5.
Избегайте менторского тона. Недопустимо поучать
партнера. Основной метод - убеждение.
6.
Принятие. Постарайтесь принять другую сторону и
будьте открыты для того, чтобы узнать нечто новое от партнера.
Успех переговоров во многом определяется
умением задавать вопросы и получать исчерпывающие ответы на них. Вопросы служат
для управления ходом переговоров и выяснения точки зрения оппонента. Правильная
постановка вопросов способствует принятию нужного вам решения. Существуют
следующие виды вопросов. Информационные вопросы предназначены для сбора
сведений, которые необходимы для составления представления о чем-либо.
Контрольные вопросы
важно использовать во время любого разговора, чтобы выяснить, понимает ли вас
партнер. Примеры контрольных вопросов: «Что вы об этом думаете?», «Считаете ли
вы также, как и я?». Направляющие вопросы необходимы тогда, когда вы не хотите
позволить собеседнику навязать вам нежелательное направление беседы. С помощью
таких вопросов вы можете взять в свои руки управление ходом переговоров и
направить их в необходимое вам русло.
Провокационные
вопросы позволяют установить, чего в действительности хочет ваш партнер и верно
ли он понимает положение дел. Провоцировать - значит бросать вызов,
подстрекать. Эти вопросы можно начинать так: «Вы уверены, что сможете ...?»,
«Вы действительно считаете, что...?»
Альтернативные
вопросы представляют собеседнику возможность выбора. Число вариантов, однако,
не должно превышать трех. Такие вопросы предполагают быстрый ответ. При этом
слово «или» чаще всего является основным компонентом вопроса: «Какой срок
обсуждения подходит вам больше всего - понедельник, среда или четверг?».
Подтверждающие
вопросы задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если ваш партнер пять раз
согласился с вами, то на решающий шестой вопрос он также даст положительный
ответ. Примеры: «Вы придерживаетесь того же мнения, что ...?», «Наверняка вы
рады тому, что...?»
Встречные вопросы
направлены на постепенное сужение разговора и подводят партнера по переговорам
к окончательному решению. Считается невежливым отвечать вопросом на вопрос,
однако встречный вопрос является искусным психологическим приемом, правильное
использование которого может дать значительные преимущества.
Ознакомительные
вопросы предназначены для выявления мнения собеседника по рассматриваемому
вопросу. Это открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Например: «На
какой эффект вы рассчитываете при принятии этого решения?».
Вопросы для ориентации задаются,
чтобы установить, продолжает ли ваш партнер придерживаться высказанного ранее
мнения. Например: «Каково ваше мнение по этому пункту?», «К каким выводам вы
при этом пришли?».
Однополюсные
вопросы - подразумевают повторение собеседником вашего вопроса в знак того, что
он понял, о чем идет речь. При этом вы убеждаетесь, что вопрос понят правильно,
а отвечающий получает время для обдумывания ответа.
Вопросы, открывающие переговоры,
весьма важны для эффективного и заинтересованного обсуждения. У партнеров по
переговорам сразу же возникает состояние положительного ожидания. Например:
«Если я предложу вам способ, с помощью которого можно быстро решить проблему,
ничем при этом не рискуя, заинтересует вас это?».
Заключающие
вопросы направлены на скорейшее положительное завершение переговоров. При этом
лучше всего сначала задать один-два подтверждающих вопроса, сопроводив их
непременно дружеской улыбкой: «Смог ли я убедить вас в выгоде этого
предложения?», «Убедились ли вы, насколько просто все решается?». А затем без
дополнительного перехода можно задать вопрос, заключающий переговоры: «Какое время
реализации этого предложения вас больше устраивает - май или июнь?»
Успешное ведение деловых бесед и переговоров
во многом зависит от соблюдения партнерами таких этических норм и принципов,
как точность, честность, корректность и такт, умение выслушать (внимание к
чужому мнению), конкретность.
