Этика и социальная ответственность специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма
ГОУ ВПО Ульяновский Государственный Университет
Факультет гуманитарных наук и
социальных технологий
Кафедра педагогики профессионального
образования и социальной деятельности
Курсовая работа
Тема: Этика и социальная
ответственность специалиста в сфере социально – культурного сервиса и туризма
Студентки 2 курса группы Т-21
Чурбановой Анастасии
Научный руководитель: старший
преподаватель, доктор
педагогических наук Шабанова О.В.
Ульяновск, 2010г.
Содержание
Введение
Глава 1. Этика специалиста в сфере
социально-культурного сервиса и туризма
1.1 Особенности происхождения этики
1.2 Принципы и нормы профессиональной
этики
1.3 Кодексы профессиональной этики
1.4 Этика делового общения
Глава 2. Социальная ответственность
специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма
2.1 Характеристика социальной
ответственности
2.2 Параметры социальной
ответственности
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Актуальность
исследования.
Бурное развитие сферы
социально-культурного сервиса и туризма на рубеже XXI века повлекло за собой массовую подготовку
специалистов в этой области.
Современный специалист в
сфере социально-культурного сервиса и туризма должен владеть не только
экономическими, управленческими знаниями и умениями, несколькими иностранными
языками, технологиями, необходимыми ему для решения задач, знаниями организации
и обеспечения контроля качества оказываемых услуг, но и навыками культуры
общения, готовностью соблюдать нормы и правила этикета, обладать рядом
профессионально важных личностных качеств (честность, ответственность,
оптимизм, порядочность, вежливость и т.д.); что определяет уровень
профессиональной культуры специалиста.
Обсуждение
профессионального статуса любой деятельности начинается, прежде всего, с
обсуждения этических вопросов. Особенно это касается тех профессий, от которых,
так или иначе, зависит жизнедеятельность общества.
Благоприятная атмосфера в
организациях социально-культурного сервиса и туризма продуктивно влияет на её
результаты, перестраивает человека, формирует его новые и потенциальные
возможности.
Этика в туризме строится
на взаимных отношениях с учетом знаний о себе и о других людях, на основе
развития способности чувствовать не только свое состояние, но и понимать
переживания других.
Профессиональная этика –
это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему
профессиональному долгу. [19, с.14]
Применительно к сфере
социально-культурного сервиса и туризма профессиональная этика специалистов,
работающих в ней, представляет совокупность специфических требований и норм
нравственности, реализующихся при выполнении ими профессиональных обязанностей
по обслуживанию клиентов. Профессиональная этика преследует своей целью
сформировать у работников понятие своего профессионального долга и чести,
привить навыки культуры общения, как с клиентами, так и со своими коллегами. [10]
Профессиональная этика
должна быть неотъемлемой частью подготовки каждого специалиста.
Задача профессионала
высокого уровня состоит в том, чтобы гармонично сочетать свои личные моральные
ценности с ценностями, принятыми за норму в профессиональном кругу.[10]
В основе профессиональной
этики в сфере социально-культурного сервиса и туризма лежит направленность на
удовлетворение человеческих потребностей, уважение к человеку, его профессии,
стилю и образу жизни.
В бизнесе этика
затрагивает вопросы социально ответственного поведения организации и множество
вариантов поведения управляющих и управляемых.
Понятие о социальной
ответственности организации, в общем случае, включает производство продукции и
оказание услуг надлежащего качества, соблюдение прав персонала на труд,
выполнение требований к безопасности и гигиене труда, участие в социальных
мероприятиях, добросовестное ведение бизнеса. [26]
Следование высоким
стандартам социальной ответственности, не позволяющим неэтичного поведения,
требует не только мужества отстаивать свои моральные принципы, но также и
наличие таких принципов. Задача социальной ответственности – создать и
поддержать в обществе благоприятное мнение о компании.
Данной проблемой
занимались такие ученые: Гусейнов А.А., Солоницина А.А., Саак А.Э., Пшеничных
Ю.А., Буйленко В.Ф., Авилова Н.А., Уткин С.С., Белякова Г.И., Аванесова Г.А., Семенов
А.К., Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К., Набоков В.И., Журавлев В.В.
Объект исследования – специалист в сфере социально-
культурного сервиса и туризма.
Предмет исследования – этика и социальная ответственность
специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Цель работы – рассмотреть этику и социальную
ответственность в деятельности специалиста в сфере социально-культурного
сервиса и туризма, выявить их влияние на деятельность организации в целом.
Задачи работы:
·
Представить
теоретический материал на тему: «Этика и социальная ответственность специалиста
в сфере социально – культурного сервиса и туризма»;
·
Изучить
литературу по данной теме;
·
Рассмотреть
этические нормы и принципы в деятельности специалиста;
·
Рассмотреть
кодекс профессиональной этики работников;
·
Рассмотреть
принципы этики делового общения;
·
Определить
особенности понятия «социальная ответственность»;
·
Выявить основные
принципы социальной ответственности специалиста;
·
В заключении
сделать выводы.
Гипотеза исследования – Если специалист в сфере социально-культурного
сервиса и туризма будет обладать принципами и нормами этики и социальной
ответственности, то эффективность производства организации будет повышаться,
возрастет её конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.
