной нравственности;
·
традиционной религиозной морали;
·
нравственности modernity в
буржуазном и советском вариантах.
Современное
развитие человечества характеризуется взаимодействием нравственности modernity с традиционной нравственностью. При этом
иногда традиционная нравственность модернизируется, а иногда ценности
нравственности modernity усваиваются в рамках
традиционного способа моральной регуляции. Становление постиндустриального, информационного
общества породило тенденцию постмодернизации нравов, утверждение полного
плюрализма нравственных ценностей при крайне неустойчивом механизме моральной
регуляции. Реакцией на этот процесс стала фундаментализация морали, т.е.
усиление консервативных сторон традиционной нравственности в тех странах и
социальных слоях, которые не приемлют ценностей modernity.
1.
Каким аргументом обосновывается поведение по обычаю?
2.
Какие виды табу Вы знаете?
3.
К кому следует проявлять уважение, согласно
традиционной нравственности?
4.
В состав какой исторической системы нравственности
не входит принцип трудолюбия?
5.
В состав какой исторической системы нравственности
не входит принцип патриотизма?
6.
В состав какой исторической системы нравственности
не входит принцип патриархальности?
7.
В состав какой исторической системы нравственности не
входит принцип коллективизма?
8.
Какая историческая система нравственности
называется традиционной?
9.
Что предполагает принцип индивидуализма в этике?
10.
Что предполагает принцип коллективизма в этике?
Основные понятия:
императивность; обобщенный характер требования, всепроницающий характер
регуляции; неинституциональная регуляция; личностная форма морального
требования; мораль; антиномии в морали; моральный закон; всеобщность нравственного
требования; общество; личность; свобода; структура морали; моральное сознание;
нравственный поступок; нравственные отношения; добро; долг; ригористическая
традиция; совесть; честь; достоинство; моральные чувства; норма; нравственное
качество; нравственный принцип, нравственный идеал; высшие моральные ценности;
гуманизирующая функция; регулятивная функция; ценностно-ориентирующая функция;
познавательная функция; воспитательная функция.
С
первого взгляда мораль выглядит как некоторые правила поведения: по отношению к
другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются в
повелительном наклонении: указывают не на то, что есть, а на то, как должно
быть. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью
(от лат. imperative – повелевать).
Моральные
нормы не содержат рецептов на все случаи жизни, они носят обобщенный
характер. В отличие от обычая, который регламентирует все детали поведения, или
права, которое стремится сформулировать свои статьи предельно четко и строго,
мораль указывает общее положительное направление в поведении, которое индивид
конкретизирует, применительно к ситуации. Предельно обобщенное требование
морали одно: делай добро! Значение более частных нравственных представлений
зависит от общей ориентации мировоззрения: например, принцип трудолюбия в
традиционной, буржуазной и советской морали имеет разное наполнение.
Моральные
требования имеет всепроницающий характер: нет такой сферы, где
моральная регуляция не действует, нет такого явления, которое не подлежало
бы моральной оценке. Эта особенность также отличает мораль от обычая и права,
имеющих локальное распространение и регулирующих вполне определенные сферы
отношений.
Для
поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это неинституциональная
регуляция. В то время как для поддержания правопорядка есть соответствующие
органы: прокуратура, милиция, суд, в морали эту функцию берет на себя общественное
мнение и совесть индивида. По большому счету внешний контроль в морали не
действенен, она держится на самоконтроле личности и общества.
Моральные
требования имеют личностную форму, т.е. это требования, обращенные
личностью к самой себе. Они функционируют тогда, когда стали собственным
убеждением человека. Поэтому форма морального требования: «я должен…» (а не «ты
должен…», как мы обычно говорим друг другу).
Итак,
мораль представляет собой способ неинституциональной регуляции человеческого
поведения с помощью требований, имеющих личностную форму, обобщенный и
всепроницающий характер.
Наряду
с перечисленными простыми признаками, мораль обладает также набором
противоречивых свойств.
Антиномии в морали
Антиномия (в логике) – это такое
противоречие между суждениями, каждое из которых логически доказуемо. Антиномии
в морали – это противоречивые свойства морали, наличие каждого
из которых можно подкрепить логическими аргументами.
Первая антиномия в рассуждении о морали
возникает тогда, когда мы задаемся вопросом об авторе нравственных правил.
Во-первых,
общество требует от личности соответствующего поведения. Однако само общество
может быть плохо устроено, и руководствоваться совершенно аморальными принципами.
Вряд ли личность должна уважать «мораль» тоталитарного государства или «мораль»
общества бандитов. Оценивая общественные нравы, мы сравниваем их с неким
«истинным образцом», которому и должно соответствовать хорошее общество.
Во-вторых,
человек сам выступает для себя моральным авторитетом, руководствуется
собственными суждениями по поводу добра и зла. Однако, задумываясь над тем,
какие правила морали мы считаем своими, мы неизменно обнаруживаем, что человечество
выработало их давным-давно, и они вовсе не являются нашим личным изобретением.
Придерживаясь тех или иных нравственных воззрений, мы считаем, что они не
просто нравятся нам, но что они еще и правильные, имеют объективно положительный
смысл.
В-третьих,
источником нравственных правил может считаться Господь Бог. Между тем, вопреки
догматической установке, на протяжении истории люди продолжают предъявлять к поведению
Бога моральные требования, словно обладают некой «объективно правильной»
меркой, независимой ни от Господа, ни от них самих.
Получается,
что с одной стороны, моральные правила исходят от личности, общества или
Бога, и в этом смысле субъективны.
С другой стороны, моральный закон существует так, как будто он не имеет
автора, он исходит от каждого и в то же время ниоткуда, не опирается ни на чей
авторитет. Моральное и аморальное различаются по критериям, независимым от
общественных, личных и даже божественных вкусов. Несмотря на то, что мораль
существует в повелительном наклонении, повелителя на самом деле нет. Моральный
закон, подобно закону природы, формулируется как безличный, объективный
по содержанию.
Итак, моральный закон существует как
объективный, но действует благодаря субъективной убежденности личности, общества
или иного субъекта. В то же время из всех субъективных убеждений
личности к морали относятся те, которые могут претендовать на объективный
статус.
Вторая антиномия возникает тогда, когда
знакомишься с нравами разных времен, разных народов, классов, сословий, коллективов.
С одной стороны, наблюдается бесчисленное
множество представлений людей о добре и должном, отражающих исторические условия,
образ жизни и групповые интересы. У всех есть «своя мораль». С другой
стороны, каждая историческая система нравственности считает «свою мораль»
всеобщей, общечеловеческой, моральные правила формулируются как универсальные.
Всеобщность нравственного правила не означает, что все люди его
выполняют или хотя бы разделяют (таких правил вообще нет). «Одинаковое» во всех
системах нравственности образует набор банальных истин, такая «общая» для всех
мораль оказалась бы бедной, примитивной, ограниченной в своем применении. Всеобщность
нравственного требования подразумевает, что если некое правило заявлено как
моральное, субъект обязуется исполнять его по отношению ко всем без
исключения людям; «свою мораль» реализовать как универсальную, а не
требовать ее соблюдения от других.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|