Даосизм (VI-III вв.
до н.э.). Легендарный основатель – Лао-цзы. Главный текст – «Дао дэ цзин»
(«Книга о дао и дэ»).
Центральное
понятие даосизма – дао («путь») – безличный мировой закон, по
которому движутся все вещи и должен двигаться человек. Жить по дао означает
«следовать естественности», не искажать своими действиями порядок вещей в мире,
следовать принципу недеяния (у-вэй). Недеяние подразумевает не
ничегонеделание, а особые гармоничные действия, абсолютно адекватные многообразным
проявлениям дао в конкретной ситуации. Не следует активно «творить добро», а
тем более делать зло, так как и то, и другое искажает естественный порядок
вещей. Следующий дао не «делает добро», но естественно излучает добро, подобно
тому, как солнце излучает свет, не ставя это себе целью.
Легизм, или школа «законников»
(IV-III вв. до н.э.). Основной
представитель – Хань Фэй-цзы.
Легизм
считал мораль, основанную на «ли», ненадежным средством государственного
управления и предпочитал в качестве такового закон («фа»). Соблюдение закона
зиждется на принуждении и наказании. Абсолютизация роли права в обществе может
трактоваться и как тоталитарное подавление личности государственной машиной, и
как идеология правового государства, где перед законом все равны.
Социокультурные предпосылки этики Древней Греции.
Создание
основ научного знания можно назвать специфической чертой древнегреческой
культуры. Другой ее особенностью было формирование рабовладельческой демократии
как формы социальной жизни. Эти предпосылки обусловили:
Особенности древнегреческой этики:
1)
светская, нерелигиозная этика, опирающаяся в своих построениях на
идеалы естествознания;
2)
рационалистическая этика, которая считает разум лучшим
руководителем нравственной жизни;
3)
нравственным идеалом является мудрец, т.е. человек, обладающий
полнотой разума;
4)
индивидуалистическая этика, согласно которой задача личности
состоит в максимальном самораскрытии своих возможностей. В большинстве
этических учений подразумевалось, что такое самораскрытие идет на благо полиса,
индивидуальная этика находилась в гармонии с социальной.
Основные проблемы древнегреческой этики:
1)
проблема истинного блага: как составить иерархию благ в жизни
человека, чтобы она соответствовала нравственным критериям;
2)
проблема отношения к наслаждениям: выделение предпочтительных в
нравственном отношении наслаждений, определение статуса наслаждений при построении
нравственной жизни;
3)
проблема приобретения добродетелей, т.е. положительных
нравственных качеств, приближающих человека к истинному благу. Наиболее
почитаемыми добродетелями были мудрость, мужество, умеренность и
справедливость.
Выделенные
проблемы получили свое разрешение в ряде учений.
Основные учения древнегреческой этики.
Софисты, начали этические размышления с
того, что усомнились в существовании общезначимой морали. Относительность человеческих
суждений о благе, счастье и смысле жизни побудила их перейти к анализу
моральных явлений в противовес обыденному некритическому усвоению
нравственности как неких очевидных правил. Релятивизм софистов,
их рассуждения об относительности нравственных норм, разрушали догматические
представления о морали, однако не содержали положительной моральной программы.
Сократ в противовес софистам считал, что
мнения разных людей о добре относительны в сравнении с истинным понятием добра.
Задача личности – «познать самого себя», т.е. перейти от
«мнений о добре» к знанию добра, которое приобретается благодаря разуму.
Знаменитые «сократические диалоги» показывают, каким образом разум может
проясниться до понимания истинной, а потому единственной и всеобщей
нравственности. Разве, зная истинный путь жизни, кто-нибудь пойдет
безнравственным? Таким образом, для Сократа быть мудрым и быть нравственным –
одно и то же. Безнравственность же – разновидность безумия. Все люди желают
блага, значит, никто не делает зла по своей воле, зло – это ошибка в суждении,
ведущая, как и всякая ошибка к несчастью.
Сократические школы унаследовали от рационалистической этики Сократа идею достижения
счастья через мудрость, однако, разошлись в конкретной интерпретации данной
моральной программы. Киренаики считали высшим благом удовольствие,
и чувственные удовольствия предпочитали духовным. Разум при этом служит тому,
чтобы избегать страданий, связанных с избытком наслаждений. Киники
же (самым знаменитым из которых был Диоген Синопский) отождествляли высшее
благо с внутренней свободой, в том числе свободой от удовольствий. Аскетический
образ жизни Диогена стал способом его индивидуалистического самовыражения, чем
отличался по смыслу от религиозного аскетизма.