Точность. Одна
из важнейших этических норм, присущих деловому человеку. Срок договоренности
необходимо соблюдать с точностью до минуты. Любое опоздание свидетельствует о
вашей ненадежности в делах.
Честность.
Включает не только верность принятым обязательствам, но и открытость в общении
с партнером, прямые деловые ответы на его вопросы.
Корректность и такт. Не исключает настойчивости и энергичности в ведении переговоров при
соблюдении корректности. Следует избегать факторов, мешающих ходу беседы:
раздражения, взаимных выпадов, некорректных высказываний и т.д.
Умение выслушать.
Внимательно и сосредоточенно слушайте. Не перебивайте говорящего.
Конкретность.
Беседа должна быть конкретной, а не отвлеченной, и включать факты, цифровые
данные и необходимые подробности. Понятия и категории должны быть согласованы и
понятны партнерам. Речь должна подкрепляться схемами и документами.
И последнее, негативный исход деловой беседы
или переговоров не является основанием для резкости или холодности при
завершении переговорного процесса. Прощание должно быть таким, чтобы в расчете
на будущее позволило сохранить контакт и деловые связи.
Лекция № 3
Стили общения в деловой сфере
Задачей данного раздела является сравнительный анализ
приемов и характеристик двух стилей общения: принципиального по существу и
принципиального по форме. Общей характеристикой делового стиля является
ориентированность на получение конструктивного результата, связанного с
обсуждением спорного положения. Конструктивным будем называть такой результат
общения, который складывается из оптимального комбинирования позиций участников
коммуникативного процесса.
Это соответственно характеризует и то, что называется
конструктивной коммуникативной деятельностью. Таковой будут любые формы
взаимодействия по обсуждению спорного положения, которые своей целью имеют
достижение оптимального комбинирования всех позиций. В отличие от этого силовой
стиль общения имеет своим результатом подавление или подчинение одной из позиций
и торжество другой. Разновидности силового стиля – твердый (конфликтный) стиль
и борьба (конфронтация), указывают лишь на меру конфликтности, связанную с
пределами допустимых, действий. Альтернативы силового стиля – мягкий стиль и
сотрудничество, в отличие от делового стиля, достигают соглашения не
оптимизацией конструктивных результатов, а компромиссами, маневрами позиций,
конвенциями.
Существует один общепринятый критерий, которому нет
удовлетворительного названия. Он позволяет различать способы общения,
осуществляемые на основе объективных оценок, фактов, непредвзятого отношения к
делу и партнеру от соглашений, которые таковыми не являются. По сути – это
основной вопрос делового общения, не зависит от того, что конкретно обсуждают
партнеры. Скажем так, о чем бы стороны не договаривались, но если они не решили
для себя этот основной вопрос делового общения, они могут либо просто не
сдвинуться с места, либо, сорвавшись с места, сделать движение по пути к
соглашению неуправляемым и тем самым опасным.
Основной вопрос делового общения можно сформулировать
так: позиции сторон определяются отношением к проблеме (спорному положению) или
они определяются отношением к оппоненту. В зависимости от того или иного
решения этого вопроса возникают совершенно разные представления о том, какой
смысл мы вкладываем в понятие «деловое общение» или «делового» стиля работы.
В одном случае мы действительно имеем дело с взвешенным,
хотя может быть и разным по накалу страстей, но обсуждением спорного положения.
Это и есть деловой стиль. В другом случае речь идет не об обсуждении проблемы,
а об обсуждении или даже осуждении носителей тех или иных взглядов. И даже если
участники этого обсуждения и подводят свои позиции под общий знаменатель, тем
не менее, это не деловое общение. Это может быть названо как угодно: сговор,
альянс, соглашение, союз, конъюнктура. Но никак не деловое общение.
