Вопрос. «Есть ли смысл заняться этим?», «Как
мы должны это сделать?». Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать
обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы
он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны выражать добрую волю и
быть достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут
воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.
«Доброволец». «Кто хочет это сделать?». Подходит
для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но, тем не менее, она
должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет
соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.
Приведем
ряд черт, присущих хорошим подчиненным. Хорошие подчиненные:
·
в отношении с
начальством создают атмосферу взаимного стремления
·
к выполнению
поставленной задачи;
·
достаточно
уверены в себе, чтобы спорить с начальником и быть
·
корректными оппонентами;
·
исполняют приказы
начальника, не становясь при этом раболепными;
·
вносят свой опыт,
умение и знания в работу коллектива, не стремясь
·
занять место
других его членов;
·
верны своему
начальнику и целям, стоящим перед коллективом,
·
в то же время,
сохраняя способность трезвой оценки и конструктивной
·
критики;
·
уходят, когда
становится очевидным, что они больше не могут поддерживать ценности и цели
организации либо ее руководителя.[13,с. 131-132]
Этика делового общения
в отношении подчиненного к своему начальнику
Общее этическое правило
поведения можно сформулировать следующим образом: "Относитесь к своему
руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши
подчиненные".
Используя те или иные
этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим
союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим
недоброжелателем.
Вот несколько необходимых
этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с
руководителем:
• Старайтесь помогать
руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы,
упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в
этом в первую очередь.
• Не пытайтесь навязывать
руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши
предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то
приказать, но можете сказать: "Как вы отнесетесь к тому, если бы…?»
• Если в коллективе
надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное
событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей
старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.
• Не разговаривайте с
начальником категорическим тоном, не говорите всегда только "да" или
только "нет" Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит
впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит "пет", служит
постоянным раздражителем.
• Будьте преданы и
надежны. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет
устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки
нельзя предвидеть.
• Не стоит обращаться за
помощью, предложением и т.д. "через голову", сразу к руководителю
вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше
поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению
начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш
непосредственный руководитель потом случае теряет авторитет и достоинство.
• Если вас наделили
ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что
ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы
действий. [21]
Этика делового общения
между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы)
Можно сформулировать
следующим образом: "В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как
вы хотели бы, чтобы он относился к вам". Если вы затрудняетесь, как вести
себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.
Применительно к
коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые
нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других
подразделений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и
отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются
соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это
люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В
рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя
равными по отношению друг к другу.
Вот несколько принципов
этики делового общения между коллегами:
• Не требуйте к себе
какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.
• Попытайтесь достичь
четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
• Если круг ваших
обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если
управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других,
попытайтесь сделать это сами.
• В отношениях между
коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не
сваливать вину на своих подчиненных.
• Если вас просят
временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда
недобросовестных и неквалифицированных — ведь по нему там будут судить о вас и
о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же
безнравственным образом.
• Не относитесь с
предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и
сплетни в общении с ними.
• Называйте своих
собеседников по имени и старайтесь делать это как можно чаще.
• Улыбайтесь, будьте
дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать
доброе отношение к собеседнику.
• Не давайте обещаний,
которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых
возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это
были объективные причины.
• Не лезьте человеку в
душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
• Старайтесь слушать не
себя, а другого.
• Не старайтесь
показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно
все равно выплывет наружу и встанет на свои места.
• Посылайте импульсы
ваших симпатий — словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он
вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.
• Рассматривайте вашего
коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство
для достижения ваших собственных целей'. [12, с.155-156]
Повышение уровня этики
делового общения. Существуют
различные средства и способы повышения уровня моральности делового общения. В
качестве примеров повышения показателей этичности поведения, как руководителей,
так и рядовых работников можно привести следующие: разработка этических
нормативов на предприятии, создание комитетов и комиссий по этике, проведение
социально-этических ревизий, обучение этическому поведению.
Этические нормативы
делового общения и поведения должны описывать общую систему и правила этики,
которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Эти
нормативы разрабатываются с целью улучшить деловое общение на различных уровнях
и в разных сферах деятельности организации. Цель их создания — установление
нормальной нравственной атмосферы и определение этических рекомендаций при
принятии решений. Каждое предприятие, если оно дорожит своей репутацией, будет
стремиться к тому, чтобы утвердить у себя высшие стандарты этики делового
общения, являющейся важнейшим компонентом бизнеса. [15]
Глава 2.
Социальная ответственность специалиста в сфере социально – культурного сервиса
и туризма
2.1 Характеристика
социальной ответственности
Всякий раз, когда
что-нибудь
очень хочется сделать,
остановись и подумай:
хорошо ли то, чего тебе
хочется.
Л. Толстой [22, с.115]
Международные этические
принципы стали «идеологической базой» для формулирования такого понятия, как
«социальная ответственность».