Платон – ученик Сократа, развивший идею
своего учителя о существовании абсолютного добра. Согласно Платону, подлинное
добро как идеальный образец существует в «мире идей», на земле же –
его бледные подобия, копии, тени. Задача личности – познать идею добра с
помощью разумной части души, которая припоминает тот образец
добра, что когда-то созерцала в «мире идей», когда сама была идеей. Чувственные
удовольствия затемняют разумную часть души, поэтому злоупотреблять ими не
следует. Индивидуальная этика у Платона дополняется социальной: теорией идеального
государства, само устройство которого укрепляет добродетель граждан.
Аристотель – ученик Платона –
классифицировал античное знание, выделив при этом учение о добродетелях в
особое учение – этику, написал ряд специальных этических сочинений и, таким
образом, конституировал этику как философскую дисциплину. В отличие от Платона,
Аристотель считает, что этика – это не наука, постигаемая лишь с помощью
разумной части души, а практическое знание о том, как стать счастливым
благодаря добродетели. Добродетель достигается с помощью разумной части
души, которая управляет страстями (подобно тому, как возница управляет горячими
конями), правильно направленные страсти не вредят нравственности, но являются
ее необходимым элементом. Быть добродетельным – значит знать «золотую
середину» между крайностями, одна из которых состоит в недостатке какого-либо
качества, а другая – в избытке того же самого качества (так мужество является
серединой между трусостью и безумной отвагой). Главная же добродетель разумной
части души – это мудрость, а интеллектуально-созерцательный образ жизни, жизнь
мудреца, представляет собой нравственный идеал.
Итак,
этические системы Древнего мира сформулировали базовые парадигмы в осмыслении
этической проблематики.
Христианство
привнесло ощутимые новации в интерпретацию нравственной жизни:
1)
в противовес античному идеалу мудреца, христианство обращено к простым людям,
«нищим духом»;
2)
мировая религия провозгласила равенство людей перед Богом, выработала
понятие «ближнего»;
3)
источником морали считается голос Бога в душе личности (то, что в современной
морали называется совестью), что позволяет ей самостоятельно принимать
нравственные решения;
4)
главным мотивом нравственного поведения провозглашается любовь (а не
разум, как полагала античная этика);
5)
выдвинут целостный нравственный идеал – Иисус Христос, а не просто набор
добродетелей, как это было в древнегреческой этике;
6)
новый нравственный идеал предполагал и новые добродетели: веру, надежду,
любовь, а также смирение, кротость, милосердие, всепрощение. Таким образом,
впервые была сформулирована идея гуманизма как сострадательного отношения к
конкретному человеку.
Средневековая
этика стала подробным интеллектуальным обоснованием христианской нравственной
позиции. При этом обнаружился ряд этических проблем:
·
проблема оправдания Бога за существующее в
мире зло, разработанная в рамках теодицеи (учения о
богооправдании);
·
проблема соотношения божественной благодати и свободной
воли человека в его нравственном поведении;
·
проблема спасения души.
Августин Блаженный – представитель этики средневековья. Августин Блаженный (IV-V вв.) последовательно разрешил указанные
проблемы с христианских позиций. Его личный опыт обращения в христианство в
возрасте 33 лет стал основой бескомпромиссного следования доктрине.
Согласно
Августину, источником морали является Бог, и только Бог. Такая позиция в этике
называется теоцентрической. Сама воля Бога и есть нравственность.
При этом Бог не связан никакими нравственными правилами, в противном случае
существовали бы правила превыше Бога, а это невозможно по определению. Все, что
исходит от Бога, – благо, поэтому наш мир – наилучший из всех возможных, и
подлинного зла в нем нет. Зло трактуется Августином как недостаток добра,
испорченное добро, меньшее добро в сравнении с большим и, наконец, человеческая
точка зрения на происходящее: то, что человеку кажется злом, в целокупности Божественного
замысла оборачивается добром. В целом источник зла не в Боге, а в человеке и
его свободной воле, в ее неправильном употреблении. Правильное употребление
свободной воли заключается в свободном следовании воле Бога. Спасение души, по
Августину, целиком зависит от Божественной благодати. С точки зрения этики
парадоксально, что спасение человека не связано напрямую с его земными
поступками, но является актом ничем не обусловленной Божественной милости.
Предпосылками этики Нового времени (17-19 вв.)