Принципиальное различие этих двух моделей, проистекающее
из того или иного решения основного вопроса делового общения, дает их
объективную или субъективную экспозицию. А это в свою очередь предполагает, что
какова природа этого процесса, таковы его и методы. Если последовательно
рассмотреть два способа решения основного вопроса делового общения, то можно
отметить следующее. Основным принципом всяких деловых общений (т. е. такой
деятельности, которая основана на обсуждении спорного положения самого по себе,
безотносительно к тому, как это сказывается на взаимоотношениях между
партнерами) будет следующий:
Отношение к проблеме не зависит от отношения
к оппоненту.
Реализация данного принципа связана с применением еле
дующих, более частных приемов и методов:
а) выявление проблемы в «чистом» виде, т.е. в том
качестве, какова она есть, невзирая на то, что о ней думают и
как к ней относятся все остальные стороны конфликта, в том числе,
независимо от того, какое о ней сложилось собственное мнение или
предубеждение; (понятно, что реализовать в полном объеме такой объективистский
посыл редко представляется возможным). Но, если к этому не стремиться,
есть опасность, что альянсы и соглашения никогда не трансформируются в
деловое общение;
б) оценка проблемы, исходящая из объективных критериев,
а не характеристик любого, в том числе, и собственного интереса и намерения;
(эта позиция тоже обычно реализуется с трудом. И следует заметить, что основные
трудности, которые приходится преодолеть в деловом общении, – это
не борьба с противником, оппонентом.
Это борьба с самим собой, это усилия,
требуемые для того, чтобы преодолеть собственный субъективизм, предвзятость,
претензию на то, что собственная точка зрения является единственно
правильной и имеющей право на существование. Поэтому при
формулировании позиции представляется необходимым развести объективную оценку
и субъективные намерения и цели. Нужно показать, что при всем объективном
видении проблемы позиция характеризуется, прежде всего, своими
конкретными целями и идеалами. И это понятно и естественно. Но если к
субъективированной экспозиции целей и идеалов добавится еще и предвзятое
субъективное видение проблемы, то ожидать из всего этого
конструктивного решения проблемы, не представляется возможным;
в) независимая экспертиза ситуации, которая сложилась в
силу различия позиций (независимая экспертиза по сути предполагает первый шаг
подведения различных целей под общее основание);
г) определение собственной позиции, исходя из того,
что она характеризуется выражением позиционного интереса, а не претензией на
абсолютную истину, субъективно понимаемой правотой или правом силы (деловое
общение с партнером, который «зациклен» на чувстве собственной правоты,
практически невозможно, а если и возможно, то крайне неприятно. Изначально в
таком процессе не существует равенства и паритета. В них одна сторона
изначально претендует на особо оговоренное право, приоритет,
благоприятствование);
д) формулирование отношения к позиции оппонента, исходя
из принципиального равенства взглядов, оснований, воззрений, позиций.
Альтернативой рассмотренным выше характеристикам
является следующий принцип:
Отношение к проблеме формируется через призму отношения
к оппоненту.
Это принцип противоположного свойства. Он задается
субъективной экспозицией решения основного вопроса переговоров. Реализация
этого принципа, превращающего обсуждение спорного положения из переговоров в
сговор, характеризуется своими приемами и методами:
а) спорное положение рассматривается лишь под углом
зрения ответа на вопрос римского права «Кому выгодно?», т. е. проблема не
вычленяется в «чистом виде», а лишь как проявление намерений и интересов
противоположных сторон;
б) оценка спорного положения дается исходя из личного
субъективного интереса без учета общезначимых оснований;
в) принимается во внимание лишь позиционная экспертиза,
все остальные экспертные оценки исключаются;
г) собственная позиция определяется в соответствии с
представлением о «позиционном перевесе» («Эта позиция является правильной
потому, что это моя позиция»);
д) оценка позиции оппонента осуществляется на том же
основании «позиционного перевеса»: позиция оппонента не достойна правоты уже
потому, что это позиция противника.