Социальная
ответственность является свойством (чертой) характера личности, наряду с
чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью и т.д. [17]
Формальное определение социальной ответственности предполагает
обязанность руководства организации принимать решения и осуществлять действия,
которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам, как общества,
так и самой компании. [28]
Заинтересованной
группой является любое
сообщество внутри организации или вне ее, предъявляющее определенные требования
к результатам деятельности компании. Наиболее важные заинтересованные группы
крупной компании, ее основные (без которых не может существовать) заинтересованные
группы – инвесторы, акционеры, работники, покупатели и поставщики.
Существуют различные
подходы к тому, как следует соотноситься организациям в отношении с их
общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Многие полагают,
что организация считается социально ответственной, если она увеличивает
прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования.
Следовательно, организация должна преследовать только экономические цели. Но
имеет место и иная точка зрения: что организация в дополнение к ответственности
экономического характера призвана учитывать человеческие и социальные аспекты
воздействия своего бизнеса на работников, потребителей и местные общины, в
которых происходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный
вклад в решение социальных проблем в обществе в целом. Общественность обычно
ожидает от бизнеса не только высоких экономических результатов, но и
существенных достижений с точки зрения социальных целей общества.
Противоположные по своему
характеру выводы из исследования проблемы, что следует понимать под концепцией
социальной ответственности, порождены спорами о целях организаций. Можно,
конечно, рассматривать организацию как экономическую целостность, обязанную
заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. В этом случае
организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг.
Но имеется и другое
мнение, согласно которому организация - это намного больше, чем экономическая
целостность. Современная организация - сложная часть окружения, включающего
множество составляющих, от которых зависит самое существование организации. К
таким компонентам относятся местные общины, потребители, поставщики, средства
информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также
работники фирмы и держатели ее акций. Эта многоплановая общественная среда
способна активно влиять на достижение организацией ее целей. Отсюда организации
приходится уравновешивать свои экономические цели с экономическими и
социальными интересами тех, кто составляет среду.
Организации несут
ответственность перед обществом, в котором функционируют. Они обязаны
направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам, жертвовать на
благо общества. Сейчас уже сложились определенные представления о том, как
обязана вести себя организация, чтобы быть добропорядочным членом обслуживаемых
сообществ. Организации должны активно действовать в таких сферах, как защита
среды обитания, здравоохранение и общественная безопасность, гражданские права,
защита интересов потребителя и т. п. Бизнес обязан быть социально
ответственным. [22, с. 114-116]
Концепции социальной роли
бизнеса постепенно начали изменяться в 50-х гг. Именно тогда появился первый
основательный труд на темы социальной ответственности. В книге "Социальная
ответственность бизнесмена" Хоуард Р. Боуэн рассмотрел, как концепция
социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание
более широких социальных целей при принятии деловых решений способно приносить
социальные и экономические выгоды обществу. [13, с. 170]
Важно сделать различие
между юридической и социальной ответственностью. Под юридической
ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам
госрегулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация.
Как известно, существуют тысячи законов и нормативов. Организация,
подчиняющаяся этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным
образом. Но это не означает, что она будет считаться и социально ответственной.
Социальная
ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень
добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Этот
отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне требований, определяемых
законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям
социально ответственного поведения относятся: благотворительность; развитие
корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного
сообщества; дополнительное (т. е. сверх предусмотренного законом)
информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное снятие
своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др. [13, c.170]
Аргументы в пользу
социальной ответственности:
·
Благоприятные для
бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие
жизнь местного сообщества или устраняющие необходимость государственного
регулирования в этой сфере, могут быть в собственных интересах предприятий в
силу выгод, обеспечиваемых самим участием в жизни общества. В обществе
благополучном, с социальной точки зрения, благоприятнее условия для
деятельности бизнеса. Даже если краткосрочные издержки в связи с социальными
действиями высоки, в долгосрочной перспективе они способны стимулировать рост
прибыли, так как у потребителей, поставщиков и местного населения формируется
более привлекательный образ предприятия.
·
Изменение
потребностей и ожиданий широкой общественности. Связанные с бизнесом социальные
ожидания ныне радикально изменились. Вовлеченность компаний в решение
социальных проблем становится и ожидаемой, и необходимой.
·
Наличие серьезных
ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Бизнес располагает
значительными людскими и финансовыми ресурсами, что обеспечивает предпосылки для
передачи части их на социальные нужды.
·
Моральное
обязательство социального ответственного поведения. Предприятие является членом
общества, поэтому нормы морали должны управлять его поведением. Подобно
индивидуальным членам общества компания должна действовать социально
ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества.
Поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны
исходить из правил социально ответственного поведения, чтобы поддерживать
общество, основанное на упорядоченности и законности. Несмотря на все
вышесказанное, многие выступают против социальной ответственности, ссылаясь на
следующие обстоятельства:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|