Методы исследования:
·
Анализ
использованной литературы по предмету исследования
·
Синтез полученной
информации
·
Создание выводов
по выявленной проблеме
Обоснование структуры
работы и описание основных разделов:
Данная курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1.
Этика специалиста в сфере социально – культурного сервиса и туризма
1.1 Особенности
происхождения этики
Этика
(ëthicá от
ēthos - обычай, нрав, характер) - это совокупность принципов и норм
поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным
предметом изучения этики является мораль.
Мораль
– это нормы и правила,
предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.
Слово
«этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos».
Смысл обоих слов – нрав, обычай. В отличие от простого обычая или традиции,
нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла,
справедливости и т.п. [19, с.7]
В
отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами
духовного воздействия (например, одобрения или осуждения). Свойство морали
требовать определенного поведения называется императивностью.
Наряду
с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы,
принципы, идеалы.
«Отцом»
античной этики является Сократ. Он абсолютизирует мораль, считая ее основой
достойной жизни и культуры. Только моральный человек может быть счастлив. [8, с.105]
Первой
попыткой систематизации этических идей, осуществленной на объективно - идеалистической
основе, было сделано Платоном (V – IV вв. до н.э.)
Систематическое
изложение этики как теоретической науки впервые осуществил Аристотель. Наука,
которая изучает этические добродетели и исследует, какой характер и какой образ
действий человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой (IV в. до
н.э.) Ему принадлежит первый специальный этический труд «Никомахова этика». Он
впервые построил глубокую теорию морали. В понимании Аристотеля этика – это
особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой –
научить человека, как стать добродетельным (и счастливым). Этика должна помочь
человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о
возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.
Основными
категориями этического сознания являются добро и зло. Они характеризуют положительные
и отрицательные нравственные ценности.
В
наше время этикой называется особая философская дисциплина, область знания,
изучающая мораль, применение моральных оценок в поведении человека.
Профессиональная
этика – это совокупность
определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж
профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит
выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей
в роли представителей определенной профессии.
Профессиональная
этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных
видов деятельности.
Профессиональная
этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные
принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников.
Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми,
общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит
следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в
определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться.
Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе
соответствующее личностное качество.
Профессиональная
этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая
профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей.
Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, неморальный и
даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к
действующей системе ценностей.
Основа
профессиональной этики в сфере социально – культурного сервиса – нетерпимость к
пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга. [19, с.8-10]
1.2 Основные принципы и нормы профессиональной этики
Профессиональная этика регулирует
взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат
определенные принципы и нормы, которые обусловлены нести дополнительную
ответственность, связанную с профессиональными обязанностями. [19, с.12]
Норма - это основа
высокого профессионализма.
Профессиональная этика –
это те специфические особенности нравственных норм профессиональной
деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных
условиях его профессиональной и служебной деятельности.
Профессиональные
моральные нормы – это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок
внутренней саморегуляции личности на основе идеалов. [10]
Основные нормы служебной
этики, которые должны быть присущи всем работникам сферы социально – культурного
сервиса и туризма, независимо от того, где находится их рабочее место:
·
внимательность,
вежливость;
·
выдержка,
терпение, умение владеть собой;
·
хорошие манеры и
культура речи;
·
способность
избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, успешно разрешить их,
соблюдая интересы обеих сторон;
·
обходительность,
любезность;
·
радушие,
доброжелательность;
·
тактичность,
сдержанность;
·
самокритичность
по отношению к себе;
·
готовность быстро
реагировать, удерживая в зоне внимания несколько человек или разные операции,
которые осуществляются в процессе обслуживания;
·
умение держаться
спокойно и доброжелательно даже после обслуживания капризного клиента или
напряженной смены;
·
умение избегать
неудовольствий клиентов и конфликтов;
·
уважать право
каждого человека на отдых и досуг;
·
беречь
профессиональную репутацию;
·
содействовать
развитию внутреннего и международного туризма;
·
принимать
справедливые претензии к своей деятельности;
·
уважать моральные
ценности и культурные стандарты людей, не допускать высказываний, оскорбляющих
национальные, религиозные или нравственные чувства человека.
Перечислим недопустимые
нормы поведения и личностные качества, несовместимые с профессиональной этикой
сферы социально – культурного сервиса и туризма:
·
грубость,
бестактность, невнимательность, черствость;
·
нечестность,
лицемерие;
·
воровство,
жадность, эгоизм;
·
болтливость,
разглашение приватной информации о клиентах, обсуждение с кем бы то ни было их
недостатков и слабостей;
·
неуступчивость,
желание взять верх над клиентом, подчинить его интересы своим.
Не следует стремиться к
тому, чтобы переделать или перевоспитать клиентов за время обслуживания – их
нужно принимать такими, какие они есть. Серьезные ошибки начинающих работников
в сфере социально – культурного сервиса и туризма нередко бывают связаны с
обидчивостью, с завышенными этическими требованиями по отношению к клиентам,
что свидетельствует о личной уязвимости характера таких работников. [1, с. 209-212]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|