Лекция № 4
Принципиальность по
существу: императивы делового обсуждения
Естественно то, что принципиальность по существу – это
прежде всего позиция, основанная на отношении к проблеме, а не на отношении к
оппоненту. Это необходимое, но не достаточное требование. Остальные требования
сформулируем в виде простых императивов делового стиля / общения.
Императив 1. «Поставьте себя на место партнера». Фишер
и Юри, предлагающие этот принцип как основной, утверждают, что мы видим
мир в зависимости от того, с какой колокольни на него смотрим. Действительно,
люди склонны верить в то, что им более близко, и видеть то, что они хотят
видеть. Это проявляется в тенденциозном подборе информации, селекции и оценке
фактов, в их предвзятой интерпретации. Каждая сторона в деловом общении склонна
видеть только лишь достоинства своей позиции и не замечать ее недостатки (а
если и замечать, то стремиться завуалировать их субъективными представлениями о
целях и намерениях). Речи о достоинствах позиции оппонента, как правило, вообще
не идет.
Авторы известной книги «Путь к согласию или переговоры
без поражения» отмечают, что способность видеть ситуацию такой, как она
представляется другой стороне, является важным элементом искусства делового
стиля. На наш взгляд, это вполне можно сформулировать как императив
принципиального, делового стиля ведения делового общения.
Данный императив включает в себя ряд более частных
предписаний и норм делового стиля общения. К их числу можно отнести следующее:
Предписание 1.
Требуется не только максимально объективно
констатировать то, в чем заключается воззрение противоположной стороны, но и
разобраться с тем, чем определяется такой взгляд.
Это предписание побуждает отдать отчет в том, на какой
основе оппонент придерживается определенных взглядов. Для этого требуется
аналитическое измерение и экспертная оценка его позиций. Первое дает
вертикальную экспозицию сущности разногласий: корни конфликта, в том числе его
исторические предпосылки, сущность спорного положения и перспективы его
развития и разрешения. Экспертиза указанной ситуации дает горизонтальную экспозицию:
соотношение сил и их заинтересованность, характеристика существующей и
возможной конъюнктуры, стоимостное выражение затрат, вложений и возможных
потерь от конфликтного развития событий, оценка позиционных и взаимных выгод от
согласованных решений.
Это предписание, при всем его детальном измерении, и
есть реальное основание объективности рассмотрения. Ибо в деловом общении
объективность не методологический принцип, а практические отношение.
Предписание 2.
Необходимо разобраться с тем, насколько обоснованы
претензии и притязания сторон, в том числе и свои собственные претензии и
притязания.
Взгляд на собственную позицию глазами противника
помогает более непредвзято оценить собственные претензии и притязания, а равно
и ожидание исходов. А это значит – соизмерить оправданность позиции, меры ее
уступчивости и твердости.
Деловое общение – это прежде всего достижение
взаимопонимания. Есть такая французская поговорка: «Понять – значит простить».
Естественно, в коммуникативном процессе речь не идет о взаимном прощении (хотя
иногда без этого и не обходится). Но вместе с тем, взаимопонимание в общении
имеет свою цену. Ею является выгода соглашения. Можно выдвигать различные
критерии взаимопонимания: психологическую совместимость, согласованность
смысловых кодов взаимопонимания, общий интерес и цель, взаимную выгоду и т. п.
Императив 1, требующий поставить себя на место партнера, является
своеобразной рефлексией переговорческого процесса, дающей возможность не только
понять своего партнера, но и быть понятым им. А это наиболее надежный путь
достижения прочного и долговременного соглашения.
Знание и адекватная оценка возможностей партнера тесно
связаны с объективной самооценкой. Ошибка, допущенная в оценке, говорит либо о
некомпетентности, либо о нежелании узнать партнера. На этом пути, конечно, нет
взаимопонимания. Неадекватная самооценка характеризует завышенный уровень
притязаний и претензий, их ничем не подкрепленную амбициозность, а может быть
даже и фантазерство, прожектизм. А это все не совместимо с деловым стилем
переговоров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|