были:
·
буржуазные товарно-денежные отношения и формирование класса свободных предпринимателей, что придавало этике
буржуазные черты;
·
математическое естествознание, методы которого были перенесены в сферу гуманитарных наук.
Особенности этики Нового времени:
I. По образцу естественных наук, нравственность
начинает выводиться из природы человека, в этике такой подход называется натуралистическим.
Наблюдения за природой человека привели мыслителей к постановке следующих
вопросов:
а) природа человека является доброй или злой:
·
Т.Гоббс считал,
что человек от природы зол, «человек человеку волк». Исходным состоянием
человечества была «война всех против всех», которая была прекращена с помощью
разума. Во избежание самоуничтожения люди заключили общественный договор,
передав государству функцию обуздания природной злобы индивидов с помощью
закона и силы;
·
Ж.-Ж.Руссо
полагал, что человек от природы добр, но его портит цивилизация,
насаждая в нем неестественные потребности и страсти, в частности, привязанность
к собственности. Естественное добротолюбие может быть воссоздано с помощью общественного
договора, когда под защитой правового государства люди смогут позволить
себе следовать своей природе.
б) нравственная природа человека является
разумной или чувственной:
·
Р.Декарт и
Б.Спиноза, следуя рационалистической традиции,
полагали, что человек в морали подчиняется разуму, от степени
совершенства последнего зависит нравственное развитие человека;
·
Д.Юм, А.Смит, Э.Шефтсбери относились к сенсуалистической традиции в этике и
придерживались взгляда, что в основе нравственного поведения лежат нравственные
чувства: благожелательность, симпатия, взаимность.
II. Этика Нового времени обосновала самоценность
человеческой личности (под которой понимался по преимуществу буржуазный
индивид), автономию ее морального поведения. При этом обнаружилась проблема: как
совместить эгоизм автономного индивида с требованиями общественной морали.
Были предложены следующие варианты решения:
·
Т.Гоббс: обуздать эгоизм индивида с помощью государственной морали;
·
Ж.-Ж.Руссо: вернуться к естественности, при этом автономия личности сохранится, а
эгоизм исчезнет;
·
Б.Мандевиль
показал в «Басне о пчелах», что общественное благоденствие (в буржуазном
обществе) существует благодаря порокам отдельных индивидов (стремление к
обогащению развивает производство и финансы, честолюбие способствует выдвижению
государственных мужей и т.п.). Подлинная же мораль была бы гибельной для
общественного процветания, поэтому она становится лишь формой общественного
притворства, под покровом которой эгоисты осуществляют свои интересы;
·
«Теория разумного эгоизма» (К.А.Гельвеций)
исходила из того, что каждый человек от природы
эгоист. Но разумный эгоист понимает, что следовать общественной морали
выгодно ему самому, поскольку выполнение человеком нравственных норм гарантирует,
что люди, выполнят такие же нормы по отношению к нему (подобно тому, как это
происходит по буржуазной экономической схеме товар–деньги – товар).
Этика
Нового времени стала идейным обоснованием Великой Французской буржуазной
революции.
Заслугой
И.Канта (1724-1804) является создание теории морали,
определение ее специфики по сравнению с другими социальными и духовными
явлениями. Кант выступил против натурализма: мораль не вытекает из
природы человека, мораль вменяется ему в обязанность, главное ее понятие – долг.
Но как возможно, чтобы человек, который по природе своей следует склонностям и
стремится к счастью, исполнял долг?
Для
ответа на этот вопрос Кант воспользовался своей философской конструкцией,
согласно которой бытие разделяется на два слоя: «вещи-для-нас» и «вещи-в-себе».
I. Человек как «вещь-для-нас», т.е. в сфере
явлений, выглядит, как обыденное существо, стремящееся к счастью. При этом
он не свободен, связан обстоятельствами и совершает поступки легальные, но не
моральные. К легальным относятся:
·
правовые поступки,
совершаемые из страха перед законным наказанием;
·
целесообразные
поступки, совершаемые из стремления к пользе;
·
приличные поступки,
совершаемые из уважения к общественному мнению.
Все легальные поступки совершаются не ради них самих, а ради чего-то другого,
к чему они ведут, они не самоценны.
II. Человек как «вещь-в-себе», т.е. в
сущности своей, свободен для совершения собственно моральных
поступков. Ведь свободен тот, кто живет по закону, порожденному собственной сущностью.
В этом слое своего бытия человек способен следовать долгу как своему собственному
внутреннему закону. Моральный долг вменяется индивиду не извне, а изнутри.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|